Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 7:38
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Лахор — Пакистан Май 2016

Пакистан!!!

Каких только ужасов не сообщают про эту страну?! Сказать, что СМИ врут? Вроде и не врут, но события для новостной ленты выхватывают самые чёрные и самые «жаренные». Пакистан это 6-ая по численности страна мира, и уже на соседней улице от расчехлённого объектива телекамер происходит что-то другое.

Одним словом, имидж Пакистану создан нехороший. Но далеко здесь ходить не нужно — Россию на Западе в новостях представляют примерно также.

При всём при этом Пакистан страна самобытная, колоритная и интересная. Пакистан, как государство, образовался лишь в 1947 году, но его территория и его народы имеют древнюю историю, отобразить которую в одной статье просто не реально.

Всё дело в том, что большинство стран и даже континентов имеют схематически похожую историю. Допустим Россия: язычество, введение христианства, монголы, допетровская эпоха, Романовы, Революция, СССР, Россия. Аравийские страны: доисламский период, Мохаммед, ислам и чередующиеся династии.

Южная Америка: период до Колумба, колонизаторы, борьба за независимость, освобождение. То есть в истории большинства стран было несколько базовых поворотных моментов, тогда как с Пакистаном всё гораздо сложнее. Можно сказать, что поворотной точкой является создание самого Пакистана в 1947 году. Однако, просуществует ли государство в нынешнем виде ещё 70 лет? В наше время всё происходит очень быстро, и что будет завтра, при всех тех противоречиях, которые имеет Пакистан, сказать тяжело — отделение Бангладеш тому пример.

Впрочем, цель автора на первоначальном этапе познакомить читателя с более древней историей Пакистана. Представьте ситуацию, бармен налил в стакан из разных бутылок — получился коктейль. Жидкости в стакане, не перемешиваясь, заняли каждая свой уровень. В этом случае есть что-то схожее со схематичной историей регионов, о которой я выше упомянул.

А вот если налить в ёмкость из двадцати-тридцати бутылок, и всё это никак не перемешиваясь, так и останется в стакане разноцветными вкраплениями — вот это и будет аналог истории Пакистана.

Дело в том, что народы Индостана общего единого государства не создали. Индостан, как и нынешний Пакистан, был поделён на множество территорий, где проживали в чём-то похожие, но в тоже время разные народы, и отличались они не только языком и вероисповеданием, но и географическими условиями бытия.

Пакистан — это долина Инд, где зародились первые города, это жаркие и знойные пустыни Белуджистана, а также Гиндукуш и западные горы, крыша мира Гималаи и Карокорум.

Пакистан периодически подвергался нашествиям и нападениям как иноземных племён и так целых армий. При этом его горные народы жили обособленно. И если в одной долине господствовала одна религия, принесённая одними проповедниками, то у соседей могли происходить в этот момент совершенно другие события…

В романе «Джура» Г. Тушкана описывается малый заброшенный кишлак, затерявшийся в горах Памира, где проживающие в нём киргизы даже не подозревают о существовании огромного мира. По словам пакистанцев, на их территории до сих пор существуют горные народы, которые не имеют, либо не желают иметь каких-либо связей с внешним миром.

Впрочем, мне, человеку из другой страны, попасть в сам Пакистан было тоже весьма не просто. Периодически не набиралась туристическая группа. Возможные попутчики пугались взрывов и терактов, о которых талдычили СМИ, или же я сам не мог поехать, закопавшись в делах.

И вот, наконец, моя встреча с Пакистаном состоялась. В составе небольшой туристической группы из 7 человек мы прилетели в Лахор. Самолёт из Стамбула был заполнен всего на пятую часть. Многие пакистанцы нанимаются в качестве гастарбайтеров в арабские страны Персидского залива, тогда как Турция с Пакистаном хоть и дружит, но на работу граждан из этой страны особо не берёт.

Древняя пенджабская пословица гласит: «Кто не видел Лахор — тот не родился!» Не успели выйти из самолёта, как Максиму на телефон пришла от папы смска: «Ты родился! Ты в Лахоре!»

Прохождение границы было вполне обычным, но вот выход в город уже удивил. Начало мая, а в Лахоре жара! Даже в 3 часа ночи чувствуется её испепеляющее дыхание. Пёстрая толпа пакистанцев встречает своих родственников, посыпая их розовыми лепестками, и одевая им на шею цветочные бусы. Если не знать, что ты в Пакистане, по внешнему виду люди ничем не отличимы от индийцев: те же сари на женщинах, и те же длинные одноцветные рубахи на мужчинах.

Загружаемся в микроавтобус и направляемся в отель. Дорога пуста. По ночам в Пакистане движения на дорогах почти нет. Как далее выяснилось, подобное не случайно. На первом же посту нас остановила полиция, продержав какое-то время. Полицейские проверяли наши паспорта и наши визы, что-то куда-то записывали и кому-то звонили.

Не будем забывать, что Пакистан периодически подвергается атакам террористов, оттого и столь пристальное внимание к иностранцам. В свою очередь, обычные люди, дабы не оказаться между молотом и наковальней, по ночам стараются никуда не ездить. В последующем мы не видели ночью в городах и посёлках ни то чтобы машин, но и вообще пешеходов. Лахор хоть и называют городом, который не спит никогда, ночью с его улиц исчезает любое проявление жизни.

Рассвет предъявил нам абсолютно пустой город. Запомнившаяся картинка разительным образом отличалась от того, что довелось увидеть позже.

Передохнув, я первым делом поднялся на крышу отеля, дабы посмотреть на город сверху. Девять часов утра. Лахор проснулся, поспешив укутаться в пелену смога. Шумный и колоритный Восток, оставив как всегда на потом приведение в порядок своих крыш, равномерно, подобно супу в кастрюле, забурлил и запестрел укрытыми в чадру женщинами, звуками автомобильных сигналов, рёвом мотоциклов, лошадьми и быками, запряжёнными в повозки.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Воздух в эти утренние часы уже достиг 30 градусов. Что же здесь творится в июле?

Насмотревшись на Лахор сверху, мне страстно захотелось хоть немного пройтись по улицам, которые удивительным образом превратились в базар.

Спускаюсь вниз и спрашиваю у охранников отеля, можно ли мне прогуляться самому? безопасно ли подобное? Они отвечают, что вполне безопасно, иди и ни о чём плохом не думай.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Первое, что меня опять-таки поразило, так это весь тот упорядоченный хаос, что творился на дорогах.

Пешеходы, мотоциклисты, машины — все неким образом понимают последующие действия друг друга. Если ты не позавтракал, можно купить только что пожаренную снедь. Разноголосые торговцы зазывают покупателей, предлагая как фрукты, так и свежевыжатые соки.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Нищих и попрошаек не видно, всевозможного мусора не много. Кто-то спешит на работу с наушниками в ушах и в деловом костюме, кто-то в национальной одежде, при этом для многих сама улица является рабочим местом. Почистить обувь, мне предложил трудяга сапожник, который чуть в стороне от отеля прямо на асфальте развернул мастерскую.

Только я подумал, как они тут все аккуратно ездят, и тут на моих глазах мотоциклист, не успев притормозить, всадил машине в бампер. Последний шумно смялся, изогнулся, напрягся, но при откате колеса, вернулся в своё прежнее положение. Водитель вышел, посмотрел и поздоровался с мотоциклистом.

Участники ДТП перекинулись парой слов и вполне спокойно разъехались. В Москве подобное я представляю с трудом, тогда как в «террористическом Пакистане» агрессии в людях нет совершенно!!!

Улыбаешься человеку, приветствуешь бородатого и сурового дядьку — он расплывается улыбкой в ответ.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

И всё же, если у черепахи толстый панцирь — у кого-то очень острые когти. На той улице, где мне довелось жить, через каждые 20–30 метров присутствовали либо полицейские, либо военные, либо секьюрити.

Первое, что мы посетили в Лахоре, это был знаменитый Лахорский исторический музей.

Лахорский музей первоначально создан в 1865–66 годах в зале здания Пенджабской выставки 1864 года и впоследствии переместился на нынешнее своё место на улице Мэлл в 1894 году. Отец Редьярда Киплинга, Джон Локвуд Киплинг, был одним из самых первых и самых известных кураторов музея. Нынешнее здание музея было спроектировано известным архитектором сэром Гангой Рамом. Музей является крупнейшим в стране.

Дабы попасть на территорию, проходим через рамку металлоискателя. На входе в здание ещё один пост. Смотрителями в музее работают отнюдь не бабушки, а отставные (а может и действующие) военные.

Обычно, переходя в музеях из зала в зал, совершаешь планомерное путешествие во времени. Здесь же музейные экспозиции представлены несколько хаотично, без соблюдения временных рамок. На правах автора, расскажу об увиденном соблюдая хронологию.

Пакистан является государством, на территории которого зародилась древняя Хараппская культура. Хараппской её принято называть по названию посёлка Хараппа (в Пенджабе). В долине Инда археологи обнаружили множество городов, расцвет которых пришёлся на 3 тыс. до н. э. Посуда той эпохи достаточно высокого качества, тонкостенная, выполнена на гончарном круге и хорошо обожжена.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Знаменитый Мохенджо-Даро обнаружен учёными в начале прошлого века. Его строительство велось по чёткому, заранее разработанному плану. Городок возведён на холме. Его дома и улицы имели единую систему канализации. Верхняя часть поселения была защищена крепостью. Здесь располагались зернохранилище, городской рынок, зал для собраний, а также культовые сооружения.

С учётом того, что Индская цивилизация распространялась вдоль Инда и вдоль морского побережья, учёные делают вывод, что сформирована она была под влиянием Месопотамии, возникшей за несколько столетий до неё. Мортимер Уилер в своей книге «Древний Индостан» сообщает следующее:

Хотелось бы отметить одну интересную деталь, связанную с Мохенджо-Даро. Две раньше других сделанные постройки в цитадели — городское хранилище и одна из башен около юго-восточной оконечности цитадели — были выполнены из обожженного кирпича, но внутри укреплены деревянными деталями, что соответствует технике постройки из кирпича и дерева, но совершенно чуждо технике постройки из обожженного кирпича.

Под влиянием индийского климата деревянные детали вскоре пришли в негодность, и потребовалось укрепить сооружение при помощи кирпича. Этот урок был усвоен, и впоследствии строили только из обожженного кирпича. Можно предположить, что мастер, делавший первоначальную постройку, был иностранец, знакомый с техникой строительства, характерной для более сухого климата, и незнакомый с местными условиями.

Это может рассматриваться как пример привнесенного влияния извне, однако только археологический материал может показать его масштаб, если таковое вообще имело место.

Подводя итоги сравнения двух цивилизаций, можно сказать, что с учетом того, что при известном общем сходстве наличествуют существенные отличия в деталях, нет никаких оснований утверждать, что индская цивилизация возникла в результате неожиданной или постепенной и всеобъемлющей колонизации со стороны Шумера.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

В шумерских текстах Индскую цивилизацию предположительно называли «Мелухха». В годы расцвета её население достигало 5 миллионов человек, что составляло — 10% мирового населения.

У обеих культур есть много общего, как, например, высокий уровень жизни «среднего класса» горожан и высокий уровень гражданского сознания.

Некоторые исследователи полагают, что жизнь в Уре мало чем отличалась от её аналогов в долине Инда.

И тем не менее некоторое отличие прослеживается. Например, в Мохенджо-Даро найдено большое количество всевозможных печатей, что говорит о тотальном контроле торговли со стороны властей. До нас дошли фигурки животных, вылепленных из глины в форме игрушки. Изучая подобные артефакты, учёные пришли к выводу, что они имеют именно местное происхождение.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

В каких Богов верили люди Хараппской культуры? Чёткого ответа на этот вопрос нет. Правители той эпохи, если судить по большим домам, которые по всей видимости были дворцами, придерживались светского образа правления и от простого народа не отдалялись.

В долине Инда не обнаружено величественных храмов. Индская культура не стремилась создать умопомрачительные предметы декора, и практически никак не проявила себя в искусстве.

Более того, ни в Хараппе, ни в Мохенджо-Даро не найдено каких-то царских или княжеских захоронений.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Расцвет Хараппской культуры — 2600—1900 гг. до н. э. Её закат приходится на XVIII–XVII века до н. э. Данный период соответствует вторжению западных племён — ариев. Оные, захватив Хараппское царство, устремились в долину Ганга.

Некоторые учёные подобную версию называют натянутой, ибо исторических фактов здесь явно не хватает. Скорее всего люди переместились в бассейн Ганга под влиянием климата, а менее развитые арии пришли на их место (ряд учёных заявляет, что на территорию Индостана устремились не только арии, но и другие племена).

В музее можно видеть большой камень, весь исписанный письменами.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Хараппская письменность до сих пор не расшифрована. Мы даже не представляем, к какой группе народов относился её язык. Здесь же представлены каменные изваяния, найденные на территории Пенджаба. По словам музейного гида, они относятся к Индской культуре.

Но, как это часто бывает, какая-либо новая находка археологов может полностью поменять наше представление об этой цивилизации. Тем более, что на территории самого Индостана археологи отмечают исторический разрыв эпох, который продлился почти 500 лет?

В общепринятом варианте предлагается следующая историческая картина. Арии смешались с местными племенами, называемыми в Ригведе Даса. В результате состав общества усложнился, что привело сначала к варновой, а затем к кастовой системе, которые стали социальной базой индуизма. В новой системе первостепенная роль отводилась брахманам — знатокам Вед и главным исполнителям обрядов.

Что такое индуизм? Фактически это язычество с огромным пантеоном богов. В некоторой степени индуизм в чём-то схож со славянским язычеством. В индуизме тоже есть своё писание — это веды, которые были даны человечеству через священных мудрецов.

Если буддизм, христианство и ислам имеют людей-создателей, то индуизм возник и далее развивался сам — в этом его сила и его слабость. Индуизм с его кастовой системой замкнулся в себе. Как религия он не смог шагнуть за пределы Индостана. Даже на своей территории во второй половине I тысячелетия до н. э. индуизм начал слабеть, уступив джайнизму,

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

который в свою очередь далее потеснил набравший силу буддизм. Подобное закономерно, ибо брахманы мало интересовались происходящим в мире.

Светская поэзия индусов достигла больших успехов. Индусы прославились роскошной архитектурой, декором, достижениями в медицине. И посему удивляет, что в живописи они не создали ничего выдающегося? Нет, конечно любопытны их традиционные картинки, где воспроизводятся сюжеты сказок. Однако, за пределы подобного творчества индусы так и не перешагнули.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Между тем долина Инда долгое время оставалась территорией мало заселённой. На северо-западе нынешнего Пакистана в VI веке до н. э. образовалось государство Гандхара, которое вскоре вошло в состав Ахеменидской державы. На рубеже VI- V веков граница персидских владений проходила по реке Инд, а расположенная на её берегах провинция Хиндуш (Синдх) дала миру название — Индия.

В 327–326 г. до н. э. в верховьях Инда появились войска Александра Македонского. Победив местного царя Пора, Македонский повернул на юг и дошёл до устья Инда. Здесь он разделил войско. Одна часть солдат, под руководством Неарха, отправилась в Месопотамию морем, другую Александр повёл назад сам через Гедрозию (впоследствии Макран).

Отметим, что расцвет буддизма пришёлся на период правителя Ашоки 268–233 г. до н. э., то есть как раз после вторжения Александра Македонского.

Многие историки полагают, что изображать человека народы Индостана научились как раз под влиянием греков. Вместе с армией здесь появились торговцы, поэты, жрецы и конечно греческие боги. (Греческие торговцы-лазутчики принялись изучать регион ещё за 20 лет до похода).

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Как известно, греки чужую религию на завоёванных территориях не уничтожали. Наоборот, во многих случаях они давали ей второе дыхание. Соответственно, мы теперь можем видеть древние изваяния Будды, где учитель одет в греческие накидки.

Наследники Македонского не сумели удержать власть над бассейном Инда. Правитель Чандрагупта Маурья перебил греческие гарнизоны и установил в Пенджабе свою власть. Однако спустя полтора столетия продолжатели греческого влияния правители Бактрии (ныне Балх) вернули Пенджаб под своё господство.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Именно в этот момент греко-индийское царство начало испытывать особенно сильное влияние буддизма.

В I веке до н. э. правитель Менандр официально принял эту религию. В этом же столетии началась война греко-бактрийцев с племенами саков и союзных с ними скифов, которая открыла дорогу в Гандхару кушанам, кочевым племенам из Средней Азии.

Саки и скифы были оттеснены на юг, на территории нынешнего Раджастана, где и осели. Образовалась могущественная Кушанская империя, которая в III веке распалась.

После этого западные земли современного Пакистана вошли в набиравшую мощь империю Сасанидов — восточные в государство Гуптов.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

В V веке в бассейн Инда из Средней Азии пришли эфталиты (белые гунны). Эфталиты безжалостно уничтожали буддийские святыни, но отвернуть народ от веры они не смогли, ибо сами являлись язычниками и ничего не предложили взамен.

В дальнейшем эфталиты приняли индуизм и мигрировали на восток, дав начало многим раджспутским (царственным) династиям. Раджпуты периодически боролись за власть над центральными районами Индии.

На данный момент самый древний Будда, из найденных в Пакистане, относится к первому веку н. э. На скульптурном изображении мы видим исхудавшего человека, главная идея которого не обогащение, а самосовершенствование. Голодающий Будда из Гандхары — один из самых известных экспонатов музея.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Буддизм не даёт зелёного света какому-то единому народу. Буддизм не делит людей на касты. На тот момент это была более передовая религия, отвечавшая на больший круг вопросов. Именно поэтому буддизм на территории нынешнего Пакистана потеснил и индуизм, и джайниз.

В Лахорском музее периоду культурной смене эпох посвящён целый зал. По центру оного расположена древняя буддийская ступа, найденная англичанами на территории Гандхары (нынешний Пакистан).

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Лахорский музей обладает большим количеством артефактов, и при этом не все из них выставлены.

Различные музеи мира просят Лахор о сотрудничестве, предлагая привезти к ним и показать древности. В свою очередь пакистанцы, много-много раз наученные англичанами, подобные предложения отвергают, ибо боятся, что коллекция в нынешнем виде в Лахор может не вернуться.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

В 664 г. арабские войска Омейядов, восседавшие на конях и верблюдах, впервые вторглись в долину Инда. К концу VII века в состав Омейядского халифата вошла область Макран (юг современного Белуджистана), население которого приняло ислам.

В дальнейшем вторжения мусульман происходили всё чаще и чаще.

Соответственно, на территории Индостана стали появляться как отдельные последователи Пророка, так и целые княжества. И теперь перед мощным напором ислама начал отступать уже буддизм.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

По свидетельству историков, индуисты, особенно высоких каст, старались сохранить свою веру, тогда как буддисты от своего учителя отрекались легко.

В музее есть интересная буддийская святыня — камень с отпечатками стоп Будды (надеюсь, что я правильно понял). В своё время над ним установили купол. Сам Будда в Гондхаре не был, но следы оставил. Увы, Учитель ушёл и вернуться не обещал.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Ещё есть интересная фигурка. На длинном крюке подвешена вниз богиня смерти. По задумке, фигурка должна качаться, отгоняя саму смерть. Не помогло. Вторжения мусульман неизменно приводило к большому количеству жертв, после чего смерть как раз и считала свою добычу.

Население долины Инда полностью приняло ислам в IX–XI веке. Однако, единоверцев с востока от вторжений это не останавливало.

Газневиды, Гуриды, монголы, Тимур, Бабур, Надир-шах, Ахмет Шах Абдали — трудно даже подсчитать всех завоевателей Индии, которые в некоторых случаях, захватив власть, воевали на её территориях между собой. Для справедливости отметим, что династия Великих Моголов внесла огромный вклад в развитие и культуру как Индии, так и нынешнего Пакистана.

Постоянные набеги и междоусобные войны не могли не сказаться на хозяйственной деятельности региона. Обычный ислам в некоторых случаях перестал удовлетворять желания людей в их стремлении к пониманию мира.

В начале XIII века на территориях нынешнего Пакистана начинает возникать такое явление как суфизм. Индуизм также подвергается влиянию ислама, и в 16 веке на его базе появляется новое учение — сикхизм. В некоторых случаях приходится слышать, что сикхизм — это ни что иное, как попытка объединения ислама и индуизма.

Сикхи, что очень важно, в отличие от индуистов, признают Единого Бога Творца.

В 1765 г. сикхи создают в Пенджабе своё государство, столицей которого в 1799 г. стал Лахор. Они сумели дать отпор афганцам, набеги которых после 1809 г. полностью прекратились.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Однако в последующем нынешний Пакистан ощутил влияние новой силы, которая основательно утвердилась в Индии в 18 веке.

На историческую сцену вышла английская Ост-Индийская компания. Одержав верх над конкурентами — французами, англичане со временем установили контроль над всей бывшей территорией Великих Моголов, правя от их имени и от имени их наместников. В начале XIX века англичане вплотную подошли к Пенджабу.

Заключенный в 1809 г. договор между англо-индийской империей и Пенджабом превратил последний в буферное государство. В любом случае, сикхи своё государство укрепили. Им даже удалось наладить в Лахоре производство огнестрельного оружия.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

В последующем между Афганистаном, сикхами и англичанами произошла целая череда войн. В 1848—1849 гг. развернулась вторая англо-сикхская война, по результатам которой сикхи потерпели поражение.

Независимое Пенджабское государство было ликвидировано. Бассейн Инда для англичан представлял особый стратегический интерес в связи с неполной подчинённостью Афганистана. Проводниками своей политики в Пенджабе англичане сделали именно сикхов.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Те, в свою очередь, не принимали активного участия в антибританских восстаниях 1857—1859 гг. Долина реки Инд при англичанах наконец-то получила мир и долгожданное развитие. Британцы построили в Пенджабе дороги для колёсного транспорта, а уже в 1870 г. была проложена первая железная дорога.

В 1880—1890 гг. было прорыто несколько магистральных каналов, которые соединили между собой основные реки Пенджаба. Всё это привело к подъёму сельского хозяйства и к процветанию торговли.

Население Пенджаба стало резко увеличиваться.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Сикхи составляли костяк колониальной британской армии. С выходом на пенсию им предоставлялся земельный участок. Соответственно, они предпочли селиться в новоорошенных районах. За сикхами потянулись индусы. Таким образом, конфессиональная однородность мусульман западной (пакистанской) части Пенджаба была существенно нарушена.

Впрочем, тогда казалось, что ни к чему серьёзному это не приведёт. Индуисты и мусульмане, которые в культурном и этнографическом отношении чаще всего были теми же индийцами, вместе боролись с колонизаторами за независимость.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Я же, гуляя по музею, так и не смог усвоить, чем двери мечетей эпохи Великих Моголов отличаются от аналогичных, которые ставили на свои храмы сикхи.

Наверно меня поднимут на смех искусствоведы, но я здесь не вижу принципиальной разницы. Как говорил почтальон Печкин: «Если пуговка ваша, то и мальчик тоже ваш.»

В моём понимании, даже если народ разделён религией, кем-то или чем-то там ещё, но если в искусстве очень много общего, в этом случае можно говорить о единой составляющей.

В 1901 г. население нынешнего Пакистана составляло 16–18 млн. человек. По данным переписи, к 1941 г. здесь проживало 28 млн. А на момент образования Пакистана насчитывалось уже 30 млн. человек.

К 1947 году немусульмане составляли до 20–30%. Далее произошёл известный раздел Индии на 2 части. Впрочем, это уже тема особая.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

Если же говорить о музее, то он у пакистанцев пользуется популярностью. На территории есть сувенирный магазин и книжный киоск.

Любопытно наблюдать за одеждой и за поведением людей, которые, в моём понимании, являются единой нацией, разделённой вначале по религиозному принципу, а после ещё и политически.

Пакистан. Ч - 1. Лахор. Первые впечатления. Исторический музей

P. S. Дабы лучше понять этнографическую составляющую Пакистана, рекомендую прочитать эту заметку — Лок Вирса — самый лучший краеведческий музей Пакистана