Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Тихань — Венгрия Октябрь 2019

ТИХАНЬ, это маленький городок, расположенный на одноименном полуострове озера Балатон. Здесь сохранилась особая фауна и флора, отличающаяся от прибрежной, видимо потому, что в древние времена это был остров. Полуостров холмистый, возвышается над уровнем моря до двухсот метров и врезается в озеро на 5 километров, не достигая противоположного берега всего 1200 метров.

Вид на полуостров Тихань с городка Балатонфюред.

Лавандовые поля Тихани ничуть не хуже полей французского Прованса. Из лаванды делают эфирное масло, мыла, кремы, мед, сиропы, джемы, вино и даже пиво. Лаванда цветет с конца июня, до середины июля, ну, а поскольку мы были в октябре, то эту красоту не увидели. Но клумб с лавандой кругом в изобилии.

Бенедиктинское аббатство, основанное королем Венгрии Андраши I в. 1055 году, в честь святого Аньоша и девы Марии, считается основной достопримечательностью полуострова Тихань. Собор, в стиле барокко, был построен в середине 18 века на месте древнего храма XI века, от которого сохранилась лишь крипта, где и была найдена могила короля Андраши I в. 1891 году. Она считается единственным сохранившимся королевским захоронением до турецкого периода Венгрии.

Длина храма 46 метров, ширина 16, а высота башен превышает 34 метра. Аскетичное снаружи, внутри здание поражает своей роскошью. Вход платный, включает в себя: собор; крипту; музей.

Уникальность аббатства в том, что в документе о его основании, написанном в 11 веке на латинском языке, присутствует 58 венгерских слов, что подтверждает многовековое существование венгерского языка. Документ сохранился до наших дней. В социалистические времена Тиханьское аббатство закрыли, но в 1994 году оно вновь было передано бенедиктинцам.

Тихань – Балатон, лаванда и уникальное аббатство

Памятники королю Андраши I и его жене Анастасии, дочери киевского князя Ярослава Мудрого.

Холм, недалеко от храма, знаменит своим эхом, описанным в путеводителе 1848 года. За счет рельефа местности стена храма могла повторить до 15 сказанных слов, в настоящее время, из-за множества построек, лишь 2–3 в безветренную погоду.

Аббатство с холма Эхо.

Вид на Балатон с холма Эхо.
Вид на Балатонфюред с холма Эхо.

В полукилометре от Тиханьского аббатства находится Голгофа (Kálvária) — путь, который прошел Иисус Христос перед своим распятием.

Два креста, аж дрожь пробрала, когда увидела.

На велосипедах прокатились по всему полуострову и к городку Балатонфюред, что в девяти километрах от Тихани. За день увидели столько, что никогда бы не охватили пешком или на автобусе, получив неописуемое удовольствие.

Тихань – Балатон, лаванда и уникальное аббатство
Аббатство Тихани и озеро Бельшо.
Башня, с которой отличный вид на весь полуостров и прибрежную зону с городками. Достаточно высоко, велосипеды затянуть не хватило сил, пришлось оставить в лесу посередине холма.

За мной городок Асофо, до него три километра и мы вскоре будем там.

Тихань – Балатон, лаванда и уникальное аббатство
Поднимаясь к башне, любовались яркими красками осени.

Кузнечик замер, не шелохнувшись даже тогда, когда с шумом раздвинула ветки, что бы сфотографировать. Ну просто зеленая милашка.

Путь на Балатонфюред, но сначала смотрим, где можем пообедать.

Болотистое озеро Кульшо. Мы прокатились вокруг обоих озер.

Балатонфюред — это обычный курортный городок. У нас не было цели осматривать его досконально, прокатились по Старому и Новому городу, по тенистым аллеям парка и красивой набережной.

Красная церковь, с 35-метровыми башнями и восточными мотивами внутрннего убранства, появилась в 30-х годах прошлого века.

Необычная Круглая церковь середины XIX века с хорошей акустикой, иногда здесь устраиваются концерты органной музыки.

Тихань – Балатон, лаванда и уникальное аббатство

Огромный Центральный рынок, где глаза разбегаются от обилия совсем недорогой вкуснятины, был необычно пуст.

Городской парк.
Старая почта.

По великолепным велодорожкам с замечательными видами хочется кататься бесконечно.

Набережная с фонтанами, розарием, длинной аллеей, яхтами, корабликами и ручными лебедями, просто чудесна.

Тихань – Балатон, лаванда и уникальное аббатство

Не знаю, как называется по русски эта труднопроизносимая сдоба, продающаяся на всех углах, но это очень вкусно.

Тихань – Балатон, лаванда и уникальное аббатство

Вернувшись в Тихань, покатили на конечный мыс полуострова, где всегда ветрено и озеро штормит как на море. Сюда подходят паромы с Шиофока, расположенного на другой стороне Балатона.

В октябре быстро темнеет, но завораживающий красный закат пропустить не могли. Ехали домой в полной темноте, одиноко поднимаясь по лесному серпантину к пансиону, что совсем небезопасно.

Тихань – Балатон, лаванда и уникальное аббатство
Последний взгляд на аббатство.

Добраться в Тихань, хоть с Кестхей, хоть с Будапешта, можно лишь с пересадкой в Балатонфюред. Автобусы ходят каждый час, как и красочный туристический авто-вагончик, что интереснее, но дороже.

Всё путешествие по Венгрии:

Хевиз — термальное озеро с дивными лилиями.

Необъятный Балатон. Кестхей.

Будапешт, такой юный и такой древний. БУДА.

Будапешт, такой юный и такой древний. Пешт.

Хлам, руины и коты — необычные бары Будапешта.

Древний Эстергом и о языке венгерском.