Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 15:42
Филиппины покорены! Куда дальше?

Халеб — Сирия Ноябрь 2019

Алеппское оливковое мыло: достопримечательность № 1

Вечером, когда уже стемнело, мы отправились на Сук ас-Сабун покупать алеппское оливковое мыло. Та ещё картинка, если вместо неопределённого местоимения «мы» представить пятерых мужиков, возрастом, перевалившим за пятьдесят, которые в здравом уме и по собственной воле, идут делать шопинг в торговые точки, специализирующиеся на средствах косметики и гигиены. Как раз тот случай, когда говорят «занятие не мальчика, но мужа».

Но не спешите ухмыляться, тут особая история. Дело в том, что оливковое мыло такая же полноправная достопримечательность Алеппо, как цитадель города, 11-ти километровый водопровод, построенный еще древними римлянами или самый длинный крытый базар на Ближнем Востоке.

Алеппо у всех на слуху, но при упоминании этого города, скорее всего, в памяти возникнут картинки разрушенных домов, детских слёз, горя и ужаса в глазах людей.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Таким запечатлелся у большинства из нас город Алеппо усилиями новостных каналов последних лет, а между тем это древнейший из постоянно обитаемых городов мира и этим своим титулом Алеппо соперничает с Дамаском.

Историки полагают, что Алеппо (арабское название города Халеб) был заселен к 6-му тысячелетию до нашей эры. Это, конечно, только предположения, но есть древние тексты, датированные 3-м веком до нашей эры, в которых найдены упоминания об алеппской цитадели.

Находится Алеппо — Халеб в 120 километрах от Средиземного моря, на северо-западе Сирии между реками Оронт и Евфрат.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Он окружён с севера и с запада экологически чистыми сельскохозяйственными угодьями, на которых культивируются оливковые и фисташковые деревья.

Это я к тому, что получаемое на этих угодьях оливковое масло, и является основным сырьевым компонентом для алеппского мыла. Не случайно я решил начать рассказ из Алеппо именно с мыла, ибо оно, произведённое в этих местах, считается одним из первых видов твердого мыла за всю историю человечества.

Века назад, и в наши дни, этот полностью натуральный продукт создается на нескольких потомственных мыловарнях в Алеппо без изменений в рецептуре и исключительно ручным трудом. Опыт мыловарения веками передавался из поколения в поколение, когда отцы брали с собой детей на мыльную фабрику, начиная с 12 лет, чтобы сохранить свои знания и рассказать об особых семейных секретах приготовления мыла.

При этом, классическое алеппское мыло производится только в этом регионе.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Процесс изготовления имеет сезонный характер: варка начинается в конце ноября и продолжается до конца марта. Варят мыло в каменных чанах, смешав предварительно в определённых пропорциях оливковое и лавровое масла. При этом используют оливковое масло самого первого отжима — совсем непрозрачное и насыщенного зеленого цвета, а также масло Лавра благородного, а точнее жирное масло плодов этого растения. На определенных этапах в процессе варки также добавляется сода и вода. После окончания варки, горячую мыльную массу выливают на бумагу, расстеленную в углублении в полу глубиной 6–8 см. Через некоторое время масса насыщенно зеленого цвета затвердевает, и её нарезают особыми серебряными ножами. Далее мыло созревает до 11 месяцев в специальных, сложенных из камня, башнях с человеческий рост, в коих каждый кусочек мыла обдувается воздухом. Созревание необходимо, чтобы мыло приобрело, свои уникальные свойства и превратилось в наиболее физиологичный и полезный продукт для человеческого организма.

Именно алеппское мыло оставило в европейской культуре особый, так сказать, цивилизационный след. Не секрет, что в Средневековой Европе культура чистоты находилась на крайне низком уровне в понимании современного человека. Европейские люди той эпохи просто не мылись месяцами, а чтобы приглушить, постараюсь высказаться интеллигентней, специфический запах, пользовались сильным парфюмом. Когда же крестоносцы после первых крестовых походов завезли в Европу алеппское мыло, это оказало определённое влияние на культуру гигиены, быть чистым постепенно стало модным. В Европе наладилось производство мыла, но повторить рецепт алеппского мыла доподлинно не удалось, хотя оливкового масла в странах Южной Европы было предостаточно.

Теперь вы понимаете, почему мы такой дружной толпой в первый и единственный вечер в Алеппо отправились на рынок. Ведь это уникальный гостинец из поездки, максимально аутентичный и который гарантированно будет принят с радостью.

Возглавлял нашу команду юных шопоголиков гид, сириец по имени Номан, который бывал, и не раз, в Алеппо до войны и знал конкретное место на рынке, где продавалось алеппское мыло высшего качества.

Путь был недолог. Выйдя из шикарного отеля под брендом «Sheraton» , мы пересекли проезжую часть, сразу очутившись в лабиринтах знаменитого алеппского рынка.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Вслед за нашим проводником, явно знавшим дорогу, мы уверенно прошлись по его закоулкам, и минут через десять вышли к искомому месту. Вот оно на фото.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Как вы понимаете, в данном торговом заведении нас никто не ждал.

Вот как бывает. Начал было с такой безобидной темы, хотел рассказать, как мы покупали на сувениры из Алеппо несколько кусочков местного мыла, а в итоге закончил войной. Увы, репортажи из современной Сирии без темы войны невозможны, а уж из Алеппо тем более.

Что касается алеппского мыла, то я его всё же купил, но уже в Дамаске, на обратном пути.

Древний рынок в Алеппо приступил к работе

Рынки в Алеппо создавались в 16–17 веках. Каменные портики служили опорами для крыши, своды крытого рынка тянулись на огромное расстояние, по разным оценкам, от 7 до 30 километров. Данное обстоятельство позволяло считать крытый базар в Алеппо самым длинным на Ближнем Востоке.

Разные гильдии ремесленников строили здесь свои мастерские и лавки, а также караван-сараи для прибывающих купцов. Со временем они слились в единый рынок, этакий запутанный клубок торговых и ремесленных рядов, получивший общее название Аль- Мадина. Однако, логическая система в том клубке однозначно была, разбитая на отдельные составляющие. Был там Сук аль-Джурмук (Таможенный рынок) на котором торговали иностранные купцы, Сук ан-Нахасин (Рынок медников), Сук аль-Фараин (Рынок Меха) и прочая и прочая, включая и тот самый Сук аль-Сабун (Рынок мыла), на который мы направлялись в надежде на удачные покупки.

Так было веками. А потом в Алеппо пришла война. Вооруженное противостояние правительственных войск и террористических группировок в Алеппо продолжалось четыре года.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

В 2012 году исламские боевики атаковали город, и смогли захватить примерно сорок процентов его территории. Линия фронта пролегла, как раз между Аль-Мадиной, где окопались террористы и другой достопримечательностью старого города — цитаделью Алеппо, которую удерживали правительственные войска.

Именно старейший базар в историческом центре города во время войны превратился в некий оборонительный редут террористов «Джебхат ан-Нусры». Из этого редута во все стороны протянулись созданные террористами подземные туннели, в которых они укрывались от ударов Сирийской арабской армии и планировали ответные операции.

Понятное дело, что за время кровопролитных боев рынок практически полностью потерял свой облик — некоторые участки были уничтожены полностью, в других разрушены крыши и части стен. Большинство торговых рядов было разрушено из-за минометных и артиллерийских обстрелов, и вызванных ими пожаров.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Многие постройки разобрали сами террористы. В результате старый рынок, получил серьёзные увечья, казалось бы, несовместимые с жизнью.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Но мирная жизнь, как известно, неплохой лекарь.

К моменту нашего появления на рынке восстановительные работы шли уже более двух лет. Возводить стены и свод стараются по возможности из оригинальных материалов. Так, камни собирают, нумеруют, пытаясь повторить конструкцию в их изначальном варианте.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Однако, важно не только провести ремонтные работы, но и возродить старинные ремесленные и торговые традиции. Ведь за века, что в Алеппо работает этот рынок, сложились целые рыночные династии. Есть семьи, поколения которой торгуют в одной и той же лавке более сотни лет.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Как я понял, восстановление Аль-Мадины только в самом начале, в настоящее время функционирует не более 10 процентов рынка, но самое главное, что ремонтные работы идут полным ходом, старинное ремесло и торговля возрождается и это не может не радовать.

Цитадель Алеппо

Точное время постройки крепости на аллепском холме не известно.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Есть гипотеза, что это вероятно произошло в 4-1-м веках до нашей эры, при династии Селевкидов, но данных, что они использовали крепость именно как фортификационное сооружение, не имеется.

Есть сведения, что впервые цитадель в Алеппо использовалась в оборонительных целях в 962 году, когда обосновавшийся в Халебе некий арабский правитель Сейф аль-Хамади выдержал штурм византийского императора Фоки.

Стратегическое значение крепости в Алеппо усилилось во времена крестовых походов. Ставший правителем Халеба сын знаменитого арабского военноначальника Салах ад-Дина по имени Малик аль-Захир Гази в 1193 году решил сделать цитадель в Алеппо максимально непреступной.

Именно согласно его распоряжениям вокруг крепости был вырыт ров шириной 30 метров и глубиной 20 метров, который в случае необходимости заполнялся водой.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Сам же холм, высотой 55 метров, был облицован, начиная снизу, на две трети камнем, что укрепило его склоны и затруднило возможность подкопа и штурма.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Тогда же к единственному входу в крепость был оборудован деревянный настил с подъёмным мостом и проложен акведук, подающий воду в крепость.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

В нижней части моста, прикрывая вход на него, была возведена башня и ещё одна, уже наверху, непосредственно перед входом в крепость.

Мощное получилось укрепление, но, несмотря на это, в 1260 году цитадель после сорокадневной осады была захвачена и разрушена монгольскими войсками. Через тридцать лет мамлюкский султан аль-Аштраф Халиль восстановил башни и укрепил крепость, но в 1400 году цитадель вновь пала, на этот раз под натиском Тамерлана.

Мы увидели крепость в Алеппо практически такой, какой она стала после существенной реконструкции в начале 16-го века. Цитадель превратилась в мощное фортификационное сооружение. У верхней башни появились входные ворота сложной конструкции, исключавшей возможность тарана. Появились дополнительные бастионы, защищавшие крепость с других сторон.

Попав внутрь крепости, мы увидели вымощенный мозаикой просторный двор с бассейном в центре и многочисленные постройки.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Когда-то там был дворец с тронным залом для приёма подданных, усыпальницы, бани, арсенал и площади для тренировки солдат, резервуары с водой, амбары для хранения зерна.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Особо выделю мечети, они старинные. Одна из них, мечеть Ибрагима (Авраама), датируемая 1167 годом.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Она была возведена на месте византийской, то есть православной мечети, две колонны которой использованы в северной стороне мечети.

Другая мечеть цитадели, именуемая как Большая мечеть, была возведена в 1212–1214 годах. Большая мечеть расположена на самой высокой точке холма и вместе с минаретом имеет высоту чуть больше двадцати метров.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Такие габариты мечети позволяли использовать её не только по прямому назначению, как религиозный объект, но и как своеобразный наблюдательный пункт. Сверху обзор великолепный, проверил на себе лично. Мы, конечно же, не упустили такой великолепный шанс, как рассмотреть Алеппо с высоты.

Взобрались на самую верхотуру мечети и увидели город, таким, каким его оставила последняя война.

Бои за Алеппо

Цитадель Алеппо крепость не бутафорская, как это часто бывает, а самая, что ни на есть боевая. Помнит удары, которые ей наносили монголы и воины Тамерлана, османы и крестоносцы. Но, всё это дела давно минувших дней. Однако, нет покоя старинной крепости и в наши дни.

Джихадисты «Ан-Нусры» очень настойчиво осаждали крепость, подкрепляя свои усилия миномётными и танковыми обстрелами, но находившиеся за глубоким рвом и массивными стенами солдаты сирийской армии сумели отстоять свою твердыню. Вот уж, в буквальном смысле, ни шагу назад.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Только представьте, что оборона крепости длилась целых четыре года, ровно столько, сколько в городе продолжались боевые действия.

В Алеппо во время войны сложилась такая ситуация: с августа 2012 года запад города удерживала сирийская армия, а восток — различные исламистские и повстанческие группировки, из которых самыми активными являлись террористические группировки «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра». За четыре года военного противостояния ни одной из сторон не удалось добиться перевеса в свою сторону.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

И только в феврале 2016 ситуация вокруг Алеппо существенно изменилась. Тогда правительственные сирийские войска при поддержке иранских ополченцев и ВКС России смогли перекрыть каналы снабжения террористов, проложенные к городу из Турции.

Операция по освобождению Алеппо, по мнению многих военных экспертов, считается уникальной. Изначально был разработан и осуществлён план окружения и тотального блокирования Восточного Алеппо, лишивший боевиков прямых поставок боеприпасов, оружия и пополнения живой силы.

Параллельно российские ВКС методично уничтожали склады и штабы террористов, атакуя эти цели при помощи высокоточного оружия. Одновременно уничтожались конвои боевиков, направлявшиеся к Алеппо со стороны турецкой границы, а также из контролируемой боевиками, причём до сих пор, провинции Идлиб.

Всё это сломило дух террористов, и они стали массово принимать решения о капитуляции. Иных, после проверки легализовали, то есть вернули к мирной жизни, других, очевидно, самых непримиримых, переместили в Идлиб. При этом особого преимущества в численности у правительственных войск не было.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

С обеих сторон в военном противостоянии в Алеппо принимали участие от 15 до 20 тысяч бойцов, что на фоне штурма иракского Мосула силами международной коалиции во главе с США выглядело весьма контрастно. Ведь Мосул окружила 200-тысячная группировка сил коалиции, которой противостоял всего лишь 20-тысячный отряд исламских боевиков.

Экспертами отмечается, что при освобождении Алеппо проводилась достаточно продуманная работа с мирным населением. Мирных граждан старались выводить по заранее спланированным коридорам, снабжали гуманитарной помощью целые городские районы и окрестности.

Конечно, война есть война, и рисовать чересчур благостные картинки, думаю, не стоит. Было всё в несчастном Алеппо, и смерть, и людское горе, и разруха. Важно то, что война в целом закончилась, чему мы были непосредственными свидетелями.

Мы гуляли по вечернему Алеппо, одни, без какой-либо охраны. Вокруг была обычная мирная жизнь.

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Не скажу, что чувствовал я себя в полной безопасности, как в том же Дамаске. Витала всё-таки в городе некая напряжённость, да и местное население выглядело больше угрюмо, чем беззаботно и радушно, при этом, не подавая признаков даже малейшей агрессивности.

Неприятных эксцессов ни с кем из нашей команды не случилось. Все вернулись домой живые, здоровые и в бодром настроении духа.

На этом можно было бы, и закончить свой рассказ из Алеппо, но вставлю ещё пару слов об отеле «Sheraton Hotel»

Алеппо город контрастов

Очень было удивительно жить в шикарном отеле, наблюдая из окна номера остовы разрушенных войной зданий. Единственную ночь в Алеппо мы провели в отеле под брендом «Sheraton Hotel».

Сирия. Осада цитадели в Алеппо

Наверное, это самый приличный отель города. Сейчас он выглядит просто великолепно, хотя ему досталось от боевиков не меньше, чем и остальным зданиям в округе.

Отель известной сети был построен в 2007 году в старой части города, в непосредственной близости от цитадели и старинного рынка. В 2012 году американская корпорация «Starwood Hotels», в которую входит сеть «Sheraton Hotel» повинуясь решению правительства своего государства, введшего против Сирии санкции, разорвала все связи с отелем.

Во время военного противостояния в Алеппо, отель оставался на территории, контролируемой официальными властями, и сирийская армия использовала его для размещения своих штабных подразделений и проживания военнослужащих. После прекращения активных боевых действий отель достаточно быстро восстановили, честно говоря, не знаю за какие деньги, и открыли для клиентов.

Раскрученный мировой бренд отельного бизнеса в названии гостиницы владельцы сохранили, очевидно, не имея на этого никакого права. Да, кто же достанет истинных хозяев отеля в Алеппо исками о нарушении интеллектуальной собственности. Война вроде, как и закончилась, но и абсолютно мирной жизнь в Алеппо тоже не назовёшь.

На этом я завершаю серию своих рассказов из Сирии, но не из Ближнего Востока. До Сирии у меня было три невероятно насыщенных дня в Ливане. Как вы понимаете, есть что вспомнить и чем поделиться