Турист kasheev
kasheev
был 2 июня 2023 1:49

Хелм — Польша Январь 2019

Этот рассказ завершает польскую часть моей зимней поездки. Выехав из города Замосць, мы отправились к границе, и Хелм был как раз по дороге.

Исторический центр там тесноват для автомобилиста, так что я не стал искать бесплатный общественный паркинг, а за 5 злотых поставил машину на стоянку при одном из ресторанчиков.

Нетуристическая Польша. Экскурсия в меловые подземелья города Хелм (восточная Польша)

Сразу бросилось в глаза, что здания в центре выглядят скучновато. Оно и понятно: все эти постройки относятся к XIX веку, когда город был фактически отстроен заново после очередного пожара. Выделяется на этом фоне, разве что, барочный костел, но нашей целью был не он.

Город существует с XIII века и стоит на гигантском месторождении мела, которое предприимчивые местные жители начали разрабатывать едва ли не с самого основания Хелма. Так возникла сеть подземных туннелей, которая сегодня является главной достопримечательностью города, и именно она стала главной целью, с которой мы туда приехали.

Заблаговременно отметив вход в подземелья на гугл-картах, мы довольно быстро дошли до него от стоянки, а когда вошли в фойе, я тут же обратил внимание на обилие сувениров в виде маленького привидения, продававшихся на кассе. Это Белух — хранитель меловых копей, которого, как выяснилось позже (и я это не заснял), сегодня используют в качестве бренда молочной продукции.

Хелм — меловая столица Польши (фото + видео)

Заплатив за билеты по 12 злотых, в итоге мы получили… индивидуальную экскурсию на русском. А разгадка проста: это была середина буднего дня, так что других посетителей прогнозируемо не было, а старшее поколение в Польше нередко знает русский язык. К тому же, Хелм находится совсем рядом с польско-украинской и польско-белорусской границей, так что, судя по всему, недостатка в практике у нашего гида нет.

Сама же экскурсия была, наверное, в равной степени познавательной и атмосферной. Вообще, ходить по коридорам, вырубленным в толще мела, почти так же необычно, как в толще соли, как это было двуя годами ранее в Величке.

Кое-где в меловых туннелях установлены мини-экспозиции и инсталляции, призванные проиллюстрировать добычу мела.

Хелм — меловая столица Польши (фото + видео)

Сам Белух во время экскурсии нам не встретился (в сети я видел фотографии, но, как я понимаю, это особая программа), но наш гид не скатывался в унылую лекцию и пару раз здорово над нами прикололся.

Кстати, позже он рассказал нам, что первый раз самостоятельно выбирался из подземелий около пяти часов. Вообще мужик рассказывал очень интересно и явно не был лишен чувства юмора. В общем, еще один пример того, кто когда гид с любовью относится к своему делу, его интересно слушать, даже несмотря на жуткий акцент.

Честно, я сомневаюсь, что мне удалось передать хотя бы часть атмосферы, царившей в этом месте, так что просто поверьте мне на слово, что в ту поездку посещение меловых подземелий стало одним из главных крышесносов для нас.

Прикупив на память магнит (которые я уже не первый раз зарекаюсь приобретать), мы двинулись к машине, по дороге увидев памятник белому медведю, который, согласно одной из легенд, и есть Белух. Кстати, на гербе города тоже белый медведь.

Напоследок мы заглянули в гипермаркет Tesco, где очень разочаровал алкогольный отдел (в Польше я стараюсь закупаться элитным спиртным, цены на которое там радуют), зато порадовало местное кафе, где мы недорого пообедали.

Ну, а затем наш путь лежал сначала на границу, а затем — в белорусскую деревню Каменюки, расположенную совсем рядом с Беловежской пущей. Но это уже другая история. Хелм же остался в нашей памяти как одно из самых ярких впечатлений с той поездки. Кстати, так как город расположен недалеко от границы, заскочить туда можно даже во время первой поездки в Польшу, главной целью которой должен быть (тут я не оригинален) Краков.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия