Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:21

Матмата — Тунис Сентябрь 2010

Человеческое любопытство гонит людей по свету, загоняя их в труднодоступные и малоизведанные места Земли, адреналин требует выброса. И всё меньше и меньше остается на планете тихих заводей, где люди жили столетиями и тысячелетия и про их условия обитания, да и порой про само место обитания не было слышно. Большей частью это были джунгли или трудно достигаемые горные районы. Время от времени в средствах массовой информации появляюся сведения об очередном племени, живущим в каменном веке, но таких сообщений все меньше и меньше. Развитие транспорта позволяет если невозможно добраться по суше или воде, то можно дотянуться на самолёте или вертолете.

Когда едешь по Матмате, то тут, то там, видишь отверстия в холмах в виде дверей и окон.

Троглодитское жильё

Это входы в подземные жилища берберов, которых называют троглодитами. Хотя живущие в пещерах люди не возражают, когда их так называют туристы, и на некоторых жилищах висит вывеска:«Здесь живут троглодиты» , но сами себя они так никогда ранее не называли.

Самоназвание берберов «амазиг», да и берберами (варварами) их прозвали римляне. В концепции Карла Линнея троглодитами назывался подвид человека (лат. Homo troglodites), характеризующийся человеческим обликом, обильной волосатостью и неразвитой речью. Но так как древнегреческое слово τρωγλοδύτης (троглодит) означает всего навсего — «живущий в пещере», то троглодитами с чьей-то лёгкой руки так назвают людей, которые до сих пор живут в подземных жилищах. А такой интересный люд не только в Матмате живёт. Подземные города есть в Каппадокии (Турция), старая часть города Матеры, находящейся на юге Италии, выдолблена в скале, на плато Бандиагара в Мали существует сеть жилищ, вырезанных в скалах.

Но жилища берберов в Матмате, не похожи на жилища других троглодитов наших дней. Они не вырезаны в скалах, а вырыты в земле или в холмах, состоящих из мягкого известняка.

Троглодитское жильё

Попадаются и многоэтажные пещерные дома.

В ряде пещер устроены гостиницы

или музеи.

На земле Магриба существует много легенд, преданий и просто сказок. Действия некоторых сказок «Тысяча и одной ночи» происходит в Магрибе, чей частью является Тунис. Злой волшебник, который поручил Алладину достать волшебную лампу, был бербером, да и лампа хранилась в подземелье. Ничего не напоминает? Может быть колдун был родом из Матматы?

Кстати по одной из гипотез происхождения народов, которая больше похожа на сказку, берберы имеют одни корни со славянами. Среди представителей этого народа попадаются голубоглазые и светловолосые, а язык одного из берберских племен похож на старославянский.

О появлении этих подземных жилищ есть страшное предание. Давно это было когда на землях Туниса господствовали римские завоеватели. Уже были разгромлены Карфаген и Египет. Римляне отдали земли, населённые берберами, двух египетским племенам и разрешили им строить на этих землях дома в любом месте. Правило:" Есть человек — есть проблема. Нет человека- нет проблемы» действовало и в ту далёкую пору. Римляне разрешили убивать всех, кто попадётся на пути, безразлично воин это или безоружный старик или ребёнок. Надо было берберам спасаться. Но где прятаться в пустыне, здесь не было шумевшего сурово брянского леса, помогавшим советским партизанам времён Великой Отечественной Войны. И в умную берберскую голову пришла замечательная мысль — зарыться в землю, а по ночам выползать из-под земли и громить иностранных захватчиков и оккупантов. Сказано — сделано. Как любят говорить в таких случаях — земля горела под ногами оккупантов. А берберских партизан найти было невозможно — они сидели со своими семьями под землёй. Не случайно в самые глубокие пещеры — жилища можно и сейчас забраться только с помощью верёвочной лестницы. А тогда верёвка была просто необходима и чем глубже была пещера, тем больше шансов было на спасение.

Давным давно простыли следы египетских пришельцев, а берберы Матматы, да и некоторых других берберских местностей Туниса, живут по землей. Тихо и мирно. Ранее они старались меньше общаться с внешним миром.

И может быть мы и не слышали бы о них до сих пор, если бы не стечение двух обстоятельств:

Во-первых, в 1967 году в пустыне шли дожди в течение 22 дней и дома берберов были залиты, размыты и жить в них стало невозможно. Они обратились к правительству провинции Габес с криком о помощи и что удивительно правительство почесало затылок и оказало помощь, построив обычные дома и оказав помощь в спасении пещерных жилищ. И тут задумались берберы: «А что это власти такие добрые? « — и многие решили остаться в своих подземельях.

Троглодитское жильё

Во-вторых, бывшим президентом Туниса Зин Эль Абидином Бен Али с 1987 года было принято решение сделать упор на туризм как на основной двигатель развития страны. Предпосылки для развития туризма создал и играет до сих пор «Закон об инвестициях», принятый в 1972 году и значительно дополненный в 1986 и 1994 годах. Этот выгодный для иностранного капитала закон позволил создать за 25 последних лет более 1500 иностранных фирм, многие из которых — туристические. А помимо моря нужно показать лицом страну, различные завлекательные и интересные вещи подготовить. В Тунисе внедряется новый проект под названием «Туризм вглубь страны», суть которого состоит в том, чтобы привлечь туристов в некоторые «нераскрученные» регионы страны. И подземные жители Матматы тут и пригодились. Тем более, что между Эль-Джемом с его амфитеатром и до самым ворот Сахары других достопримечательностей не наблюдалось.

Всего подземных жилищ в окрестностях Матматы около 700.

Троглодитское жильё

Из них около половины пустует.

Технология их создания изменилась, вековые традиции уходят в прошлое. Зачем раскапывать землю вручную, если можно ковшом экскаватора яму сделать, а уж боковые входы можно и повырезать. Порой можно видеть, что парадный вход надземный, а сзади воронка округлой ямы,

вырытая в вершине холмов, глубиной примерно 10 метров.

Дно воронки служит внутренним двором (хауша) , где по периметру стенок расположены двери в жилые комнаты и подсобные помещения.

Троглодитское жильё

В одном из таких подземных жилищах троглодитов мы побывали.

Возле некоторых жилищ видны палатки, накрытые чёрными шкурами.

Это почти 100 процентов, что в этом жилище часто бывают туристы, в палатке ждут завершения экскурсии водители автобусов и возможно с ними коротают время мужские обитатели пещерной квартиры. Чем больше шатёр, тем больше посетителей бывает. В таких шатрах даже сидушки смастерили и поставили.

Троглодитское жильё

Наш гид заглянул в палатку, о чем-то перговорил с находящимися внутри и отправился к калитке-воротам. Здесь он подождал когда предыдущая группа туристов выйдет.

После чего вонутрь отправились мы.

Над входом в жилища изображены рыбы и руки. Изображение бывают синего и чёрного цвета. Берберы верят, что эти символы привлекают в дом удачу и защищают от сглаза. [

Троглодитское жильё

Рыба — священное животное берберов, защищающее жилище от нечистой силы. В этом берберы похожи на китайцев, в Китае символом изобилия всегда считалась рыба. Даже в китайском языке слово «рыба» и слово «изобилие» по значению равны. По этой же причине у троглодитов есть весьма странный для нас свадебный обряд — жених с невестой обязательно должны переступить через тарелку с рыбой. «Рука Фатимы» или «камса» (пятерня, ладонь) — очень распространенный в Магрибе амулет. Считается, что ладонь дочери Пророка, символизирует пять предписаний Корана.

Кроме того на воротами прикреплены рога.

Троглодитское жильё
Рога считаются амулетом, оберегом от «дурного глаза», такое представление осталось у многих народов от древнего языческого культа быка.

Иногда проходы в жилищах троглодитов достигают до 20 метров в глубину. В среднем в пещере троглодита Матматы около 10 помещений. Помещения побелены. На стенах развешена и на полу разложена скарб троглодитов.

Женщины подземелий изображают активное приготовление пищи в национальной одежде на электрической плите в старинной посуде.

Троглодитское жильё

В их домах есть электричестов, телевизоры холодильники, спутниковые антенны.

А если возникает необходимость сделать новую полочку или даже диванчик, то это не проблема. В стене просто выковыривается необходимая ниша.

Когда после осмотра мы разбрелись по жилищу, то поближе посмотрели на утварь.

Троглодитское жильё

Примерили на себя образы: хозяйки подземелья

и троглодита-добытчика.

Троглодитское жильё

Хозяюшки вышли на свежий воздух, где им что-то стал втирать наш весёлый и разбитной гид.

Троглодиты Туниса -вполне цивилизованные люди, ходят в обычной национальной одежде, а не в набедренных повязках.

В жилище троглодитов, где мы побывали, в наличии то ли маленький зоопарк, то ли маленький скотный двор, в котором наряду с необходимым для любого уважающего себя бербера верблюдом

Троглодитское жильё

наличествовали петух, козы, кролики и даже морские свинки.

Есть здесь и экзотическая ящерица.

Троглодитское жильё

Главное занятие теперь для троглодитов и троглодиток, а также их детей — сидеть себе дома и услаждать взор туристов троглодитской экзотикой.

Ну, а мы отправляемся далее. Вперёд в пустыню Сахара.