Турист Кристина Швидкий (Kristya13)
Кристина Швидкий
была 11 августа 2023 17:33

Венеция, Мурано, Бурано — Италия Октябрь 2019

Венеция стала первым городом в нашем осеннем путешествии по северу Италии. Был соблазн начать маршрут с другой стороны и оставить ее на десерт, но я не стала рисковать: поездка начаналась 20 октября и была велика вероятность похолодания. В итоге с погодой нам повезло даже больше, чем рассчитывали: город на воде втретил нас комфортными +23 и солнцем.

Венеция: увидеть главное за два дня

В Вененции я была в третий раз, но первый не на бегу, не галопом. Впереди были два дня, в течение которых мне представлялось возможным как следует осмотреть город и ближайшие острова. При этом задача стояла максимально сэкономить бюджет.

Мы прилетали в главный аэропорт Венеции — Марко Поло — совместным рейсом Аэрофлота и Allitalia. Решение не лететь Победой в Тревизо мы приняли после долгих подсчетов и взвешивания соотношения цены/качества/удобства/целесообразности. Разница в цене в итоге вышла около тысячи рублей, но при этом мы получили полный день в городе.

Обязательно проверяйте аэропорт прилета, от Тревизо (куда прилетает Победа) до Венеции километров 30. Добираться до города получится дольше и дороже, чем из Марко Поло.

Доехать до города из аэропорта Марко Поло можно на автобусе или вапоретто (водный общественный транспорт Венеции). Об этих способах расскажу подробнее:

Линии вапоретто обслуживаются двумя компаниями Alilaguna и Actv

Alilaguna предоставляет трансфер из аэропорта за 14 евро с человека. Билеты можно купить онлайн или в термилах в аэропорту. Такой вариант подойдет для настоящих любителей романтики: впервые увидить город, въехав в него по воде — в этом определенно что-то есть. Но ценник кусается, поэтому мы воспользовались другим вариантом.

ACTV — это сеть наземного и водного транспорта Венеции (большинство маршрутов вапоретто обслуживают именно они). Из аэропорта до города проезд на автобусе стоит 8 евор. Ищите желтые или синие автобусы прямо у выхода из аэропорта (билетные терминалы есть прямо на остановке).

Билеты на вапортетто лучше покупать в аэропорту, на причале при выходе из здания железнодородного вокзала или в табачных киосках. Лучше это делать сразу же, как представится такая возможность. На многих мелких станциях касс нет. Если вы собираетесь совершить более трех поездок на вапоретто, то выгоднее покупать абонимент на 24 или 72 часа. На 24 часа проездной стоит 20 евро (разовый билет при этом стоит 7,5 евро).

Венеция: увидеть главное за два дня
Остановка вапоретто на острове Мурано. Также остановки выглядят по всей Венеции.

Тренспорт работает до 23:30, в том числе и с островов Мурано и Бурано до этого времени можно уехать. Однако стоить иметь в виду, что все сувенирные лавки на островах закрываются в 18:00. Если вы мечтаетете прикупить оригинальное муранское стекло или бурансоке кружево, то лучше ехать днем. Если вы поедете на север Италии осенью, то нужно еще учитывать, что в половину седьмого вечера уже темнеет и улици пустеют. Кому-то нравится романтика вечерних городов, но в одиночестве бродить по темным пустынным переулкам я бы все же не отправилась.

Отель мы выбрали недалеко от железнодорожного вокзала (конечная станция автобусов из аэропортов находится рядом), заселилсь быстро и к полудню уже были готовы начать знакомство с городом.

Кстати, насчет отелей: чтобы сэкономить стоит выбирать гостиницы или апартаменты не в островной части Венеции, а на материковой — в Местре. Ехать из Местре до Венеции минут 20 на автобусе). Я долго монитролиа варианты и мне попался сравнительно недорогой отель Hotel Adua в исторической части (двухместный номер с общими удобствами стоил нам 64 евро на двоих), но было несколько нюансов. Во-первых очень высокая влажность. Не знаю с чем это больше связано: с качеством гостиницы или с климатом, но ночью заснуть было тяжело. Во-вторых комары. Вот уж чего я точно не ожидала, так это что в Венеции в конце октября придется отбиваться от насекомых. Средство, которые было в номере не помогло. Лучше заранее купить свое. В-третьих шум. Окна нашей гостиницы выходили во двор, однако другая часть здания прилегала к Гранд Каналу. Так вот, звук от моторных лодок был такой отчетливый, будто под самыми окнами ездили грузовики. В принципе все это не испортило нашего настроения, но при планировании подобные моменты стоит учитывать.

Венеция: увидеть главное за два дня

В первый день мы решели посмотреть острова Мурано и Бурано (проезд входит в стоимость абонимента на вапоретто на 24 часа).

По пути на причал зашли в веницианское гетто. Это место, где с 14 по 19 века разрешалось проживать евреям. Слово гетто пошло именно отсюда. Вообще-то на веницианском диалекте «гетто» звучит как «джетто» и обозначает место, куда скидывали мусор. В данном конкретном месте хранили отходы сталелитейного производства. Правители Веницианской республики создали это понятие, основав в 1516 году в городе место для еврейского населения, которое было со всех сторон окружено каналами. Выходить за вотора после захода солнца запрещалось.

Один из входов на территорию первого гетто

До Бурано ходит маршрут № 12. Мы садились на крупной станции Fondamente Nuove (F.te Nove). Причалов там много, вам будет нужен причал A. Время в пути до Бурано, одного из самых дальних островов Венеции, около часа.

Остров буквально с первого шага покорил своими разноцветными домиками, неспешным ритмом, сказачностью.

По легенде дома в разные цвета начали раскрашивать, чтобы рыбакам, возвращавшимся с промыслов в тумане, было легче найти свой том. Под другой, менее правдоподобной версии, все те же рыбаки делали на одежде метку соответствующего цвета, чтобы после слишком удачных поседелок в пивной, более трезвые товарищи знали, в какой дом нужно нести своего приятеля.

Венеция: увидеть главное за два дня

Легенды легендами, а традиция выкрашивать дома в разные цвета осталась. Сейчас за этим следят местные власти и обязывают население содержать в надлежащем виде фасады своих домов, а перекрашивать дом в другой цвет без соответствующего разрешения и вовсе запрещено.

Уже возвращаясь на станцию вапортетто забрели на маленький соседний островок Мацорбу, где наткнулись на вот такой уютных парк с виноградником.

До Мурано мы добрались уже в шестом часу вечера, немного побродили по сувенирным лавкам, купили подарки и поехали обратно, поскольку к шести часам остров опустел, лавки и кафе закрылись и делать там было уже нечего. Как-то так получилось, что ни одной фотографии с этого острова у меня нет.

Ужинать мы отправились в бар Acicchetti Bakaro (45°26′15.13″N 12°19′17.57″E), судя по отзывам это место весьма популярно. Бар крошечный, сделать заказ можно только на вынос, но место приятное и находится недалеко от вокзала и нашей гостиницы, соответственно. Там можно попробовать местные закуски — чикетти (бутерброды с разными начинками) и Апероль Шпритц (один из самых вкусных за всю поездку). Цены очень приятные, а уж для Венеции и вовсе сказочные: чикетти по 1 евро, Апероль — по 1,8 евро за стаканчик. Мест для сидения там нет, поэтому все размещаются на ближайших ступеньках вдоль канала, особенно вечером очень атмосферно.

Венеция: увидеть главное за два дня

Второй день мы посвятили непосредственно Венеции. Вечерний поезд в Верену отправлялся только в 19:00 и мы, оставив вещи уна ресепшене в гостинце, отправлились на всречу с прекрасным.

Первым встреченным прекрасным оказалась кофейня Kave club, где мы и поспешили позавтракать. Потрясающе вкусный кофе и пирог обошлись нам в 4 евро с человека. Правда карты там не принимают. Вообще, путешествуя по Италии, в особенности по небольшим городам, стоит брать с собой достаточное количество наличных. Карты принимают далеко не во всех кафе, а уж для уличных сувенирных лавок это вообще редкость.

Осмотр города мы налачи с Гранд Канала, по которому и доплыли до Базилики Санта Мария делла Салюте. Рядом с ней останавливается вапоретто маршрута № 1. На самом деле система водного транспорта города намного проще, чем кажется на первый взгляд, так что можно не бояться уплыть не в ту сторону (схема линий вапоретто http://muoversi.venezia.it/sites/default/files/mappa_linee_di_navigazione_NOV_2018_WEB.PDF)

Венеция: увидеть главное за два дня

Санта Мария делла Салюте — самый большой купольный храм Венеции. Он построен за 50 лет (1631–1681 годы). Вход в базилику свободный.

На русский название переводится как «Церковь Святой Марии Исцеляющей». Такое название не случайно: в 1630–1631 годы в городе свирепствовала чума, которая унесла жизни ста тысяч жителей, это треть населения Венеции того времени. Горожане усердно молились и просили защиту у девы Марии, пообещав, что если та изгонит чуму, то они возвездут в честь нее храм. Чума отступила, а венецианцы сдержали слово, выстроив одну из самых красивых базилик города.

Следующей точкой нашего маршрута была базилика Санта-Мария-дель-Джильо — хранилище единственной в Венеции картины Рубенса. Вход туда платный, 3 евро, дают русскоязычный путеводитель.

Венеция: увидеть главное за два дня

История этой базилики тоже занятна: адмирал Антонио Барбаро, пожелавший увековечить свое имя, завещал огромную сумму денег на строительство церкви, но с условием, что фасад здания будет выполнен по его проекту. Примерно в это же время упала колокольня одной из старых церквей и власти решили не возводить новое здание, в реконструировать старое, заменив фасад на тот, что был в проекте Барбаро. над входом находится статуя самого адмирала, внизу фигуры его ближайших родственников, а по бокам скульптуры, символизирующие Честь, Мудрость, Славу и Добродетель.

Дальше мы отправиилсь к базилике Сан-Моизе (Церковь Святого Моисея). Вход в церковь свободный. Мне попадалась информация, что работает она только во время службы, но это не так. Самое интересное в этой церкви — это ее фасад, который, к нашему сожалению, был закрыт на реконструкцию. Базилика на этом месте располагалась еще с X века, но нынешний вид она получила только в XVII столетии, когда финансисты братья Финн дали денег на ее реконструкцию. Баррочное убранство фасада оказалось настолько тяжелым, что впоследствии некоторые элементы пришлось демонтировать.

После осмотра базилики, сливаясь со все расширяющимся туристическим потоком, мы вышли к самому сердцу города — Площади Сан Марко. В ансамбль площади входят:

• Собор Святого Марка. Это главный собор Венеции и наиболее посещаемая достопримечательность. Собор был построен в IX веке, но окончательный, современный, облик приобрел лишь к XV веку.
  • Кампанила. Кампанилой называется башня высотой 98,6 метров. Здесь расположена смотровая площадка с одной из лучших панорам Венеции.
  • Дворец дожей. Знаменитый дворец в готическом стиле был построен в XIV–XV веках. В те времена здесь была резиденция дожей (пожизненно избираемых правителей Венецианской республики), а также заседал венецианский суд. Сегодня, Дворец дожей на площади Сан Марко — визитная карточка Венеции.
  • Часовая башня (Торре-делл’Оролоджо). Наверху расположены бронзовые статуи юноши и старика, бьющие в колокол в определенное время; ниже располагается лев с книгой — символ города; ниже — Богородица с младенцем Иисусом; под Богородицей — роскошные сине-золотые часы.
  • Старые и новые прокурации. Это комплекс из трех соединенных исторических зданий, обрамляющих площадь.

Венеция: увидеть главное за два дня

В Собор Святого Марка вход свободный, а очередь длинная, но пусть она вас не пугает: даже летом мы стояли в ней не больше часа, а в октябре прошли минут за 10. С рюкзаками внутрь не пускают! Я была внутри в прошлую свою поездку, поэтому не сильно расстроилась, когда меня развернули на входе. Где-то есть камера хранения, в которой можно оставить сумки и вернуться в собор, на входе даже есть замысловатая схема прохода к этому месту, но я не стала искать.

Собор Святого Марка

Во Дворец дожей мы не пошли. Я долго искала в интернете как купить билет отдельно именно в этот музей, но информации так и не нашла. Дворец входит в комплекс, состоящий из трех или четырех музеев, и общий билет туда стоит 25 евро. Во Дворце Дожей мне уже доводилось попывать раньше, и могу твердо сказать, что это место — must see, но на повторное посещение таких денег жалко. Так что если вы в Венеции впервые — не стоит проходить мимо этой сокровищницы шедевров мировой живопись и архитектуры (залы внутри потрясающие!).

Дворец Дожей

Между Дворцом Дожей и тюрьмой расположился этот маленький мостик, который тоже привлекает туристов. Это Мост Вздохов. Но его название далеко от романтики. Мост стали называть так, потому что по нему конворировали заключенных из зала суда после вынесения приговора в камеру. В последний раз видя дневной свет через окна моста многие заключенные останавливались и обреченно вздыхали. Кстати побег из этой тюрьмы удался только одному человеку — Джакомо Казанове.

Венеция: увидеть главное за два дня

Полюбовавшись мостом и центральной площадью мы отправились дальше, через арку под Часовой башней к следующему, не менее интересному мосту.

Мост Риальто, фотографий которого у меня чудесным образом не оказалось, является древнейшим мостом города. Название свое он получил от одного из островов, которые этот мост и соединяет. Кстати, именно так назывался город до того, как его переименовали в Венецию.

Финальной точкой нашего маршрута стала базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари. Вход платный, 3 евро, выдают аудиогид на русском языке. Базилика настолько огромна, что в объектив моего телефона она не под каким углом не поместилась.

Церковь построенна монахами-францисканцами в честь Пресвятой Девы Марии во Славе. Название «Фрари» — это сокращение от итальянского frati minori (братья меньшие — официальное название ордена францисканцев). В соборе находится одна из работ Тициана — «Вознесение Пресвятой Богородицы», а также захороение самого Тициана. Вообще базилика изобилует произведениями искусства и однозначно стоит посещения.

Есть одно место в Венеции, в которое мы не попали, потому что… забыли, видимо были настолько переполены впечатлениями. Это смотровая площадка торгового центра T Fondaco Dei Tedeschi. Находится она рядом с мостом Риальто и попасть на нее можно совершенно бесплатно, нужно только предварительно забронировать время (забронировать время и дату можно здесь https://www.dfs.com/en/venice/t-fondaco-rooftop-terrace). Так что, чтобы посмотреть на город с высоты совесем не обязательно подниматься на кампонилу на площади Сан Марко (к слову, стоимость билета туда составляет 8 евро).

Раз уж красивых панорам в этот раз не получилось, выложу пару фотографий из предыдущей поездки, как раз с кампонилы.

В заключении, думаю будет интересно посмотреть на финансовые итоги (суммы представлены из расчета на одного человека):

трансфер из аэропорта 8 евро

гостиница 32 евро на человека за ночь

вапоретто 20 евро

обед на острове Бурано 9 евро

ужин из апероля и чикетти 4 евро

завтрак из кофе и пирога 4 евро

обед из пасты с начинкой 10 евро

вход в соборы 6 евро

Итого 93 евро (примерно 5800 руб.) за два дня.