Турист Юра Н. (yran)
Юра Н.
был 10 февраля 16:45

Камбоджа Июнь 2009

Та-Пром — один из самых интересных храмов в Ангкоре. Он был построен почти тысячу лет назад Джаяварманом VII в. честь своей матери, которую он отождествлял с Праджняпарамитой (матерью всех будд и богиней «совершенной Мудрости»). Храм был лично освящен Джаяварманом VII в. 1186 году.

Храм Та-Пром. Камбоджа.

Для того чтобы подойти к храму нам пришлось идти от дороги примерно минут семь по длинной широкой аллее, с обеих сторон окруженной джунглями. По дороге, мы встретили музыкантов, одетых в яркие национальные костюмы. Они играли на необычных музыкальных инструментах очень красивую, зачаровывающую мелодию. Прошло еще несколько минут, и мы подошли к входу в храмовый комплекс. Еще перед самым входом среди обычных деревьев начинают появляться исполины.

Чем глубже идешь внутрь территории храма, тех больше этих гигантов и причудливей их корневая система. Кажется загадкой, почему деревья растут именно на поверхности каменных плит и развалин древних храмов, а не на открытой земле. Все дело в том, что песчаник впитывает много влаги, и семена, попадая на камень, активно прорастают. Молодые побеги быстро разрастаются, и вскоре целые здания оказываются охваченными их корневыми системами.

Иногда встречаются и другие необычные деревья, которые, по сути, деревьями не являются. Само дерево давно погибло, задушенное лианами, зато сами лианы разрослись настолько, что сами стали деревом.

Храм Та-Пром. Камбоджа.

Не менее удивительны и сами сооружения Та-Прома, они скрывают, какую-ту непостижимую обычному человеку загадку. Чего только стоит изображение Стегозавра на одном из барельефов храма. Этот вид динозавров вымер миллионы лет назад… Как его изображение попало на стену храма объяснить ученые не могут до сих пор.

Вокруг нас витал запах древности, пели невидимые в кронах деревьев птицы, эхо наших шагов отражалось от стен, украшенных искусными барельефами. На стенах попадались вырезанные в камне двери, которые как будто вели в другой, неведомый нами мир.

В центре комплекса, находиться сердце храма — помещение, которое когда-то приводило людей в священный трепет. Стены там были покрыты драгоценными камнями и золотом. Купол этого помещения представляет собой длинную пирамиду, в вершине которой оставлено отверстие, через которое падает свет. Свет отражался от драгоценных камней и кристаллов, и создавал удивительную, волшебную атмосферу. Именно здесь проводились особенно важные религиозные обряды кхмеров. Только избранные могли видеть эту невероятную красоту.

Храм Та-Пром. Камбоджа.

К огромному сожалению, за тысячу лет, храм был разграблен. Последнюю лепту внесли французы… Именно они окончательно разграбили убранство этого удивительного места, во времена когда Камбоджа была Французкой колонией. Сейчас в стенах храма остались только глубокие темные выемки, которые как глаза старца, смотрят на нас с немым укором. Еще больший ущерб храму нанесли, во времена вьетнамской войны, американцы. Их бомбардировка этой территории, с целью уничтожения подразделений вьетнамской армии, укрывшейся в этом районе, нанесли непоправимый урон сооружениям храма. Многие здания были разрушены или серьезно повреждены акустическими волнами от детонирующих бомб. Но ни смотря ни на что, этот храм дожил до наших времен не потеряв свою удивительную и загадочную ауру. Множество штрихов придают этому месту особую прелесть. Это и лик наложницы, выглядывающей между корней деревьев, и гиганское дерево лежащее на боку, великолепные барельефы и многое другое, а главное, сама атмосфера этого волшебного места.

Мало найдется мест на земле, которые доставят туристу большее удовольствие… Обязательно посетите это место. Очень советую.