Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Монгольские каникулы. После беркутчи. Часть 2. О трех кусочках рыбки, Чингизхане и петляющей по степи дороге

Улгий — Монголия Октябрь 2019

Про беркутиную охоту здесь:

Охота пуще неволи. Часть 1. Фестиваль беркутиной охоты. Томага, балакбау и биялай

Охота пуще неволи. Часть 2. Кокпар, Куме алу и Кыз Куар

Утренняя тишина, которая случается только вдали от городов и суетливых автомобилей, быстро просыпалась от ночи. Потихоньку наливался светом новый день с чистым небом, набравшим с рассветом особую после морозной ночи синеву.

К утру холод только усилился, разбудил мою и без того беспокойно спящую душу. Я поворочалась с боку на бок. «Нет, все же встану. Хоть разогреюсь», — подумала тогда и полезла на выход из палатки.

… Утро было заиндевевшим. Трава, редкие уцелевшие листья на деревьях и кустарниках покрылись кристалликами белой снежной бахромы.

Наш лагерь расположился на опушке леса. С одной стороны его подпирал лес, с другой подмывал Ховд. В реку изредка впадали речушки разной степени мелкости, и в местах их впадения образовывались хороводы из упавших в воду листиков и прутиков.

Первый же луч взошедшего солнца золотом окрасил стоявшие на другом берегу деревья. Но по мере того, как поднималось солнце, этот янтарный свет бледнел, тускнел, и вскоре мне показалось, что листва стала будто бы ржавой.

Зато стало заметно теплее. Настолько, что проснувшийся ко времени моего возвращения в лагерь Витя захотел принять водные процедуры.

Дениса я застала за чисткой рыбы, которую он выловил вчера на Ачите. Чистил правильно — с хвоста! Вот это я понимаю — настоящий рыбак! Сам ловит рыбу, сам же ее и чистит!

На завтрак, как вы уже, наверно, поняли, у нас была жареная рыба! Нежнейшая, вкуснейшая, свежайшая! Жаль, маловато ее было!

Пока мальчики грузили машины, мы с Надей решили порыбачить. Увы, ни одной поклевки так и не было!

И наша компания двинулась в обратный путь — к российско-монгольской границе, которую надо сегодня обязательно пройти.

Сегодня при ярком дневном свете можно было рассмотреть те горы, об которые вчера в темноте, как мне казалось, наши машины почти обдирали бока. Еще и еще раз я убеждалась, что ленивый и осторожный турист сюда не сунется. И даже не из-за отсутствия любопытства, а скорее всего из-за обычного страха — заедешь еще куда-нибудь, откуда будет проблема выбраться.

Поплутав в лабиринте ущелий, мы натолкнулись на удивительное по красоте место. Здесь склон холма сформирован останцами ярко-оранжевого цвета. Они были разными по размеру, формам.

— Витя, смотри, Чингизхан! — воскликнула я, глянув на самую большую и фактурную группу камней.

— Точно! — тут же отозвался Витя. — Наверное, именно про это место говорила Ксюха недавно, что они видели Чингизхана.

Вырвавшись из этих ущелий, мы оказались в степи, той самой ее части, где вчера плутали впотьмах. Она была такой просторной, что огромное стадо коров терялось в ней, словно песчинка в песочнице.

Нам предстояло проехать эту степь насквозь и затем выбрать один из двух основных вариантов пути до российско-монгольской границы. Первый — относительно длинный по известной накатанной дороге, проходящей у подножия гор недалеко от озера Ачит и огибающей их. Второй — более короткий по расстоянию, но гораздо менее предсказуемый по условиям проходимости. Само собой, мы выбрали второй вариант.

Некоторое время ехали вдоль берега Ачита, но вскоре простились с ним, сияющим синевой не меньшей, чем вчера Толбо, а затем углубились в степь, туда, где вдалеке были видны горы, а за ними заснеженные горные вершины.

Градиент направления к намеченной цели — российско-монгольской границе — понятен. Но через какое именно ущелье мы сможем преодолеть раскинувшийся перед нами горный массив?

Используя навигатор Дениса, интуицию Виктора, ценные указания от нас с Надей, мы въехали в распадок. Поначалу все было отлично — хорошо просматривалась двойная колея, что означало, что это не конная тропа, а это уже не могло не радовать! Дорога была сильно запущенная, скорее всего, мало эксплуатируемая. Радовало то, что мы не были здесь первопроходцами. Но постепенно ущелье сузилось настолько, что до склона гор, порой, можно было дотянуться рукой, не вылезая из машины.

И тут нас ждал сюрприз — дорога превратилась в частокол из высоких камней, а огромные валуны, лежащие сбоку ступеньками, не позволяли объехать стороной это нагромождение.

— Ну все, теперь до самого начала ущелья будем пятиться задом наперед, развернуться же негде! — подумала я тогда.

Но, странное дело, Витя почему-то ничуть не расстроился!

— Будем пробираться! — воскликнул он так весело, будто всю жизнь мечтал о таком приключении.

— Пойду посмотрю, можно ли здесь как-нибудь извернуться и протиснуться, -говорю я и вылезаю из машины.

— Ты давай снимай нас, а не бездельничай, тут смотреть нечего, — бодро отвечает Витя и начинает газовать.

Что я вам скажу? Ведь он-таки проехал! Протиснулся между этими валунами, проехал по камням, виртуозно выбирая именно те, на которые смогла взгромоздиться машина. Клубы черного дыма валили из выхлопной трубы, когда «Делика», осторожно переваливаясь с бока на бок, сантиметр за сантиметром двигалась вперед.

Я не верила своим глазам. В моем понимании это было просто невозможно, но Витя сделал это! Проехал, проскочил, протиснулся!

P/S. Виктор записал трек, как попасть в это ущелье. Если у кого-то будет желание пощекотать себе нервы и повторить наш трюк — welcome! Только не суйтесь туда с прицепом, с ним однозначно и гарантировано получите отдельное приключение.

А мы двинулись дальше. Горные гряды одна за одной сменялись просторными долинами, где паслись бесчисленные стада яков и баранов.

Потом мы опять въезжали в ущелья и выезжали в долины… В них то сходились, то пучком расходились в разные стороны дороги. Казалось бы, дорога должна насквозь пронзать степь, быть прямой, как стрела. Так ведь нет — дороги петляли, словно их проложил заяц, спасающийся от погони волка или орла, выписывали зигзаги, словно огибали какие-то невидимые препятствия или преграды. Витя пояснил мне, что этими «препятствиями» являются изредка растущие в степи кустарнички. Именно в объезд их и идет дорога.

Особое изумление у меня вызвали несколько юрт, расположившихся на склоне горы в обрамлении останцов, которые защищали жилища от ветра. Юрты явно были жилыми — из трубы одной из них шел печной дым.

Чем здесь живут люди? Воды нет. Еда бродит где-то в окрестностях и сама питается скудным кормом в виде пожухлой травы. А что пьют эти животные? На этот вопрос у меня не было ответа до тех пор, пока мы не увидели небольшое стадо яков, явно поджидающих хозяев. Те оставили свои мотоциклы под охраной животных и, вероятно, были где-то совсем неподалеку.

Яки не испугались, когда наши «Делики» затормозили возле них. С некоторым напряжением они смотрели на нас, но не убегали. Рядом со стадом на земле лежали куски резины — это были части колеса какой-то большой машины. Во внутренней полости этих шин находилась вода для яков. Но мне все же интересно — сколько воды нужно ежедневно, чтобы напоить животных? Где ее взять и как сюда доставить? Ответа на этот вопрос у меня нет и до сих пор.

Ближе к вечеру мы доехали до озера Дунд-Нуур, зажатого между хребтами в межгорной котловине. Витя не позволил моей душе развернуться и захлебнуться восторгом от счастья — мы основательно поплутали среди гор, отыскивая правильный и нужный путь, потратили на это много времени и теперь надо очень сильно торопиться, чтобы успеть пройти границу до ее закрытия. Мне только и оставалось, что из окна смотреть на красоту, мимо которой мы проносились.

На границе мы оказались незадолго до окончания ее работы. И монгольские, и российские погранцы сработали оперативно, выпустив нам на просторы Чуйской степи. В Тыдтуярыке нашу компанию ждал горячий ужин, баня и кровати.

Баня меня не дождалась: переполненная эмоциями, восхищениями и переживания, я рухнула спать…

Ранее было:

Монгольские каникулы после беркутчи. Часть 1. Про «родимое пятно» в монгольских горах, жареную на костре картошку и конские тропы