Турист Ирина (dualia1)
Ирина
была 22 апреля 2023 21:59

Павловск — Россия Сентябрь 2011

В 27 км от Санкт-Петербурга по берегам спокойной, неторопливой реки Славянки на площади 600 га раскинулся живописный пейзажный Павловский парк.

Павловск

Доехать до Павловска можно на электричке с Витебского вокзала или станции метро «Купчино» до станции «Павловск» (примерно 40 минут). Можно добраться до Павловска на маршрутке или автобусе от станции метро «Московская» или «Купчино».

В ожерелье пригородных дворцово-парковых ансамблей Павловск — самый молодой. Его история началась в 1777 году, когда Екатерина II отписала своему сыну великому князю Павлу Петровичу часть царских охотничьих угодий — 362 десятины земли. Столь щедрый подарок государыня сделала по случаю рождения внука Александра (будущего императора Александра I).

В 1780 году созданием дворцово-паркового ансамбля занялся архитектор Чарльз Камерон. По его проекту на высоком берегу р. Славянки был возведен великолепный дворец, построен ряд парковых павильонов.

Павловск

Павильон России со скульптурным изображением Марии Федоровны.

Храм Дружбы.

Вскоре после воцарения, император Павел I подарил Павловск своей супруге. Императрица Мария Федоровна знала несколько языков, увлекалась ботаникой, педагогикой, литературой, искусством, уважала физический труд, вышивала, точила изделия из слоновой кости, резала по камню, рисовала., и даже самолично варила сыры и доила коров, кроме того — родила десять детей… Вкусы и пристрастия Марии Федоровны нашли отражение в оформлении интерьеров дворца, наполненного сокровищами русского, европейского и античного искусства. На первом этаже располагались жилые комнаты и «личные покои», на втором — анфилада парадных залов, на третьем — служебные помещения.

Павловск

Дворец в Павловске действительно великолепный! Каждый раз приезжая в Павловск, я говорю себе, что на этот раз во дворец не пойду, но как только подхожу к нему, не могу удержаться, и ноги сами несут меня к билетным кассам (в итоге, я побывала там уже в четвертый раз)) Из всех дворцов Петербурга и загородных резиденций, в которых мне удалось побывать, я влюблена именно в этот дворец!

Павловск

Питая слабость к красивой посуде и засервированным столам, не могу пройти мимо столовой:

Павловск

А еще во дворце великолепная коллекция фарфора. Самый ценный экспонат из которой- туалетный прибор, подаренный Марии Федоровне французской королевой Марией Антуанеттой.

Павловск

Но как ни хорош Павловский дворец изнутри и снаружи, с его белыми колоннами и насыщенным экскурсионным содержимым, все-таки большинство посетителей Павловска хотят увидеть прежде всего Павловский парк. И пусть в нем нет нарядных фонтанов как в Петергофе или барочных растреллиевских павильонов Царского села, но по многообразию пейзажей и масштабам, он превосходит все остальные пригороды.

Территория, прилегающая к дворцу, была решена в стиле регулярного сада для придания парадности, а остальной парк имеет в основном пейзажный характер (это простота, естественность, как бы полная натуральность и как будто бы легкая запущенность, но на самом деле не менее выверенный ландшафтный дизайн), темные аллеи, пустынные берега, густые кущи, кудрявые рощи…)

Павловск

Деревья и кустарники высажены в Павловске не просто так. По канонам типичного романтического парка, они должны были укреплять чувство меланхолии. Как писало тогдашнее руководство по ландшафтному дизайну: «Деревьям и кустарникам надлежит быть с густым, а притом темным и печальным листом. Под мраком и тению таковых групп и рощей и лесов да извивает меланхолический сад лавирнифические свои дорожки…" Интересно, что такое «лавирнифические»?))

По-моему у ландшафтных дизайнеров того времени всё получилось. Павловские пейзажи действительно навевают грусть… но эта грусть светлая, лирическая, ностальгическая, романтическая… Здесь так приятно просто неспешно гулять по многочисленным живописным аллеям…. посидеть на скамейке, покормить белочек…(кстати специально для этих целей на центральной аллее продают орешки, семечки и зерна. Дирекция Павловского парка постоянно настоятельно просит не кормить белок сахаром, шоколадками, сдобными плюшками, белыми булками и т. п.)

В Павловске очень романтично и поэтично. Вот так писала о Павловске Анна Ахматова:

«Все мне видится Павловск холмистый,

Круглый луг, неживая вода,

Самый томный и самый тенистый,

Ведь его не забыть никогда.

Как в ворота чугунные въедешь,

Тронет тело блаженная дрожь,

Не живешь, а ликуешь и бредишь

Иль совсем по-иному живешь…»

И поэзия здесь не только в стихах и пейзажах, но и в названиях: Старая Сильвия, мост Кентавров, храм Дружбы, Руины, Черный пруд… И тут сразу вспоминается: «Ееееесть в графском пааарке черный пруууууд… Там лилии цветууууут…"
Неизвестно, происходили ли на берегах павловского Черного пруда драмы подобного масштаба, но, судя по его мрачному романтическому виду, что-то такое должно быть! А летом в нем купаются.

Павловск

Или вот например Молочня — мрачноватого вида строение, напоминающее таверну из «Трех мушкетеров». Сейчас здесь таверна и есть (в смысле кафе).

А в начале девятнадцатого века здесь была самая настоящая молочная ферма, где императрица Мария Федоровна доила коров. А потом делала из молока полезные экологически чистые молочные продукты. Подобное она видела у императрицы Марии-Антуанетты в Трианоне. По берегам Славянки паслись овечки, а при павильоне Молочня содержались голландские коровы, подарок Екатерины II, и козы. В полдень на крыше Молочни раздавался звон колокола, зазывавший всех отведать свежего молока с хлебом. Несколько раз в неделю Мария Федоровна в сопровождении фрейлин, одетых пастушками, отправлялась доить коров, вымытых и вычищенных к приходу хозяйки. Став императрицей, Мария Федоровна построила на краю парка Ферму с большими пастбищами, где имелись скотный и птичий дворы. При Ферме архитектор А. Воронихин спроектировал изящный деревянный павильон, где императрица устроила кабинет в бельведере. Именно здесь она вела свой дневник.

А еще Мария Федоровна очень любила цветы и за дворцом можно увидеть Личный (собственный) садик Императрицы, там растут красивые деревья, необычные кусты, причудливые садовые кустарники и масса разноцветных цветов….

Особенно Императрица любила розы, которые ей привозили из разных стран Европы.

Павловск

Благодаря заботам императрицы Собственный садик был превращен в цветущий оазис редкостных кустарников и цветов. А с появлением Розового павильона вся территория вокруг превратилась в благоухающий розарий.

Садик украшен скульптурными композициями и Павильоном Трех граций.

В отличие от Царского Села и Петергофа — представительских резиденций, содержащихся за счет казны, Павловск — частное владение императрицы Марии Федоровны и ее наследников. Этим объясняется особая, камерная, уютная атмосфера дворца, а тенистые аллеи парка, живописная долина р. Славянки, небольшие павильоны помогают на время забыть о повседневных заботах и наслаждаться красотой природы.