Турист Юрий Ким-Серебряков (yurikim)

Мальдивы Ноябрь 2019

предыдущая часть

Отель

Конечно, когда вы приезжаете на короткий отдых, неважно, к морю, в экскурсионный тур, или просто провести недельку в новом для себя европейском городе, номер в отеле — не самое главное. Большую часть времени вы все равно проводите либо на пляже под пальмой, либо разгуливая по улицам с фотоаппаратом. Вы сидите в ресторанах, слушаете гида или ходите по музеям — в зависимости от ваших предпочтений.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

В отель вы возвращаетесь принять душ, отдохнуть, переночевать и быть готовым к дальнейшим приключениям.

Но все равно — это, пусть и временный, но ваш дом, который должен быть максимально уютен и удобен в рамках выделенного бюджета.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Нам в этой поездке повезло. Переписка с хозяевами отеля как-то сразу пошла у нас в дружеском ключе, мы захватили с собой для них посылки из московских магазинов, я рассказал, что мы едем снимать блог для Билетик Аэро, и в итоге, когда мы приехали, выяснилось, что нам выделили не обычный номер, который мы бронировали, а большой семейный — двухкомнатный, увеличенной площади, вмещающий аж четырех человек. Не могу сказать, что мне нужны тут дополнительные кровати, но вот площадь — точно лишней не бывает.

В номере тут есть все, что необходимо, и даже с избытком. Кроватей — аж три штуки, одна огромная двуспальная, метра два шириной, плюс пара обычных.

Кондиционер, который, конечно, необходим в таком климате, плюс еще два потолочных вентилятора, по одному в каждой комнате.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Санузел со всеми необходимыми принадлежностями — шампунь, мыло, причем не маленькие гостиничные тюбики или, не дай бог, одноразовые пакетики, а нормальные банки, которые и в руки удобно взять, и не заканчиваются в самый неподходящий момент.

Есть телевизор, который, вроде бы, даже российские каналы какие-то показывает. Точно не знаю, мы его еще ни разу не включали, да и не собираемся. А вы смотрите телевизор в отпуске?

Холодильник — небольшой, но достаточный, чтобы вместить в себя фрукты, воду и продукты из ближайшего магазина.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Шкаф для вещей, маленький комод и несколько тумбочек для всякой мелочевки.

Розетки — это, как ни странно, очень четкий признак качества отеля. Чем больше розеток в номере — тем отель лучше.

У нас розетки по всему номеру, причем очень удобно, что есть рядом с каждым спальным местом. Правда розетки английского типа, с тремя контактами, но переходники выдаются администратором по первому требованию.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Лайфхак: обязательно выясняйте заранее тип розеток в той стране, куда вы едете. Берите с собой переходник и удлинитель: заряжать сейчас приходится многое, и розеток часто катастрофически не хватает.

Еще из мебели в номере — стол, четыре прочных железных стула, журнальный столик, несколько табуреток разного вида, настенные часы, зеркала в комнатах и в санузле, картины на стенах и жалюзи на окнах.

Освещения тоже хватает, включая ночники у кровати — удобно, что можно выключить свет, не вставая к выключателю. Вентилятор в спальне, кстати, тоже управляется крутилкой у изголовья.

Из минусов отеля — в комнатах не открываются окна.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Правда отель тут, пожалуй, не виноват. Я об этом читал еще до поездки: это мальдивская традиция стоительства. Так тут практически везде, я разговаривал с другими туристами, из других отелей. Не знаю, почему так. Ну, то есть, можно было бы предположить, что это от комаров, которые тут есть, но в других странах Азии их не меньше. Там ставят сетки на окна, вешают антимоскитные сетки над кроватями, в общем, как-то справляются. Даже на соседней Шри-Ланке, которая наиболее близка по духу Мальдивам. А тут даже в самой дорогой гостинице, в самом шикарном номере, легко может окон вообще не быть. Ну, или как у нас — два небольших окошка, которые заделаны в стену наглухо, открывание не предусмотрено даже конструктивно.

Еще из минусов — в душе не было горячей воды.

Номер нам выделили, но бойлер забыли включить. Правда, по первому же требованию все сделали.

В целом, и номер, и сам отель меня вполне устраивают. Это, конечно, не какой-нибудь роскошный сетевой пятизвездник, это азиатский отель местного значения, но все, что для жизни требуется — здесь есть.

Море

Вообще, конечно, Мальдивы — дорогая страна. Даже если ехать как мы — самостоятельно, на обитаемый остров, в относительно скромный гестхауз.

Все равно билеты из Москвы совсем не бюджетные, стоимость отелей — на уровне средней Европы, цены в ресторанах — вполне московские.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Но, как это ни парадоксально, самое прекрасное на Мальдивах вам достается совершенно бесплатно.

Море здесь такое, какого я не видел до сих пор вообще нигде, даже на самых лучших пляжах Юго-Восточной Азии.

Чистое, совершенно прозрачное, непередаваемо прекрасного цвета, причем совершенно неважно — солнечная погода или пасмурная. Когда небо чистое — оно играет бликами под солнцем, когда пасмурно — оно цвета светлой лазури под темным небом, утром оно зеленоватое, днем голубое…

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Песок белый настолько, что не нагревается на солнце — даже в самое пекло по нему спокойно можно ходить босиком.
В общем, море — главная достопримечательность Мальдивских островов, и оно однозначно стоит того, чтобы сюда ехать.

Единственно, конечно, не стоит забывать несколько вещей в целях собственной безопасности:

Обязательно используйте солнцезащитный крем! Мальдивы — это почти экватор, солнце здесь злое и сгореть можно быстро.

На пляже выбирайте место в тени, где-нибудь под пальмой.

Возьмите с собой воду. На острове Тодду от пляжа до ближайшего магазина минут пятнадцать пешком.

Возьмите средство от комаров: на пляже их довольно много, особенно в тех местах, где есть тень.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

На обитаемых островах Мальдивского архипелага туристам запрещено разгуливать в купальниках по городу. Да и вообще, в излишне открытой одежде — мусульманская религия имеет жесткие ограничения на обнаженность тела, которые значительно строже, чем в России или Европе. Сами мальдивцы купаются в закрытой одежде, из-под которой видно только лицо, ступни ног и кисти рук.

Поэтому на всех обитаемых островах, куда приезжают туристы, обыччно есть бикини-бич — пляж специально для приезжих европейцев, где они имеют право купаться в привычных открытых купальниках.

Остров Тодду выгодно отличается от прочих островов тем, что на нем таких пляжей целых два, на противоположных сторонах острова. Очень удобно — где бы вы не поселились, от вас до пляжа будет не более десяти минут пешком. Впрочем, и до дальнего пляжа будет не сильно больше, поскольку от одного до другого идти минут двадцать.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

На юго-западном пляже хорошо провожать закат, он побольше, на нем есть шезлонги и гамаки, в глубине находятся душ и туалет. Дорога к нему проходит между посадками кокосовых пальм, папайи и прочих сельскохозяйственных культур.

Северо-восточный пляж поменьше и не так хорошо оборудован, поскольку появился всего пару лет назад. Зато на нем стоят качели в воде для романтических фотографий, а по утрам тут можно встречать рассвет.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

А как-то раз мы пришли на него днем, и с удивлением обнаружили, что мы одни. То есть, кроме нас, больше на пляже вообще никого не было. Я такое встречал последний раз, наверное, лет 10 назад в Таиланде, когда туристы туда еще не ездили столь массово, как сейчас.

С каждым годом найти такое место в мире становится все сложнее и сложнее. Да и на Тодду, мне кажется, скоро отдыхающих понаедет — не протолкнуться, уж больно много всего тут строится.

Но пока еще можно успеть.

Про еду

Как-то раз собирались мы на зимовку в Гоа.

Ну и, читая многочисленные рассказы, просматривая видео, и общаясь с уже бывавшими там людьми, я неоднократно сталкивался с мнением, что в Индии ужасающее движение на дорогах. Мол, все ездят как хотят, сами дороги чудовищны, техника убитая, и правил дорожного движения, как таковых, нет. Если будете брать скутер или автомобиль напрокат — вы это делаете на свой страх и риск, мы вас предупреждали.

Приехали мы, взял я мотоцикл в прокате, езжу-езжу, и не понимаю, а что не так-то? Вокруг — просто обычное азиатское движение. Суматошное, тесное, оживленное, но — вполне привычное мне по зимовкам в Таиланде и на Филиппинах.

А потом до меня дошло: отзывы-то эти писали люди, которые до того водили только в Европе и России, и для них азиатские перекрестки, с их правилами пересечения, когда смотришь в глаза едущему поперек, и чье дао тверже — тот и едет первым, для них это все дико и непривычно.

Когда мы собирались на Мальдивы, я неоднократно сталкивался с мнением, что в кафе для местных питаться невозможно — сами заведения страшненькие, еда там чудовищная и однообразная, ходите в нормальные рестораны, а то пожалеете.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Первые пару дней по приезде на Тодду мы действительно ужинали в одном из самых лучших и респектабельных ресторанов острова — Black Anchor, про который я тоже читал хвалебные отзывы перед поездкой. Тем более, оказалось, что по чистой случайности мы сняли номер в отеле, которому этот ресторан и принадлежит, так что каждое утро мы все равно тут завтракаем.

Ресторан действительно неплох, здесь подают европейскую кухню, а при желании можно заказать даже борщ с пельменями. Ну, если вы за этим приехали на Мальдивы.

Но и цены в нем вполне европейские — горячее блюдо стоит 10–15 долларов, что вообще никак не тянет на бюджетный отдых.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Слегка освоившись, мы решили рискнуть и зайти в какое-нибудь местное заведение общепита… и немедленно поняли, что отзывы просто писали люди, до того с азиатскими кафе не сталкивавшиеся.

Мальдивские кафе ничуть не хуже и не лучше тех многочисленных «локалок», в которых мы питались в Индии и Непале, Таиланде и Камбодже, в Малайзии или на Шри-Ланке.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Даже набор блюд тут точно такой же: жареный рис с разными наполнителями, жареная лапша с ними же, сэндвичи, стейки из мяса или рыбы, несколько супчиков, ну и, как дань европейской кухне — несколько видов «пасты», которая по сути та же лапша, только вареная без обжарки и в другом соусе.

Из напитков тут всегда будут несколько видов сока, чай-кофе в холодном и горячем виде, ну и шейки из тех же соков — со льдом, молоком и сахаром.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

На вкус все эти блюда тоже мало отличаются от обычной азиатской кухни. Совершенно невозможно отличить, где приготовлен этот жареный рис — на Мальдивах или, скажем, на Филиппинах. Ну, разве что тайский немного другой, хотя тоже довольно близок по вкусу.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Те, кто будет утверждать, что мальдивский рис вообще не похож на индийский — вы, конечно, тоже правы. Но это примерно как все сорта сыра разные, но с мясом ни за что не перепутать. Так и азиатский рис — он, конечно, отличается на вкус в зависимости от региона, но пловом или паэльей вы его все равно не назовете.

Стоимость еды тоже приблизительно такая же — усредненно-азиатская, горячее блюдо стоит от 2 до 5 долларов, в зависимости от солидности заведения.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Так что, если вы до Мальдив бывали в других азиатских странах, и вас там не смущали местные кафешки — идите в них смело и здесь. Никакого гастрономического шока у вас не будет, скорее наоборот — вы окончательно почувствуете себя в приятной и привычной атмосфере отдыха в тропиках Юго-Восточной Азии.

Деньги

Валюта Мальдивской республики — мальдивская руфия. Курс ее, на момент написания этого текста, составлял 15.45 руфий за один доллар США.

Но менять деньги в аэропорту или на острове — совершенно не обязательно. Здесь практически везде принимают доллары в качестве оплаты, причем даже ценники в магазинах и меню в ресторанах часто напечатаны в долларах.

Вот сдачу вам могут выдать в руфиях, по упрощенному курсу 15 руфий за доллар. Но это тоже не страшно, руфии здесь принимают тоже везде, по тому же курсу.

Номиналы купюр — 5, 10, 20, 50, 100 и 500 руфий, есть еще монеты 1 и 2 руфии.
Теоретически, одна руфия делится на 100 лари, и вам могут выдать монетку в 50, 25 или даже 1 лари, но на практике на такие мелочи никто внимания не обращает, округляя все до целых значений.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Сами купюры довольно симпатичные, цветные, на них нарисованы ракушки и лодки, сборщики кокосов, ремесленники, маяки и прочие приметы островной жизни. Никаких суровых президентов, национальных героев и грозных девизов, такими и должны быть деньги страны-курорта.

А вот с банковскими картами тут сложно, если вы, конечно, не решили отдохнуть в Мале. На обитаемых островах зачастую вы их просто не сможете применить. Скажем, на Тодду банкомат только собираются поставить в следующем году, а расплатиться картой тут почти нереально — терминалы работают плохо, связь с банком не устанавливается и с вас все равно в итоге попросят наличные.

Так что если вдруг вы приехали на Мальдивы с картой — снимайте деньги прямо в аэропорту.
Там, по крайней мере, банкоматы в порядке. Обменные пункты там тоже есть, если вдруг вы привезли с собой евро, а не доллары — с ними у вас тут будут постоянные проблемы с пересчетом курса.

Говорят, мальдивцы очень неохотно берут старые долларовые купюры, так что проверьте это перед поездкой. Ну и возьмите какие-нибудь мелкие доллары, если есть, с одними сотнями вам может быть сложно расплатиться, скажем, с таксистом или торговцем кокосами.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Рубли тут не меняют нигде, так что с ними сложно. Ну, разве что найдете соотечественников, которые уже возвращаются домой, и они согласятся продать вам немного валюты.

В целом, ничего сложного с деньгами тут нет, пересчитывать цены легко.

Снорклинг

Точно так же, как океан является главной достопримечательностью Мальдивских островов, так же и подводный мир — главная достопримечательность самого океана.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Прибрежный коралловый риф острова Тодду находится на юго-западном бикини-бич, кораллы начинаются уже метрах в пятидесяти от берега, так что никаких специальных средств, чтобы добраться до него — не требуется.

Рыбок и кораллов тут много, можно встретить черепаху, а то и не одну.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Если вы и ранее занимались снорклингом — плаванием с трубкой и маской — то проблем у вас не возникнет. Если же нет — вы должны обязательно попробовать, в этом нет ничего сложного.

Несколько простых советов:
Обязательно пользуйтесь солнцезащитным кремом. Увлекшись подводным миром, можно сильно обгореть — время при снорклинге летит незаметно, а солнце здесь жесткое. Если вы склонны к обгоранию — плавайте в футболке, чтобы защитить спину.
Подберите маску правильно. Для этого приложите ее к лицу и вдохните носом. Маска должна прилипнуть к лицу и воздух не должен проникать внутрь.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Трубку желательно выбирать с нижним клапаном, который позволит резким выдохом удалить воду, попавшую внутрь. Еще лучше — если и с верхним, препятствующим попаданию брызг.
Сейчас появились полнолицевые маски, которые выглядят как большое стекло на все лицо с короткой трубкой наверху. Они удобны для наблюдения, но несколько опасны для активного плавания. Дело в том, что вы в них дышите не непосредственно через трубку, а внутренним воздухом, в котором, при повышенных нагрузках, может накапливаться углекислый газ. На прибрежном рифе всегда можно остановиться, снять маску и отдышаться, а вот в снорклинг-турах в открытом море я бы не рекомендовал пользоваться такой маской. Особенно, если она недорогая и из дешевых материалов.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Чтобы стекла не запотевали изнутри, на них наносят специальное средство. Но есть и более простой способ: перед плаванием плюньте на стекла, разотрите, а потом промойте морской водой.
Используйте ласты. На Мальдивах вообще и на Тодду в частности, нередки морские течения, плыть против которых без ласт может быть утомительно. Да и чтобы гоняться за рыбками лучше иметь некоторый запас в скорости.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Если вы плаваете без ласт — наденьте тапочки для кораллов. Удариться ногами и поцарапаться при снорклинге можно легко — кораллы штука жесткая и острая, и находятся они довольно близко к поверхности воды.
Красивее всего подводный мир в середине дня, когда солнечные лучи пробивают толщу воды под прямым углом, играют бликами и переливаются на цветных кораллах. Но это и самое опасное для обгорания время, так что еще раз смотрите первый совет.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Трубки, маски и ласты на Тодду обычно можно бесплатно взять в отеле, оставив небольшой залог на случай утери. Это удобно, поскольку их много и у вас есть возможность выбрать подходящую.

Помимо прибрежного рифа, на Тодду есть возможность ездить в снорклинг-туры, как вокруг острова, так и подальше. Правда, это уже не очень вписывается в концепцию бюджетного отдыха, поскольку трансферы — самое дорогое, что есть на Мальдивах.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Скажем, катер до заповедника с гигантскими скатами — мантами, стоит с Тодду $700–1000. Единственный вариант съездить — подобрать компанию из восьми-пятнадцати человек в зависимости от размера лодки, тогда поездка выйдет все-таки не критически дорогой.

Причем, подбором компании и поиском лодки вам придется заниматься самостоятельно, туристический бизнес на Тодду еще не настолько развит. Есть здесь пара дайв-центров, один из них даже русский, но они возят только на дайвинг, а это уже совсем другие деньги, да и подготовка какая-никакая нужна.

О чудесах, которые случаются. Мальдивы, остров Тодду

Есть еще, конечно, вариант взять лодку и отплыть просто чуть подальше от пляжа, это стоит $35–45 с человека, но туда манты приплывают редко, и есть шанс вообще их не увидеть, а просто поплавать на чуть другом рифе с такими же точно рыбками и черепахами.

Но в принципе, даже только на домашнем рифе заниматься снорклингом здесь интересно. Красота под водой, красота снаружи — океан на Мальдивах прекрасен во всех ипостасях.