Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 11:37

Марсель — Франция Октябрь 2019

Собираясь на Лазурное побережье, мы с самого начала планировали посетить Марсель. И наши планы воплотились в жизнь. Несмотря на некоторые препятствия (забастовка железнодорожников, отсутствие в это время групповых экскурсий из Марселя, или может быть мы их просто не обнаружили, и сумасшедшая стоимость на индивидуальные экскурсии), мы все-таки нашли выход из сложившейся ситуации, и встреча с Марселем состоялась!

Втроем — я, моя подруга и наш новый знакомый, в настоящее время — француз, а лет так 25 назад почти наш земляк, ранним утром направились вперед, в Марсель, за впечатлениями!

О том, что Марсель — опасный город, грязный, криминальный, где приезжих с черного континента чуть ли не больше, чем самих французов, где и днем гулять по улицам совсем небезопасно, мы читали и слышали неоднократно. Но от этого интерес к городу не угас, наоборот, хотелось все увидеть своими глазами и составить о нем свое собственное мнение.

Может потому, что были в городе мы совсем недолго, всего один день, а может потому что наш знакомый, хорошо знавший Марсель, водил нас проверенными, туристическими, маршрутами, но тем не менее, никаких страшилок мы не увидели, безопасность на том же уровне, что и в других крупных еврпейских городах. Конечно, в толпе мы рот не раззевали, следили за сумками и фотоаппаратами, но так мы поступали и в других городах, карманники ведь любят ротозеев везде и везде надо быть внимательнее. Так что Марсель нас ни разу не разочаровал, наоборот, с каждым часом, проведенным в нем, он нравился нам все больше и больше, и я точно могу сказать: пропустить такой яркий, оригинальный город просто непростительно!

В Марсель за впечатлениями

Марсель невозможно представить без своего знаменитого Старого порта. Туда мы и решили направиться в первую очередь. Автомобиль оставили недалеко от порта на платной подземной стоянке. Сказать, что стоянка огромная — ничего не сказать, вниз она уходит этажей на пять минимум, лифты, какие-то переходы, тут даже можно заплутать, на зато ваш автомобиль будет здесь в полной безопасности.

Выйдя со стоянки, мы сразу окунулись в бурную жизнь Марселя. Симпатичные домики, маленькие площади и множество кафешек. Оживленно, многоголосо, динамично и ярко — во всем чувствуется уклад, характерный для южного города.

Нас очень заинтересовала скульптура с фонтаном перед ней. Как оказалось, это памятник Милону из города Кротон — реально существовавшему греческому атлету, неоднократно становившемуся победителем на Олимпийских играх. Он был очень известным в свое время, и, как это бывает со знаменитостями, его биография обросла мифами. И вот согласно одному из мифов, Милон решил разломать пень, который лесорубы не смогли расколоть топорами. И вдруг руку защемило в стволе дуба, и Милон, чемпион среди чемпионов, ставший в один миг беспомощным, оказался один на один с рассвирепевшим львом. Страшная картина гибели могучего атлета просто потрясает.

Это копия знаменитой скульпуры «Милон Кротонский» работы скульптора Пьера Пюже, родом из Марселя, а ее оригинал выставлен в одном из залов Лувра.

Порт совсем рядом. Вот уже виднеется лес мачт, яхты самых разных размеров, демонстрирующие степень достатка их владельцев, многочисленные катера встречают нас.

Попав в порт, мы были просто очарованы его атмосферой. Марсель — портовый город, наполненный энергией моря, и именно здесь в порту живет его душа.

Прогуляться по морской набережной — это то, что надо обязательно сделать, если вы приехали в Марсель. Здесь шумно, ярко, празднично! Несмотря на то, в порту было очень многолюдно, это совсем не напрягало — территория порта большая, места много, и дышится здесь легко и свободно. Жизнь здесь бурлит! И главное, здесь необыкновенная атмосфера, романтичная и волнующая!

Легкий морской ветерок, яркое солнце, многочисленные лодки и яхты — этим можно наслаждаться бесконечно.

В Марсель за впечатлениями

Самое экзотичное и оживлённое место в Старом порту Марселя — рыбный рынок. Мы были в порту часов в 11, и рыбные ряды, хоть немного и опустели, но все равно в лотках можно было увидеть свежую шевелящуюся рыбу, пойманную не так давно местными рыбаками.

А запах… Этот запах моря и свежевыловленной рыбы потрясает! Его можно услышать на расстоянии, еще не видя самого рынка. Мы вообще-то по запаху и рынок нашли.

В это время на рынке, конечно, больше туристов и зевак, чем реальных покупателей. Реальные покупатели — местные жители, домохозяйки, владельцы и повара близлежащих ресторанчиков — к этому времени обычно уже закупаются свежей рыбкой. Вообще-то и эта рыбка скорей всего уйдет к своему покупателю, на такую-то рыбку покупатель обязательно найдется…

Тут же в порту нередко устраиваются бесплатные концерты и представления. Как раз таки на один из таких мы и попали — уличный музыкант и его куклы. Вокруг собралась целая толпа, все так атмосферно и непринужденно.

В старом порту вы не встретите больших паромов и грузовых судов. Для крупных пассажирских и грузовых судов есть другой порт — Новый, который находится в некотором отдалении от Старого. Грузооборот Нового порта действительно большой. И суда здесь по сравнению со Старым портом более приличных размеров.

В Марсель за впечатлениями

С пристани Navette du Frioul отправляются прогулочные кораблики в Замок Иф. Собираясь в Марсель, мы планировали посетить остров Иф с его легендарным замком, где по преданию был заточен граф Монте-Кристо. Конечно же, в детстве мы зачитывались романом «Граф Монте-Кристо», и хотя в Интернете мы не нашли особо восторженных отзывов об этом острове, все же хотели увидеть остров и замок своими глазами. Но погода все решила за нас. Ни один кораблик в это утро не выходил в море, где-то там штормило. И вы, знаете, наверное, это было правильное решение, прогулка на остров и знакомство с замком заняло бы не менее 4-х часов, ну и сколько бы времени осталось на сам Марсель? Поэтому, если у вас один день на Марсель, выбирайте одно из двух, или Марсель (все, конечно, не увидеть, но бегло осмотреть основные достопримечательности удастся), или замок Иф и в крайнем случае Нотр-Дам-де ла Гард…

Прямо на набережной стоит Церковь августинцев (Сен-Ферреоль). Августинцы — члены ордена, распространенного во времена Средневековья во многих местах. И в Марселе они жили. Еще в 15 веке они начали строительство церкви, но вот почему-то строительство затянулось и лишь в середине 16 века церковь была освящена. А в 18 веке решили церковь снести, место, на котором она стояла, было уж очень экономически выгодное. Но общество воспротивилось этому, и церковь не только не снесли, но и реконструировали и интерьер, и фасад. И в 1872 году церковь приобрела современный вид и сейчас ее белоснежный фасад со статуей святого Августина привлекает внимание всех гуляющих на набережной Блеж. Церковь действующая. Но мы, к сожалению, прошли мимо.

И пошли прогуляться по городу, чтобы почувствовать дух Марселя, его особенный ритм, увидеть его улицы, да просто пройтись по такому легендарному и неординарному городу, такому живому и яркому.

В Марсель за впечатлениями

Недолеко от порта на площади Биржи мы увидели такую вот табличку. Оказывается, это памятный знак, напоминающий о трагическом событии, происшедшем здесь в 1934 году.

Король Югославии Александр I прибыл во Францию с дружеским визитом морским путем. Его встретили, и, чтобы показать полную расположенность короля к Франции, гостя посадили в открытую машину. Хоть вдоль дороги и стояли конные полицейские, они не смогли остановить убийцу, который просто запрыгнул в автомобиль, едущий с очень небольшой скоростью, и выстрелил прямо в короля. Конечно, убийцу удалось быстро захватить, и раненый, он на другой день умер в тюрьме. Кто стоял за убийством, точно не известно, может даже Гитлер. Но как бы то ни было, последствия его для истории были весьма значимыми.

Вот так иногда бывает, незначительная деталь, в данном случае маленькая табличка (даже не дом, не площадь!!!), обращает на себя внимание, заставляя узнавать, а что же скрывается за ней? И вот такой интересный (по-моему) экскурс в историю получился.

В Марсель за впечатлениями

А вправо и влево от главной улицы Канабьер отходят небольшие улицы. В конце одной из улиц — здание Оперы.

По улице Сен-Ферреоль вышли к внушительному зданию — Префектуре Буш-дю-Рон. Здание было построено в 1862–1865 годах, длина его около 90 метров. Выглядит строго и официально и весь его вид внушает уважение.

В Марсель за впечатлениями

Ноги сами привели нас к этой живописной площади — Place Estrangin-Pastre. Главное украшение площади — красивейший фонтан. Просто поражает мастерство авторов, создавших это чудо в камне. Фонтан здесь стоит с 1890 года. И я, уверена, за это время сердца миллионов туристов были покорены его красотой.

В Марсель за впечатлениями

Позади фонтана возвышается здание Банка Франции. Очень красивое здание, торжественное, пышное.

И фонтан, и здание банка вместе образуют единый ансамбль, и это не удивительно, создал-то их один архитектор.

Следующее место, куда мы направились — собор Нотр-Дам-де ла Гард. Его можно увидеть практически с любой точки города, в том числе и с набережной порта. Гуляя по старому порту, мы, конечно, не могли не заметить это интереснейшее сооружение, расположенное вдали на горе. Понятно, что с порта его особо не рассмотреть, но мы-то уже знали, что это — самая-пресамая популярная достопримечательность Марселя, его символ и посетить ее нужно всенепременно.

В Марсель за впечатлениями

Не буду придумывать и описывать трудности подъема к базилике, так как трудностей этих мы не испытали, ехали мы-то на машине и даже не заметили, как наш верный гид привез нас наверх. Но если вы захотите подняться к собору своими ногами, думаю, это вполне реально, тем более от старого порта это недалеко. Да и автобусы ходят прямо к собору, а еще можно подняться вверх на туристическом паровозике, который провезет вас по старому городу и доставит на площадку перед собором.

Что надо еще отметить, наш гид-водитель- знакомый (все в одном лице) нигде нас не торопил, не назначал определенного времени. «Я жду вас здесь» и все, гуляйте, смотрите, сколько считаете нужным. Конечно, мы гуляли, смотрели, особо не торопясь, но отдавали себе отчет в том, что чем больше мы задержимся в одном месте, тем меньше будет времени на следующую достопримечательность, день-то не бесконечный. Но Нотр-Дам-де-ла-Гард — это то место, где торопиться вообще не хотелось.

Собор Нотр-Дам-де-ла-Гард, расположенный на вершине холма высотой более 160 метров, словно парит над Марселем. Величественную колокольню собора венчает гигантская позолоченная статуя Девы Марии с младенцем.

В Марсель за впечатлениями

Марсельцы очень почитают Деву Марию, считая ее хранительницей Марселя и покровительницей моряков.

Статуя Девы Марии высотой в 11,2 метра выполнена из меди и покрыта настоящим золотом. Говорят, на покрытие статуи ушло около полукилограмма золота, так что выражение «блестит, как золотая» здесь вполне уместно.

В Марсель за впечатлениями

Погода подарила нам очередной раз солнечный день. Смотреть в такой день на золотую статую Мадонны с младенцем на фоне голубого неба и белых облаков — впечатляющее зрелище.

В Марсель за впечатлениями

Само здание Нотр-дам-де ла Гард построено в неовизантийском стиле. Надо сказать, сочетание в его отделке двух цветов — белого и зеленого — очень удачное решение архитектора. Это делает собор праздничным и торжественным.

Каменные лестницы, соединяющиеся небольшими подъемными мостиками, ведут вверх, к террасе и к входу в базилику.

А по пути можно увидеть симпатичных мраморных ангелочков, различные скульптуры и вот такую волнующую композицию — распятие Христа.

На террасе очень интересная скульптурная группа из белого мрамора: Святая Вероника склонилась над умирающим Христом. Потрясающая работа в камне! Так искусно переданы эмоции, что даже слезы выступают, когда смотришь на эту скульптуру. Сочувствие, сопереживание, волнение — эти чувства не отпускают…

В Марсель за впечатлениями

Обязательно надо зайти внутрь собора. Собор включает в себя нижнюю церковь и верхнюю. Вначале мы попали в нижнюю. Небольшое скромное помещение в скале. Никаких элементов украшения здесь не наблюдается. Свет приглушенный, можно даже сказать, что здесь темновато. Но это никак не мешает ощутить атмосферу спокойствия, уединенности, особой духовности. По мне так в таких маленьких церквушках чувствуешь себя более уютно и легко.

За алтарем на мраморной колонне установлена серебряная статуя Девы Марии.

В Марсель за впечатлениями

Еще одна статуя Девы Марии, очень похожая на статую, установленную в алтаре наверху, стоит у стойки для свечей. И это действительно копия, только облегченная, ее выносят раз в год за пределы Нотр-Дам-де ла Гард, накануне Успения.

За алтарём на мраморной колонне установлена серебряная статуя Богоматери.

Источник: https://citysee.ru/europe/zapadnaya/francziya/marsel-francziya-dostoprimechatelnosti.html

Верхняя церковь совсем не похожа на нижнюю. Внутреннее убранство роскошное, и что здесь особо поражает и восхищает, так это мозаика. Общая площадь мозаики 1200 квадратных метров (!!!), а количество элементов мозаики — почти 10 тыс. штук (!!!). Конечно, для того чтобы собрать все это великолепие, потребовалось немало времени.

Во внутреннем оформлении церкви также использованы разноцветный мрамор и позолота, что делает помещение еще более нарядным.

По стенам вместо икон развешаны картины, необычное оформление, кажется, мы не в церкви, а в музее.

Интерьер облицован белым и красным мрамором

В церкви много морской символики, с потолка свисают макеты кораблей, большое количество картин, связанных с морем. Всем пришедшим сюда сразу понятно, церковь — покровительница людей, чья жизнь неразрывно связана с морем. А для меня так эта церковь особенная, мой муж и сын в прошлом моряки, и я при случае всегда ставила да и ставлю свечку за тех, кто в море, ну, а здесь, в соборе покровительницы моряков Девы Марии, все напоминает о море, здесь везде присутствует морской дух. Этот собор стал близким мне по духу, как никакой другой, он меня просто покорил.

И, конечно, у главного алтаря статуя Девы Марии — небесной хранительницы Марселя. Марсельцы свято верят, что Дева Мария охраняет от бед всех горожан.

В Марсель за впечатлениями

Очень интересны таблички с благодарностями, которые приносили сюда моряки. Они благодарили Деву Марию за счастливое возвращение домой, если случались трагические случаи — за помощь в спасении, обращались с молитвой об успешном плавании. И не только моряки, но и их родные и близкие, благодарили Деву Марию, просили о помощи, преподносили подарки в дар за исполненные просьбы.

Такие таблички имеются и в верхней, и в нижней церкви. Их реально много. Это еще раз свидетельствует о всеобщей любви фрацузов к Деве Марии и их вере в ее чудодейственные силы.

Ну, а еще зачем сюда надо обязательно прийти, так это за видами. Нотр-Дам-де-ла-Гард построен на одном из самых высоких холмов Марселя, на высоте 162 метра. Виды отсюда просто сногсшибательные!

Полюбоваться видами сверху можно с нескольких уровней — с самой парковки, с каменных лестниц на террасы и с самих террас вокруг базилики. Обзор — на 360 градусов. Весь Марсель перед тобой. И это такое необыкновенное зрелище, что просто дух захватывает.

Поражает сочетание лазурного моря и синего неба. А как красиво смотрятся черепичные крыши в окружении зелени!

Марсель — город футбольный!

В Марсель за впечатлениями

Вид с площадки от собора открывается шикарный! Отсюда видны улицы Марселя, Старый порт с его яхтами и прогулочными катерами и Новый — с грузовыми и пассажирсками судами, можно рассмотреть полосатые стены и византийские купола Кафедрального собора, форты Сен-Жан и Сен-Николя.

С другой стороны площадки прекрасно видны Фриульские острова. Самый ближний островок — остров Иф с замком под тем же названием, на который мы так и не попали.

Хочется смотреть и смотреть на окружающие виды и бесконечно их фотографировать. Вроде бы все сфотографировано, ан нет, этот вид еще краше, еще восхитительнее. Тут надо просто заставить себя остановиться…и вспомнить, что время-то идет, бежит, и нас ждут другие, не менее замечательные, достопримечательности. Едем к ним!

Вот об этих других достопримечательностях я и расскажу в следующий раз. Марселю есть еще что показать! Так что продолжение следует…