Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была вчера 8:54

Бухара — Узбекистан Январь 2020

Начало здесь

Как я уже рассказывала, в середине ноябре мы с моей подругой Татьяной решили провести часть январских каникул в Узбекистане. На все про все было всего 5-ть дней, а с учетом перелетов итого меньше. Билеты были куплены в Бухару и мы планировали провести все дни в этом древнем городе. Однако судьбе было угодно скорректировать задуманное.

Случилось так, что на исходе ноября я встретилась с друзьями-туристерами и поделилась с ними своими планами.

— Не ограничивайся одной Бухарой, посмотри еще Самарканд! — посоветовали друзья.

— Дней мало, да и Самарканд далеко. Не успеть никак! — ответила я.

— Да что ты! — замахали руками бывалые путешественники — Все успеешь! Между Бухарой и Самаркандом ходит скоростной поезд и в обоих городах все самое интересное расположено близко друг к другу.

Я загорелась и, вернувшись домой, я сразу позвонила Татьяне.

— Отличная идея! — сказала она.

Получив добро, я отправилась с вопросами к Всезнайке — Интернету и тут же получила направление на сайт РЖД.

Перед моими глазами открылось расписание поездов, и я не поверила своим глазам.

К моему огорчению скоростных поездов до Самарканда на комфортное время не было. Первый уходил в 5-ть утра, а следующий был только в 16-ть часов.

Взвесив все «за» и «против», выбрали 16-ти часовой «Шарк», решив заночевать в Самарканде и осмотреть город на следующий день. Выезд наметили на 6-е января. Получалось, что в этот день на Бухару у нас оставалось всего полдня.

Рахмат, Бухара!

Мы прилетели в Бухару 4-го января вечером и успели только погулять по площади Ляби Хауз и поужинать в колоритном ресторане. 5-го мы целый день знакомились с бухарскими достопримечательностями, но охватить все не смогли. Так что, утром, 6 января, мы быстро позавтракали и отправились досматривать недосмотренное.

Основным пунктом был Пои Калян, на который вчера удалось посмотреть только с террасы ресторана.

Мы вышли из отеля и немного прошли по узким улицам еврейского квартала, где глухие стены прерываются старинными деревянными дверьми с совершенно потрясающей резьбой.

Рахмат, Бухара!

Сделав небольшой круг по кварталу, мы вышли к Караван-сараю Сайфиддина. При бухарских эмирах этот караван-сарай считался фешенебельным «отелем» для богатых купцов, торговавших жемчугами и алмазами. Сейчас там расположилось кафе «Лампа Алладина».

Вчера мы очень спешили к старинной бухарской стене и поэтому с налету проскочили мечеть Магоки-Аттари, а межу тем она заслуживала внимания.

Маршрут к Пои Колян проходил мимо нее и было решено наверстать упущенное.

Рахмат, Бухара!

Жители Бухары называют Магоки-Аттари «подземной» мечетью, и это неспроста. Она так стара, что за время своего существования успела уйти под землю на несколько метров.

Археологи говорят, что во времена Согдианы на месте мечети был зороастрийский храм огня. При арабах его, конечно же, разрушили и выстроили на его месте мечеть.

Рахмат, Бухара!

Сейчас в Магоки-Аттари находится музей ковроделия. Возможно, там есть что-то интересное, но это не наша тема и заходить внутрь мы не стали.

Посмотрев на Магоки-Аттари снаружи продолжили путь к Пои Калян. Однако не доходя до купола Таки Заргарон, опять сделали остановку. На этот раз мы вспомнили, что вчера не успели познакомиться с двумя медресе, Улугбека и Абдулазиз-хана, и раз уж оказались рядом, то надо это срочно исправить.

Рахмат, Бухара!

В очередной раз скажу — Бухара полна сюрпризов! Вот кто бы мог подумать, что медресе Абдулазиз-хана окажется с секретом, и мы там задержимся дольше намеченного?

Дело было так! Сначала мы занялись медресе Улугбека. Полюбовались им снаружи и заглянули внутрь.

Рахмат, Бухара!

Нас немного удивило, что вход здесь бесплатный, а ведь это здание считается эталоном. По его образу и подобию, начиная с 15 века, строились все подобные учебные заведения, как в Бухаре, так и в Самарканде.

Дальше мы перешли к медресе Абдулазиз-хана. Здесь реставрационные работы пока не закончены, но, несмотря на это, здание восхищает своей красотой и необычностью. Взять хотя бы украшение портала!

Я бы назвала это медресе памятником Великому Шелковому Пути. Если присмотреться, то среди узоров можно увидеть даже китайских драконов.

Рахмат, Бухара!

Мы вошли в медресе и направились во внутренний двор, но тут нас окликнули.

— Вход платный! — сказала женщина, появившаяся за нашими спинами.

— Платный? — удивились мы, бросив взгляд на неотреставрированный двор.

— А что у вас там интересного?

— У нас можно увидеть, как жили учащиеся и еще посмотреть на украшение летней мечети. Такого точно вы больше нигде не увидите! — сказала с улыбкой женщина.

Мы заплатили по 8 тысяч сум, и вошли во двор.

Рахмат, Бухара!

Его отличительной особенностью было наличие колодца. В других медресе их не было. Колодец делал двор особенным. Он создавал ощущение обжитого дома, хоть медресе и не используется по своему прямому назначению.

Мы спросили у расположившихся во дворе торговцев, где найти жилище учащегося и нам указали на небольшую нишу с тремя дверьми, одна из которых была открыта.

Перед нами был узкий коридор, заканчивающийся каменными ступеньками, ведущими в помещение с ажурной решеткой. Мы поднялись по ступенькам и оказались в небольшой комнате со сводчатым потолком.

Рахмат, Бухара!

Судя по тому, как украшено помещение, здесь, скорее всего, жил учитель, а не учащийся. Впрочем не в этом суть.

Если бы не вандалы, оставившие на стенах надписи, помещение можно было бы назвать великолепным.

Рахмат, Бухара!

Надеюсь, его скоро приведут в порядок, и оно предстанет во всей красе.

Если окажитесь в Бухаре загляните обязательно в медресе Абдулазиз-хана и отыщите это жилище. Найти его просто, вход в правом дальнем углу двора, если смотреть от входа.

Рахмат, Бухара!

Мы вышли из интересного жилища и направились в летнюю мечеть. Это место тоже заслуживает внимания. Здесь стоит обратить внимание на потолок. Он просто сказочный! Я долго его рассматривала, не в силах оторваться!

У нас оставалось не так уж много времени до отъезда в Самарканд, а до комплекса Пои Калям мы еще не добрались. Хорошо, что медресе Абдулазиз-хана находится совсем недалеко от этого комплекса и по пути к нему нас больше ничего не задержало. Через пять минут мы уже стояли в огромном дворе мечети Калян.

Рахмат, Бухара!

История этой мечети началась в 12 веке, но как это выглядело тогда мы сейчас не увидим. То что пред нами — результат реконструкции 15 века.

Находясь здесь, я в очередной раз восхитилась искусством средневековых зодчих. Слова не нужны, это надо видеть своими глазами.

Рахмат, Бухара!

Погуляв по обширной территории мечети и заглянув во все уголки, в которые был доступ, мы отправились в расположенное напротив медресе Мири Араб.

Это действующее учебное заведение и поэтому доступ во внутренний двор воспрещен.

Я набралась храбрости и попросила охранника разрешить мне сделать несколько снимков.

Немного подумав, он сказал:

— Сделайте, но во двор не входите.

Признаюсь честно, ничего необычного во внутреннем дворе не было. Он просто очень красивый!

Мы с Татьяной немного походили по портальной части Мири Араб

и, закончив осмотр, отправились в отель за вещами.

Как вы понимаете, для поездки в Самарканд требовались предметы первой необходимости.

Рахмат, Бухара!

Приблизительно в час дня мы выехали из отеля и направились в город Каган, где собственно и находится бухарский железнодорожный вокзал. До отправления поезда у нас было время, чтобы побывать во дворце эмира Сейида Абд-ал-Ахада и пообедать.

Дворец эмира никак нельзя было пропустить. Его построили в конце 19 века, и он абсолютно не похож на все то, что можно увидеть в Бухаре.

Рахмат, Бухара!

К великому сожалению внутрь дворца мы не попали. Как пояснил нам местный охранник, внутреннее убранство решили подновить перед туристическим сезоном. По его словам к весне все должны подготовить в лучшем виде.

Мы покружили вокруг здания, прогулялись по парку железнодорожников и отправились на обед в скромную чайхану при автостанции. Если бы не совет хозяина нашего отеля, мы бы и не догадались, что в этом месте можно так вкусно поесть. До сих пор не могу забыть лагман, который я здесь заказала!

Рахмат, Бухара!

Пропущу историю о том, как мы добрались до Самарканда, что там увидели и как отметили Рождество. Об этом я расскажу в другой раз, а пока вернусь к рассказу о Бухаре.

Из Самарканда мы вернулись поздним вечером на суперскоростном поезде «Афросиаб», который домчал нас всего за полтора.

Надо сказать, что при покупке билетов на этот поезд, у меня возникла четкая ассоциация с Африкой.

— Где Узбекистан и где Африка? — с удивлением подумала я, и отправилась пытать Интернет. Выяснилось, что к Африке название поезда не имеет никакого отношения. Афросиаб это полумифический царь Турана, о котором, в своих хрониках, писали древние зороастрийцы.

Рахмат, Бухара!

Кстати, обнаруженное в Самарканде древнее городище тоже носит имя этого царя. Найденные артефакты говорят о том, что на этом месте существовал большой город. Предполагают, что это остатки Мараканды — столицы Согдианы.

Однако я отвлеклась! Вернемся к Бухаре!

Рахмат, Бухара!

На небе царствовала Луна, когда на вокзале в Кагане нас встретил хозяин нашего бухарского отеля.

Оказавшись в своем номере, мы приступили к упаковке чемоданов. Наш узбекский вояж подходил к концу.

Рахмат, Бухара!

Пакуя вещи, мы рассуждали о скоротечности жизни, о полетах фантазии и о всяких обстоятельствах, которые сильно мешают нашим смелым планам…

Радовало только то, что до отлета в Москву у нас оставался практически полный день, и мы думали, как его провести.

Рахмат, Бухара!

Сначала была мысль договориться с хозяином отеля и прокатиться по пригородам, побывать в летнем дворце эмиров и заглянуть в окрестные центры суфизма. Без сомнения это была отличная идея, но мы от нее отказались.

Все дни нашего знакомства с Бухарой она просила не торопиться и не бегать сломя голову от достопримечательности к достопримечательности. Она звала нас замедлить шаг и погрузиться в ее жизнь. Ей хотелось рассказать нам о себе самой и о своих людях…

Рахмат, Бухара!

И вот, в день отъезда мы, наконец, откликнулись на ее призыв! Отбросив мысли о туристических объектах, мы просто пошли гулять по городу!

Не выбирая маршруты, мы шли по улицам города, сворачивали в незнакомые переулки и выныривали из них в уже знакомых местах…

Рахмат, Бухара!

Заходили в сувенирные лавки и мастерские…

Рахмат, Бухара!

Говорили с людьми и наблюдали, как они работают. Иными словами мы погружались в жизнь Бухары и изучали ее саму, как одну большую и очень интересную достопримечательность.

Вот этой кузне, например, молодой мастер показывал нам свои работы и с гордостью рассказывал о своей семье.

Рахмат, Бухара!

Это бухарские ножницы, которые больше нигде не встретишь. Очень жалею, что не привезла их себе на память.

Вот здесь мастерица показывала нам, как кладет стежек за стежком, создавая вышивку.

Рахмат, Бухара!

А у этого гончара я готова была скупить все!

Вы бы видели, с какой любовью он показывал нам росписи на своих пиалах и блюдах!

Рахмат, Бухара!

Люди в Бухаре вызывали у меня восхищение. Они все очень разные, веселые и задумчивые, но каждый с кем мы говорили, лучился доброжелательностью. И что самое удивительное, в этом не было ничего напускного, все было абсолютно искренне. Достойно удивления их доверие к гостям и друг другу. Оно настолько высоко, что они абсолютно спокойно оставляют свои вещи и деньги без присмотра.

Мне очень нравилось, что народ в Бухаре тактичный. Они здороваются, но в разговор вступают только, если замечают, что вы к этому расположены. Обычно интересуются, откуда вы, нравится ли Бухара и что еще видели в Узбекистане, дают советы, куда сходить и что посмотреть. Очень многие свободно говорят по-русски. В основном, конечно, это пожилые люди и люди средних лет.

Рахмат, Бухара!

В Бухаре даже торговцы ведут себя деликатно. Никто не хватает вас за руки, не тащит в свою лавку и не навязывает товар. Всегда с удовольствием отвечают на вопросы и поясняют назначение заинтересовавших вас предметов.

И кстати, на базаре и в сувенирных лавках вполне можно расплачиваться рублями. Для нас это было актуально в последний день, когда мы уже практически истратили все сумы, а прикупить еще что-то на память очень хотелось.

Рахмат, Бухара!

В Бухаре абсолютно все стремятся создать для вас приятную атмосферу. Пожалуй, единственным исключением являются таксисты. Впрочем, и они после нескольких минут разговора сменяют свою навязчивость на дружескую беседу.

Еще меня приятно удивило, что в Бухаре абсолютно чистые улицы. И поверьте, это не только туристические тропы. Даже в тех местах, где ходят только местные, где дороги не заасфальтированы и полны ям, нигде не валяется мусор, и нет неприятных запахов.

Люди явно за всем этим следят и делают это не на показ.

Рахмат, Бухара!

Подводя итоги моего знакомства с Бухарой, могу сказать однозначно, это то место, в которое хочется вернуться. Очень надеюсь, что потоки гостей из других стран, устремившиеся сюда в последние годы, не испортят город и его жителей.