Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была вчера 0:48
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Вернацца, Монтероссо-аль-Маре — Италия Июнь 2016

Кто знает край, где небо блещет

Неизъяснимой синевой,

Где море теплою волной

Вокруг развалин тихо плещет;

Где вечный лавр и кипарис

На воле гордо разрослись

А. Пушкин

Голубая тропа Лигурии

Лигурийский регион — это узкая полоса земли на вершине итальянского «сапога», протянувшаяся вдоль Средиземного моря от границы с Францией до границы с Тосканой. Эта область известна как «Итальянская Ривьера», а ее морские курорты, кристально чистые воды и элегантные набережные уже более века привлекают туристов со всего света.

Частью Лигурийской Ривьеры является прибрежный регион, называемый Чинкве-Терре. Название Cinque Terre переводится как «Пять земель» и относится к пяти деревням, расположенным на скалистом побережье — Монтероссо, Вернацца, Корнилья, Манарола и Риомаджоре, .

Голубая тропа Лигурии

Самая старая из них — Манарола, была основана в 643 году, а Риомаджоре основали около VIII века греческие переселенцы из Византии.

Самая большая и самая посещаемая деревня — Монтероссо-аль-Маре. Для знакомства с регионом мы решили остановиться именно в ней. Благодаря расположению на плоскогорье по городку легко передвигаться. В отличии от других деревень «пятиземелья» в Монтероссо есть несколько небольших песчаных пляжей. Рядом, в окрестностях скрыто множество интересных мест, до которых можно дойти пешком. До города очень легко добираться — поездка на поезде от Монтероссо до Генуи займет чуть больше часа, а от Монтероссо до Пизы можно доехать за полтора часа.

Голубая тропа Лигурии

Днем городок наполняется многочисленными туристами. Чаще всего они приезжают сюда в рамках однодневных туров. Вечером все стихает и тогда особенно приятно бродить среди ярких бугенвиллий и цветущих олеандров по узким переулкам и улочкам, которые наполнены магазинами, кафешками, ремесленными мастерскими и сувенирными лавками.

Голубая тропа Лигурии

Город Монтероссо разделен горой святого Христофора на две части. Новый город, более современный, называется Феджина. Старый город — исторический центр, сохранивший черты рыбацкой деревни. Обе половинки города соединяет короткий подземный туннель.

Самый лучший вид на городок открывается с горы святого Христофора. На вершине этой горы находятся руины крепости, построенной в 1500-х годах для защиты побережья от набегов пиратов и сарацин. Из тринадцати крепостных башен до наших дней сохранились всего три.
В XV веке на месте развалин был построен монастырь Капуцинов, а немного позже и церковь, которую освятили в 1623 году. Рядом с церковью находится небольшое кладбище, на котором много старых могил и семейных склепов.

Голубая тропа Лигурии

В 1962 году монастырский двор украсила бронзовая статуя Святого Франциска Ассизского скульптора Сильвио Монфорини. Один из самых любимых святых католической церкви Святой Франциск отстаивал ценность природы, проповедовал любовь, милосердие и сострадание ко всякой твари, фактически воплощая идею заботы об окружающей среде.

Голубая тропа Лигурии

В самом конце пляжа Феджина в старом городе находится главная достопримечательность Монтероссо — статуя Нептуна. Его высота — 14 метров, а вес около 1700 тонн! На высокой скале гигант держит на своих плечах морскую раковину.

Нептун был создан художником Арриго Минерби и инженером Левахером в 1910 году для украшения виллы семьи Пастин. Огромная раковина на плечах бога моря служила площадкой для танцев. Во время Второй Мировой войны и статуя, и вилла сильно пострадали в результате бомбежек. У Нептуна были отбиты руки и трезубец, частично откололась раковина. Во время сильного шторма в 1966 году снесло часть скалы и гигант снова был поврежден. Недавно статую отреставрировали. Издалека Нептун кажется частью скалы и производит довольно сильное впечатление.

Голубая тропа Лигурии

В 7 км от деревни Монтероссо находится древнейший храм Лигурии — Святилище Девы Совиоре, покровительницы моряков и рыболовов. Точная дата строительства храма до сих пор не установлена. Первое упоминание о нем содержится в документах 1244 года. Религиозный комплекс находится на склоне одноименной горы, на высоте 466 метров. Доехать туда можно на автобусе или на машине. Но мы не ищем легких путей и пошли пешком.

Дорога на выходе из Монтероссо идет мимо горной речки и лимонных садов. Постепенно тропа сужается и начинает подниматься в гору. Временами приходится просто карабкаться по крутому склону. Наградой за сложный подъем служит захватывающая дух панорама, которая открывается с вершины горы.

Голубая тропа Лигурии

В комплекс святилища входит небольшая церковь и колокольня. Внутри церкви находится деревянная статуя Мадонны, держащей умершего Христа на руках. По легенде, статуя была найдена недалеко от места, где находится святилище. Статую мадонны высоко почитают и совершают к ней паломничество.

В восемнадцатом веке рядом с церковью был построен гостевой дом для паломников. В 1909 году здание было расширено. Сегодня в нем находится отель. Настоящим бонусом для нас после подъема к храму был вкусный обед в ресторане отеля. Особенно запомнились местные пирожные и фарината.

Голубая тропа Лигурии

Отличный способ насладиться красотами Лигурийской Ривьеры — это морская прогулка вдоль побережья. Пронзительная синева моря, оливковые рощи, виноградники и зеленые холмы оставляют незабываемое впечатление. Яркими островками на фоне этого ландшафта выделяются небольшие живописные деревеньки, построенные на узких полосках земли.

Кораблик стартует от пристани в Монтероссо, идет мимо всех поселков Чинкве-Терре до Риомаджоре и обратно. В каждой деревеньке (кроме Корнильи) есть своя пристань. Можно выйти, прогуляться и потом плыть дальше.

Катер в Риомаджоре

Голубая тропа Лигурии

Городки очень похожи друг на друга. Их невысокие красочные домики, как рассыпанные бусы спускаются с гор к лазурному морю. Для сохранения первозданности во всех пяти городках запрещено перекрашивать дома на свой лад. Рассказывают, что дома в цвета радуги раскрасили давным-давно рыбаки, чтобы было легче отыскать свое жилье в непогоду.

Самая очаровательная в Чинкве-Терре — небольшая рыбацкая деревня Вернацца. Город был основан около 1000 года нашей эры. В середине 1500-х годов для защиты деревни от пиратов на крутом обрыве был построен замок Дориа. На западной стороне замка в 12 веке возвели круглую башню — Бельфорте. Сегодня она является симолом города.

Голубая тропа Лигурии

Лучший обзор на город открывается с Голубой тропы (Sentiero Azzurro). Через Чинкве-Терре проходит множество троп, но Голубая тропа — самая известная. Она соединяет все пять деревень и делится на четыре части. Общая длина тропы составляет 12 км. Можно пройти весь маршрут примерно за шесть часов.

Считается, что самый сложный участок Голубой тропы идет от Вернаццы до Монтероссо. Я не очень спортивная и выносливая, но прошагала этот путь длиной в 3,6 км без особого напряжения примерно за три часа. По дороге мы отдыхалии и делали остановки для фотосессий.

Голубая тропа Лигурии

Почти в самом начале пути есть небольшая смотровая площадка, где останавливаются все без исключения туристы, чтобы заполучить самый потрясающий вид на Вернаццу.

Но места здесь везде великолепные! Извилистая тропа проходит мимо лимонных и оливковых деревьев, дубов и каштанов. Вдоль тропинки встречаются цветы: ирисы, фиалки, маки, глицинии и жасмин. Аромат дикорастущих трав делает прогулку более насыщенной и приятной.

Голубая тропа Лигурии

Огибая гряду холмов, дорога идет то вниз, то вверх. Далеко визу видна изрезанная береговая линия и голубое море.

Голубая тропа Лигурии

Весь маршрут состоит из узких тропинок, мощеных дорожек и каменных ступеней. Из-за многочисленных горных ручейков на пути встречаются скользкие участки.

Голубая тропа Лигурии

Время от времени, после дождя здесь часто возникают оползни, и часть тропы закрывают для восстановительных работ, которые иногда длятся годами.

Идти по Голубой тропе лучше всего именно из Вернаццы в Монтероссо, а не наоборот. Ближе к Монтероссо начинается очень крутой подъем.

Голубая тропа Лигурии

Возле Монтероссо окружающие холмы сплошь покрыты виноградниками. Лозы возделываются в этом регионе уже более 25 веков. Виноград выращивают на крутых скалистых террасах, а это стоит огромных усилий. Уникальная почва насыщает виноград минералами, а винам придает особенный вкус. К сожалению, найти вино из Лигурии за пределами Италии практически невозможно. Так что наслаждайтесь им здесь.

После прогулки нет ничего лучше, чем устроиться в ресторане на открытой террасе, потягивать вино и смотреть на горизонт, где солнце медленно подбирается к морю, а горы становятся единым целым с голубой нескончаемой далью.

День пройдет, сокроет в дымке знойной
Смуглые, ленивые черты, -
Тихий вечер мирно и спокойно
Сыплет в море синие цветы.
И душе не страшно расставанье –
Мудрый дар играющих богов.