Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Кострома — Россия Январь 2020

Цель поездки — Кострома.

Дата поездки — 03.01.2020.

Бюджет поездки — 3630 руб. (включая стоимость путевки на двоих).

Какой самый лучший подарок на праздник для любителя путешествовать? Конечно же, поездка! Жаль, 31 декабря в этом году выпало на рабочий день, но зато есть целая неделя официальных новогодних каникул. Пусть недалеко, ненадолго, но куда-нибудь съездить все-таки надо. А, так как предновогодняя неделя у нас на работе самая горячая, домой я приходила, чтобы поесть и поспать, мы решили воспользоваться услугами турфирмы. Благо, наши местные агентства предлагают новогодние поездки на любой вкус и кошелек. Кстати, о вкусе. 2020 год — это год мыши. А что любит хвостатая плутовка? Конечно, сыр! Так, по крайней мере, думали мы, когда решили выбрать тур в славный город Кострому с посещением лосефермы и замечательного Музея сыра. В тему? Конечно! Самое новогоднее путешествие!

Буквально в последний день, 30 декабря, муж купил путевку у нашей любимой турфирмы по местным направлениям. Как раз оставалось 2 свободных места — нас, видимо, ждали. Цена — 1700 рублей с человека. Такой вот получился подарок друг другу на Новый год — замечательная экскурсия «Новогодняя Кострома: лосиная ферма + Музей сыра». Поездка действительно получилась очень новогодняя, позитивная и интересная. Впечатления — полный восторг! Но обо всем по порядку.

Итак, ранее утро 3 января. Не по-январски тепло и мокро. Но я такую погоду люблю больше, чем мороз. Под увлекательные путевые истории нашего замечательного гида Антона автобус мчит нас до боли знакомой дорогой по направлению в Кострому. Дорога детства. Сколько раз ездили этим маршрутом в деревню, где я со школьных лет проводила каникулы — не счесть. Мелькают знакомые названия — Малые соли, поворот на Некрасовское, Харино, Суворово. Круглые луковки-купола белой Воскресенской церкви парят в светлеющем зимнем небе над селом Левашово. Для меня это не только географические названия на карте. Это и моя история. Люди, события, памятные моменты, которые в свое время сформировали мой внутренний мир. С малых лет навсегда привили глубокую любовь к российской глубинке — родным просторам.

СУМАРОКОВСКАЯ ЛОСИНАЯ ФЕРМА

Сумароковская лосиная ферма. Адрес: Костромская обл., Красносельский р-н, д. Сумароково. Тел.: +79203895344 (с 10.00 до 15.00, суббота-воскресенье). Запись на экскурсию — тел.: (4942) 35-94-33 (с 8.00 до 17.00, понедельник-пятница). E-mail: loseferma@yandex.ru. Официальный сайт: http://www.loseferma.ru. Группа Вконтакте: https://vk.com/losilydi2015. Время работы: с 10.00 до 15.00, ежедневно. Стоимость входных билетов (оплата только наличными): 150 руб. (полный), 100 руб. (льготный: пенсионеры, студенты, инвалиды и многодетные семьи — при наличии документа, а также дети 4–18 лет), дети до 4 лет — бесплатно. В указанную стоимость входит корм для животных, экскурсионное обслуживание. Фото и видеосъемка — без дополнительной оплаты. Запись на экскурсию производится для групп более 10 человек. Для групп менее 10 человек запись не требуется. Продолжительность экскурсии зависит от времени года и колеблется от 30 мин. до 1 часа 20 минут.

Молоко поступает в продажу с мая по сентябрь. Цена — 1500 рублей за литр. Дегустационная порция молока (50 гр.) — 80 руб.

Итак, наша первая остановка — Сумароковская лосеферма. Признаюсь, эту экскурсию мы выбрали в большей степени именно из-за нее. Не первый год я мечтаю побывать здесь. И вот, наконец, добрались. Дело в том, что «безлошадным» приехать на лосеферму проблематично. Так что наш вариант — только экскурсия. Замечательно, что именно на новогодние праздники сделали такую программу. Словно специально для нас — подарок Дедушки Мороза. Поворот на Сумароковскую ферму, а дальше автобус петляет среди елок — лесной сказки. Дорога, конечно, традиционно убитая, а виражи напоминают кавказский серпантин. Ползем еле-еле. Поля, леса. Белоснежная пелена. Вглядываюсь: не видно ли лосей? Наверняка, они, как верблюды в Эмиратах, свободно вокруг фермы разгуливают. Нет, не увидела.

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

Если честно, я не особо люблю всякие развлекательные аттракционы с животными вроде зоопарков и цирков. Хотя, например, в эмиратском зоопарке в Аль-Айне мне очень даже понравилось (можно сказать, эта поездка продолжает начавшуюся в прошлогоднем уже декабре «звериную» тему). Но тут — не просто туристическое местечко, а настоящая ферма. Да и лоси, хоть и обитающие в наших краях, все-таки экзотика. Вспоминала, видела ли я когда-нибудь живых лосей? Может, в нашем зоопарке? Оказалось, что они там есть в парке парнокопытных, а мы там не были. Следовательно, я видела лося только в виде устрашающего чучела в отделе «Природа» музея-заповедника. В любом случае, не так близко. Да еще с возможностью не просто посмотреть и сфотографировать, а еще погладить и покормить. Это ли не здорово?!

Сразу же скажу об инфраструктуре объекта. Есть ларечек с пирожками, кофе и глинтвейном. Есть сувенирная лавка — милый деревянный домик, где можно погреться и прикупить памятных сувениров (я, как обычно, обзавелась очередным магнитом на холодильник). Есть туалет — еще одни небольшой домик. По возможности, благоустроенный. Правда, у дверей некоторых кабинок нет запора. Но это не проблема. Проблема — очередь. Особенно в праздники. Автобусы приезжают постоянно, машины с самостоятельными туристами. Стоит учитывать, что большинство посетителей — дамы и дети. Соответственно, хвост очереди растягивается чуть ли не до стоянки автобусов. Мальчикам везет — через 5 минут уже стоят, ждут. Кто — курит, кто — фотографирует, кто — сумки жен держит. Что поделать, надо было, видимо, из автобуса первой выскакивать и бегом бежать! Впрочем, дождались всех. Собрались (а группа большая, человек 40). Наш гид-экскурсовод — симпатичная девушка Александра, зоотехник и знаток лосей, их повадок и привычек. Она же раздает всем нарезанную полосками морковку — мы будем лосиков кормить! Идем следом за Сашей по заснеженному лесу, слушаем ее занятный рассказ. Что мы знали о лосях? Оказывается, практически ничего! Что запомнила, попробую и вам рассказать. Вот приедете на Сумароковскую ферму — знаниями перед зоотехниками блеснете!

Немного истории. Сумароковская лосиная ферма была создана в 1963 году при Костромской государственной сельскохозяйственной опытной станции у деревни Сумароково на общей площади земельного участка около 200 га. При организации фермы-заповедника был использован опыт первого в стране Центра по изучению экологии и хозяйственному использованию одомашниваемых и диких лосей, созданного в 1949 году при Печеро-Илычском государственном заповеднике. Тогда же было положено начало одомашниванию лосей. Первые молодые лоси поступили на ферму из Нерехтского, Красносельского, Чухломского, Сусанинского и других районов Костромской области, которых брали из природной среды. В 1968 году из Печеро-Илычской лосиной фермы привезли одного взрослого быка и четырех взрослых лосих. А в мае 1970 года на Сумароковской ферме родился первый лосенок. В 1978 году максимальное поголовье животных составляло 67 голов. Со временем заповедник, помимо научно-исследовательской функции, стал использоваться и как туристический объект. Тем более, сейчас, когда экотуризм находится на пике популярности. Туристический сезон на лосиной ферме длится круглый год. В «глубокоснежный» период лоси содержатся на зимней делянке в лесу, с апреля всех животных переводят в летний лагерь, начинается период отелов. Лосиное молоко можно продегустировать и приобрести с мая по сентябрь.

Лось — самый крупный представитель семейства современных оленей и один из наиболее крупных животных наземной фауны Евразии и Северной Америки. Он значительно отличается по облику от других оленей. Тело у него укороченное, мощное, с сильно развитой грудной клеткой; голова большая, вытянутая, горбоносая; ноги очень длинные, копыта — широкие, что позволяет этим животным легко передвигаться даже по глубоким сугробам. Средние размеры лося: длина тела 220–300 см, высота в холке 170–235 см. Живая масса быков достигает 450–500 кг, лосих — 350–450 кг, молодняка в возрасте одного года — до 230 кг. Рога у лосей имеют только самцы. Лоси могут жить до 16 и даже до 20 лет.

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

Как мы знаем, лось — травоядное животное. За сутки взрослый лось съедает: летом — около 35 кг корма, зимой — 12–15 кг. Лоси питаются корой, ветками и побегами деревьев и кустарников, а также травянистыми растениями. Примечательно, что любимый корм лося — кипрей (иван-чай). Впрочем, рацион лося на Сумароковской ферме значительно отличается от естественной среды обитания. Так, например, в лосиное меню в обязательном порядке включаются специальные корма с необходимым набором питательных веществ. Например, основу летнего рациона составляют зеленые травянистые корма и древесная зелень. Кроме того, дается подкормка из овсяной каши с добавлением поваренной соли.

Хочется рассказать о некоторых любопытных фактах из жизни лосей. Если честно, многое я узнала лишь на экскурсии. Начнем с самого начала — с рождения. Итак, отел у лосих происходит в течение 2–3 недель, в период с конца апреля до середины мая. В это время беременных лосих переводят в специальный «родильный» загон площадью около 3 га, где кормят исключительно натуральными кормами — для будущих «лосемам» важен особый рацион. Также сотрудники фермы пристально следят за состоянием готовых к отелу животных.

Очень важно застать начало родов у лосих, которые рожают впервые. Лосиха тщательно охраняет свое пространство, поэтому сотруднику, который должен принять лосенка, в нужный момент необходимо оказаться в «ближнем круге» животного. Только в период начала родов всех, кто находится в «ближнем круге», лосиха будет считать «своим». Ко всем прочим, включая своих прошлогодних годовалых лосят, «лосемама» будет относиться с агрессией. На этом моменте сотрудники фермы применяют одну небольшую, но очень важную хитрость. Находясь в «ближнем круге» лосихи, зоотехники смачивают руки околоплодной жидкостью и дают ее обнюхать «лосемаме», что позволяет вызвать доверие и возможность наблюдать за родами. Благодаря этой же хитрости осуществляется подмена: лосенок, подчиняясь безусловному инстинкту следования, уходит за человеком. Доярки в это время отвлекают лосиху, которая остается охранять место родов. Обрабатывают вымя, выстригают вокруг него шерсть и доят.

Новорожденные лосята имеют общую длину 1 м и высоту в плечах 70–90 см. Масса новорожденных лосят может быть в пределах от 5–6 до 12–16 кг. Уже через 10–15 минут после рождения малыш начинает сосать мать, а в первые часы своей жизни лосенок поднимается на ножки и даже пытается играть. К 6-месячному возрасту лосята увеличивают массу тела примерно в 10 раз. Первый месяц жизни лосята проводят в «карантине», куда допускаются только работники лосефермы. Две недели лосенка поят молоком из соски. Затем лосиное молоко постепенно заменяют специальной смесью и приучают лосят пить из кастрюльки. Постепенно в рацион подрастающих малышей начинают вводить ивовые ветки и разнообразные травы. В начале июня лосят переводят в летний лагерь.

К осени лосята начинают линять, меняя рыжую шерсть на бурую, и к октябрю набирают массу до 100 кг. В зимний период лосята вместе с остальными лосями фермы переводятся в лес. Там они свободно пасутся и едят из одних кормушек. Рацион лосей на этот период составляют ветки и кора деревьев. Также один раз в день животных приглашают в специальные загончики, где их ждет овсянка и ведро теплой подсоленной воды.

Так живут прирученные лоси около места заготовки леса до середины апреля. Территория делянки не огорожена, ведь обилие корма удерживает домашних лосей в районе делянки и даже привлекает диких лосей из окрестных лесов. В середине апреля лосей (за исключением беременных лосих) переводят в «демонстрационный» загон площадью около 4 га, где они и остаются до зимы. Что касается дойных лосих, то их положение считается привилегированным, взаперти им приходится сидеть очень мало. Сразу после отела лосиха получает право на свободный выпас и возвращается на ферму только на период дойки, и чтобы подкормиться овсяной кашей.

Дойка у лосих проходит 2 раза в день, с 6 до 12 часов и с 18 до 24 часов. За период лактации одна лосиха дает от 100 до 600 кг молока. Обычно лосихи приходят сами, но если доярки хотят их поторопить, то включают усилитель с громкоговорителем и микрофоном либо магнитофоном. На ленте записаны «пионерский» горн и голоса всех доярок, когда-либо работавших на ферме, поскольку лосихи лучше реагируют именно на голоса сотрудника, принимавшего роды, и своей первой доярки.

Также совсем неограниченной свободой пользуется «лось-производитель». Кстати, найти ушедших на свободный выпас лосей совсем не трудно: в ошейники всех взрослых животных встроен портативный радиопередатчик «Лось-2».

Кстати, Сумароковская лосиная ферма является единственным местом, где получают лосиное молоко. На протяжении почти 25 лет молоком успешно лечатся многие заболевания желудочно-кишечного тракта и иммунной системы. Лосиное молоко обладает чрезвычайно высокой биохимической активностью.

А мы, с интересом выслушав рассказ о жизни лосей, наконец, начинаем осматривать вольеры с лосями. Их, лосей, конечно, совсем немного. Зато у каждого свое имя. Причем, интересный момент, в Сумароковском заповеднике принято, чтобы имена лосей начинались на определенные буквы алфавита. Естественно, имена не должны повторяться. То-то задача для зоотехников — придумать новорожденному благозвучное имечко!

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

В первом вольере — лосихи, во втором — лоси-одногодки. Загоны просторные, животные в них вольготно прогуливаются, лежат на снежке. Дверцы открыты. При желании лоси могут выходить. Да и выходят, но всегда возвращаются. Еще бы — столько желающих скормить любимое лакомство приехало в гости! Лоси нарочито лениво встают, подходят к ограждению, когда приводят группу туристов, тянут мягкие губы — морковку берут бережно. Только сначала страшно — такого огромного зверя видеть так близко. Кстати, лоси, как ни странно, не стадные животные. Даже за морковкой встают не дружно, по одиночке, каждый подходит к своему углу. Молодняк еще и соперничает за лучший кусочек — гоняет друг друга по загону.

Божечки, как же это классно! Просто нереально зашкаливающий градус милоты! Эти огромные тушки под 250 кг так очаровательно мычат и так нежно перебирают мягкими губами. Лосики совершенно контактные и домашние. Общение с ними — непередаваемое удовольствие! А, какие у них красивые большие глаза — прямо как у верблюдов! И бархатистые носики! Протянешь ладошку — погладишь, зажмуришься от восторга. А еще лоси умеют улыбаться — честно-честно. Скажите: сы-ы-р! И любят позировать, как настоящие королевы красоты лесного мира. Не оторваться, не насмотреться! Вот, хочет же кто-то лошадей, конюшни держит. А я хочу лося!

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

Когда вся морковка роздана, а все лосиные истории Александрой рассказаны, мы подходим к вольеру-загону с лосятами (кормить их строго-настрого запрещается). К ним можно зайти, посидеть рядышком с лосенком-ребенком, погладить. Правда, лоси не особо любят человечьи нежности. А мы и не будем злоупотреблять, мы только чуть-чуть по холке погладим. Большой, сильный зверь — хоть и такой малыш. Лось — гордое животное. Не игрушка. Относишься к ним с уважением. И с восторгом. А как иначе, когда видишь эту тупоносенькую симпатичную мордочку так близко-близко. Милота, ну просто абсолютная милота! Смотришь и улыбаешься. Зверик ты мой, лесной, фермерский! Какой же ты классный!

Видеть лосей так близко, общаться с ними — это просто космос, головокружительные впечатления и зашкаливающие эмоции. Недаром говорят, что общение с животными делает людей лучше, добрее. Заряжает позитивом и энергией. Самое яркое впечатление. И как я раньше сюда не выбралась?! Так что, берите детей, мужей, родственников, друзей и отправляйтесь в поездку по экскурсии или сами — это того стоит! Вы уж мне поверьте.

КОСТРОМА КУПЕЧЕСКАЯ

После лосефермы, зарядившись яркими и положительными эмоциями, мы возвращаемся в Кострому. По программе у нас запланирована обзорная экскурсия по центру города «Костромская сковородка», немного свободного времени и Музей сыра.

Кострома. Город детства. Очень личное. Жаль, что бываю здесь крайне редко. Теперь. Не то, что раньше. Когда ели ярославские блины с костромской начинкой. Когда родни было — чуть ли не полгорода! Счастливое, беззаботное мое детство и машина «Москвич» песочного цвета. Когда-то эта машина казалась мне самой красивой на земле. Где она теперь? Где теперь все? Разве что в воспоминаниях.

Вот, порой думаю: надо, надо бывать в Костроме чаще. Ведь всего-то 2 часа езды. Даже если не к родне (которая все равно осталась), то хотя бы с туристической целью можно хоть каждый год приезжать, всякий раз найдешь что-то интересное. А начала вспоминать — оказывается, была в последний раз здесь аж в 2008 году. С ума сойти! Все знакомо. «Сковородка», пожарная каланча, миниатюрные и огромные памятники, набережная, беседка Островского. Купеческий и патриархальный город. Лабиринты торговых рядов — Кострома считается единственным городом, где гостиный двор с торговыми рядами сохранились в первозданном виде. Я их просто обожаю. Как и всю Кострому. Город, который хочется обнять. По которому хочется ходить. И с которым столько всего связано. Того, что почти уже забыто. Универмаг, а дальше поворот на улицу, название которой и не вспомнить. Но о которой я до сих пор помню. И еще один дом, окна которого выходили на церковь, вроде новодел. Да много еще чего…

Так и предавалась воспоминаниям, пока кружили по городу. Наконец, автобус остановился около Сусанинской площади — знаменитой «Костромской сковородки». Вышли следом за гидом, остановились в самом центре. Самое место, чтобы рассказ об истории Костромы слушать.

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

Кострома — город древний. Если верить всезнающей Википедии, датой ее основания официально считается 1152 год. Это событие принято связывать с деятельностью Юрия Долгорукого на северо-востоке Руси. Есть еще варианты, но давайте оставим их историкам-специалистам. Мы и так знаем, что многие русские города были основаны на месте древних поселений — городищ. Следовательно, эти места средь непроходимых лесов, по которым намного позднее, по легенде, Иван Сусанин поляков водил, были заселены испокон веков. Отсюда — и древние легенды о Ладе и Леле, боге Солнца — Яриле, красавице-Костроме, из которых выросла девочка-Снегурочка, а, точнее, сказка о ней.

Впрочем, истории о возникновении топонимов я люблю. Поэтому, здесь немного подробнее. Стоит отметить, что не существует единого научно обоснованного взгляда на происхождение названия города. Есть две основные точки зрения: первая — это гидроним, образованный от названия реки, на которой он стоит, вторая — его название происходит от имени языческого божества. Например, существует версия финно-угорского происхождения названия реки (как и соседние Толшма, Тотьма, Вохтома и др.). Причем, возможно, что первоначальное название реки было несколько иным, хотя и очень похожим. Во время славянской колонизации в IX–X веков оно было искажено так, что стало полностью совпадать с именем древней языческой богини. А еще слово «костра» (или «кострика») в восточнославянских диалектах обозначало солому для сжигания. Как тут не вспомнить знаменитый древнеславянский обряд — сжигание соломенной куклы на Масленицу, так называемые, «похороны Костромы». Есть еще одна версия, согласно которой происхождение названия города восходит к латинскому слову «сastrum», что означает «укрепленное место, крепость». Да, мало ли версий — выбирай любую! Мне, например, традиционно, нравится та, что связана с языческой мифологией. Богиня Кострома — согласитесь, звучит очень красиво!

Но давайте вернемся из совсем уж древних времен к более современным нам. Итак, напомню, что первое летописное упоминание о существовании Костромы относится к 1213 году, и связано оно с распрями между сыновьями великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. В XIII–XIV веках вокруг Костромы возникают укреплённые монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. А 14 мая 1767 года в истории Костромы произошло знаменательное событие. Императрица — реформаторша Екатерина II во время своей ознакомительной поездки по волжским городам на галере «Тверь» посетила тогда еще провинциальную Кострому. Царственной особе был оказан такой пышный прием, что Екатерина, узнав, что город не имеет своего герба, тут же дала поручение Геральдмейстерской конторе его создать. Таким образом, считается, что Кострома стала первым городом России, получившим собственный (городской) герб.

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

С приездом Екатерины II принято связывать и легенду о городской планировке. Дескать, на вопрос, а каким же должен быть город, Екатерина с легкой царственной руки бросила посередине площади свой веер. Местная знать тут же поняла намек: улицы должны расходиться лучами от центральной площади. Такая планировка получила название «веерной».

Но от красивых легенд давайте перейдем к историческим фактам. Сусанинская площадь — по праву считается центральной площадью Костромы. Она возникла по регулярному плану Костромы 1781–1784 годов и изначально называлась Екатерининской. До пожара 1773 года на её месте с 1619 года располагалась территория Нового города Костромского кремля, а до его возведения — городской посад. Сегодня историческая застройка площади представляет собой целостный архитектурный ансамбль конца XVIII–XIX веков. В 1823 году площадь была вымощена, а в 1835 году указом Николая I переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. Таким образом, к началу XX века площадь представляла собой открытое пространство сложной формы, вытянутое с юго-востока на северо-запад. Северная полукруглая часть образована зданиями каланчи, гауптвахты, гостиницы, домом Борщова и боковым фасадом Присутственных мест. Центральная часть ограничена комплексами Гостиного двора (Красных рядов) и Больших мучных рядов. С юга пространство площади открывалось к Волге улицей Молочной горой, а с других сторон от площади расходились веером главные улицы города. Сейчас площадь часто называют «Костромской сковородкой» — такое вот ласковое народное прозвище, опять же, напоминающее о языческом празднике — Масленице.

Наверное, одно из самых известных зданий в архитектурном ансамбле Сусанинской площади, да и во всей Костроме — это пожарная каланча. Она была построена в 1824–1827 годах по проекту архитектора Фурсова П.И. в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком. Чуть поодаль — здание бывшей гауптвахты, памятник архитектуры эпохи позднего классицизма (ампира), построено в 1823–1826 годах по проекту все того же Фурсова П. И. Еще один памятник эпохи классицизма — дом Борщова (архитектор Метлин Н.И., 1824 год), который являлся одним из крупнейших усадебных комплексов первой четверти XIX века. Просторная, обрамленная элегантными зданиями площадь очень красива. Недаром здесь устраивают народные гуляния.

Вот и символ-герб Костромы — ладья здесь установлен. Современная инсталляция, при нас заиграла яркой неоновой подсветкой.

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

Еще из интересного — милый и трогательный памятник собаке Бобке (2009 год, компания «Строймеханизация»). Он установлен в честь собачки, которая жила на территории пожарной части и помогала спасать из огня детей. Немного позднее около миниатюрной фигурки собаки появилась копилка — так некий костромской предприниматель решил помочь местному центру передержки животных. Что же, достойная инициатива! А, главное, что жители и гости города ее активно поддерживают.

Еще один скромный знак — это «птица мира», а точнее, голубь. Ведь «Костромская сковородка», словно площадь Парижа, населена голубями. Правда, зимой мы их не видели, вот, только бронзовой скульптурой полюбовались. По задумке авторов голубь будет приносить всем удачу. Что же, пожелаем и мы душке-Костроме всех благ.

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

Переходим дорогу. А здесь — еще один памятник. На сей раз нас встречает презабавная фигурка кота с огромными глазами, как из японских мультиков. Только вот повод установки мини-монумента грустный, как гласит табличка, он посвящен «Котам и собакам, пострадавшим от автомобилей». Памятник был установлен в 2016 году по инициативе все той же компании «Строймеханизация». Рядом с котом установлена еще одна копилка. Собранные средства будут направляться в помощь животным — жертвам автоаварий. В очередной раз приятно удивляемся трогательной заботе костромичей о братьях наших меньших. Похвально! Да и малые архитектурные формы — это всегда замечательное добавление к архитектурному облику города.

В противовес современным миниатюрным памятникам монументы советской эпохи поражают своими размерами. Запрокинув голову, смотрим на возвышающуюся на постаменте фигуру Сусанина. По первоначальной задумке памятник был посвящен не только спасшему страну от польских захватчиков крестьянину, но также и спасенному царю — Михаилу Романову, и стоял в центре Сусанинской площади. Дошедший до наших дней вариант — это работа скульптора Лавинского Н.А., 1967 год. По советской традиции и царь, и прочие элементы «проклятого самодержавия» канули в лету. Но ведь историю нельзя переписать. Поэтому крестьянина решили оставить. Вообще же, как и большинство советских памятников, костромской Сусанин выглядит несколько забавно. Монумент представляет собой фигуру Сусанина в долгополой одежде (на этом моменте экскурсовод уверяет, что во времена польской интервенции одежда крестьян была несколько иной). Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте читаем надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Ага, ясно, патриотизм в СССР был поставлен на широкую ногу. Еще один казус: фигура Сусанина развернута лицом к Волге (вроде бы ничего, нормально), а спиной — к Сусанинской площади (как-то не особо уважительно, да?). Ну, да ладно. Памятник Сусанину — это тоже своеобразная визитная карточка Костромы. Наверняка, здесь назначают свидания и встречи. Наша группа тоже встретится у подножия постамента ровно через час. А пока что — свободное время!

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

Кто — куда, а мы в торговые ряды, мое любимое место в Костроме! А костромские торговые ряды, скажу я вам, шикарны! Если вновь обратиться к истории, то стоит упомянуть, что торговые ряды — это огромный торгово-складской комплекс постройки конца XVIII — начала XIX веков, который занимает несколько кварталов от Сусанинской площади до бывшего Костромского кремля, который до наших дней не сохранился. В свое время торговые ряды были не только центром оживленной торговли, но также служили местом для прогулок и встреч жителей купеческого города. В те времена улицы были немощеные, в весеннюю и осеннюю распутицу сложно было совершать приятные променады. А по приподнятым полам прелестных галерей со стройными колоннадами и открытыми аркадами прогуливаться было одно удовольствие, да и от дождей они отлично спасали. Вы только послушайте, как звучали названия торговых рядов — в них прослеживается целая жизнь губернского городка! Мучные ряды — самые главные, оно и понятно: хлеб — всему голова. Название Красные ряды здание получило, потому что в нём торговали «красным» товаром, то есть тканями, кожаными изделиями, мехам и книгами. А еще были пряничные, хлебные, квасные, рыбные, мясные и шорные ряды. Еще позже появились зеленные, масляные, овощные, табачные и дегтярные ряды.

Стоит отметить, что хотя ряды и утратили свою четкую специализацию, здесь все так же бойко идет торговля, но уже на современный лад. Магазины, лавочки, кафешки — на любой вкус и кошелек. Мы тоже заглянули в симпатичное кафе «Русские традиции» с чудесной выпечкой, купили себе немного сдобных вкусняшек на перекус. Еще в торговых рядах располагается популярная «Сырная биржа», но очередь там такая, как в советские времена на распродаже импортных сапог, да и цены не особо бюджетные. Заглянули из любопытства и, чтобы погреться.

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

А потом по улице, носящей сказочное название Молочная гора, мы направились к Волге.

Здесь нас встретила пара обелисков Московской заставы (архитектор Фурсов П.И., 1823 год) — именно тут когда-то находился парадный въезд в город со стороны великой русской реки.

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

В Костроме она, может, и не такая широкая, как в Ярославле, но очень красивая. Симпатичная набережная, заснеженный парк. А еще шикарный комплекс ресторана «Старая пристань» — словно кадр из кинофильма «Бесприданница». Около него в тихой заводи плавали миленькие уточки. Ветер на Волге холодный, все-таки, январь — не лучшее время для прогулок по улицам российских провинциальных городков, пусть даже и таких симпатичных, как нарядная купчиха Кострома.

Поплутали средь лабиринтов торговых рядов. Кажется, я могу ходить здесь бесконечно! Кстати, в тех, что будут по левую руку от Сусанина (если стоять лицом к Волге), есть туалет (платный). А еще в корпусах торговых рядов находится несколько маленьких музеев — жаль, не было времени, чтобы заглянуть. Еще один момент — именно здесь к нам попыталась привязаться цыганка (3 экземпляра мы еще около памятника Сусанину приметили). Пообещала мужу долгих лет жизни, но мое каменное лицо (я ведь не только «сы-ы-р» умею говорить) напрочь отбило у нее охоту «ворожить». На всякий случай, будьте внимательны и осторожны. Судя по спокойно прогуливающимся рядом представителям полиции, у цыган хорошая крыша.

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

Ну, вот, все в сборе. В быстро наползающих сумерках (как короток январский день!) мы идем к Музею сыра. По пути на короткое время заглянули в Центральный парк. С удивлением узнали, что некогда это была территория несохранившегося Костромского кремля! Совсем недавно, в 2015 году было принято решение восстановить историческую справедливость, а точнее, место. Правда, лишь его храмовую часть. Так, например, уже возведен новый Успенский собор, рядом планируется построить и второй кремлевский храм. Примечательно, что в финансовой части вопроса принимает участие предприниматель и меценат Тырышкин В.И., тот самый, что в нашем Ярославле Успенский собор на Стрелке восстанавливал. Что из всей этой затеи получится — посмотрим, но, все-таки, лучше строить, чем ломать, правда?

А с высоты постамента молчаливо взирает на все это Ленин с непропорционально длинной рукой — костромичи даже шутят, есть Юрий Долгорукий, а у них — Владимир Долгорукий. Ну, как тут не рассмеяться! Помните, гуляя по Костроме, почаще говорите: сы-ы-р!

МУЗЕЙ СЫРА

Музей сыра. Адрес: г. Кострома, улица Чайковского, дом 19. Тел.: +7 (4942) 641–444. E-mail: info@музейсыра.com. Официальный сайт: http://музейсыра.com. Группа Вконтакте: https://vk.com/cheesemuseumkostroma. Время работы: с 10.00 до 18.00, ежедневно. Стоимость: интерактивная экскурсия «Сырные истории» — 200 руб. (полный), 150 руб. (детский); интерактивная экскурсия «Сырные истории» (с дегустацией) — 380 руб. (полный), 250 руб. (детский); дегустация костромских сыров и не только — 300 руб. (полный), 200 руб. (детский). Лица с ограниченными возможностями, многодетные семьи, ветераны войны и труда, участники военных действий — скидка 20%. Дети до 3 лет включительно — бесплатно. Работники музеев при наличии удостоверения — бесплатно. Для групп от 10 человек — скидки. VIP (за группу до 10 человек) без присоединения — от 3000 до 7000 руб. В музее проводятся разнообразные программы, лекции, квесты, а также дегустация горячительных напитков (только для взрослых).

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

Музей сыра — довольно молодой туристический объект, его открыли совсем недавно — в 2017 году. Впрочем, за это время он приобрел и популярность, и любовь жителей и гостей города. Музей располагается в милом двухэтажном особнячке желтого цвета. Это — бывший дом Рещикова (конец XVIII века). Около него видим симпатичный памятник — костромскую корову, которую можно считать еще одним символом города. Сама музейная экспозиция размещена в нескольких залах-комнатах на двух этажах особняка. Стены помещений — кирпичные, явно историческая кладка. С первых же шагов погружаешься в удивительную вселенную, имя которой «Сы-ы-р!». Маленький холл с ресепшен украшен забавными картинками и цитатами, есть здесь и прикольные фигурки мыши и коровки для фотосессии. Да что там, даже в туалете можно увидеть глубокомысленные изречения о главном костромском продукте — сыре. Все это сразу настраивает на позитивный лад. А уж, когда вышел приятный молодой человек, наш славный экскурсовод — гид по увлекательному миру сыра и по совместительству сырный сомелье (да, есть и такая профессия!) и торжественно объявил о начале сырного путешествия, попутно заметив, что «фотографировать везде категорически разрешается!», то и вовсе началось безудержное веселье. Несерьезно о серьезном, с шутками, прибаутками, фантастическими историями, байками, легендами и былями, щедро мешая правду и вымысел, но, не забывая и о достоверных фактах, — такой получилась наша часовая интерактивная экскурсия.

Экскурсия начинается с маленького зальчика, где можно увидеть муляжи разнообразных сыров и этикетки различных производителей, и рассказа об истории появления сыра. Сказать точно, где и когда появился сыр, невозможно. Зато доподлинно известно, что сыр знали еще в древние времена. Скорее всего, его открыли путем наблюдения за молоком, которое сворачивалось в тепле. Археологи предполагают, что люди умели делать сыр уже в неолите (примерно 5000 лет до нашей эры). Значит, история сыра насчитывает более 7000 лет! По одной из версий сыр впервые появился в далекой Африке. Так, кочующий с места на место бедуин перевозил в своем кожаном бурдюке коровье молоко. Очередное путешествие заняло довольно продолжительное время и, когда кочевник открыл свой мешок, то с удивлением обнаружил, что молоко превратилось в странную плотную субстанцию желтого цвета. На вкус новый продукт оказался отменным. Так было положено начало сырной истории. Впоследствии технология изготовления сыра претерпела множество изменений, постоянно совершенствуясь, стали появляться новые способы приготовления и сорта.

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

Кстати, оказывается, что Кострома и сыр — неразрывно связаны. В 1878 году открылось первое сыроваренное предприятие, эту дату можно считать началом истории костромского сыра. Именно тогда костромской купец Владимир Николаевич Бландов открыл одну из первых своих сыроварен. Вскоре их количество существенно увеличилось, предприятия располагались по всей Костромской губернии. Еще одна династия сыроделов — Булдаковы. Ее родоначальник — крестьянин Любимского уезда Ярославской губернии Сергей Лаврентьевич Булдаков начал производство сыра в 1880 году. Его заводы располагались в Буйском и Костромском уездах. Сыроваренным заводам требовалось много молока. Для этого повсеместно выращивались молочные породы коров. Так, например, для получения 1 пуда сыра требовалось 11 пудов свежего, хорошей жирности молока. Наиболее популярными были «голландские» сорта сыров. Кстати, иностранные названия — это традиция русского сыроварения. В те времена потребитель был довольно консервативен, предпочитая брать хорошо известный, а, значит, качественный, продукт. В 30-е годы прошлого века в районе стали появляться государственные маслодельно-сыродельные заводы. Сыру сорта «Костромской» Сусанинского сырзавода даже был присвоен Государственный знак качества. В настоящее время производство костромского сыра представлено несколькими промышленными предприятиями, успешно работающими на территории Костромской области. Примечательно, что костромской сыр изготавливается только из натурального молока. Видимо, не случайно его называют «костромским золотом», а Кострому — сырной столицей Центральной России. Согласитесь, почетное звание!

Музей сыра в Костроме — стал для нас невероятно приятным открытием. Во многом, благодаря очень душевной и теплой атмосфере. Ну, и наполнение — во всех отношениях стоящее. Экскурсия получилась весьма насыщенной и познавательной. Кажется, в этом музее знают о сыре все-все-все. Здорово, когда рассказ сопровождается показом — так, мы не только узнали об истории и современности сыра, костромской сыроваренной промышленности, об удивительных и необычных сортах, способах производства, традициях разных народов, но и увидели необычные музейные экспонаты. Есть здесь и старинные приспособления для изготовления сыра, и вполне современные. А также информационные (в том числе интерактивные) стенды, фотографии, картины, мудрые изречения, литература, посуда разных времен, образцы — макеты сырных голов и целая коллекция весов. Уделено внимание советскому периоду — поностальгировали, глядя на стеклянные молочные бутылочки, эмалированные бидончики и пакеты-треугольники. И есть даже целая производственная линия, чтобы можно было детально изучить все стадии сложного процесса изготовления сыров в современных условиях. Занятная витрина с сувенирами — подарками от гостей и партнеров музея, в которой центральное место занимают не мыши, как можно было бы ожидать, а разнообразные коровы. Ведь, как утверждает наш гид, на самом деле мыши сыр не любят. Дескать, это просто красивая картинка — вылезающая из кусочка душистого сыра мышь, стереотипный образ из диснеевских мультфильмов. Вообще же, информации очень-очень много, подача живая и интересная, с юмором, массой любопытных моментов. Только вот запомнить удалось не особо много. Ну, ладно, зато не будет соблазна раскрыть вам все карты, сами приедете в Кострому, заглянете в музей, все услышите и увидите!

Как я уже говорила, Музей сыра — интерактивный. Многие экспонаты здесь можно трогать руками. Например, можно «подоить» милейшую коровку — из ее вымени действительно течет водичка. А экскурсовод подскажет, как это правильно делать.

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

В одном из маленьких зальчиков с забавными фигурками животных и большими весами детишки могут «половить мышей» — такая забавная игра со светом.

Также нам предложили поучаствовать в занимательной викторине: гид говорит некий факт, и надо определить, к какой стране это относится, при правильном ответе на потолке, оформленном панно со схематичными государствами, загорается лампочка. И, конечно же, не обошлось здесь без популярных сегодня зон для селфи. Хочешь — сфотографируйся с корзинкой с разнообразными макетами сыров. Или в уютном деревенском уголке, присев на скамеечку возле улыбающейся бабушки, — прямо кадр из рекламы «Домик в деревне». А можно и с коровой, правда, ненастоящей. Еще можно примерить фирменный музейный наряд — фартук, поварской колпак и смешные галоши, все радостного желтенького цвета. Очень смешно и забавно получается, даже взрослые веселились, как малые дети.

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

Наконец, наступает самый приятный момент экскурсии — дегустация! Она проходит в маленьком, симпатично оформленном зальчике на втором этаже. Правда, рассчитан он (как, впрочем, и сам музей) на более малочисленную группу, чем наш экскурсионный автобус. К счастью, места хватило всем: в тесноте — не в обиде. Нам предложили попробовать 5 видов изумительно вкусных сыров, названия которых я, конечно, не запомнила, а вот вкус и запах — понравились. К сырной тарелке, точнее, сырной доске предлагалась легкая закуска: виноградинка, грецкий орех, миндаль, печенье, а также полстаканчика недурственного полусухого белого вина — чтобы лучше оттенить вкус сыра. Прелестно! Главное, слушать сырного сомелье, который подробно рассказывает о сорте дегустируемого сыра, как его правильно пробовать, с какими напитками и продуктами он сочетается.

Милый бонус: после дегустации всем выдали импровизированный диплом сырного эксперта — что же, в год мыши он нам пригодится!

Кострома. Скажите: сы-ы-р! Самое новогоднее путешествие (03.01.2020)

Еще при музее есть традиционный сувенирный отдел. А также сырная лавка, где можно приобрести понравившиеся сыры (дороговато, но, может, оно того и стоит), мед, варенье, чай и прочую подобную экологическую продукцию. В целом, Музей сыра очень понравился. Даже не предполагала, что он может быть настолько интересным и вкусным. Хотите узнать подробности — welcome!

* * *

Вышли из Музея сыра в сиреневые январские сумерки. Сытые, согретые, веселые. Успели увидеть возвышающуюся на крутом городском валу белую сказку — беседку Островского. Говорят, именно на этом месте, откуда хорошо просматривается матушка-Волга, знаменитый драматург писал свои пронзительные пьесы. Беседка — тоже своеобразный символ Костромы, лиричный, романтичный. Как здорово, что с милым сердцу городом мы прощаемся на такой красивой и трогательной ноте.

Вот и подошла к концу наша маленькая поездка. День был проведен просто замечательно. Полнейший восторг! Это такое непередаваемое детское, новогоднее настроение, которое останется надолго, а, если еще и снимать фото или видео — то навсегда. Программу не просто советую, а настоятельно рекомендую. Именно в этом году (ну, и пусть мыши не любят сыр, мы-то до экскурсии об этом и не узнаем). И потом, Кострома — сказочный, добрый и очень уютный купеческий город, куда хочется приезжать вновь и вновь, открывая для себя новые интересные места. Лосеферма — самое яркое впечатление, общение с животными — это чудо, которое дарит природа человеку, лоси — милейшие животные, познакомиться с ними надо непременно. Музей сыра — для любознательных любителей и ценителей вкусного и полезного продукта. А все вместе — заряд позитива, положительные эмоции и море улыбок. Кстати, не забудьте сказать: сы-ы-р!