Турист Юлия Станевская (julijaS)
Юлия Станевская
была 15 апреля 13:45

Скопье — Северная Македония Январь 2020

Рождество у меня ассоциируется с дубовыми вениками. Это потому, что в начале января я часто бываю в Скопье. Дубовые веники — непременный атрибут праздника, который в Македонии называется «Божик». Хотя, правильнее было бы написать «БожикЬ». Македонцы произносят именно так, мягко.

Впервые увидев горы дубовых веников на улицах и рынках, я сильно удивилась и решила, что братья-славяне парятся в бане в канун Рождества. Мы с мужем придирчиво осмотрели веники. «Слишком сухой. Листьев маловато, хлестать будет неудобно. Плохой веник» — вынес вердикт мой муж. Дальше — больше. У некоторых торговцев к дубовым веткам были привязаны колосья пшеницы, еловые ветки с шишками или украшения из шариков. И как, скажите, со всем этим париться?!

Конечно, это оказался никакой не веник. Называется этот набор «бадник» и он вовсе не предназначен для бани. Изначально это было молодое дубовое дерево, которое с молитвами срубали в лесу накануне Рождества. Дубовыми ветками принято к празднику украшать дома и церкви.

В современном мире традиции пришлось скорректировать. Горожане обычно не ходят в заснеженный лес за бадником, а предпочитают его покупать. Благо возможностей предостаточно. Дубовые ветки продаются буквально везде в Скопье. В первую очередь на рынках.

Македонское Рождество по имени «Божик»

Я попросила разрешения сфотографировать эти необычные рождественские букеты. Сзади донеслись комментарии: «Это, наверное, хорватка, католичка. Она не знает, что такое бадник». Балканы — это целый клубок национально-религиозных проблем и совсем не здорово в православной стране выступать в роли католика. Впрочем, македонцы показались мне самыми спокойными и мирными из всех балканских народов. Продавщицу не интересовала моя национально-религиозная принадлежность. Она с удовольствием позировала.

За дубовую веточку на рынке просят 10 денаров (примерно 12 рублей). По-божески. А как же иначе? Ведь праздник называется «Божик».

Македонское Рождество по имени «Божик»

Если лень ходить на рынок, можно купить бадник возле дома. В Скопье пока еще встречаются бабушки, торгующие на улицах носками, сушеными травами, вареньем и другими мелочами. В начале января основной их товар — это бадник.

Македонцы очень любят спорт и прогулки на природе. А если гуляешь в лесу в канун Рождества, как же не наломать дубовых веток? Вот и пара, которую я встретила на лесной тропинке, несла большой дубовый букет. Узнав, что в России нет рождественского бадника, македонцы расстроились. Тогда я предложила их сфотографировать. Чтобы рассказать моим соотечественникам о македонских традициях.

Македонское Рождество по имени «Божик»

Целое деревце можно теперь увидеть разве что в церкви. Жители Скопья приносят в свои квартиры лишь букеты из дубовых веток. Зато часто украшают их колосьями и цветами.

На столе у моей македонской приятельницы я увидела красивую вазу с фруктами. Сверху композицию украшала крошечная дубовая веточка с тремя листиками. И этого достаточно. Традиция соблюдена.

Вечером накануне Сочельника македонцы зажигают большие костры. Пламя симвилизирует звезду, ведущую волхвов в Вифлеем.

А еще в Сочельник принято собираться всей семьей за торжественным ужином. Еда должна быть постной и, конечно, традиционной. Моя приятельница испекла тыкву и приготовила голубцы. Македонские голубцы называются «сармички». Они меньше наших по размеру и сделаны из кислой капусты. В рисовую начинку кроме лука добавляют еще нарубленный сладкий красный перец. Сверху сармички поливают соусом из острого перца и чеснока, очень похожим на нашу пасту-огонек или аджику.

Македонское Рождество по имени «Божик»

Еще одно важное блюдо на македонском праздничном столе — «пита со паричка». То есть пирог, в котором запекли монетку. Кому достанется монетка — тому счастье. Мне рассказали такую легенду: святой Василий решил раздать беднякам деньги. Раздал все, что имел. Осталась лишь одна монетка, а людей было еще много. Тогда святой спрятал ее в хлебный каравай и предложил беднякам разделить его — пусть Господь решает, кому эта монетка достанется.

Не все женщины в наши дни находят время, чтобы печь пироги с монетками. Не беда. Пекарни принимают заказы к празднику.

Македонское Рождество по имени «Божик»

Рождественским утром подруга-македонка вошла ко мне со словами «Христос се роди!» (т. е. «Христос родился!»). Я удивилась. Она, часом, не перепутала праздники? Все мы знаем, что на Пасху принято говорить «Христос воскресе!» и отвечать «Воистину воскресе!». Каких-то специальных фраз для Рождества я не помню. У македонцев в этом вопросе единобразие: на Божик полагается говорить «Христос се роди!», а в ответ — «Ваистину се роди!». Я этого не знала и, поколебавшись, сказала «Да-да, спасибо. Вас тоже с праздником!». Македонка засмеялась и объяснила, что нужно ответить.

Потом мы отправились к храму Святого Климента Охридского. Это главный храм Скопья. Он сравнительно новый — построен в конце прошлого века. Интересная особенность здания — большие окна, нетипичные для церквей. Их застеклили специальным сортом плексигласа, благодаря чему свет в храме мягкий, а краски на иконах как бы переливаются.

Македонское Рождество по имени «Божик»

Возле входа в храм стояла наряженная елка и рядом с ней — вертеп.

Вертеп изображает сцену Рождества Христова. Традиция ставить вертеп — сравнительно новая в Македонии.

Македонское Рождество по имени «Божик»

На площади перед церковью торговали дубовыми ветками и даже мимозой. Это в начале января! Народу было много. Прихожане шли в храм. Женщины входили в церковь с непокрытой головой. Так принято везде на Балканах.

Фотографировать внутри храма я постеснялась, поэтому расскажу на словах.

Еще от входа я увидела большую очередь, которая, впрочем, быстро двигалась. Очередь шла мимо трех покрытых бархатом столиков. Возле столиков стояли попы. Слово «поп» у нас в стране звучит несколько уничижительно. Мы предпочитаем говорить «священник» или «батюшка». На Балканах не так. Священников здесь называют попами и это абсолютно нормально. Поп возле первого столика наносил каждому на лоб капельку мирры. Второй поп благославлял прихожан, а детям выдавал сладости. Потом верующие по очереди прикладывались к двум иконам. И, наконец, третий поп давал прихожанам просвирки. Точнее, это были не просвирки, а кусочки хлеба с кунжутом.

Выйдя из церкви, я вдруг заметила странный объект. На стене красовался огромный человек-снеговик. Сделан он был из хлеба. Какая интересная македонская традиция! Я повернулась к своей приятельнице, ожидая разъяснений. Женщина ошарашено взирала на хлебного монстра. Ясно. Это не македонская традиция. Это что-то непонятное. Мы решили спросить попа.

Оказалось, все просто: в этом году спонсором праздника выступила пекарня. Пекари решили попасть в книгу рекордов Гиннеса. Для этого был испечен гигантский хлебный человек, внутрь которого положили монетку. Всего одну. Я специально спросила. Правда не знаю, какого номинала. Самая крупная македонская монета — это 50 денаров, примерно 60 рублей. Долго же придется жевать хлеб, чтобы ее найти! Но дело святое.

Македонское Рождество по имени «Божик»

Македонский Божик прошел сытно и весело. Теперь ждем следующего праздника: брятья-славяне очень интересно отмечают Крещение.