Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была 23 апреля 18:28

Ереван — Армения Март 2017

Ереван — удивительный город. Здесь вы можете попробовать кебаб из раковых шеек, увидеть древнейшие манускрипты, побродить по руинам крепости и сосчитать 50 оттенков розового. Легендам и сказкам тут нет числа, одна из них рассказывает о происхождении названия армянской столицы. По преданиям, Ной, после Всемирного потопа, когда воды стали отступать и он впервые увидел кусочек суши, воскликнул «Эревац!». Что в переводе означает «Появилась, ура!». Почему Ной говорил по-армянски, история умалчивает.

История Еревана

Еще одно предположение о названии армянской столицы отсылает к крепости Эребуни, основанной здесь государством Урарту. Она была заложена в 782 году до нашей эры царем Аргишти I, и именно с нее идет отсчет летописи Еревана — на сегодняшний день ему «натикало» 2803 года, он на целых 29 лет старше Рима!

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Эта история уже больше похожа на истину, так ведь? Древняя каменная плита с надписями, обнаруженная археологами, стала своеобразным свидетельством о рождении города. Древний Ереван быстро рос и развивался, стоя на перекрестке торговых путей и различных политических союзов. Часто меняя лики и ипостаси — 14 раз город завоевывался захватчиками, разрушающими его архитектурное и историческое наследие, чтобы стать в один прекрасный день столицей Армении.

Это случилось в 1920 году. Совсем скоро здесь начнется строительный бум, и тем самым «розовым городом» Ереван станет благодаря архитектору Александру Таманяну. Ему удалось нарисовать для потомков утонченный облик столицы, где классические дворцы отлично декорированы элементами от древних армянских зодчих. Большинство зданий построены из камня вулканического происхождения — туфа, романтического розового цвета. Благодаря ему на закате небо и город сливаются в единую персиково-розовую симфонию…

Где погулять

Ереван, с его широкими проспектами, красивыми площадями и розовыми домами считается одним из самых стильных городов Закавказья. Здесь чистый горный воздух, много музеев, недорогая еда и масса интересного в округе.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Визитная карточка столицы — Каскад. Одинаково популярен как у старшего поколения, так и у инстаграмщиков — здесь можно «запилить» миллион самых крутых кадров. Пять воздушных террас из белого травертина задумал еще Таманян, но воплотилась идея только в наше время.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Сейчас Каскад — музей под открытым небом. Здесь вас ждут кафе, рестораны, смотровые площадки, уличные художники и музыканты. Шедевры Марка Шагала и Энди Уорхола в Музее современного искусства (об этом я узнала лишь в момент написания очерка), и забавные скульптуры Ботеро, что доступны абсолютно всем гуляющим.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Тех, кто осилит все пять террас, ждет приз в конце пути. С высоты 87 метров открывается отличный вид на город и — если повезет, Арарат на горизонте.

Если не повезло, отправляйтесь туда, где Арарат почти наверняка «покажут» — к монастырю Хор Вирап. Это место удивительное, насыщенное легендами — первые люди в Араратской долине, Тигран Великий, Григорий Просветитель, великие имена армянской истории связаны с каменными стенами горной обители.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Панорама Арарата, что открывается отсюда — что-то волшебное!

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Тоже волшебное место, но совсем по-иному — Ереванский коньячный завод «Ной». Не вздумайте затевать спор с местными о том, где впервые стали возделывать виноград. Примите как данность, что случилось это в Армении (как и многие другие великие события), и будет вам благодать в виде бокала вина и порции сочного шашлыка.

Здесь вам каждый прохожий расскажет, что Ной, «припарковав» Ковчег на Арарате, ступив на землю первым делом стал разбивать виноградники. С такими историческими корнями, как первые люди, населяющие землю после Потопа, спорить сложно, потому идите лучше вы на дегустацию.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Действительно, виноград в Армении растёт повсеместно, а в честь Ноя назвали один из лучших коньячных брендов страны. Найти его не составит труда, тем более, что я о нем уже рассказывала.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

На досуге пройдитесь по храмам столицы. Загляните сначала в самый древний, а потом — самый главный собор Еревана. Начнем с Кафедрала.

Кафедральный собор Святого Григория Просветителя — самый крупный храм Еревана и второй по величине в Закавказье, он уступает по величине лишь громаде собора Цминда Самеба в Тбилиси. Возведен храм в наши дни, и освящен в 2001 году. Армения — первая страна в мире, где учение Христа получило статус государственной религии, и это стало возможным благодаря Григорию Просветителю.

При соборе хранятся также священные реликвии — например, мощи святого Григория, старинные иконы, окна украшают витражи.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Если остановитесь в хостеле, что я рекомендовала, вот в этом, Inter Hostel, собор будет от вас на расстоянии трех минут ходьбы. Впрочем, и весь центр города отсюда в шаговой доступности, а соотношение цена-качество выше всех похвал. Подивившись на размеры, оцените и крошечную, древнюю часовню с непроизносимым названием Сурб Зоравор Аствацацин.

Что в переводе означает храм Святой Богородицы Всемогущей, она была построена в девятом веке, реконструирована после землетрясения в средневековье, и считается древнейшим храмом Еревана.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

И обязательно загляните в гости в мечеть, какой бы религии вы не придерживались.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Голубая мечеть — соборная мечеть Еревана, ее комплекс занимает 7000 квадратных метров. Тут и внутренний дворик, и ритуальные постройки, и купола с минаретом, затейливо украшенными майоликой. Минарет высотой 24 метра — единственный сохранившийся из четырех существовавших на момент постройки. Датой возведения храма считается 1766 год, в это время Ереван был исламским и входил в Эриванское ханство в эпоху заката Персидской империи.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Найти ее не сложно, мечеть расположена на проспекте Месропа Маштоца, основателя армянского алфавита. Сейчас здесь расположен культурный центр иранской общины в Армении. Судя по количеству туристов, Армения очень популярна у жителей этой страны.

А потом идите на базар. Например, посетите рынок «Ташир», раз уж гуляете в центре, дороги сюда от Кафедрального собора минуты три. Почувствуете умопомрачительный аромат меда, армянских сладостей, фруктов и кофе — значит, вы на правильном пути.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Или загляните на Вернисаж — так называется рай для любителей ковров, клинков, чеканных кубков, керамики и других всевозможных сувениров с национальным колоритом.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

То, что с пустыми руками не уйдете, гарантировано.

Что попробовать

Одни и те же блюда могут готовить и подавать по-разному, но вкусно будет всегда. Обязательно закажите хинкали, они есть с различными начинками, отваренные или жареные. Порция в среднем стоит очень демократичные 250 рублей.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Нельзя обойти вниманием армянские сыры, нежные и тающие на языке, ассорти овощей и тарелку с зеленью — я такого разнообразия не видела ни в одной стране.

Не пропустите шашлык, его здесь зовут хоравац, и действительно умеют готовить.

Розовый город у ног Арарата. Ереван!

Не любите мясо — выбирайте кебаб из уже упомянутых раковых шеек, или что-то из даров Севана.

На закуску оцените долму, фарш с острым рисом, завёрнутый в трубочки из виноградных листьев. Запивают всё это местным вином, или одним из умопомрачительных армянских компотов, например, гранатовым.

Послевкусие от знакомства с Ереваном останется исключительно приятным:)