Турист Наталья Старостина (valerovna)
Наталья Старостина
была 11 августа 2020 1:53

Андерматт — Швейцария Май 2018
Долина Урзерен и Андерматт

Когда ты едешь по невероятным горным серпантинам и тебя обступают заснеженные вершины Альп, ощущение реальности пропадает, ты напрочь теряешь связь с внешним миром! Но в небольшом горном городке Андерматте мы не только полюбуемся красивыми видами, мы вспомним Суворова и сражение у Чёртова моста.

Сёдрун и горнолыжные склоны

После вчерашней охоты на поезда, невероятных видов виадука Ландвассер и перевала Бернина, мы были переполнены впечатлениями. Заселившись в очень приличный отель Soliva в Сёдруне, проспали до утра сном младенцев. После вкусного завтрака и небольшой самостоятельной экскурсии по зданию отеля (на лестничных площадках представлены различные горные породы, которыми богата окружающая местность), мы выехали навстречу новым впечатлениям.

Седрун — небольшой городок, в нём находятся рабочие штольни, позволяющие добраться до рабочих тоннелей самого длинного в мире скоростного железнодорожного тоннеля под перевалом Сен-Готтард.
Но первая мысль, что незримо присутствовала в голове — это мир горнолыжников! Номер отеля был оборудован удобными большими сушилками, что конечно, же сразу даёт понять, кто здесь самый частый посетитель. Это и понятно, местный горнолыжный курорт уже давно привлекает любителей горных лыж. А в 2018–2019 зоны катания Андерматта (города, куда мы сегодня направляемся), перевала Оберальп и Седруна были объединены в один мега горнолыжный курорт. В апреле 2019 начал работу 10 местный гондольный подъёмник Шнеехюнершток (Schneehuenerstock-Express).
Теперь в зоне катания Андерматт-Седрун-Денезис доступно 120 км трасс и 22 подъёмника. Среди трасс есть самые различные, для горнолыжников и сноубордистов всех уровней. Вы наверняка слышали про спуск с ледника Гемшток, это — здесь.
Карта курорта впечатляет!

Андерматт. С энергией гор!

Из-за северной ориентации склонов здесь стабильный снежный покров, но и снежные пушки, конечно, тоже имеются.

Характерной особенностью склонов является чередование длинных и узких трасс наверху, с широкими «полянами» внизу. Равнинная лыжня — 20 км.
Скипасс 39 евро/день. Актуальные цены можно посмотреть здесь

Андерматт. С энергией гор!

Мы кататься не собирались, потому брали от окрестностей другую сторону впечатлений — любовались видами, которые буквально не давали нам ехать.

Первая наша цель на сегодня — перевал Оберальп! Петляя по серпантинам, мы снова поднимались к горным заснеженным вершинам. Самая высокая точка перевала отмечена, как и положено, табличкой, у которой стоит небольшой маяк. Это вторая наша самая высокая точка в этом путешествии — высота перевала Оберальп 2046 м!

Перевал Оберальп

Андерматт. С энергией гор!

Ух, сколько здесь снега! И хоть на тот момент перевал только открыли (буквально вчера), уже были туристы, любующиеся этим снежным великолепием.

Недалеко отсюда — ж/д станция Oberalppass, над которой завис одноимённый отель.

Пока мы гуляли по этой красоте, к станции подъехал очередной поезд, оказалось, что это — Ледниковый Экспресс! Воистину, удачный день, уже столько всего увидели!

Андерматт. С энергией гор!

Оставили отпечатки своих ладоней на снегу:)

Если увеличить фото, увидите по центру поезд.

Съезжая с перевала по очень закрученному серпантину, поняли, что перед нами открывается невероятной красоты долина — Урзерен. Ниже на фото кусочек серпантина, по которому нам предстоит ехать. Видите там, внизу, малюсенькие домики? Нам туда!

Андерматт. С энергией гор!

Скоро замечаем в самом центре небольшой аккуратный городок с чёрными крышами. Андерматт!

Андерматт. С энергией гор!

Город, вошедший в историю не только Швейцарии, но и России.

Андерматт хоть и является сейчас гламурным горнолыжным курортом, совсем небольшой город. По нему стоит погулять — он очень уютный и чистый. Да и людей здесь не так много, как в Санкт-Морице, например.

Андерматт. С энергией гор!

Местные улочки порой с типично деревенскими картинами:)

Но мы сначала едем к самому известному месту Андерматта — Чёртову мосту!

Чёртов мост

Здесь без приключений не обошлось — на тот момент как раз у Чёртова моста велись какие-то строительные работы, был перекрыт проезд к памятнику и Максим сразу расстроился, что мы пропустим такое место. Проехав тоннель, уговариваю его остановиться — вдруг есть дорога к памятнику и мосту? Оказалось, есть! Ура, повезло! Обойдя гору, мы вышли аккурат у Чёртова моста.

Максим обычно идёт вперёд, ищет точки для панорам, а я отстаю — застреваю на деталях. Рассматривая скалы, нависающие огромной глыбой надо мной, заметила неприметную дверцу (вход в штольню, построенную военными в конце 19 в.) — конечно, мне нужно её попробовать открыть! Открывается! На табличке, что рядом, нет никаких запрещающих знаков, потому зову Максима, надо обследовать! :) А внутри штольни темно и сыро. Пройдя метров десять, включаем фонарики на телефонах — освещения нет, а что там дальше, интересно. Когда за спиной пропадает свет от входной двери, хочется вернуться назад, мрак постепенно обступает нас плотной стеной… Но тут включается освещение!

Выйдя из штольни, сразу увидели поезд, несущийся над головами.

Между опор моста видна железная лестница - мост с поломанной ступенькой, по которой мы полезем. Не возвращаться же обратно!

На последней фотографии виден выход из штольни — он почти у ж/д моста. Туда можно попасть только пройдя через штольню.

Андерматт. С энергией гор!

Ройс, тающие снега, Чёртов мост и автомобильный мост.

А вот и все мосты. Самый нижний, пешеходный, построен на месте первого Чёртового моста, на котором и происходило сражение.

Вскарабкавшись по сломанной металлической лестнице, переходим бурный поток речки Ройс, радуемся ещё одному красному поезду, перебегаем участок дороги, перекрытый рабочими и вот мы у нужного места — напротив Чёртова моста и монумента, установленного в память о солдатах русской армии, павших при переходе через Альпы 25 сентября 1799 г.

Андерматт. С энергией гор!

Территория вокруг креста (495 кв. метров) принадлежит России.

Ресторан - был закрыт.

Сражение над бездной

Швейцарский поход армии Второй коалиции под командованием Суворова стал ярким свидетельством мужества и стойкости русских солдат. Никто до этого не проходил перевалами заснеженные Альпы, а русские смогли, да ещё выдержали несколько серьёзных сражений, вырвав победу у французов. Победа в сражении у Чёртова моста — самая яркая победа из этого суворовского похода.

Чёртов мост. Уильям Тернер, 1803 г.

С боем преодолев Сен-Готардский перевал, войска вышли к долине реки Ройс. Вдоль неё и предстояло идти на соединение с армией под командованием Римского-Корсакова. Александр Суворов предпринял хитрый манёвр, основанный на внезапности. Один полк он отправил на левый берег реки, чтобы иметь возможность атаковать противника с тыла, часть войск полезла по горам наверх, а основная часть армии пошла по правому берегу, вверх от деревушки Урнер, к единственной переправе через реку — к Чёртову мосту.
Это сейчас здесь проложены комфортные асфальтированные дороги, а раньше дорога к мосту пролегала по неширокой тропке, через узкий тоннель, называемой «Урнерской дырой» (он не сохранён) из-за своих размеров (самое широкое место у тоннеля было около 2 или 3 метров). Тоннель выходил к предмостной площадке, у которой и заняли оборону французы. Атаку начала та часть армии, что пошла в обход, пробираясь по козьим горным тропам. Когда они, словно снег на голову, свалились на французов, те настолько были шокированы, что запаниковали и стали отступать к мосту, чтобы не попасть в кольцо. Русские усилили натиск в Урнерской дыре и вырвались на предмостную площадку. Полковник Дамм, командовавший французскими войсками, отдал приказ взорвать мост, но его взорвали неудачно — разрушилась только часть опоры, русские на другой стороне реки быстро разобрали стоявший рядом сарай и под огнём восстановили переправу, связав брёвна и доски офицерскими шарфами. Под натиском французы начали отступать. Бой, начавшийся ранним утром, в полдень уже был окончен. а в 16:00 мост уже был восстановлен и основные силы армии начали переправу через реку, чтобы продолжить путь. Никто ещё, правда, не знал, что корпус Римского-Корсакова в этот же день был разгромлен, и что помощь опоздала, а армии Суворова ещё предстояло несколько сражений перед возвращением домой. По окончании этого похода Александр Суворов получил звание генералиссимуса и титул князя Италийского. А ему на тот момент, между прочим, было уже 70 лет!

Андерматт. С энергией гор!

Вот такие события разворачивались здесь, среди этих величественных скал.
Кстати, по поводу названия моста есть легенда. По преданию, деревянный мост, который был здесь изначально, приходилось постоянно восстанавливать — он разрушался бурным потоком полноводной тогда Ройс. Вот тут-то и появился чёрт, он предложил помочь в строительстве, но у него было условие — он забирает душу того, кто первым перейдёт через мост. Но местные жители перехитрили чёрта — они пустили по мосту козлёнка. Сейчас перед въездом в тоннель с автомобильного моста, можно разглядеть рисунок на скале — чёрт и козлёнок (посмотрите фото, увеличив его).

Хорошо видно дорожку, по которой мы вышли к мосту, а должны были подойти к нему с правого берега, откуда сделана эта фотография. Тогда бы, наверное, никакой штольни не заметили  :)
Хорошо видно дорожку, по которой мы вышли к мосту, а должны были подойти к нему с правого берега, откуда сделана эта фотография. Тогда бы, наверное, никакой штольни не заметили :)

Андерматт
Ну, а мы, хорошо изучив такое историческое место, вернулись в Андерматт, чтобы погулять по его тихим улочкам. Здесь вовсю хозяйствовала весна. Редкие туристы сидели на открытых террасах, попивая пивко и греясь на солнышке. Мы в поездках (как и вообще, в принципе) пьём мало, потому рассиживаться в барах не собирались, да и время тратить не хотелось, а перекус решили устроить где-нибудь на скамейке с видом на горы.

Андерматт, это та самая деревушка Урнер, о которой я рассказывала выше (или Урзерен). Долгое время поселение жило обычной жизнью, пока, в конце 19 века здесь не открыли три роскошных отеля у подножия горы Гемсшток, после чего Андерматт становится модным курортом. Зимой здесь отдыхают лыжники, а летом их сменяют любители хайкинга и цветущих лугов.

Сейчас начало мая, в горах ещё много снега, канатная дорога исправно работает — её видно на многих фотографиях. Конечно, как в любом курортном городке, в Андерматте много отелей и всяких монументов. Вот милый фавн-пастушок напротив отеля Drei Konige Und Post.

Андерматт. С энергией гор!

А какие здесь улочки-дорожки! Невероятно фотогеничный город. Фигурки медведей здесь как символы города — раньше в этих краях их было много, пока не вырубили леса. Кстати, сколько мишек мы нашли, гуляя по городу? :)

Как красиво...

Хотелось зайти в часовню Mariahilf Kapelle, но она была закрыта. Первая часовня здесь появилась в 1736. Догадыветесь, о чём просили Деву Марию прихожане? О защите от лавин. Если посмотреть на Андерматт с серпантина ещё раз, то увидите, что долина, где он расположен, находится в плотном окружении высоченных гор, с одной стороны — они как защитники долины, из-за чего зимний сезон здесь длинный — снег лежит до мая, а с другой — раньше правда были постоянные сходы снега.

Андерматт. С энергией гор!

Но сейчас склоны защищены и лавины уже никого не пугают!

Тут, на лужайке с крокусами, нам попалась скамеечка, на которой мы решили перекусить. Напротив нас, во
дворе ближайшего дома, сидели на завалинке андерматтские бабули, греясь на тёплом майском солнце и судача о том, как скоро закончится зимний сезон:) . Солнце грело нос, жужжали пчёлы… Хорошо…

Андерматт. С энергией гор!

Пока ели, к нам подбежала собака, которую я видела перед поездкой на давешних фото у кого-то на Туристере. Она, правда, колбасу, которой мы её угостили, закопала среди крокусов:) Милое создание.

А надпись на скамейке гласит — «Андерматт. Сильные моменты. С энергией гор!» Эта почётная эмблема досталась Андерматту в 2010 году, как городу, который работает над темой энергосбережения, используя энергию гор и ветра. Ну, а для романтически настроенных особ можно придумать и другое значение этих слов — здесь, в окружении величественных гор, под ласковыми лучами солнца, действительно, получаешь колоссальный заряд энергии.

Андерматт. С энергией гор!

Андерматт — типичный швейцарский городок с бревенчатыми домами, у которых крыши с черепицей из дерева.

Большинство крыш тёмного цвета, но встречаются и светлые.

Андерматт. С энергией гор!

Достопримечательностей здесь не так и много. Если идти от ж/д станции по главной улице Gottardstrasse, выйдете к центру городка.

Всего на прогулку по городу уйдёт часа 2.

Андерматт. С энергией гор!

Кстати, до Чёртова моста от города пешком всего 1 км.

Андерматт. С энергией гор!

Под номером 253, на этой же улице, числится Суворовхаус — дом, в котором ночевал генералиссимус перед сражением. Сейчас здесь музей — сохранена обстановка и отделка дома в типичном стиле Урзернской долины того времени.
Время работы музея: ср-сб 16–18 (зимой — еще и в воскресенье).
Вход: взрослые 5 CHF, дети 2.5 CHF, групповой билет на взрослых/детей — 3.5/2 CHF.

Сайт музея: Суворовхаус
Мы в этот музей не ходили, пошли дальше гулять по городу.

Фото из интернета

Если у вас будет здесь время, можно пройтись пешком по Суворовским местам — для этого надо на почтовом автобусе доехать до Gotthard Passhöhe (крошечный горный посёлок у перевала Сен-Готард). Здесь вы найдёте памятник Суворову,

от которого расходится несколько хайкинговых тропок меж высоченных скал и мимо красивых горных озер.
А на почтовом автобусе Ticino Route Express можно пересечь перевал Сен-Готард и Нуфен!

Андерматт. С энергией гор!

Ещё интересный маршрут — Romantic Route Express, он следует из Андерматта через перевалы Фурка и Гримзель, по красивейшим местам — через Майринген до Гриндельвальда. На все почтовые автобусы действуют билеты Swiss Pass.

Церковь Петра и Павла

Все маршруты можно посмотреть здесь .
Элементарно!

Андерматт. С энергией гор!

Вы уже догадались, куда мы дальше едем? :) Но это уже совсем другая история!