Турист Viktor Bobrov (Viktor_Bobrov)
Viktor Bobrov
был 9 февраля 2020 22:23

Варна — Болгария Январь 2020

Эту зиму я провожу на Балканах, благо, что работа позволяет, и большую часть времени нахожусь в Сербии. Но на Новый год и Рождество, конечно, хотелось какого-то разнообразия.

Почти сразу для себя решил, что поеду на море. Зима не лето, зимой в приморских городах намного меньше туристов и ниже цены. А вот приморская атмосфера никуда не пропадает. Выбор изначально крутился вокруг трёх стран — Хорватии, Греции и Болгарии. Сначала я больше склонялся к визиту в Афины, тем более, что на 6 января 2020 года было назначено крутейшее футбольное греческое дерби между «Олимпиакосом» и «Панатинаикосом». Но по ряду причин я решил на этот раз не ехать в грецию. Первая причина — неудобное расписание автобусов из Белграда в Афины (при отсутствии на данный момент поездов), второе — загруженность дорог в сторону Греции в канун январских праздников, третье — я имел шенгенскую французскую визу, и «портить» её посещением Греции без посещённой Франции опасался.

Итак, Болгария и Хорватия, а конкретнее — Варна либо какой-то из городов Далмации (Сплит, Шибеник, Дубровник). Мне одинаково интересно было бы в любом из этих городов, ранее я не бывал ни в одном из них и вообще не бывал в Хорватии и Болгарии. Но нужно было выбрать один. Цены на жильё ниже были в Варне, да и добраться туда мне было проще, так как конец декабря я проводил в Нише — городе на юго-востоке Сербии, всего в 100 километрах от границы с Болгарией. Итак, решено — Варна. Напрямую добраться из Ниша туда не получится, поэтому я приобрёл на 30 декабря билет на автобус Ниш-София, а по прибытии в болгарскую столицу решил уехать на первом попавшемся поезде или автобусе.

Автобусы из Ниша в Софию ходят дважды в день — в 4.30 и в 16.00. Естественно, я выбрал ранний рейс, чтобы прибыть в Софию утром, когда большой выбор транспорта. Стоимость билета на автобус — около 900 рублей, это вполне неплохо для расстояния в 160 километров с пересечением границ. Мой автобус был заполнен более чем наполовину, слышались и русские голоса (это оказались украинцы), и китайские (или японские, или корейские). Границу Сербии мы прошли моментально, но перед этим пришлось довольно долго ждать — примерно в 7.30 менялась смена пограничной полиции. На болгарской стороне контроль занял больше времени — как и всегда в странах Евросоюза. Я впервые ехал в визовую страну, немного нервничал, но всё прошло хорошо — болгарский пограничник только удивился, что я еду один, и не стал спрашивать ни страховку, ни средства. Печать он поставил рядом с французской визой.

Дальше всё было проще. Около 9 утра мы приехали на автовокзал «Сердика» возле главного ж/д вокзала Софии, тут же я купил билет на поезд до Варны и почти сразу прошёл на посадку. Билет я взял подешевле, стоимостью около 850 рублей — во второй класс. Этот класс представляет из себя купе со смотрящими друг на друга сиденьями, каждое из которых рассчитано на четырёх человек. Поезд проехал через некрасивые софийские промзоны и окраины и покатил по городам и весям Болгарии. Ехали довольно быстро, но всё-таки дорога идёт через всю Болгарию, и я прибыл на варненский железнодорожный вокзал только около семи часов вечера 30 декабря. Вот так и начались мои каникулы на родине Филиппа и Бедроса Киркоровых — да-да, оба известных певца родились именно в Варне. Бедрос по происхождению вообще армянин, армянская община в Варне до сих пор очень велика. Ну, а сейчас постараюсь вкратце рассказать о Варне по пунктам.

Отзывчивость местного населения я бы оценил не слишком высоко. Во-первых, мне очень не понравилось, что варненцы не знают свой город, многие из них не могут подсказать, где находятся довольно важные улицы. Во-вторых, к примеру, если в Сербии прохожие зачастую сами посмотрят на гугл-карте нужный вам адрес и расскажут, как туда добираться, то в Болгарии с этим явно похуже.

Чистота и ухоженность в целом на высоком уровне. А иначе и быть не может — это же главные морские ворота Болгарии, один из главных туристических центров. Исторический центр города просто сияет (этому способствует и отсутствие туристов зимой)

На родине Филиппа и Бедроса

на окраинах с многоэтажками тоже всё нормально.

Море в Варне прекрасно, а где оно не прекрасно?

По пляжу 31 декабря гуляло очень много местных и туристов. Наблюдалась активность и на морском вокзале. Лично мне очень понравился маяк, к которому ведёт дорога от морского вала.

На родине Филиппа и Бедроса

Только будьте осторожны, ветер у маяка дует просто безжалостный, а укрыться практически негде. И, естественно, этот ветер неплохо продувает всю Варну, поэтому будьте готовы. Но в целом погода была хорошая, снега я не видел ни разу, иногда накрапывал дождь. Днём, когда в безоблачную погоду светило солнце, становилось даже жарко. Большинство местных ходили в те январские дни без шапок, а я всё-таки чаще покрывал голову — не настолько привык я к морскому климату.

Празднование Нового года в Варне не запомнилось чем-то особенным: песни, бой курантов, исполнение болгарского гимна стоящим на площади народом, мощный фейерверк, после чего — исполнение «дунавского хоро», национального болгарского танца. Не потрясает, но интересно.

За транспорт в Варне надо платить. Проезд в автобусах и троллейбусах стоит 1 лев, билет можно купить как у кондуктора, так и в автоматах. Большой плюс городского транспорта — билеты действительны в течение часа, то есть можно ездить с пересадкой или, к примеру, доехать до нужного вам места, быстро сделать свои дела (что-то купить, что-то узнать) и по тому же билету уехать обратно. Транспорт ходит по расписанию, которое можно посмотреть на специальном сайте (https://varnatraffic.com/bg) или на гугл-картах. В отличие от Софии, железнодорожный и автобусный вокзалы в Варне находятся довольно далеко друг от друга. Железнодорожный вокзал расположен недалеко от моря, порта и исторического центра, а автовокзал — севернее, в новых районах. Имейте это в виду. Я приехал в Варну из Софии на поезде, и обратно уехал тем же способом. Это дешевле и проще — большинство варненских находятся отелей и хостелов ближе к ж/д вокзалу.

Музеев в Варне очень много, и мало какой город в Болгарии сможет сравниться с морской столицей страны по этому показателю.

На родине Филиппа и Бедроса

Как раз несколько музеев посвящены морской тематике — например, Военно-морской музей и «Аквариум"Е

сть исторический музей, этнографический. В Варне очень хороший археологический музей, там смело можно провести два часа и узнать очень многое об истории города, окрестностей и вообще всего этого уголка Причерноморья.

Лично мне больше всего понравился музей-памятник «Владислав Варненчик», посвящённый битве под Варной 1444 года, когда христианская армия была разбита войсками Османской империи.

На родине Филиппа и Бедроса

Этот музей находится в отдалении от центра города, а 90 лет назад, когда он был построен, это вообще была окраина Варны. Музейный комплекс постепенно прирастал элементами и теперь представляет из себя довольно интересный комплекс. Собственно музейных артефактов здесь мало, но несомненным плюсом является аутентичность комплекса — он устроен прямо на месте битвы. Кроме того, в музее хороший русскоязычный гид, который может многое рассказать вам о Варненской битве и об этапах строительства мемориала.

Для посещения музеев и баров очень пригодится варненская City card. Можно купить карту сроком действия на 1, 2 и 3 суток. Она позволит вам пройти в большинство музеев Варны, посетить три бара и попробовать местное крафтовое пиво (весьма хорошего качества)

а также получить скидки в других барах и некоторых магазинах. Только правильно рассчитывайте время и помните, что большинство музеев Варны не работают в воскресенье и понедельник, то есть вы можете потратить деньги зря — карту купите, а использовать её по полной не сможете. Подробнее узнать можно на сайте https://varnacitycard.com/bg/.

Среди достопримечательностей в окрестностях Варны однозначно следует выделить парк «Побити камни» в 19 километрах к западу от города. Это действительно интереснейшее место, не зря оно входит в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На родине Филиппа и Бедроса

Миллионы камней с такой же многомиллионной историей сосредоточены на нескольких локациях, как будто их специально собирали в одном месте. За прошедшие эпохи камни обрели самую причудливую форму, вросли в деревья, окрасились мхом и другой растительностью — в общем, это надо просто увидеть.

Старайтесь приехать на это интереснейшее место поближе к закату — вид будет просто потрясающий, а уж фотографии заставят вздрогнуть всю инста-ленту ваших друзей. Единственная проблема — добраться до Камней, нужно ехать на автобусе до посёлка Слынчево или на поезде до посёлка Белослав. Правда, в последнем случае вам придётся идти до Камней около 5 километров пешком, но зато по пути вы увидите пещеру «Темната дупка» (тоже весьма интересное место)

и насладитесь видами окрестных гор и настоящей Болгарии.

В самой Варне закаты тоже очень красивые!

На родине Филиппа и Бедроса

Село Казашко находится чуть ближе к Варне, чем Белослав, и до него тоже можно доехать на поезде. Это село было основано в начале ХХ века эмигрантами из России. В селе до сих пор живут люди с русскими фамилиями, но, конечно, за сто с лишним лет местные жители были в значительной степени ассимилированы. В Казашко обязательно стоит дойти до берега Варненского озера

и насладиться тем самым спокойствием и умиротворённостью, которых так часто не хватает жителям больших городов. Пасущиеся поблизости кони и лающие собаки дополнят эту пасторальную картину.

Для прогулок в самой Варне идеально подойдёт Приморский парк, раскинувшийся на несколько километров по морскому берегу. Здесь есть и множество дорожек со скамейками, и памятники (в том числе русским солдатам и офицерам, и даже Юрию Гагарину), и магазины, и летний театр, и импровизированные выступления местных артистов и танцоров. Танцуют и простые жители — танец «дунавско хоро» здесь можно увидеть частенько.

На родине Филиппа и Бедроса

В Приморском парке расположен и варненский зоопарк. Он довольно небольшой по размеру, но и вход в него стоит всего 3 лева, также действует city kard. Для путешествующих с детьми — очень достойное место отдыха.

Над Варной возвышается внушительный Монумент советско-болгарской дружбы.

Конечно, последние три десятилетия памятник сильно запустили, за ним толком не следят. Но посетить его, конечно же, стоит, хотя бы ради прекрасного вида на море и город, который открывается сверху. Имейте в виду, что возле монумента вас будет продувать ветер, а в Варне он бывает очень сильным — всё-таки приморский город.

Даже если вы атеист, обязательно загляните в Кафедральный Успенский собор в центре Варны

На родине Филиппа и Бедроса

Храм очень красивый, атмосферный, там есть скамейки, а на стенах храма можно увидеть запись про «архиепископа Сталинского». Да, с 1949 по 1956 год Варна называлась Сталин.

Если вы проголодались, то с поиском еды проблем у вас не возникнет — магазинов, закусочных и ресторанов в Варне предостаточно. Многие магазины работают круглосуточно. Но не рассчитывайте, что продавцы будут поголовно говорить по-русски. Несмотря на значительное количество русскоязычного населения, Варна, как и Болгария в целом, уже не порадует вас поголовным (когда-то) знанием великого и могучего.

И коты в Варне тоже есть))

На родине Филиппа и Бедроса

В общем, приезжайте в Варну. Я провёл здесь неделю, и скучать мне практически не пришлось. А это лучшая рекомендация для любого города. Спасибо за внимание!