Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Германия. Баварские каникулы

Бад-Пирмонт, Ганновер, Нюрнберг, Бамберг, Ансбах + 6 городов — Германия Декабрь 2019

Мои рассказы о путешествии по Баварии:

Германия, Бад Пирмонт. «Пивал и я воды пирмонтские…»

Германия. Нюрнберг. Прикоснуться к прекрасному…

Германия. Бамберг. Франконский Рим

Германия. Ансбах, Донауверт. Два маленьких города

Германия. Ротенбург-на-Таубере. Город вечного Рождества

Германия. Нердлинген. Маленький красавец…

Германия. Регенсбург. Рыцарский город

Германия. Аугсбург. Город до нашей эры…

Германия. Мюнхен. Небаварская Бавария

Вся эта история началась с того, что мы решили съездить в гости к родителям мужа, в немецкий Бад Пирмонт. Открытый Шенген жег карман, толкая в дорогу, накопленные мили ничего не имели против того, чтобы стать полновесными билетами, отели, по предварительной информации, могли порадовать скидками, рождественские базары в рекламе и вовсе не нуждались, и трудности возникли лишь с длинным списком вожделенных баварских городов, которые надо было как-то упорядочить, собрав в логичный маршрут и отсеяв (да что там отсеяв, вырвав из сердца, будет вернее) те, что не помещались в отведенное на путешествие количество дней.

Германия. Баварские каникулы

Доверив мужу вылавливать перелеты и решать, что будет выгоднее — потратить мили или поймать скидку, я засела за самое важное и, мусоля карандаш, принялась составлять список городов. Результат ужаснул даже меня своей нереальностью, поэтому пришлось отдаться на милость расписанию немецких железных дорог и начать кромсать мечту по-живому. В итоге осталось совсем чуть-чуть, но клятва, данная мне мужем, что все остальные города мы обязательно когда-нибудь да посмотрим, немножко утешила.

В этот раз наш маршрут выглядел так: Ганновер — Бад Пирмонт — Нюрнберг — Бамберг — Ансбах — Ротенбург-на-Таубере — Донауверт — Нердлинген — Аугсбург — Мюнхен.

Германия. Баварские каникулы

Оставшееся время прошло в изучении карт, штудировании рассказов бывалых и ненавязчивом выяснения у свекрови, не собираются ли они куда-нибудь уехать. Да, мы решили нагрянуть сюрпризом, положительные эмоции добавляют здоровья, а ждать — это всегда мучительно долго.

Перелет Воронеж-Москва-Ганновер был самым слабым звеном в нашем путешествии. Погода упрямо пугала густыми туманами, аэропорт стращал отмененными рейсами, риск не успеть со стыковкой становился все реальнее, а надежда, что декабрь разгонит непогоду морозами, таяла на глазах. Однако жизнь решила, что этого будет маловато и ранним утром в день вылета какая-то зараза надумала позвонить в аэропорт и сообщить о его минировании. Процесс эвакуации пусть и не самого большого аэропорта, с вывозом всех на автобусах, с обнюхиванием собачками и с судорожным высчитыванием, успеем мы на пересадку или нет — не тот опыт, что я порекомендую каждому. Почти два часа заняла вся эта нервотрепка, и пробежку из терминала в терминал в Москве пришлось совершать в очень бодром темпе (хорошо, что мы не поленились взять билеты на самый ранний рейс, опасаясь подвоха от погоды!). К моему большому удивлению, путешествие, начавшееся со взбудораженных нервов, дальше пошло как по маслу, и на этом все неприятности закончились…

Германия. Баварские каникулы

Ганновер, на который мы изначально отводили некоторое время для поверхностной экскурсии, в окончательном варианте было решено пропустить. К родителям мужа мы летим не последний раз, самая короткая дорога лежит через Ганновер, значит, когда-нибудь его да посмотрим. Как бы не была энергична моя свекровь, годы есть годы и приходит время, когда проще ждать гостей дома, чем самой прыгать с электричек в самолеты. Поэтому сразу из аэропорта мы отправились в Бад Пирмонт.

Бад Пирмонт — небольшой курортный городок в Нижней Саксонии, известный на всю Германию своими целебными источниками, возвращающими недужным здоровье, а постаревшим молодость.

Германия. Баварские каникулы

Жизнь там течет тишайше, заставляя приноравливаться к ее неспешному темпу всех, кто приезжает в город. Понятно, что несмотря на всю компактность городка, приехать на пол дня или на один полный день было бы очень неправильно, да и кто бы нас отпустил так быстро. Уже на второй день мы гуляли по городу не задумываясь, где повернуть и куда пойти, ноги сами выучили маршруты и охотно ходили кругами, регулярно сворачивая в роскошный Курпарк, настоящую красу и гордость Бад Пирмонта, не меркнущую даже зимой.

Германия. Баварские каникулы

Продегустировав все подряд целебные воды из источников, дабы излечить заболевшее и омолодить постаревшее (для жителей Пирмонта 90 лет не возраст, и за местными бабулями поди угонись — чем вам не реклама местных вод), порадовав родителей ежевечерними визитами и погуляв по местным достопримечательностям еще и с ними, мы неплохо отдохнули и были готовы к новым подвигам. Дальше начиналась Бавария…

Нюрнберг стал первым городом, откуда мы ежеутренне оправлялись на встречу с новым и интересным. Выезжать приходилось ранним утром, чтобы максимально полезно проводить короткий световой день, а возвращаться назад в полной темноте, поэтому самому Нюрнбергу досталось не очень много времени. Что-то из недосмотренного в прошлом году мы увидели, но город зовет к себе снова, обещая, что скучно не будет.

Германия. Баварские каникулы

Рождественскую ярмарку я никак не могла обойти стороной, и несмотря на их обилие в этот раз, нюрнбергская осталась для меня номер один, и по радующему глаз разнообразию, и по вкусу глювайна, как называют немцы глинтвейн, и по закупленным обновкам для елки. Гулять по ней удобно, перехватывать на бегу еду не очень дорого, а толпы туристов как-то умудряются рассосаться на просторах ярмарки, а не стремятся оттоптать тебе ноги и облить зазевавшегося сладким глювайном.

Германия. Баварские каникулы

Не влюбиться в Нюрнберг очень сложно, а влюбившись, хочется возвращаться и возвращаться, вспоминая тишину полусонных улочек, окна, подсвеченные рождественскими семисвечниками, затихающий в отдалении гул веселой и вкусной ярмарки, надтреснутый звон колоколов на высоких колокольнях и гулкое эхо шагов, убегающее от тебя в темные проулки. Нюрнберг живет в моей душе среди самых любимых городов…

Бамберг — город уникальный, поэтому мы ему щедро выделили целый день. Какая-то особенная сила бережно хранит его, проводя в неизменном облике сквозь века.

Германия. Баварские каникулы

Историей здесь дышит все, от мостовой, на которой можно найти отметки крестного хода, до старых стен, переживших без потерь Вторую мировую. Кажется, что окна домов здесь помнят зарево костров, на которых сжигали ведьм в мрачное Средневековье и блеск мундиров армии Наполеона, победно маршировавшей по брусчатке.

То, что все в Бамберге настоящее, а не старательно воссозданное на радость туристам, делает город особенным, неповторимым, единственным в своем роде.

Германия. Баварские каникулы

Туман, встретивший нас ранним утром, постарался на славу, спрятав все приметы современности и перенеся в какое-то безвременье, где смешались века и эпохи, обнажив душу очень старого города.

Быть в Баварии и не побывать в Бамберге — самая большая ошибка, на мой взгляд…

Ансбах и Ротенбург-на-Таубере мы компактно уложили в один день. Основной целью был Ротенбург, про который не знает, пожалуй, только ленивый.

Ансбах был пересадочным городом, но обойти его своим вниманием не хотелось.

Германия. Баварские каникулы

Совершенно нетуристический, небольшой, уютный, чистенький и какой-то очень домашний, несмотря на то, что возраст его солиден. Войну Ансбах пережил без потерь и это делает его в моих глазах только краше. Мы увидели его просыпающимся, морозным, несуетливым, позевывающим, не спешащим начать новый день. Церкви встретили запертыми дверями и только толпящиеся у неработающих из-за раннего часа парикмахерских дамы, заставили поверить, что здесь кто-то живет.

Как бы там ни было, я совсем не жалею, что ради Ансбаха пришлось украсть время у Ротенбурга — таких замысловатых памятников я не встретила больше нигде! Да и гулять по пустым улицам тоже огромное удовольствие, чаще всего недоступное…

Германия. Баварские каникулы

Ротенбург-на-Таубере — жемчужина Баварии.

Даже те, кто не был в этом городе, узнают его по самой популярной фотографии, да и про то, что это город Рождества тоже многие слышали. Жаль, что вся эта красота была разрушена в 1945 году и то, чем мы сегодня восхищаемся, всего лишь копия былого. Немцы этот факт не скрывают, кстати.

Германия. Баварские каникулы

Но все равно, город красив. И толпы туристов, заполняющие улицы Ротенбурга ежедневно, подтверждают это. Здесь можно гулять, не держа в голове маршруты, просто доверившись ногам, которые непременно приведут к крепостной стене, увенчанной башней или на красивую улицу Пленляйн, завешанную старинными вывесками и украшенную елками. А можно завернуть в музей Рождества, где за умеренную плату вам покажут, как раньше выглядел Святой Николай и как страшен был тот самый Крампус, что отбирает подарки у непослушных детей, какими скромными были когда-то рождественские елки и игрушки, и каким красивым почерком писали поздравительные открытки.

Но еще лучше свернуть с протоптанного маршрута и уйти туда, где всегда тишина, косые лучи солнца неторопливо скользят по старой стене, сонно шуршат облетающие последние листья, прищурившись, поглядывают на незваных гостей «дома с глазами» и кроме вас нет совсем никого. И такой Ротенбург вам понравится намного больше!

Германия. Баварские каникулы

Путеводители и рассказы туристов не врут — это действительно самый красивый город Баварии, а может и всей Европы, надолго оставляющий ощущение праздника, на котором вам разрешили побывать и уступающий по количеству туристов лишь Мюнхену и Нойшванштайну…

Германия. Баварские каникулы

Донауверт — город, расположенный на «романтической дороге», ну чем не реклама! Его, после внимательного изучения карты местности, мы решили тоже объединить с другим городом, но об этом чуть позже.

С одной стороны, Донауверт — «колыбель Германии», построенный в красивом месте слияния двух рек, восстановивший свой облик после страшной бомбежки 45 года.

Германия. Баварские каникулы

С другой — все достопримечательности укладываются в одну-единственную улицу, правда очень и очень красивую, да необычную крепостную стену, в которой прорезаны окна пристроенных домов. Обойти его можно в рекордные сроки и, признаюсь, я даже немножко разочаровалась, ожидая от города, расположенного на «романтической дороге» гораздо большего.

Даже не знаю, советовать вам Донауверт или нет. Но красоту можно увидеть везде, было бы желание…

Нердлинген был вторым, куда мы отправились в этот день. Этот город, совершенно неизбалованный туристами (а зря!) нашел меня сам, вынырнув из глубин интернета совершенно случайно и зацепив одной-единственной фотографией. Поэтому то, что мы в этот раз побываем в Нердлингене, даже не обсуждалось, несмотря на некоторые трудности с построением маршрута и пересадками с электрички на электричку. В принципе, я готова была топать пешком, если бы это был единственный вариант, до того мне хотелось увидеть его своими глазами. И я не ошиблась!

Германия. Баварские каникулы

Нердлинген занял почетное первое место в этом путешествии и за красоту его улиц, и за древность фахверка, и за необычность появления на нашей земле, и за интересную историю, и за уют, и за гостеприимство, и за то, что мы были единственными туристами во всем городе (да, и такое бывает!).

Германия. Баварские каникулы

Впервые я пожалела, что декабрьские сумерки наступают так рано, что не получилось выделить на Нердлинген целый день (я бы и два дня нашла чем занять), что время спешит слишком быстро, что из этого города надо отправляться дальше и что никак нельзя здесь остаться на год-другой, чтобы заразиться неспешностью и спокойствием местных жителей, научиться так искренне улыбаться первым встречным, вместе со всеми зажигать по вечерам рождественские огни на окнах, наряжать во дворе у своего домика елку, встречаться с приятелями на ярмарке и беззаботно хохотать, попивая глювайн.

Если существует вторая жизнь, я бы очень хотела родиться в Нердлингене.

Германия. Баварские каникулы

Настоящая Бавария, а не старательная «раскраска» для привлечения туристов — это и есть Нердлинген…

На следующий день мы переезжали в Мюнхен, сделав остановку в Регенсбурге. Оставили чемоданы, изрядно потяжелевшие от подарков, в камере хранения и пошли знакомиться с еще одним городом, поливаемые ледяным дождем и пытаясь на брякнуться на скользких тротуарах.

Германия. Баварские каникулы

«Рыцарский город» — первое, что пришло в голову. Мысль эта укреплялась от улицы к улице, от проулка к проулку. Нет, не тот, что создают стараниями киношников, романтический и причесанный, а тот, что был в не самые веселые времена простых и грубых нравов, с обшарпанными стенами, темными и узкими переулками и протертой подковами рыцарских лошадей брусчаткой.

Германия. Баварские каникулы

То ли мрачная погода тому виной, то ли облик солнечного Нердлингена все еще стоял перед глазами, мешая воспринимать действительность, кто его знает. Но если аккуратно начать снимать наслоения веков с истории этого города, то понимаешь, Регенсбург из тех городов, перед кем снимают шляпу и склоняются в почтительном поклоне.

Германия. Баварские каникулы

Тем, для кого историческая пыль всего лишь пыль — в Регенсурге есть самая старая сосисочная, официально зарегистрированная как первая в мире. Хотите древнюю сосиску, прародительницу всех сосисок, приезжайте в Регенсбург!

В Мюнхене мы темпа не сбавили, но поскольку здесь оказались впервые, выезжали всего лишь раз, оставив время на изучение самого города.

Аугсбург — второй по древности город во всей Германии, к тому же основанный римлянами.

Германия. Баварские каникулы

Не впечатлило? А как вам тот факт, что именно здесь родился Леопольд Моцарт, отец великого Амадея? А то, что дизельный двигатель был изобретен тоже в Аугсбурге? Правда, то, что во время войны здесь был завод Мессершмит, сослужило плохую службу — в 1944 город разбомбили и уцелело так мало, что это можно не брать в расчет. Поэтому современный Аугсбург — мешанина из стеклянно-бетонных кубиков и бережно восстановленной старины. И если современность почти ничем не поражает, кроме разве что аккуратности, чистоты и порядка, то старина не может не понравиться. К тому же, пользуясь воскресным днем и очередным Адвентом, мы побывали на службе в храме и торжественная месса на меня произвела неизгладимое впечатление.

Туристов в городе на удивление мало, даже в центре их практически не было, местные жители на редкость улыбчивы и приветливы, рождественская ярмарка порадовала гуманными ценами и исключительно продуманным порядком, оставшись в памяти самой удобной ярмаркой из всех увиденных.

Германия. Баварские каникулы

Добавьте приятную погоду, согревающую солнцем, компактное расположение достопримечательностей и вам станет понятно — Аугсбург заслуживает внимания…

Германия. Баварские каникулы

Мюнхен мы оставили " на десерт». Долго думали, сколько дней выделить на знакомство с городом, отчего-то решив, что столица Баварии должна быть интереснее, чем вся Бавария вместе взятая. Действительность оказалась иной…

Мюнхен — это неимоверное количество народа. Причем везде, куда не сверни. Местные смешались с беженцами, с туристами, с бездомными и с праздношатающимися, создавая столпотворение и вызывая рефлекторное желание покрепче уцепиться за сумку с паспортами. По контрасту с тихими и уютными городками, в которых мы побывали так недавно, суета большого города усиливалась в разы, вызывая недовольное ворчание.

Германия. Баварские каникулы

Ярмарки, которые мы старательно посмотрели, вплетя их в маршрут, утомили шумом и суетой. Нет, я конечно купила обещанные подарки, но желание поскорее смотаться туда, где тише, у меня возникло впервые. Шествие Крампусов, на которое мы и попали-то совершенно случайно, оказавшись в нужное время в нужном месте, понравилось больше всего на главной мюнхенской ярмарке.

То ли ярмарки помешали мне увидеть Мюнхен таким, каков он есть, то ли обилие туристов, от которых мы успели отвыкнуть за это путешествие, то ли архитектура города, угнетавшая своей монументальностью после ладных и ярких домиков баварской провинции. Не думайте, что мы ограничились ярмарками, в Мюнхене было пройдено рекордное количество шагов и километров: не забыли полюбоваться городом сверху, забравшись на Ратушу, заглядывали в церкви, разыскивали «танцующих мавров», смотрели на след ноги, оставленной дьяволом, изумленно открывали рты, пораженные пышной красотой Азамкирхе, любовались памятниками, гуляли в парке, пытались проникнуться городом и даже полюбить его, но… К известной фразе: «Москва не Россия, а Нью-Йорк не Америка», я могу дописать: «Мюнхен не Бавария». И самое удивительное, что немцы со мной не стали спорить…

Германия. Баварские каникулы

Но я вернусь в Мюнхен. Иногда второй взгляд намного объективнее первого. Планы по знакомству с баварскими городами у нас слишком обширные, а из Мюнхена добираться намного проще…

Германия. Баварские каникулы

Все мои охи-ахи, маршруты, советы и прочие полезные вещи, старательно выискиваемые путешественниками в каждом отчете, сюда не поместились. Я постараюсь написать о каждом городе подробнее, не забыв поделиться полезностями и приобретенным опытом. Поэтому продолжение рассказов о Баварии непременно последует…

Полезные советы:

1. Путешествовать по Баварии очень удобно на поездах. Их расписание легко найти в интернете, там же есть и цены. Великая вещь Баварский и Земельные билеты позволяют неплохо сэкономить. Правда, не забывайте подписать ваш билет, контролер не уйдет, пока вы этого не сделаете.
  2. Очень не советую рисковать и ехать без билета. Поймают, оштрафуют, даже не сомневайтесь.
  3. Билеты из Бад Пирмонта в Нюрнберг мы старательно вылавливали на сайте, очень заранее. Чем ближе к дате поездки, тем выше цена билета. И очень существенно выше!
  4. Поезда могут опаздывать, это правда. И когда у тебя три пересадки, а время между поездами не больше 5–6 минут, это очень напрягает. Но мы ни разу не опоздали, хотя иногда приходилось перебегать из поезда в поезд в хорошем темпе.
  5. Туалеты в Баварии (и Нижней Саксонии тоже) исключительно платные. 50 евроцентов не те деньги, которые подорвут бюджет, гораздо неприятнее то, что зачастую туалеты далеки от того, что называют комфорт. Да и чистота еще та. Даже на вокзалах (или тем более на вокзалах?). К этому я была не готова.
  6. Рождественские ярмарки — это не только всякая всячина, помогающая украсить дом к празднику и облегчить кошельки туристов. На этих ярмарках можно поесть баварские блюда, отведать традиционные баварские сладости и выпечку. Ну и конечно глинтвейн и сотоварищи. Чашку можно вернуть (деньги, оставленные в залог, отдадут), а можно забрать с собой, тоже неплохой сувенир. Правда, отдавая должное ярмарочным напиткам, не забываем про пункт 5.
  7. Во время праздничной мессы в церквях фотографировать нельзя. Об этом вас предупредят сразу. Что сделают с теми, кто ослушался, я не проверяла, но ради мессы, можно и убрать фотоаппарат (и телефон тоже).
  8. Ярмарки в небольших городах — это в основном еда. Чем больше город, тем разнообразнее ассортимент соблазнов. Цены не так сильно отличаются, пожалуй, Мюнхен оказался самым дорогим.
  9. Отели в Нюрнберге и Мюнхене мы брали неподалеку от вокзалов. Это оказалось очень удобно, практически не криминально (особенно в Нюрнберге), да и Ратушные площади получились в пешей доступности. Кроме того, на вокзалах можно купить что-нибудь для позднего ужина (выбор очень богатый!), если ноги категорически отказываются идти куда-нибудь еще.
  10. Два города в один день — тот максимум, который выдерживают ноги и глаза. Летом, когда световой день намного больше, было бы удобнее, но и в короткий зимний день два города укладывались очень удачно — мы не неслись по улицам галопом.

На этом пока все. Подробности непременно будут…