Турист Юлия Гарро (Lulik)
Юлия Гарро
была 30 марта 21:06

Черногория, Албания, Босния и Герцеговина Сентябрь 2019

Ранее я уже много была наслышана о том, что отдых без помощи турфирм и туроператоров обходится намного дешевле, но довольно долго не решалась применить этот способ на практике — всё чего-то боялась. Точнее, пару раз попробовала в отношении российских курортов, которых мне пришлось объездить немало в последние «кризисные» годы: выбираю понравившийся отель на сайте туроператора, а потом захожу уже на официальный сайт отеля и бронирую. И вот осенью 2018 года, вернувшись с очередного курорта Краснодарского края, я вдруг поняла, что в тех краях я уже посмотрела всё, что хотела, и мне уже не хочется выкидывать деньги на поездки в ту сторону.

Как следствие, возник вопрос: куда податься в 2019 году? Мой последний зарубежный пляжный отдых был в Турции в мае 2014 года (отзыв о нём я здесь размещала), также я любила автобусные туры по Европе от туроператора «Туртрансвояж», последний из которых был в том же 2014 году поздней осенью. Уже в начале года я посмотрела на сайтах и популярные пляжные направления, и автобусные туры по Европе с отдыхом на море — к сожалению, цены на них для меня ещё «кусаются»…

Короче, я поняла, что нужно что-то менять и открывать новые горизонты в плане отдыха и путешествий. И тут я вспомнила, что несколько лет назад один мой коллега по работе отдыхал со своей семьёй в Черногории «дикарём» и остался доволен. Мы на семейном совете решили — почему бы не попробовать хотя бы для начала навести справки? Работа информационно-справочного характера мною была проделана немалая: расспрашивала моего коллегу, читала в Интернете обо всех курортах Черногории, изучая плюсы и минусы каждого, читала отзывы туристов, как на туристических сайтах, так и в чатах и группах в социальных сетях. Также я присоединилась к группе в сети «В Контакте» для туристов, отдыхавших в Черногории, где задавала много вопросов участникам группы.

После изучения всей информации, полученной из перечисленных выше источников, впечатление о Черногории в целом сложилось положительное, и уже весной мы вплотную занялись поиском жилья и авиабилетов. Жильё мы выбирали на сайте www.booking.com. Самым приемлемым по цене и качеству жильём в Черногории являются частные виллы, которые представляют собой своего рода мини-гостиницы в 2–3 этажа, где в каждом номере есть балкон, санузел и кухонный уголок, если возникнет необходимость что-то приготовить самим. Конечно, при желании можно выбрать и отель, но он, как правило, выйдет намного дороже. При выборе подходящей виллы определяющими факторами для нас были цена, близость к морю и положительные отзывы туристов, которые можно было прочитать там же. В итоге наш выбор пал на виллу «Анастасия» в курортном посёлке Бечичи — пригороде Будвы (справочно: уже после отдыха я случайно узнала, что в самой Будве тоже есть вилла «Анастасия», о ней ничего сказать не могу, но это другая).

Сразу после того, как мы забронировали жильё и внесли предоплату, на мою электронную почту пришло сообщение от хозяина виллы, в котором он спросил, нужен ли нам трансфер из аэропорта, указав его цену, и попросил сообщить ему информацию о прилёте, если будет нужен.

Кстати, немножко об аэропортах Черногории и трансфере. В Черногории два аэропорта: в городе-курорте Тиват и в Подгорице — её столице. Цены на авиабилеты из Москвы в оба аэропорта примерно одинаковые, но в Подгорицу нет прямого рейса, только с пересадкой в Белграде. Некоторые туристы летят до Белграда, а оттуда едут поездом до Подгорицы или Бара (у меня тоже возникло желание в будущем так попробовать), но это уже кому как удобнее. Дело в том, что стоимость трансфера из аэропорта зависит от того, какой курорт вы выбрали: если ехать на курорты Боко-Которской или Будванской ривьеры, то ближе аэропорт в Тивате, если ехать на Барскую или Ульцинскую ривьеру, то ближе аэропорт в Подгорице. Конечно, вы доедете из Тивата и в Бар, и в Ульцинь, но стоимость трансфера будет примерно вдвое выше. Аналогичная ситуация выйдет, если вы поедете из аэропорта Подгорицы в Будву или Котор. Так что здесь выбор за вами.

Цена на авиабилеты зависят от того, летите вы с багажом или только с ручной кладью, и от того, какую авиакомпанию вы выбрали. В Тиват из Москвы летают ежедневно несколько авиакомпаний, но прежде чем забронировать понравившийся вариант, я бы посоветовала заглянуть на сайт авиакомпании, с которой планируете лететь и ознакомиться с правилами перевозки пассажиров, т. к. у каждой свои тонкости, особенно в отношении размеров багажа и ручной клади.

И ещё пара необходимых организационных моментов, о которых я узнала от бывалых путешественников. Во-первых, необходимо самостоятельно оформить страховку для выезда за границу (когда мы приобретаем путёвки через турфирму, она уже входит в стоимость), это можно сделать в любой страховой компании. Ранее летавшие туда путешественники предупреждали, что страховку могут попросить предъявить в аэропорту, но у нас никто не спрашивал. Во-вторых, по прибытии в Черногорию нужно зарегистрироваться, но это тоже не проблема, т. к. хозяева частных вилл регистрируют своих туристов сами.

Ещё один добрый совет от бывалых путешественников, к которому я прислушалась и теперь советую другим: когда бы у вас ни был запланирован отпуск, решение об отдыхе в Черногории (да наверняка и в любой другой стране тоже) следует принять до мая, т. к. с мая начинают дорожать авиабилеты. У меня отпуск был в сентябре, забронировали мы уже в апреле. Уже после я ради спортивного интереса проверяла цены на билеты на те рейсы, которые забронировала — они и на самом деле дорожали.

После того, как всё было забронировано и улажены все формальности, я отправила сообщение хозяину виллы о времени нашего прибытия. Он сразу же мне ответил, что на выходе из аэропорта нас будет ждать водитель и держать в руках табличку с нашей фамилией.

И вот наступил сентябрь, а с ним и долгожданный отпуск. В Тиват мы летели с их национальным перевозчиком «Montenegro Airlines». Этот рейс мы нашли оптимальным как по цене, так и по времени вылета. Вылет был в 13.00, что позволяло прибыть в Москву утренним поездом, затем успеть спокойно добраться до аэропорта (обойтись без ночёвок в аэропорту либо дополнительных затрат на гостиницу), а по прибытии сразу заселиться без ожиданий расчётного часа (кстати, в разных виллах он разный, но в большинстве случаев это в районе 12.00–14.00).

На посадку нас пригласили вовремя, но вылетели мы примерно на полчаса попозже. Когда мы уже сидели в салоне самолёта и наблюдали, как загружают багаж, то видели, как обнаружились два чемодана, которые, видимо, принадлежали пассажирам с какого-то другого рейса, возможно причина задержки была в этом. Правда, уже по прибытии домой я наткнулась на несколько отзывов об этой авиакомпании, в которых пассажиры рассказывали, что задержка вылета на полчаса для них в порядке вещей. Самолёт был небольшой и довольно старенький (модель Fokker-100). Зайдя в салон, я даже ужаснулась и забеспокоилась о безопасности предстоящего полёта: кругом было либо заклеено скотчем, либо запаяно проволокой. Салон был наполовину пустой, и это при том, что с нами посадили пассажиров с ещё одного рейса, который примерно в это же время должна была выполнить авиакомпания «S7» — видимо, на него было очень мало продано билетов. Питание на борту шикарным не назовёшь — скорее что-то среднее между «так себе» и «не вах», но голодными мы не остались. Самолёт в процессе полёта очень сильно шумел, что вызвало головные боли, но пилот попался аккуратный и не делал резких движений. Ещё одним дискомфортом во время перелёта было отсутствие информации о полёте на русском языке: она зачитывалась на сербском и на английском. Английский командира экипажа ещё можно было понять, а вот стюардесса говорила очень неразборчиво. Но главное, что долетели в порядке и в безопасности, пусть и не совсем комфортно. Кстати, когда самолёт начинает снижаться перед посадкой, из него открывается шикарный вид на побережье Черногории — это незабываемые впечатления!

Аэропорт Тивата маленький и довольно убогий: нет ни воздушный галерей из самолёта в аэропорт, ни автобусов, которые возят пассажиров по взлётно-посадочной полосе — спустился по трапу самолёта и ножками иди в аэропорт. Мы быстро прошли паспортный контроль и быстро получили багаж. Было одно маленькое беспокойство при выходе из аэропорта — мы сразу не обнаружили водителя машины, которая должна была доставить нас в Бечичи. Но буквально спустя 5 минут он появился, и эта небольшая задержка, скорее всего, была вызвана тем, что он припарковал свою машину не на автостоянке возле аэропорта, а чуть подальше.

По прибытии в Бечичи хозяин виллы очень радушно нас встретил, сразу заселил и зарегистрировал. Вилла была трёхэтажная плюс цокольный этаж, наш номер был на третьем этаже. В номере, как и описывалось на сайте, был и санузел, и кухонный уголок с посудой и электроплитой, и такой огромный балкон с очень красивым видом на море, какого у нас ещё не было нигде. Был ещё маленький боковой балкончик с видом на горы. Была только одна недостача — не было кухонного полотенца для посуды, пришлось его покупать в супермаркете.

Черногория – мой первый опыт зарубежного отдыха «дикарём»

Дорога на пляж на самом деле оказалась длиннее, чем казалось ранее. Вроде бы море и напротив, но по дороге к нему нужно перейти очень оживлённую главную городскую магистраль, а до обозначенных пешеходных переходов нужно пройти около 300 метров-либо в одну сторону до «зебры», либо в другую до пешеходного мостика. Кто выберет дорогу в сторону пешеходного мостика, как и мы, пусть будет готов к многочисленным подъёмам и спускам по крутым лестницам!

Пляж в Бечичах песчано-галечный: камешки на берегу, в воде по большей части песок. Вода очень чистая и тёплая, но тем, кто не умеет плавать, следует быть осторожнее, так как довольно близко глубина. Из общения с туристами, ранее отдыхавшими в Черногории, узнала одну «страшилку» Адриатического моря: якобы можно наступить на колючего морского ежа, поэтому без закрытых резиновых тапочек в море лучше не заходить. Ежей я не встречала, но меры предосторожности соблюдала и купалась в тапочках. Кстати, такие тапочки можно купить в модуле с пляжными товарами на набережной.

Общепит в Бечичах доступный и очень разнообразный, так сказать «на любой вкус и кошелёк»: есть много кафешек на набережной, по дороге на пляж есть ресторан «Старый дуб», где очень вкусная пицца на дровах. Но есть и более бюджетные способы питания. В шаговой доступности находится большой супермаркет, где продают мясные полуфабрикаты, среди которых есть и национальные блюда, например, плоская котлета плескавица и мясные колбаски чебабчичи. Покупая любой мясной полуфабрикат в этом супермаркете, сохраняйте чек, и, пройдя чуть повыше, увидите ларёк с грилем на улице, где при предъявлении чека из супермаркета вам бесплатно обжарят купленные там полуфабрикаты. Также рядом с супермаркетом есть пекарня с национальной выпечкой.

Маленькое неудобство заключалось в том, что в Бечичах нет своего продуктового рынка: до него надо было ехать на автобусе в Будву, а этот автобус ходит примерно раз в полчаса. На него мы ездили дважды — по прибытии и за день до отъезда. Обойтись без него теоретически можно, т. к. рядом с нашей виллой (даже ближе чем большой супермаркет) находился продуктовый магазин с овощной лавкой, где всегда были свежие овощи и фрукты. Но если вы захотите попробовать традиционные местные деликатесы, то нужно съездить на рынок в Будву. По дороге на рынок вы не заплутаетесь, т. к. выходить нужно на конечной остановке, а потом пройти назад два квартала. Можно спросить у любого: где «Зелена пийаца» (так называется рынок)? Единственный момент, который нужно вытерпеть, это ожидание автобуса.

О рынке в Будве писать можно долго и только хорошее. Сам рынок небольшой, но выбор очень разнообразный. Продавцы очень радушно встречают покупателей и предлагают продегустировать свой товар: сыр, колбасные изделия, домашнее вино и более крепкие напитки, фаршированные оливки и т. д. Дегустация всегда бесплатна и ни к чему вас не обязывает. Конечно, сыр, колбасные изделия и алкоголь можно купить и в супермаркете, но там пробовать не дают. Особый экзотический фрукт — это ягода магиня, которую я нигде не встречала ранее и которая является национальным символом страны. Правда, насчёт неё я слышала предостережения от местного экскурсовода по поводу того, что много её есть нельзя, т. к. с неё пьянеют.

Хочется отметить одно интересное «рыбное место», которое находится рядом с продуктовым рынком в Будве (точнее — в этом же здании, только в другую дверь заходить). Здесь покупателям предложен большой выбор свежей рыбы на любой вкус и кошелёк. Выбрал рыбку, оплатил, назвал фамилию, а через полчаса можешь забрать её, приготовленную на углях. Как раз в течение получаса можно сходить на рынок. Пока едешь назад до Бечичей, рыбка остыть не успеет — это я гарантирую, так что вкусный обед (или ужин) вам обеспечен!

Также рядом с продуктовым рынком в Будве есть большой современный торговый центр, который я нахожу отличным местом для шопинга, поскольку в нём есть и одежда, и игрушки, и пиццерия, и ещё много всего.

И немного о главной достопримечательности Будвы, которую я советую посетить всем. Это Старый город, до которого из Бечичей можно дойти пешком. Для этого нужно пройти через туннель под отелем «Панорама», а далее идти по набережной Будвы, никуда не сворачивая — минут через 20 будете в Старом городе. Место очень красивое и романтичное: крепостные стены, старинные здания, многочисленные яхты и катера на причале — всё это гарантирует незабываемые впечатления! Старый город также является отличным местом для шопинга, здесь много магазинов, кафешек, фастфуда и всего, что душа пожелает. Самый большой выбор сувениров именно в Старом городе. Назад из Старого города мы возвращались на лодке-такси, стоимость проезда до Бечичей — 15 евро.

Черногория – мой первый опыт зарубежного отдыха «дикарём»

Рядом с виллой, в которой мы отдыхали (а точнее — на первом этаже соседней виллы) находилось экскурсионное бюро. Я с детства отношусь к той категории туристов, которые любят совмещать пляжный отдых с экскурсиями, и, конечно, Черногория была не исключением. За время отдыха в Черногории нам удалось съездить на экскурсии по каньонам, а также в соседние страны — Албанию и Боснию и Герцеговину. Сами экскурсии заслуживают отдельного отзыва, поэтому не буду здесь о них подробно, скажу только, что экскурсионное обслуживание в Черногории организовано на высшем уровне и цены на экскурсии приемлемые. Туристы ездят на больших комфортабельных автобусах с кондиционерами, в случае присутствия туристов из разных стран гид даёт путевую информацию на нескольких языках. Свободных мест в автобусах, как правило, не остаётся, но и без места никто не останется. По некоторым популярным направлениям в определённые дни недели экскурсии проводятся только на русском языке, информацию об этом следует уточнять при заказе экскурсии. Правда, экскурсии в соседние страны у них только раз в неделю, поэтому на этих направлениях группа, скорее всего, будет многонациональная. Фирма, осуществлявшая экскурсионное обслуживание, называется «Montenegro Cruises». Наверняка у них есть и другие, но я пользовалась этой и осталась довольна.

С погодой нам тоже повезло. Только один день в первой половине дня полил сильный дождь с грозой, а во второй половине дня море заштормило. Но он у нас не пропал зря: мы хоть и не купались, но прогулялись по набережной до соседнего курортного посёлка Рафаиловичи

Я ни в коем случае не хочу ни создавать антирекламу, ни подмешивать ложку дёгтя, но всё-таки для того, чтобы вдруг не быть разочарованными, дам один совет: не ждите, что, прибыв в Черногорию, вы попадёте в сказку или в рай на земле — этой стране ещё до них далеко.

Во-первых, страна не отличается санитарной чистотой: довольно много мусора, особенно вдоль дорог, который не убирается в течение долгого времени. В первый день нашего приезда при первом же посещении пляжа нас «встретили» какашки, которые лежали на одной из ступенек каменной лестницы, ведущей на пляж, и которые за всё время нашего пребывания так и никто и не убрал, в результате мы «любовались» ими каждый день!

Во-вторых, что касается пляжной инфраструктуры, то здесь я не обнаружила ничего такого, чего нет на российских курортах. Если в самой Будве набережная довольно благоустроенная, то в Бечичах своей красотой и ухоженностью она во многом уступает набережным на некоторых российских курортах (например, Геленджик, Анапа или Ейск). Да, на ней есть кафешки, ларёк с мороженым, несколько сувенирных ларьков, пара модулей с сувенирами и пляжными товарами, пара детских аттракционов, но они «чередуются» с пустырями, на которых пасутся овцы. Лежаками и зонтиками на пляже можно пользоваться только за дополнительную плату (мы не пользовались). Я была в шоке от «надувных» причалов, пройти по которым, чтобы сесть в лодку или после выхода из неё, можно только имея хорошую спортивную форму и центровку, иначе плюхнешься в воду.

Черногория – мой первый опыт зарубежного отдыха «дикарём»

Со следующей проблемой Черногории я столкнулась в процессе экскурсий — это общественные туалеты в местах скопления туристов. Они там были, но представляли собой всего одну-две кабинки, не отличавшиеся чистотой, в которых зачастую отсутствовали туалетная бумага и мыло. Отсутствие санитарно-гигиенических принадлежностей — это для российских туристов не катастрофа, но вот что такое одна-две кабинки для такого количества народа: мы ездили на больших автобусах на 50 мест (свободных не было), и таких автобусов приезжало несколько одновременно. В результате при посещении достопримечательностей, если на каждую отводился час свободного времени, то полчаса уходило на очереди в туалет.

Горные дороги в Черногории — это тоже отдельная тема. Мне казалось, что после многочисленных путешествий по кавказскому серпантину и горным дорогам на турецком побережье, я видела всё и больше не боюсь горных дорог. Но, увы, я ошиблась — на дорогах Черногории сердце в пятки уходит постоянно. Они, конечно, ровные, без ям и колдобин, но очень узкие и извилистые и с большой скоростью по ним не поездишь. Например, от Бечичей до аэропорта Тиват не более 30 км, но дорога занимает около 40 минут, быстрее не получается.

И последним неудобством, недостатком, дискомфортом и т. д. был аэропорт в Тивате. О том, что он маленький и убогий, я уже говорила, но полностью прочувствовать его «убогость» удалось именно при вылете обратно. В зале регистрации билетов сидений для ожидания нет, и приходится ждать стоя, пока объявят регистрацию на ваш рейс. Нам ещё повезло, что мы нашли свободную колонну, чтобы прислонить к ней наши сумки с чемоданами и не держать их в руках. Зал зоны вылета, в котором пассажиры уже ожидают приглашения на посадку, хоть и с сиденьями, но на всех их не хватает — видимо, когда строили аэропорт, ещё не рассчитывали на такое количество рейсов. Правда, в зале имеется магазин Duty Free с довольно разнообразным выбором товаров. Когда пригласили на посадку, мы не обнаружили нашего самолёта рядом с выходом и только уже при выходе из аэропорта обнаружили, что он стоит за углом метрах в 500 от нас… Короче, мы шли пешком по взлётно-посадочной полосе, и хорошо, что пока мы шли до самолёта, никто на нашем пути не взлетал и садился!

Обратно летели с «Аэрофлотом», перелёт можно смело назвать комфортным, так как летели на новом авиалайнере А321, и, если честно, обслуживание на борту такого высокого уровня я ранее не встречала. Перед обедом всем пассажирам раздали меню, в котором, правда, на выбор было только горячее блюдо, остальное — общее для всех, но это был полноценный вкусный горячий обед. Из напитков предлагали даже вино, что тоже раньше не встречалось (правда, мы его не брали, т. к. побаиваемся пить алкоголь в полёте). Единственный недостаток: бортпроводники сначала целый час развозили обеды пассажирам, а потом целый час забирали у них мусор и грязную посуду — я считаю, что обслуживать нужно чуть быстрее.

Подводя итоги, смело могу сказать, что, несмотря на некоторые описанные выше недостатки, отдых в Черногории мне понравился, и я не прочь туда вернуться, потому что: во-первых, есть море, в котором можно купаться; во-вторых, есть, куда сходить и что посмотреть; в-третьих, здесь рады всем гостям, не зависимо откуда они приехали.

Черногория – мой первый опыт зарубежного отдыха «дикарём»

И в заключении я хочу рассказать о том, что можно привезти из Черногории. Пять главных гастрономических гостинцев, которыми знаменита Черногория, — это твёрдый сыр, вяленое мясо (пршута), традиционные алкогольные напитки, мёд и оливковое масло. Мёд мы покупали во время экскурсии по каньонам, где по пути заезжали на пасеку, там же можно купить и очень приятный на вкус и полезный сироп от кашля. Все остальные продукты можно купить на продуктовом рынке в Будве, о котором я рассказывала выше, где, как я уже говорила, всё дают дегустировать.

Алкоголь помимо рынка можно купить и в супермаркете, а красное сухое вино из винограда vranac, которое считается едва ли не местным брендом, можно также купить в аэропорту в магазине Duty Free. Вина у них есть на любой вкус, а любителям покрепче наверняка понравится ракия, которая тоже бывает разная, так что всё зависит от вашего вкуса. Хочу обратить ваше внимание, что из Черногории разрешено вывозить 3 литра алкоголя на человека (только в багаже) и в целом 6 литров на человека любые жидкости (мёд тоже считается жидкостью).

Помимо продуктов в Черногории можно купить качественные кожаные изделия и шерстяную и трикотажную одежду. Ну, а сувениры там можно найти на любой вкус и кошелёк, и они не ограничены традиционными магнитиками, кружками и брелками. Маленькое предупреждение: не подбирайте камешки и ракушки на пляже — их обязательно изымут в аэропорту при таможенном досмотре!

Завершая свой отзыв, я смело могу сделать вывод, что отдых «дикарём» — это не страшно, хоть и немножко рискованно, и это работает, нужно только захотеть! Так что если вы хотите получить незабываемые впечатления за гораздо меньшие деньги, то не бойтесь, дерзайте, и вы не пожалеете!