Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Гижицко, Миколайки — Польша Август 2011

Уже давно повелось, что в апреле—мае у нас недельная вело поездка. В 2020-ом выбор пал на Мазуры, изумительный по красоте озерный край Польши, оставивший замечательные впечатления от посещения в августе 2011 года. Это не было целевой вело поездкой на Мазуры, мы возвращались с путешествия по Прибалтике, остановившись в Миколайках переночевать и… остались на три дня, за которые удалось охватить лишь малую толику многочисленных достопримечательностей этого удивительного озерного края.

Мазуры находятся на северо-востоке Польши в границе: восток — Сувалки; запад — Ольштын; на севере — Калининградская обл.; на юге Писская пуща и Нидское озеро. Это и есть Мазуры, где сосредоточено более 3000 озёр, большинство которых соединено реками или искусственными каналами.

Красивый ландшафт Мазур давно облюбовали туристы, особенно Большие Мазурские озёра. Для любителей парусного спорта, путешествий на байдарках, на велосипедах или верхом на лошади — это настоящий рай. Развитая туристическая инфраструктура, готические замки и костелы, природа, сохраненная в первозданном виде, ландшафтные парки, самая большая стая лебедей на озере Лукайно — все больше привлекают туристов в этот регион.

Мазуры — край 3000 озер

К десяти самым большим мазурским водоемам относятся: Снярдвы, Мамры, Езёрак, Даргин, Негоцин, Кисайно, Рось, Талты, Нидское, Сельмент-Вельки. Снярдвы занимает первую позицию в списке самых огромных озёр Польши, его еще называют мазурским морем, с размерами 22 на 13,4 километра, где с одного берега невозможно различить очертания противоположного.

Мазуры — край 3000 озер

По побережью озера Снярдвы проложена велодоржка, длиной чуть более 90 километров.

Самое длинное озеро на Мазурах — Езёрак (27 км). Большинство озер соединено реками или каналами. Самыми посещаемыми являются Августовский и Эльблонгский каналы.

Мазуры — край 3000 озер

На Мазурах узкие асфальтированные или грунтовые дороги, особо не разгонишься. Но что восхитило, так это дорожные аллеи, где даже плохую трассу можно простить, проезжая по этой красоте. На одной из таких дорог произошел интересный случай, поздно вечером перед машиной неожиданно выскочил крупный заяц и помчался впереди по дороге. Гудки и остановка с выключенными фарами ничего не дали, заяц сидел на дороге, вжавшись в асфальт, при включении фар вновь бежал дальше. Пришлось остановиться, выключить фары и согнать длинноухого с дороги.

На берегах озёр множество кемпингов, но большинство представляет собой просто платные лужайки для палаток, без туалетов, душевых и прочей цивилизации. Эта сторона туризма ещё «буксует» в Польше. Сразу отвечаю на вытекающий вопрос — зачем платить за лужайку, если можно… нельзя, это территория национального парка и просто приехать и поставить палатку, где душа захотела — запрещено и карается большими штрафами, можно лишь в строго отведенных для этого местах.

Мазуры — край 3000 озер

С трудом нашли нормальный кемпинг недалеко от города Миколайки, считающимся обычным в Германии, но 4-х звёздочным в Польше: изумрудный газон под палатку; уютный ресторанчик; небольшое количество туристов; собственный песчаный пляж. Каждое утро начиналось, а вечер заканчивался, купанием в озере, при отличной погоде +23, тёплой и чистейшей воде, мы были единственными купальщиками на пляже озера. Возможно, раннее утро и поздний вечер просто не купальное время для отдыхающих, но мы выезжали из кемпинга до 9, прибывали после 20.

Кемпинг расположен на берегу не самого большого по мазурским меркам озера Талту, но когда устроились и вышли на пляж, были поражены его величиной (22 км. в длину!) и чудесным видом заходящего солнца.

Мазуры — край 3000 озер

Три дня для знакомства с Мазурами совершенно недостаточно, кроме целодневной прогулки по озерам, посетили несколько городков, миниатюр-парк и исторический шлюз на Мазурском канале.

Туристический городок Миколайки расположен на стыке двух озер: Моколайкского и Тарты, поэтому здесь для прогулок выбирают живописные набережные и мосты. С причала Миколайки отправляются туристические катера, лодки и парусники по различным направлениям, всё зависит от вашего времени, кошелька и желания, что посмотреть.

Мазуры — край 3000 озер

Мы взяли тур на катере Миколайки — Гижицко, 12 евро с человека на целый день. Проплыли множество озёр и каналов, полюбовались красивейшим ландшафтом, лебедями, бобрами, яхтами, мостами через каналы.

Мазуры — край 3000 озер

Гижицко — городок небольшой, впрочем как и все остальные населенные пункты на Мазурах, рассыпанные как горох между многочисленными озерами. Для общего представления озерного ландшафта, публикую фото Гижицко сверху, взятое в интернете.

Мазуры — край 3000 озер

В Гижицко дали только час на знакомство с городом, возможность уплыть следующим катером не согласовали заранее. Успели не много: посмотреть поворот уникального моста на Лючанском канале и пообедать. А вот погулять по красивой набережной со средневековым замком, времени не хватило.

Знаменитый поворотный мост на Лучанском канале был построен в 1898 году. Рядом с мостом средневековый замок Летцен и крепость Бойен.

Мазуры — край 3000 озер

Kрасотой ландшафта и маковых полей можно любоваться вечно.

Мазуры — край 3000 озер

На окраине Растенбург расположен интересный миниатюр-парк с военным музеем. Здесь представлены исторические памятники Мазур в масштабе 1:25. Парк довольно большой, ежегодно пополняется и определенно сто̀ит посещения.

Ordensburg в Нидице.

Hochschloss в Лидзбарк.

Ordensburg в Мальборк.

План музея под открытым небом гитлеровской ставки «Волчье логово». Для знакомства необходимо 2–3 часа, которых у нас не было, в мае обязательно посетим.

Мазуры — край 3000 озер

Долго искали замок в стиле барокко в Дёненхоф, даже в деревне, где находился замок, не знали о его существовании, он затерялся в лесу и представлял довольно жалкую картину. Нашли тётку, охраняющую этот «шедевр» и за копейку полазили вокруг. В парке миниатюр замок выглядел лучше.

В миниатюр-парке.
В реале.

Растенбург. В 1329 году тевтонские рыцари возвели крепость на холме со сторожевой башней, Rast на прусском. Это и дало названию поселения и стало датой основания города Растенбург. Нынешнее название — Кентшин, город получил после присоединения к Польше летом 1945-го. Город небольшой, все достопримечательности обойти можно за день: готический костел; тевтонский замок, где можно подняться на старинную башню; базилика св. Георгия; ратуша и миниатюр-парк.

Костел св.Георгия.

Ратуша.
Тевтонский замок.

Мазуры до второй Мировой войны были немецкой территорией, поэтому названия населенных пунктов Польши, да и Чехии, оставленные прежними в немецких картах, совершенно иные на польских и чешских. После поездок муж подписывает фотографии с немецкими названиями, что при написании отчета создает немалые трудности для меня.

Грандиозная стройка века — шлюзы на Мазурском канале. У Гитлера были большие планы, связанные со строительством шлюзов, но ему не удалось осуществить их. Шлюзы начали возводить ещё до Первой мировой, прорыли каналы, заполнили водой, практически готовые сооружения после Второй мировой войны оказались на территории Польши и России, у которых не было денег на их восстановление, так и стоят эти колоссы, постепенно разрушаясь от времени.

Мазурский канал.

Мазурский канал в Восточной Пруссии, длиной чуть более 50 километров, был построен в 1764 — 1776 годах и соединял озеро Мамры с рекой Лавой. Было построено десять шлюзов, в настоящее время пять из них находятся в Польше, пять — в России. Колоссальные затраты Германии «улетели в трубу», а необыкновенно интересная история строительства шлюзов, требует отдельного изложения.

На Мазурском канале расположено 10 шлюзов, по пять в обоих странах. Мы посетили один в Lesniewo, самый дорогостоящий шлюз на Мазурском канале. Разница увиденного в натуре и в парке-миниатюр поразила, здесь всё выглядит значительнее и мощнее. В следующий приезд хотим посетить все пять шлюзов, расположенных на польской стороне Мазур.

Парк диких животных в Ниден, хорошо разрекламированный, огорчил. За 9 евро с человека три часа водили по парку, час из которых прошёл в ожидании, когда вся группа перелезет через заборы, которые разделяют территорию с разными животными. Таких «переходов» было несколько, а в группе дети и старики. Когда узнали, что здесь живут в основном животные — инвалиды, стало совсем грустно: орёл со сломанным крылом; слепой волк, хромой лось, несчастная рысь… . И грязь, грязь, грязь, за такую сумму входного билета могли бы переходы и тротуарчики сделать.

После Германии и Прибалтики, в Польше был «праздник живота», обед на двоих с пивом обходился в 8–10 евро, а уютные ресторанчики, кафе, пабы, корчмы, выглядели как музей местных умельцев.

Хотите посмеяться, загляните в слайд-шоу.

Мазуры — великолепное место для тех, кто желает отдохнуть хорошо и дёшево, покупаться в чистейших озёрах, поплавать по красивым каналам на лодке, яхте или катере, взять напрокат велосипед или машину и покататься по окрестностям со множеством достопримечательностей, отведать вкуснейшую и разнообразную польскую кухню.

Как добраться: из Варшавы поездом или автобусом до городов Ольштын или Гижицко. Оттуда по всем населенным пунктам ходят местные автобусы.