Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 12:14

Мадейра — Португалия Сентябрь 2019

Левады, сани-тоббоганы и яркие домики, треугольная крыша которых стоит почти на земле, это то, с чем долгое время ассоциировалась у меня Мадейра.

Потом, конечно, и другие интересности прибавились, в результате чего сани и домики перестали казаться невероятно привлекательными, а вот левады притягивали по-прежнему. И посмотреть на сами «эндемичные» оросительные каналы хотелось, и чрезвычайно интриговали описания реликтовых лесов в чаще которых «канавки» левад проложены.

Леса эти в 1999 году внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Большей частью состоят они из лавровых деревьев, потому и называются Лаурисильва. На Мадейре (а еще подобные леса существуют на Канарах, Азорах и островах Кабо-Верде) Лаурисильва занимает обширные площади на высотах от 300 до 1500 метров над уровнем океана. Помимо лавров здесь сохранились редчайшие виды растений, распространенных по всей Южной Европе 15 миллионов (!!!) лет назад. Настоящий затерянный мир… Многие уверяют, что таинственный, загадочный, чуть ли не мистический…

В общем, оказавшись на Мадейре, не совершить вылазку в такой лес, было бы грешно. Маршрутов вдоль левад множество, различной протяженности и уровней сложности. Пометавшись между несколькими, выбрала путь от поселка Рибейру Фриу к городку Портела. Во многом из-за того, что тут можно было к серьезному походу прицепить еще и совсем детсадовскую прогулку к мирадору Balcoes, до которого из Рибейру Фриу всего полтора километра.

Окрестности Рибейру Фриу

Из Фуншала к началу маршрута можно доехать на автобусах 56 и 103 компании Horariosdofunchal (сайт — http://www.horariosdofunchal.pt). Причем, на мой взгляд, идти стоит именно из Рибейру Фриу к Портеле, а не наоборот. Во-первых, двигаться будете под горку, а во-вторых, в этом случае в конце маршрута будет вам счастье в виде красивенного бонуса.

Читала, что приходить на остановку (она возле фуникулера), нужно заранее, т. к. частенько не все желающие могут влезть в автобус. Ой, не знаю! Вроде бы вторая декада сентября это еще вполне себе сезон, но никакой толпы на остановке не наблюдалось. Человек 10 всего слонялись в ожидании. Билеты покупаются у водителя, цены смешные, 3–70 что ли, даже и не запомнила.

В окрестностях Фуншала проезжали выгоревшие в 13-м году участки леса, но к счастью, остальная часть Лаурисильвы не пострадала.

Поселок Рибейру Фриу расположен на высоте 630 метров. И даже в солнечный день, когда внизу под 30, там весьма прохладно — ветровку брать с собой в обязательном порядке. Еще не мешает прихватить что-то для пикника и, разумеется, воду. Т. к. протяженность маршрута от Рибейру Фриу до Портелы составляет 11 километров (мой шагомер в итоге насчитал 11900 с копейками), а никаких кафе-баров в реликтовом лесу вы, разумеется, не встретите.

Но прежде чем, выдвигаться на маршрут PR10 — Levada do Furado, конечно же, стоит пробежаться по коротенькому PR11 до тех самых Balcoes, то бишь «Балконов». Множественное число для меня так и осталось загадкой, т. к. балкон на самом деле один.

К началу тропы можно попасть, перейдя дорогу и вернувшись метров на сто назад по ходу движения автобуса. Официальное время прохождения маршрута — полтора часа. Мне хватило минут 50. Темп был достаточно бодрым, т. к. по пути к «Балконам» ничего интересного, кроме левады как таковой и огроменного камушка, нависшего в одном месте над ней, не встретилось.

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

С мирадора можно полюбоваться всеми высочайшими вершинами Мадейры — Pico do Areeiro (1816), Pico do Gato (кто бы сказал, в честь какого такого кота?!) (1712), Pico das Torres (1853), Pico Ruivo (1861). Но, честно говоря, с этой точки величественными они совсем не кажутся. Очертания интересные, да, но высота не ощущается абсолютно.

И вообще мне показалось, что эффектнее как раз вид самого «балкона» на фоне (кажется очень легким, будто парит над долиной), а не фон сам по себе. Жаль сделать такое фото нереально, т. к. народ здесь толпится постоянно, и чьи-то спины и головы отнюдь не лучшее дополнение к пейзажу.

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела
Воон тот мелкий цветуечек в первый момент показался похожим на эдельвейс. Но не он, конечно, высота маловата)))

Известным развлечением на Balcoes является кормление птичек. Даже установлены стенды с изображением всех тех, кто может порадовать вас своим присутствием, если чем-то угостите. Я булочкой, конечно же, запаслась, и на каменную плиту — птичий столик — всю ее искрошила, но почему-то в этот день никто кроме зябликов завтракать не пожелал… Птицы к туристам привыкшие, даже из рук кусочки булочки склевывают, зависая над ладошкой будто колибри.

Мадейрианский зяблик

А на обратном пути в Рибейру Фриу встретила местного котика (или кошечку, очень уж изящная была?) удивительной расцветки а-ля бурундук. Киса явно кого-то выслеживала в зарослях папоротника, и даже совершила стремительный бросок в самую их гущу, но- увы! — так никого и не поймала))) Зато фотки получились интересные!

Начало 11-тикилометрового пути к Портеле отмечено роскошными кустами гортензии и водопадиком со склонившимися к нему дикими фуксиями.

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

Для того чтобы понимать, как далеко еще до Портелы, и на какой автобус до Фуншала успеваю, включила шагомер. (Ходят автобусы там нечасто, раз в час-полтора где-то). Вода в леваде журчит, сквозь листву деревьев солнечные лучи пробиваются, дорожка вполне себе удобная, народу — НИКОГО!

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

Иду в гордом одиночестве. Что странно, кстати… Не раз читала о том, что сущее наказание «совпасть» в походе вдоль левады с какой-нибудь тургруппой, т. к. разойтись порой нереально. Разойтись и впрямь во многих местах было бы сложновато.

Иногда кажется, что скалу головой заденешь
Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

Но ни единой группы мне не встретилось, в общей сложности человек 20 всего и видела. За все 3 часа 15 минут пути! Быстренько я отмахала почти 12 км… Задачи такой, конечно, не стояло, но… поход вдоль левады оказался мероприятием довольно монотонным, а потому кое-где летела чуть не в темпе спортивной ходьбы))). Поначалу, конечно, было интересно: дорожка будто в дремучем лесу идет, ветви деревьев низко над ней склоняются, по стене над левадой сочится вода, капельками повисая на травах, папоротниках и всевозможных мхах.

Сумка моя тут для того, чтобы был яснее размер папоротников
Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

Но где-то к концу первого часа пути, папоротники — размером от крошек в сантиметров 15 до гигантов в полтора метра — удивлять перестают, лес тоже начинает казаться однообразным. Даже радуешься, если тропа вдруг перестает быть удобной и приходится пробираться по какому-нибудь очень узкому участку, где справа склон горы, а слева ого какой обрыв (не опасно! перилами все огорожено) — какое-никакое развлечение!

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

Просветы, когда вдруг деревья расступаются, и открывается панорамный вид на соседние горы, радуют очень, но случаются крайне редко.

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

Ну и еще, увы, никакой таинственности и уж тем более мистики я не ощутила. Видимо, «виновата» хорошая погода… Конечно, когда кругом туман, что угодно примерещиться может, а когда веселые солнечные зайчики скачут вокруг, деревья это деревья, и мох это мох, а не руки и одеяния непонятных существ))) Временами встречались небольшие озерца, на берегу одного из них подумывала устроить привал, да как бы не так… ВСЁ КРУГОМ МОКРО!!! И это притом, что дождей не было давным-давно. Не присесть ни на камушек, ни на ствол дерева…

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

Мало того мокро, так еще и холодно. Позавидовала туристам, озаботившимся прихватить с собой кусок туристического коврика.

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

Мне припасенные вкусности пришлось поглощать стоя, аки лошадке какой… А ножки к тому времени уже слегка подустали.

В общем, обрадовалась, когда наконец мелькнула далеко внизу синь океана, а потом и домики городка Porto da Cruz.

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

Да и шагомер уверял, что конец пути близок. Хорошо, что я тогда не знала, что вместо 11-ти придется топать почти 12 км! Разница не велика, но ощутима, когда столько пройдено и уже настраиваешься на финал. Уклон тропы вниз увеличился (она почти горизонтально все время идет, перепад высот небольшой), а среди надоевших папоротников замелькали гортензии, жить стало веселее!

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела
Папоротники закончились и посыпались подарочки!!!

А потом вдруг повеяло 8-м Марта…Глюк?! Сентябрь же на дворе!.. И тем не менее: прямо по курсу огромная пахучая мимоза вся-вся в бледно-желтых пушистиках! Воистину — остров вечной весны!

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела
Восьмое марта в сентябре!

И тут же еще один подарок: великолепный вид на Орлиную скалу над Porto da Cruz и бухту городка… Правда, до Портелы еще шагать. И по не очень приятной дорожке, с поперечным бревнышками, того гляди споткнешься…

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

Зато по сторонам ее — снова гортензии! И лиловые агапантусы добавились…

Агапантусы на Мадейре блаженствуют! Диким образом, причем
Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

Когда тропа все же заканчивается, я вместо того, чтобы свернуть в Портелу, лезу в заросли ежевики (ногу расцарапала до крови…) за очередным сюрпризом: окрестные кусты буквально увиты лианой страстоцвета с гигантскими ярко-розовыми цветками! Еще и махровыми к тому же! Ну вот как не рассмотреть в подробностях и не сфотать?

Когда еще такое чудо увидишь? И фиг с ней, с ногой, заживет)))

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

А самым обалденным бонусом в конце пути стала, конечно же, обзорная площадка Портелы. Какие там виды!!! Орлиная скала предстает во всем великолепии… Совсем крохотными кажутся на ее фоне «камушек» — не иначе с четырехэтажный дом величиной вблизи-то — и несколько островков у побережья Porto da Cruz… Дух захватывает от простора и красоты…

Мадейра. По местам заповедным: левада Рибейру Фриу – Портела

К автобусной остановке от мирадора надо спуститься по лесенке. Она находится напротив бара «Portela a vista». Я хотела немного пройтись по городку, время позволяло, но тут вдруг подъехал минивэн-такси, заказанный группой французов, и т. к. было свободное место, водитель предложил за 5 евро подкинуть до Фуншала и меня. Согласилась, конечно. Поди знай, вдруг автобус куда денется? Так что до города домчались с ветерком, по совершенно другой трассе, скоростной, с тоннелями. Нежданно-негаданно увидела еще один уголок Мадейры.

Не раз встречала на острове автобусы с надписью «Madeira is Nature» — тысячу раз верно! А лучше всего единение с природой ощущаешь именно в пеших походах. Трекинговых машрутов здесь столько, что голова кругом! Очень теперь понимаю тех, кто возвращается на Мадейру вновь и вновь…