Турист Сергей Дукачёв (Sergey_forest)
Сергей Дукачёв
был 22 апреля 2023 6:42

Коктебель, Феодосия — Россия Январь 2020

Дорогие мои друзья, читатели блога, и просто неравнодушные люди. Давно я ничего не писал сюда, хотя накопилось достаточно. Элементарно не хватает времени просто сесть, по человечески собрать в кучу, и оформить материал.

Кто я, чем занимаюсь — всем известно, но в том году у меня произошли изменения. Возможно, кто то еще не знает, но с 10 июля 2019 года я являюсь членом творческой краеведческой группы «Провинцiя». Мы занимаемся исследовательской исторической работой, в доступной форме знакомим жителей и гостей города с историей Новороссийска, края посредством своих личных интернет — ресурсов, экскурсий, лекций, и много чего еще. Это была присказка, а сказка будет впереди.

У каждого экскурсовода и гида есть свои любимые места. Феодосия — одна из моих личных экскурсионных жемчужинок. Я очень люблю этот милый город, еще больше люблю его историю. С большим удовольствием дополняю материал для экскурсий, с особым воодушевлением знакомлю моих гостей с городом, стараюсь как можно полнее раскрыть, почему же она — «Богом данная»(ведь именно так переводится с древнегреческого Θεοδοσία), при каждом посещении открываю для себя что то новое. Всегда поражает многогранность, необычность, уникальность исторических страниц, персоналий, удивляют и узенькие, по восточному запутанные улочки. А еще больше удивляет наличие такого большого количества старинных, потрясающе красивых зданий. Как они смогли уцелеть в горниле сражений Гражданской, особенно, Великой Отечественной Войны??? Что уберегло их от тотального сноса «неэффективных» построек в разные годы? На очень многие вопросы, я пока не нашел ответы. Но тайна же всегда притягивает.

Хотя, я, довольно часто, посещаю с группами Феодосию, но полноценно, без спешки, без «решения оргвопросов» и прочих гидовских нюансов, побродить по улицам, заглянуть во все интересующие уголки, у меня никогда не выпадало такой возможности. Тоскливо смотрел из окна автобуса на проплывающие мимо старинные дома, и постоянно обещал себе, что при первом же моменте осуществить задуманное. Момент наступил, и я с моим коллегой по Провинцiи, соратником и другом Игорем и его девушкой, поехали на целых два дня в Феодосию в большую «экспедицию». Поистине подарок небес!

Поехали на личном авто Игоря, довольно быстро преодолели расстояние, а оно составляет более 250 км, к сведению, и уже в обед субботнего дня были на месте. Поселились в гостинице «Гранд Астория». Весьма достойное место, одна из старейших гостиниц Крыма, единственная имевшая в то время (начало ХХ века) такое чудо техники, как лифт. Гостиница принимала в своих стенах большое количество знаменитых людей, к примеру, Утесов, Цветаева, Горький жил здесь цельный месяц, наши космонавты, прибывшие на тренировки, жили именно здесь. В 1920 году, командующий Вооруженными Силами Юга России, генерал А. Н. Деникин в фойе гостиницы сдал свои полномочия. Об этом факте свидетельствует памятная доска у входа, да и кафе названо соответствующе. Узоры и лепнина в вестибюле и коридорах, кстати, восстановлена, весьма качественно! Главное же нас ждало впереди.

В большинстве путеводителей, основными достопримечательностями Феодосии считаются, конечно же, галерея И. К. Айвазовского, построенный по его проекту фонтан питьевой воды, до сих пор радующий своим видом гостей и жителей (вообще, Айвазовский и Феодосия можно считать синонимами, настолько много сделал Иван Константинович для своего родного города), дом — музей писателя Грина (Александр Степанович в дни своей славы и пришедшего, наконец то, достатка, купил домик на ул. Галерейной 10, где прожил с супругой Ниной шесть лет, здесь же родилась «Бегущая по волнам»), с недавнего времени, добавилась архитектурная визитная карточка города (на мой взгляд) — дача купца Иосифа Стамболи.

Богом данная. Постигая душу Феодосии

Я не буду останавливаться на описании этих мест. Для каждого из них стоит создать отдельную запись, ибо информации, фото и впечатлений по каждому из этих обьектов, накопилось очень много. В ближайшее время постараюсь это сделать.

Еще одним из популярных, но весьма запущенных экскурсионных обьектов — остатки крепостных стен и башен Кафы — крупнейшего крымского владения Генуэзской республики. Судя по реконструкции крепости в музее древности, материалам в разных исторических источниках, она была очень грамотно построена, имела глубокую оборону, свыше 5 км, более 30 башен в периметре цитадели, консульский дворец, резиденция епископа, и многое другое, что должна иметь столица и крупный торговый центр. Очень интересная экспозиция по Генуэзской крепости находится в Музее древности.

Богом данная. Постигая душу Феодосии

До наших дней дожили только часть южной стены, башни святого Климента, Криско (Христа), Константина, Фомы, у моря стоит Доковая башна (от слова Док — для приема судов), уцелевшая частично, колоссальная по своим размерам башня, названная в честь последнего консула Кафы Джованни ди Скаффа.

Рядом, с остатками стены, кстати, находятся древние христианские храмы ХIV столетия, в одном из них (святого Стефана), чудом уцелели, частично, фрески авторства Феофана Грека. Увы, я их так и не увидел, закрыто было. Генуэзскую Кафу успел застать Афанасий Никитин, когда «ходил за три моря».

Но в тени этих достопримечательностей остается внушительный пласт обьектов. Запутанный, для непосвященного, лабиринт улиц — вот где кладезь для краеведов и историков! Каждый дом, каждое строение хранит какую то тайну, имеет свой неповторимый, отличающий от других, вид. Бродя по ним днем, и вечером, увы, даже сотую долю мы не смогли постичь! Но, надеюсь, фото смогут передать наше восхищение!

Богом данная. Постигая душу Феодосии

Как я уже упоминал, не все обьекты доступны бывают для обычных экскурсий. Причин тому много. Но поверьте, открыть их для себя можно, было бы желание. Про некоторые я расскажу. Армянский фонтан был построен в 15 веке, у подножья горы Митридат. недалеко, кстати, находится тех же лет храм архангелов Гавриила и Михаила (туда мы еще не дошли). Удивительный памятник архитектуры!

На горе Митридат находятся шикарные смотровые площадки, откуда открывается великолепный вид на город.

Богом данная. Постигая душу Феодосии

Рядом с площадками также есть братская могила участников Феодосийского десанта — одной из героических страниц истории города

Неподалеку от горы есть еще одно интересное место, которое мы для себя открыли. это старое караимское кладбище. Караимы — очень немногочисленная этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей религиозного ветхозаветного учения — караимизма. Интересная история этого народа, его история, меня привлекли совсем недавно. жадно впитываю всю информацию по теме, поэтому, посещение этого места для меня имеет свой смысл. От кладбища, практически ничего не осталось, разрушили его люди и время. Немного каменной ограды, скудные остатки надгробий, на которых кое-где читаются надписи на иврите и «старорежимном» русском языке.

Кстати, некоторые надгробия, например, Вениамина Стамболи, Соломона Крыма и других людей, неравнодушные сотрудники дачи Стамболи перенесли в лапидарий около нее, там они и находятся поныне Интересные обнаружились терассы, чуть выше основного массива. Мы решили, что, скорее всего, это — родовые участки богатых семей, семейные склепы

Богом данная. Постигая душу Феодосии

Кстати, мы посетили могилу Ивана Константиновича, которая находится у парка Морсад, рядом с церковью Сурб Саркис.

В феодосию я обязательно вернусь и не раз. Осталась еще Чаша Зибольта (уникальное сооружение для конденсирования воды), ряд верхних улиц возле автостанции, гора Тепе Оба, и еще неизвестные мне тайны и уголки Богом Данной…