Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Музей в мирском замке. Часть 2

Мир — Беларусь Январь 2020
6 25

Начало о музейной экспозиции мирского замка в первой части рассказа:

Музей в мирском замке. Часть 1

Третий этаж замка блестел всеми цветами, ослепительно сиял позолотой.

1
Музей в мирском замке. Часть 2

Сейчас в этом зале проходят бракосочетания.

1
Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Зеркало оригинальное.

В описаниях встречаются упоминания о французской живописи на стенах (на расписных фризах), кессонных потолках с резьбой, раскраской и позолотой, паркетных полах, богато украшенных каминах и печах, украшенных глазурованными изразцами (многоцветными, по четыре и более цветов на каждом) разной формы в зависимости от места установки.

1
Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Двери из ценных пород дерева вставлялись в красиво профилированные каменные обрамления.

Музей в мирском замке. Часть 2

Композицию интерьеров чудесно дополняли богатая мебель, произведения искусства и другие предметы внутреннего оформления.

Музей в мирском замке. Часть 2

Личные покои князя Радзивилла Сиротки были обиты чёрным моравским сукном, для которого чёрный цвет стал основным цветом в преданности идеалам контреформации и печали от смерти любимой жены.

Были в замке специальные покои-«скарбцы» для хранения ценностей.

Много внимания уделялось резьбе, особенно каменной.

2
Музей в мирском замке. Часть 2

Дубовые балки потолка покрывались искусной резьбой или раскрашивались красками, имитировавшими резьбу.

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Сохранились элементы старинных потолков.

Мы находися в сенях.

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Мужской костюм 17 века.

Музей в мирском замке. Часть 2

Музыкальные инструменты.

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Средневековый пир. «Столовая изба».

Музей в мирском замке. Часть 2

От итальянского ренессанса перенимается ритмичность размещения дверей и окон, одинаковое число этажей, пространство лестниц.

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Аксессуары одежды дам в 18–19 веке.

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Распродажи имущества Витгенштейнов вызвали небывалый ажиотаж среди русской аристократии.

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

В 1891 г. эти земли покупает наказной казачий атаман Войска Донского князь Николай Иванович Святополк-Мирский за значительную сумму в 414 тысяч рублей серебром: для этого он заложил почти всю свою недвижимость в Новгородской и Подольской губерниях.

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Возможно, князя привлекло созвучие названия местечка с его фамилией: хотя Святополк-Мирские считались дворянами Минской губернии, но к замку отношения они не имели, тем не менее именно Мир планировалось сделать родовым гнездом семьи.

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Мы находимся в кабинете князя.

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Гистиная.

Новый собственник замка не стал восстанавливать памятник: для своего проживания он с восточной стороны от замка построил новый дворец, сгоревший в 1914 году.

Дворец строился в формах неоклассицизма: каменный двухэтажный усадебный дом с официной, рядом находились сельскохозяйственные постройки, а между новым дворцом и замком — пейзажный парк английского типа. На месте заросших водоёмов в 1898 г. был выкопан новый пруд, для чего с этой стороны были срыты бастионные укрепления.

При этом росший на этом месте яблоневый сад безжалостно вырубили как раз в период цветения.

В парке построили родовую часовню-усыпальницу Святополк-Мирских.

Николай Иванович Святополк-Мирский умер тут же в своём имении Замирье в 1898 г. в возрасте 65 лет.

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Владения князя сначала перешли к его жене, княгине Клеопатре Михайловне, а после к сыну Михаилу.

В это время возрастает интерес к Мирскому замку как к памятнику древней культуры.

В 1915 г. в шестом томе «Древностей» вышла статья Иодовского про замок в Мире с большим количеством фотоснимков, рисунков и обмерных чертежей. Статья Иодковского сыграла важную роль не только в научном исследовании памятника архитектуры, но и в спасении памятника.

Михаил Николаевич Святополк-Мирский, служивший до этого в посольстве России в Лондоне, принял решение восстанавливать не сгоревший в 1914 году новый дворец, а старый замок.

Работы по восстановлению замка начались в 1922 г. и продолжались 16 лет.

За период 1922–1929 годов была полностью восстановлена юго-западная башня, кладка стен восточного корпуса дворца.

После экономической депрессии 1934—1939 гг. было восстановлено пять пролётов восточного крыла дворца и две башни: юго-восточная и часть северо-западной.

Из всех залов, спроектированных варшавским архитектором Буршем, получилось завершить только Слоновую.

В замок были проведены вода и электричество, работала канализация и телефон. Вообще, осуществление авторских замыслов было далёким от буквального.

Так, проломы в восточной стене по предложению студент-архитектора Стефана Пысевича застроили витой лестницей с балконом, получившей название «лестница Стефана».

На южной внешней замковой стене был устроен небольшой балкончик, ставший для князя любимым местом отдыха. Вместе с тем уцелевшие фрагменты и руины замка впервые рассматривались как культурная ценность.

Князь Михаил не имел семьи и наследников, в 1937 г. он усыновил племянника Александра, которому в 1938 г. и перешёл замок.

Александр, имея румынский паспорт, чтобы получить польское гражданство в том же году женился на польке, 22-летней графине Катажине Бнин-Бнинской.

С приходом на земли Беларуссии в сентябре 1939 г. они были арестованы, но благодаря дипломатическим связям избежали высылки.

Постройка дворцовых корпусов замка имела систематизированный характер.

Подвал и первый этаж использовались как склады.

Второй был предназначен для прислуги, третий — для хозяев.

Спускаемся в подвал.

Планировка подвала и нижних ярусов обоих крыльев дворца представляла собой ряд секций, размещённых периодично.

Приготовление еды осуществлялось в самом замке, где к южной (со стороны двора) и западной стенам пристроили кухню, пивоварню и пекарню.

Поваров было 40 человек и они все были мужчины

Музей в мирском замке. Часть 2

Женщины являлись подсобницами.

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Весовая.

Музей в мирском замке. Часть 2

В подвале имелся запас продуктов на три года.

1
Музей в мирском замке. Часть 2

Вот так трапезничали слуги.

Музей в мирском замке. Часть 2

Мы в винном подвале.

Бочки закрывались на специальный замок, ключи от которых находились у женщины (хозяйки).

Здесь изготавливали медовуху, закапывая бочки в землю.

Также изготавливали в подвалах и вино.

Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Водка производилась крепостью от 15 до 70 градусов.

С внешней стороны к южной стене была пристроена конюшня.

Считается, что архитектурные и конструктивные решения окон почерпнуты в Италии.

Окна представляли собой одну нитку одноцветного витража в металлической раме, вставленной в каменное оправление. Механическое их использование в климатических условиях Белоруссии создавало дополнительные проблемы утепления помещений, особенно в верхних покоях. Большие размеры окон вызывали значительные потери тепла, компенсировать которые пытались установкой большого количества больших печей.

В просторных парадных помещениях дополнительные печи нетипичной для того периода конструкции с размещением топки снизу устанавливали у внешних стен.

Во дворце была создана система удобных уборных (туалетов), размещённых на третьем и втором этажах. Нечистоты вымывались из них по устроенным в стенах вертикальным каналам и сбрасывались для фильтрования в подземную выгребную яму.

В связи с этим участки между северной и восточной стенами замка и соответствующими участками земляного вала для прогулок не использовались.

Во дворце был построен пешеходный мостик, проходивший со второго этажа северного крыла дворца на валовый ход.

Для освещения дворца использовали подвесные и настенные светильники, большие и малые подсвечники, которые устанавливали на пол и мебель.

Расстановка и развешивание светильников не были постоянными, для предотвращения краж они хранились в специальных помещениях и устанавливались или развешивались в случае необходимости.

Во время войны в замке размещалось еврейское гетто, куда гитлеровцы согнали около 1800 местных евреев.

Среди заключённых была создана группа сопротивления, и 9 августа 1942 г. был осуществлён побег более 250 евреев, а ещё через три дня люди, оставшиеся в гетто, были расстреляны гитлеровцами в лесу на месте Итальянского сада.





После войны здесь жили все кому не лень.

Жители топили камины книгами, паркетом и мебелью.

В 1949 г. в замке проживало более 100 человек.

Последний житель выселился из замка в 1962 году.

До 18:00 я не успел осмотреть только тюрьму.

У Мирского замка богатая кинематографическая история.

Первое появление Мирского замка в кинематографе состоялось в 1928 г. в немом фильме «Пан Тадеуш» (режиссёр Р. Ордынский, Польша).

Полная кинематографическая история Мирского замка выглядит следующим образом:

  • 1964 г. — военная драма «Через кладбище» (реж. В. Туров, СССР);
  • 1966 г. — военная драма «Восточный коридор» (реж. В. Виноградова, СССР);
  • 1970 г. — военный фильм «Пятёрка отважных» (реж. Л. Мартынюк, СССР);
  • 1973 г. — фильм-сказка «Горя бояться — счастья не видать» (реж. В. Туров, СССР);
  • 1977 г. — фильм «Три весёлые смены» (реж. Д. Михлеев, В. Поздняков, Ю. Оксанченко, СССР);
  • 1979 г. — военная драма «Пани Мария» (реж. Н. Трощенко, СССР);
  • 1994 г. — фильм «Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических рассказах» (реж. В. Туров, Белоруссия);
  • 2008 г. — сериал «Ермоловы» (реж. В. Краснопольский, В. Усков, С. Виноградов, Россия);
  • 2009 г. — военная драма «Снайпер» (реж. А. Ефремов, Россия/Белоруссия);
  • 2012 г. — фильм «1812. Уланская баллада» (реж. О. Фесенко, Россия).
  • 2016 г. — мини-сериал «Любовь вне конкурса» (реж. И. Хотиненко, Россия).

Вокруг Мирского замка распространено несколько легенд, служащих для привлечения туристов:

  • Подземный ход. Существует расхожее мнение, что Мирский и Несвежский замок соединяет тоннель длиной свыше 30 км, по которому некогда мог свободно проехать запряжённой тройкой экипаж.
Музей в мирском замке. Часть 2
Музей в мирском замке. Часть 2

Когда российские войска в 1812 году захватили Несвиж, преданные радзивиловские слуги успели спрятать несвижские сокровища в подземный тоннель и взорвать вход. Эти сокровища до сегодняшнего дня не найдены, а среди них, как считается, находятся золотые фигуры двенадцати апостолов. Но исследования и даже облёт на вертолёте предполагаемой линии, соединяющей замки, не дали положительного результата.

Музей в мирском замке. Часть 2
  • Легенда о призраке Белой Девы, Софье Святополк-Мирской, которую местные жители ласково называют Сонечкой. Считается, что она не так охотно показывается людям, как её «коллега» из Несвижа — знаменитая Чёрная Дама, но музейные работники говорят, что Софья часто уходит по подземному ходу до своей подруги в Несвиж.
  • Легенда о саде. В конце XIX века на месте Мирского озера был яблоневый сад. Князь Николай Святополк-Мирский распорядился его вырубить и на этом месте выкопать озеро. Время было весеннее, все яблони стояли в цвету. Жители Мира отказались рубить деревья. По народному поверью, рубить цветущее дерево — большой грех, люди, которые губят молодую жизнь, будут прокляты, а их род будут преследовать несчастья. Но князь не хотел отказываться от своей задумки и терять время и собственноручно срубил несколько цветущих яблонь, после чего ему ночью во сне явилась незнакомка и прокляла его род. По другой версии к князю пришла мать одного из лесорубов, погибшего во время вырубки сада, и прокляла эти места, сказав, что с этого времени каждый год в пруду будет тонуть по одному человеку за каждое вырубленное дерево. Причём, сколько именно деревьев срубили не известно, и тонут в пруду только мужчины. Так или иначе, но до нашего времени в пруду каждый год тонул человек… А сам князь Михаил был найден на его берегу мёртвым в 1898 г. А по желанию его жены на поляне между дворцом и замком в знак траура были высажены сосны.
  • Фото из интернета. (Баранья голова).
    • Легенда о бараньей голове. На южной стороне Мирского замка отчётливо выделяется небольшой камень, напоминающий голову барана. Считается, что под влиянием язычества строители замуровали в южную стену символическую «голову барана». Она могла быть как магическим знаком и предостережением врагам, так и напоминанием об Агнце Божьем. Согласно с древней легендой, пока существует этот «баран», будет стоять и Мирский замок. Среди многочисленных преданий христианского происхождения есть легенда о принятии Богом жертвы Авеля, с покорной молитвой отдавшего своего любимого ягнёнка. Есть также объяснение, что подобное изображение в стене — это «стафия», или «стихия», и означает привидение, тень живого существа, охраняющего дом и стерегущего клады.
    • Одна из легенд замка рассказывает, что соперник Юрия Ильинича Литовор Хребтович, после многолетней тяжбы, не дождавшись в суде правды, проклял Ильиничей. Проклятие пало на детей и внуков всего рода. После смерти Юрия замок остался недостроенным. Одного из четырёх сыновей — Ивана отец лишил наследства за то, что «имел от него значительные неприятности». Злой рок преследовал и другого сына, Николая, умершего сразу после смерти отца. Свои права на наследство начинает доказывать Иван. В борьбу братьев вмешался великий князь Сигизмунд Старый, своей грамотой от 1527 г. оставивший замок за третьим сыном Станиславом, в 1531 г. умершем в молодых годах. Согласно с другой легендой он был отравлен женой своего слуги. Жена слуги, красавица Кася, была обманута паничем и насильно была выдана замуж за слугу. Её новорождённое дитя убили. Поэтому, гордая мирянка отомстила обидчику и отравила его, но и сама умерла страшной смертью. Суд приговорил её к сожжению. Приговор исполнил младший сын Юрия Феликс по прозвищу Щенсны. По его приказу красавицу сожгли в юго-западной башне и там же замуровали её кости. В лунные ночи душа несчастной блуждает по замку в поисках ребёнка. Сын Иван также умирает бездетным, и последний сын Щенсного Юрий также прожил короткую жизнь. На этом род Ильиничей обрывается.
    • Легенда о воинах. Во время реставрации замка, проводившейся при Михаиле Святополк-Мирском, при вскрытии полов были обнаружены два скелета, захороненные позже по приказу хозяина на православном кладбище. По легенде, в новогоднюю полночь можно услышать лязг мечей, а затем продолжительный стон..
    • По другой легенде, во время постройки замка во время рытья котлована были найдены кости мамонта. Но не знали кому они принадлежат, и решили, что это кости великана и навесили их на цеп ворот въездной башни. Народная фантазия превратила настоящие кости живого существа в легендарных великанов-строителей Мирского замка.
    • Существует легенда, согласно с которой Юрий Ильинич отождествлял башни со своей семьёй. Главная башня означала его самого: большого и сильного, гостеприимно открывающего ворота для друзей и приятелей. Размещённые по углам четыре меньшие башни — это его сыновья: Николай, Ян, Станислав и Щенсны. однако Ян в последние годы отцовской жизни отдался кутежам, поэтому возведение его башни остановилось. И, действительно, возведение северо-западной башни завершилось только при Радзивилле Сиротке.
    • Другая легенда связана с событиями Отечественной войны 1812 г., когда был оставлен автограф на стене около окна во дворцовой столовой. Считают, что он мог принадлежать французскому маршалу Даву. Автограф с датой 1812 был найден во время реставрации и взят в рамку.
    • Во время реставрации дворца на одном из каминов была найдена выбитая на граните надпись: «Здесь моя Италия. Здесь моё солнце». Считается, что надпись могла принадлежать управляющему князя Михаила Николаевича Святополк-Мирского Франклину, итальянцу по происхождению. Не известно, при каких обстоятельствах была сделана надпись, сам же Франклин недолго служил князю и умер, не выдержав местного климата.

    В подготовке материала использованы сведения из Википедии

    Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

    Полезные ссылки:

    ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

    ✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

    ✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

    ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

    ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

    Бронирование отелей
    в Мире
    ДАТА ЗАЕЗДА
    Изменить дату
    ДАТА ОТЪЕЗДА
    Изменить дату
    Кол-во человек
    +
    2
    Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
    Комментарии