Турист Анна (scross84)
Анна
была 1 апреля 19:38

Новый Афон — Абхазия Январь 2020

История Нового Афона, как и история самой Абхазии, уходит корнями в далекое прошлое. Уже III-м веке н. э. Анакопия (древнее название города) была крупным торговым городом с высоким уровнем жизни. В VIII веке с образованием Абхазского царства Анакопия стала первой его столицей. Город за свою историю носил разные названия: Трахея, Никопсия, Псырцха. В 1875 году монахи — выходцы из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне основали в городе мужской монастырь, который дал месту новое название — Новый Афон.

Абхазия в январе. Новый Афон

Строительство монастыря длилось 15 лет. В строительство и украшение комплекса вложился лично русский царь Александр III. Уже в 1890-х годах Новый Афон превратился в крупнейший религиозный центр на черноморском побережье Кавказа. Однако в Советское время монастырь постигла печальная участь. В 1924-м году советская власть закрыла его за антиреволюционную пропаганду. Монастырь снова заработал лишь в 1994-м.

В XXI-м веке эта святыня стала символом церковной смуты. Несколько лет назад от друзей семьи, проживающих в Абхазии, я услышала странную и непонятную для меня новость: Новый Афон захватили раскольники. Услышала, удивилась и забыла. И вспомнила, лишь когда увидела знакомого православного священника, читающего службу не перед алтарем, а в уголке храма. Как выяснилось, для православных открыли лишь левое крыло.

Абхазия в январе. Новый Афон

Церковный конфликт в XXI-м веке кажется мне очень странным, тем не менее от имеет место быть и тянется с 2011-го года, когда в стенах Ново-Афонского монастыря была основана секта с претензионным нащванием «Священная митрополия Абхазии», в которую вошли, в основном, националистически настроенные абхазы.

От монастыря мы идем в сторону Иверской горы, любуясь по дорге видами.

Абхазия в январе. Новый Афон

На вершине горы находятся руины Анакопийской крепости, которая была главным оборонительным сооружением Абхазии вплоть до XI-го века. Остатки крепости хорошо видны с дороги, но к сожалению, не с той точки, с которой я фотографировала. На гору можно подняться, и это было бы очень интересно, но пришлось отложить подъем на другой раз — с нами был ребенок, для которого дорога вверх могла бы оказаться тяжелой.

Поэтому мы выбрали другой путь и направились в ущелье реки Псырцха — ещё одно легенданое место.

Абхазия в январе. Новый Афон

Согласно преданию в этих местах жил и проповедовал один из ближайших соратников Иисуса Христа — апостол Симон Кананит. В Евангелиях упоминания о Симоне Кананите крайне скудны. Его имя упоминается лишь в перечислении двенадцати учеников Христа. Однако в православном мире последним пристанищем апостола считается Абхазия, а сам он стал национальным абхазским святым.

Предание гласит, что после смерти и воскресения Иисуса Христа его ученики бросили жребий, чтобы определить, кому куда идти проповедовать. Симону Кананиту и Андрею Первозванному выпало идти в земли Кавказа. Так апостол Андрей Первозванный тоже прошел по земле абхазской, но вскоре ушел проповедовать дальше на север. А Симон Кананит отсался жить в гроте близ города Трахеи (так в те времена назывался Новый Афон) на берегу реки Псырцха. Там же он принял мученическую смерть за веру — был заживо распилен пилой.

На месте казни апостола в VI веке была построена церковь, которая на момент нашего путешествия оказалась закрыта, по всей видимости на реставрацию.

Абхазия в январе. Новый Афон

Места удивительно крас ивые даже зимой. По дороге в сторону грота проходим сначала мимо заброшенной железнодородной станции. Вон она виднеется на фото. Но не зная, что это за красивое строение, и не поймешь.

Абхазия в январе. Новый Афон

Станция была построена в 1944 году и раньше на ней останавливался поезд, следовавший в Грузию. После Грузино-Абхазской войны 1992–1993 годов через станцию стал ходить поезд, следовавший по маршруту Сухум — Псоу (город на Абхазско-Российской границе). С 2009 года станцию закрыли. Сейчас мимо нее, не делая остановок, пролетают поезда Адлер-Сухум, а так же местные электровозы и паровозы. А здание станции стало одной из достопримечательностей Нового Афона.

Далее дорога идет вдоль реки Псырцха. Река очень живописная.

Абхазия в январе. Новый Афон

По дороге встречается ещё один водопад.

Абхазия в январе. Новый Афон

По маршруту отмечены лобное место, с которого проповедовал апостол, и его наскальный след — углубление в камне, похожее на отпечаток человеческой ноги, который приписывают Симону Кананиту. Кто-то бросил в него монетки.

К гроту Симона Кананита ведет крутая лестница, выбитая в скале. Внутри (я фотографировать не стала) установлено множество икон. На этом месте паломники до сих пор служат молебны.

Абхазия в январе. Новый Афон

На этом достопримечательности Нового Афона не заканчиваются, но чтобы посмотреть их все, надо провести в городе хотя бы пару дней. У нас времени было меньше, но даже увиденного хватило, чтобы от места остались самые яркие впечатления.