Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 23 марта 17:36
Без секрета всему свету

Петропавловск-Камчатский — Россия Декабрь 2019

Не сезон… Это не может не радовать: самолет из Москвы в Петропавловск-Камчатский был заполнен лишь наполовину. Я быстро подсуетилась и до взлета успела пересесть — заняла ряд свободных кресел. Поспать, правда, во время ночного перелета не получилось. Но ведь вы сами знаете — лучше плохо лежать, чем хорошо сидеть.

Как только в декабре в прессе стала появляться информация о том, что «в кратере вулкана Авачинская сопка начались активные парогазовые выбросы, которые могут свидетельствовать о его готовности к извержению», я поняла — командировку на Камчатку больше нельзя откладывать! А вдруг мне повезет вовремя приехать? Как раз к извержению?

И вот, наконец, собралась.

Самолет движется на восток, навстречу солнцу. Из-за опущенных шторок иллюминаторов восход я, конечно, пропустила. Но очнулась от околокоматозного состояния как-то внезапно, будто что-то меня торкнуло. И сразу же к окошку. Не опоздала! Самолет пролетал последние километры над материком:

Дальше Охотское море:

И, наконец, Камчатка! Вот ее вулканы, пронзившие своими вершинами облака:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Камчатка потрясает вот так сразу, издалека, с высоты, когда ты еще не сделал ни одного шага по ее земле. А лишь ступив на трап самолета в аэропорту Елизово, сразу понимаешь — ты попал в другой мир:

Строго в ряд выстроились пять вулканов — Козельский, Авачинский, Корякский, Ааг и Арик. Камчадалы любовно называют их «домашними». В какой бы части города ты не находился — они видны отовсюду!

Вид из моего гостиничного номера:

Вид от офиса банка:

Во время моего пребывания в Петропавловск-Камчатском никакого извержения Авачинского вулкана, конечно, не произошло. Но, может быть, это к лучшему. Местные рассказывали, что во время извержения в 1991 году было не совсем весело, город засыпало пеплом.

Справочно:

«С 40-х годов XVIII века задокументировано более 15 извержений. Самыми бурными и напряженными по стадиям своего развития считаются извержения 1737 г., 1779 г., 1827 г., 1855 г., 1894–195 г., 1926 г. и 1945 годов. Их отличительной особенностью является мощный взрыв. В периоды таких извержений на вулкане возможны выбросы огромного объема раскаленного материала как на близлежащие склоны и равнины, так и на более отдаленную территорию. Результатом таких природных явлений, как правило, являются пеплопады, грязевые и водные потоки, иногда принимающие катастрофический характер. Примером последствий служат извержения 1827 г. и 1926 г., которые поспособствовали сходу мощных грязевых потоков, доходивших до побережья океана и реки. Отдельно отмечается последнее извержение Авачинского в 1991 году, длившееся порядка двух недель. Сами выбросы были небольшими, лишь малый объем материала поступил за пределы кратера, однако развитие стадий отмечалось всеми основными видами опасных вулканических процессов: пеплопад, лавовый поток, раскаленная лавина, грязевой поток и загрязнение атмосферы.»

«В 1827 году произошло одно из самых взрывных извержений. В результате выброса высота сопки уменьшилась на 1 км. Стоял неимоверный грохот, по небу пролетали тучи из песка и пепла, а в воздухе стоял жуткий запах серы. Раскаленная река с легкостью растопила мощный ледник и устремилась вместе с песком, грязью и пеплом прямо к океану. Сегодня следы катастрофы этого извержения называют Сухой речкой».

Когда прилетаешь на восток, самое главное для хорошего самочувствия — дожить до ближайшего вчера по местному времени. Мудрые люди не советуют дневной сон, хотя очень хочется прикорнуть. Надо дотерпеть до вчера.

Встретивший меня Саша спать не позволил, а посадил в свою машину и повез по городу на экскурсию:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Со смотровой площадки видна Авачинская бухта:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

В бухте на рейде большие корабли. Один из них, скорее всего, «Кайрос». Бывшее название корабля — «Золотой мост»:

А это — катер спасательной службы:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

А вот это совершенно удивительное место прямо в пределах городской черты — лежбище сивучей:

Их совершенно не смущает ни торчащая ржавая арматура, ни развалины бетонных плит, ни близость шумного города, ни зрители. А их тут всегда много. Еще бы! Чтобы увидеть животных в естественной среде их обитания, не нужно ехать на другую сторону Земли или Луны! Надо всего лишь пройти мимо руин заброшенного рыбозавода!

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Читала, что в мире есть всего три места, где лежбища сивучей находятся неподалеку от человеческого жилья — в Невельске на Сахалине, в Петропавловске-Камчатском на Камчатке и в Сиэтле в США.

…Так, в разъездах, в знакомстве с городом стемнел день. Я почти благополучно дожила до вечера, добралась до гостиничного номера. Теперь можно и на боковую.

…Утром звонит Саша.

— Галина, доброе утро! Сегодня мороз такой, что у меня не завелась машина. Будем по городу ездить на такси и общественным транспортом.

Ну и отлично — мороз, солнце и снег! Все, как я люблю!

Мы прибыли к причалу, где стояли суда «Океанрыбфлота» — их будем сегодня осматривать. Кстати сказать, продукцию, выпускаемую прямо в районе промысла на траулерах «Океанрыбфлота», я давно уже оценила — замороженные брикеты филе минтая, пожалуй, то немногое, что до Москвы доезжает в первоначальном состоянии, и после разморозки на разделочной дощечке кусочки рыбы именно лежат, а не плавают в воде.

Но что это? В городе сияло яркое зимнее солнце, а здесь в прибрежной зоне оно едва видится белесом пятном в плотном клубящемся тумане. Из тумана таинственно выступают фрагменты кораблей, мачт, снующих по причалу машин. Кабина мостового крана едва угадывается где-то там, наверху:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Мне пояснили — это «парение моря». В зимнее время над незамерзающими морями или над свободной ото льда частью моря иногда образуются так называемые «туманы испарения». Они возникают в тех случаях, когда на относительно теплую поверхность моря вторгается холодный воздух. Пар, поступая при испарении в холодную воздушную среду, конденсируется и образует туман. Как только мороз ослабевает — парение прекращается. Так оно и произошло — через пару часов, когда я закончила лазать по палубам и трюмам кораблей, на причале царил солнечный день!

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

На всех кораблях я наблюдаю организованную суматоху — через несколько дней они уйдут в море на полгода, до мая. А пока проверяются механизмы, под строгим контролем «береговой охраны» заготавливается провиант:

…Зимой темнеет рано. Мы с Сашей едва успели завершить намеченные на сегодня осмотры. Набегавшись на морозе, у меня был единственное желание — завалиться в гостиницу поспать. Но уснуть не успела.

— Галина, Вы не спите? — в трубке я слышу Сашин голос. — Моя машина так и не заводится. Хотел Вас в город отвезти, там сейчас красиво, света много, огоньков нарядных. Но не получается.

— Саша, не волнуйся! Я сама выберусь в город. Спасибо тебе за заботу! — отвечаю я и понимаю, что к вечеру совсем распалась на атомы и молекулы. За пару дней трудно перевести свой организм на работу в совершенно другом часовой поясе. Но Сашин звонок меня встряхнул, всколыхнул, взбодрил. И я поняла — нечего тут рассиживаться в гостинице. Дома высплюсь! Тепло оделась, взвалила за плечи фоторюкзак и вышла из номера.

Целью была сопка Никольская. «Сопка любви» — так ее называют горожане. Вот она со смотровой площадки — ее гребень в нижней левой части кадра:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Авачинская бухта, окруженная со всех сторон горами,

Спасает от штормов, укрыв от волн и ветра корабли.
И есть у берегов её одна возвышенность земная,

Красивым именем назвали — Сопкою любви.

На этой сопке руки женские мелькают,

Когда встречают- провожают корабли,
И волны искренней любви пронзают землю.

И эти чувства аномально собираются в магнит.

И говорят, что если с девушкой прийти на эту сопку,

А у неё ещё есть колебания взаимности внутри,
То волны чувств, что закрепились в недрах,

Усилят многократно эти зачатки будущей любви.

(Владимир Декар)

Выйдя из автобуса на театральной площади, я без труда нашла проход к началу дорожки, ведущей на вершину Никольской сопки — мимо «свечки» Делового центра, мимо памятника воинам Советской Армии — освободителям Курильских островов в 1945 году:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Именно на берегах бухточки, расположенной в окружении Никольской сопки и соседней Петровской, размещалась база Второй камчатской экспедиции и был основан Петропавловск (будущий Петропавловск-Камчатский).

Я пошла вверх по дорожке, ведущей к вершине Никольской сопки:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Повсюду размещены барельефы, посвященные Первой и Второй камчатской экспедиции, обороне Петропавловского порта в 1854 году, русским кругосветным экспедициям 19 века:

Справочно:

Первая Камчатская экспедиция (1725–1730)

Стартовала 24 января 1725 года по приказу Петра I. Была поставлена задача: «плыть вдоль земли, которая идет на норд, искать, где оная сошлась с Америкой…». Эту задачу Петр I доверил Витусу Берингу. Главным помощником командора был назначен русский офицер Алексей Чириков.

Итоги Первой Камчатской экспедиции:

Нанесены на карту 3500 км побережья и завершено открытие северо-восточного побережья Азии:

— доказано, что Азия не соединяется с Америкой,

— установлены географические «габариты» Камчатки, координаты ее южной оконечности.

Вторая Камчатская экспедиция (1733–1741)

Задачи Экспедиции:

— исследование севера России от Печоры до Чукотки

— составление географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания севера России.

Подразумевалось проводить исследование несколькими отрядами, каждый из которых, фактически, представлял отдельную экспедицию.

Итоги Второй Камчатской экспедиции:

— произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана,

— открыт американский берег,

— подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой,

— открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова,

— доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой,

— обследованы побережья Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

Перемещаясь от одного стенда к другому, я добралась до «Вулканов»:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Сквозь голые ветви каменных берез, многим из которых больше 300 лет, видна прибрежная улица города:

Отсюда дорожки расходятся в разные стороны. Можно пойти круто вверх на вершину сопки, можно попытаться спуститься круто вниз к берегу Авачинской бухты. Но, к сожалению, бОльшая часть дорожек, вымощенных тротуарной плиткой, покрыта ледяной коркой. Ни вверх, ни вниз нельзя двигаться без риска для жизни. Остался единственный путь — продолжить движение вперед и вниз по широким деревянным ступеням. Они-то и привели меня к открытой площадке, откуда прекрасно видна вся акватория Авачинской бухты.

На рейде я вижу несколько кораблей, освещенных, словно новогодняя елка. Только вот как их снять без штатива-то? Чтобы избежать «шевеленки», на что только я ни мостила свою камеру — на урны, на перилки и оградки:

А это суда «Океанрыбфлота»:

Разглядывая, что запечатлела моя камера, я поняла, что мороз крепчает — я опять вижу «парение моря», размывающее четкие контуры кораблей:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Пока я металась по площадке в поисках подходящего предмета, способного заменить штатив, натолкнулась на лестницу, ведущую к узкой полоске каменистого пляжа. И мигом скатилась по ней на берег. Отсюда отлично просматривался причал, где стояли корабли «Океанрыбфлота». Но тут, на берегу, нет ни единого фонаря, полная темень. Единственное, что могло меня спасти — это льдины разных форм и размеров, лежащие среди камней. Вот бы какую-нибудь из них приспособить для съемок! В поисках подходящей, на которую можно было бы водрузить камеру, терялось драгоценное время — прямо на моих глазах туман надвигался на город, окутывал его:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Несколько минут — и все краски и огоньки померкли, задавленные серой пеленой:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Я отправилась обратно по той же дорожке, по которой шла чуть больше часа назад, но почти не узнавала ее — она накрылась тайной, а свет ее фонарей купался в тумане:

В клубах густого тумана прятались дома, памятники:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

На центральной площади, где были установлены елка и праздничная иллюминация, еще бродил редкий народ:

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Обойдя площадь по кругу, я поняла, что хватит на сегодня, пора «домой» собираться. И только теперь, когда зачехлила камеру, почувствовала, что устала и подмерзла. Но где автобусная остановка? Да и где автобусы, днем бесконечно сновавшие туда-сюда? Глянула на часы — полночь! «В Петропавловске-Камчатском полночь»!

Камчатские каникулы. Часть 2. В Петропавловске-Камчатском полночь. И туманы

Какие автобусы в это время? Пришлось голосовать перед редкими машинами. Но не сильно кто-то спешил на помощь. И когда отчаяние почти навалилось на меня, тормознул молодой парнишка на старенькой машине.

— Почему так поздно домой возвращаетесь? — спросил он меня в перерыве между песнями про неразделенную любовь, громыхающими на полную мощь.

— Загулялась. Красиво у вас! — тоже пытаюсь вклиниться в паузу между куплетами «Малинового заката».

По пустынным улицам полночного города мы быстро домчались до гостиницы.

Денег парнишка не взял. Ни копейки.

Другие мои рассказы про камчатские каникулы:

Камчатские каникулы. Часть 1. Катится, катится голубой «Урал» или Вилючинская Царь-сосулька