Турист Виктор (grau59)
Виктор
сейчас на сайте

Команы Абхазские — Абхазия Август 2012

В этих краях мы побывали в рамках паломнической экскурсии.

Когда уже мост через Восточную Гумисту остался за спиной и наш микроавтобус двигался по дороге к Каманскому монастырю, то справа показался указатель о том, что через 250 метров будет могила и храм святого Василиска.

По следам святого Василиска Команского

Это были правда и неправда одновременно. Через 250 метров слева было подножие холма, вскарабкавшись на который Вы и увидите желаемые святыни.

Если у Вас какие-то проблемы со здоровьем, то лучше остаться внизу. Подъём действительно тяжёлый. Хорошо, что мы поднимались в сухую погоду, а то на скользких камнях и земле можно было бы голову свернуть.

А по моим ощущениям мы прошли по дороге к облакам не менее 100 метров.

Абхазская земля знала много завоевателей, одним из них была Римская империя. Император назначал наместников- правителей территорий, которые верой и правдой выполняли распоряжения порфироносной особы. В 293 — 311 годах правил Римом император Гай Галерий Валерий Максимиан, чаще называемый Галерий. Императором он стал в результате удачного брака с дочерью императора Диоклетиана и какой-то период правил вместе с тестем, а затем вместе с Константином. Была у Диоклетиана ненависть и страсть к гонениям на христиан, чего только с бедными не вытворяли, и эта ненависть передалась Галерию.

Святой Василиск родился в городе Амасья, теперь этот турецкий город находящийся почти в середине Черноморского побережья Турции, правда не на самом побережье. Когда правитель Амасьи жестоко избил Василиска и двух его братьев, требуя отречься от христианской религии- их раны чудесным образом зажили и многие жители города обратились в христианство. Тогда братья святого были казнены, а сам святой сослан в Команы.

По следам святого Василиска Команского

Святой был коммуникабельным человеком и умел уговаривать людей, в результате его тюремщики отпустили его на побывку. Правитель, узнав об этом, был взбешен и не придумал ничего лучшего, как заковать Василиска в тяжелые оковы и надеть на него медные сапоги с вбитыми в них гвоздями. В таком виде Василиск был отправлен в Команы. Подобная обувь совсем не предназначена для ходьбы, Василиск еле ступал по земле и деже не подумывал, чтобы попытаться убежать.

А на дворе стояла жара, стражей святого мучала жажда и они остановились возле одного дома, чтобы отдохнуть, поесть и попить. Святого оставили на уличном пекле. Но тут случилось чудо- началось землетрясение и из скалы забил источник с холодной водой. Перепугались воины правителя и освободили от оков Василиска. Когда правитель в очередной раз потребовал отречения от христианской веры, но святой отказался. Тогда Василиску отрубили голову и бросили в реку. На дворе стоял 308 год. Христиане выкупили святого и похоронили его.

Могила святого стала местом паломничества христиан и существует и в наше время,

По следам святого Василиска Команского

её мы увидели слева от тропы, когда поднялись наверх.

Удивительно, что она сохранилась, несмотря на множество событий, пролетевших над землей Абхазии за эти столетия. Вид у могилы конечно не очень представителен,

По следам святого Василиска Команского

полуразваленное строение над могилой, но зато с железными воротами.

Во главе могилы установлен деревянный крест,

над которым сбоку висит изрядно поеденный временем металлический лист с текстом молитвы к святому Василиску.

По следам святого Василиска Команского

На могильных камнях брошюра с акафистом святому мученику Василиску и его братьям.

Паломники пишут записки и кладут их под камни над могилой святого, т. к. считается, что святой помогает людям исцеляться от недугов, и листают акафист.

По следам святого Василиска Команского

Бытуют легенды, что трижды хотели перенести захоронение в другое место, но каждый разтому что-то мешало.

Рядом с могилой построен деревянный храм.

В некоторых источниках указывается, что это часовня, но на вывеске написано иное.

По следам святого Василиска Команского

Первая церковь по преданию была построена через некоторое время после гибели Василиска, чей день в православной церкви празднуется 22 мая — в день его смерти. В том первом храме останавливался перед своей кончиной Иоанн Златоуст. За прошедшие столетия от первоначального храма не осталось и следы. Совеременная церковь деревянная, дата постройки неизвестна, ориентировочно в 2002 году. Гид рассказывала, что это якобы подарок от русского бизнесмена. Храм действующий.

Развалины древнего каменного храма, внутри которого была построена новая церковь, расположились вокруг неё. Видимо храм был по размерах в несколько раз более нынешнего, но развалины еле видны из-под пробивающейся зелени.

По следам святого Василиска Команского

Предпоследний храм был разрушен в 1924 году.

Внизу горы находится святой источник. Говорят, что до него раньше ходили напрямик через лес, но после войны, когда все окрестности были заминированы, эта традиция исчезла. Мы вернулись назад и проехали до источника по дорооге.

После трагической гибели Святого мученика Василиска его друзья христиане похоронили его. Когда копавшие могилу захотели пить воды, они помолились святому Василиску, и тотчас близ могилы показался источник, существующий и по сей день. Вода в нем считается целебной.

Источник огорожен оградой от прилегающей территории, с калиткой для входа.

По следам святого Василиска Команского

И это правильно, т. к. возле ограды паслись вездесущие кони.

Над источником установлены деревянный крест,

на дереве висит икона с изображением святого Василиска.

По следам святого Василиска Команского

Возле источника стоит короб, в который можно ставить зажженные свечи.

Для удобства страждущих предусмотрена железная кружка на цепочке.

Многие туристы пьют воду из источника, а самые предусмотрительные набирают воду в бутылки, для того чтобы взять её с собой.

По следам святого Василиска Команского

Ниже по течению стоит еще один крест, окрашенный в чёрный цвет, рядом с ним на дереве висит что-то вроде скворечника с застекленной стенкой с иконами внутри, а также стоит железный штырь с подставкой для установки свечей.

Чуть далее по течению, на берегу стояли удобные скамьи и столик, за которыми уютно устроились представители местных правоохранительных органов.

Слева от источника мемориальная табличка, видимо оставшаяся с тех пор, пока рядом с оградой источника не был построен мемориал в честь освободившим село Каман.

По следам святого Василиска Команского

Небольшой источник даёт жизнь заводи,

из которой вытекает ручей.

Туристы часто совершают омовения в источнике. Не отстали от путешествующей братии и мы. Раскалённое яркое солнце и ледяная вода источника — тот ещё коктейль. Водная заводь, образовавшаяся в начале пути ручейка от источника к реке, неглубокая.

По следам святого Василиска Команского

Пришлось чуть ли не вприсядку окунаться.

Лечебный источник или нет, но реально общее состояние улучшилось, может от контраста водно-воздушного коктейля.

Единственной ложкой дёгтя были кабинки, предназначенные для переодевания. Мало того, что замки на них не закрывались, так еще амбре несло за версту — хоть противогаз надевай. Людей понять можно — долгая дорога, отсутствие туалетов на всём пути, но всё равно противно. Могли бы где-нибудь по дороге в кустики сходить на худой конец.