Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 18:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Несвиж — Беларусь Январь 2020

2 января 2020 года. Минск.

Утром после осмотра Свято-Елисаветинского женского монастыря в 11:00 отправляемся в центр города на автобус в Несвиж. Доехали до ж-д вокзала с пересадкой. Я вычитал в интернете что маршрутка на Несвиж отходит от костела с площади Независимости. Мы зашли на ж-д вокзал поменять деньги и узнать вдруг быстрее уедем на электричке. Однако, оказалось что электричка будет после 14:00 и она идет дольше маршрутки.

А нам после Несвижского замка ещё нужно как-то добраться до Бреста, заселиться и заночевать там. Тут на ж-д вокзале нас какой-то местный «умник» сбил с толку, сказав что маршрутка на Несвиж отходит откуда — то от автовокзала. Мы повелись и отправились туда. По пути я спрашивал у всех встречных-поперечных о месте отхода маршрутки. Но встеречные были или туристы, которые ничего не знают, либо местные которые тоже понятия не имеют. Тупые кассирши на автовокзале ничего не пояснили. Водители автобусов тоже не в курсе.

Наконец, один из водителей позвонил своему коллеге и мы выяснили что маршрутка отходит всё-таки от костела на площади Незалежности. Он узнал по какому телефону бронируют места в данной маршрутке и мы забронировали эти места.

Оказывается в Беларуси можно и нужно бронировать места (даже без предоплаты) в маршрутках дальнего следования. Это потому, что мест на праздники не хватает и дождавшись маршрутки не сядешь в неё потому что места заняты. Мы тащимся обратно к ж-д вокзалу, а потом к площади Независимости. Так что верьте отзывам в интернете. Не спрашивайте местных, только время потеряете.

Затем кружим вокруг костела и никак не можем понять где отходит маршрутка. И всё это с чемоданами! Никто из прохожих ничего не знает. Наконец, на одной из остановок возле костела наткнулись на женщину которая также едет в Несвиж. А тут как раз и маршрутка наша подошла в 13:20.Так мы потеряли часа полтора без толку пока метались по Минску.

Но нет худа без добра. Мы планировали в один день успеть посмотреть и несвижский и мирский замки. Но это было бы галопом и мы толком не посмотрели бы ни один из них. А так пока бегали, то времени осталось только на один замок в Несвиже. А мирский я посмотрел через 3 дня не торопясь на обратном пути из Бреста в Минск. Водитель выкрикивает фамилии забронировавших места. А без брони просто не сажает! Чудная Белоруссия! За те полтора часа пока мы ехали в Несвиж, я беседовал с женщиной о жизни в Беларуси.

Женщина пенсионерка сказала только что получает пенсию 200 долларов. Она работала на заводе инженером по технике безопасности. Она ушла от ответа даже когда я у неё спросил подоражали ли продукты в РБ после Крымнашего. Хотя и сам ответ знаю. А знаете почему она не ответила?

Потому что у людей более старшего поколения страх в подсознании выработался за 25 лет правления Батьки. С этим страхом они и умрут. Вот типичный пример Культа Личности. Сейчас Батька прессинг ослабил и белорусы уже в интеренете не бояться его ругать, проклинать. Особенно непуганная молодежь. А ещё несколько лет назад специально обученные люди ходили по улицам городов в РБ, выводили людей на откровенность и записывали. Камеры-диктофоны записывали на остановках транспорта. Люди ругали власть, а потом у них были проблемы.

Кроме того стучали на работе коллеги. Вот так же и моя попутчица попала 5 лет назад. Болтанула что-то лишнее и у неё начались проблемы. Даже на работу приходили и спрашивали у коллег какие она ведёт разговоры! Вот так должно быть искали 80 лет назад врагов народа! Казалось бы чего этой женщине теперь бояться? Уж не лишат же её пенсии, в самом деле!

Тем не менее страх теперь её будет преследовать до конца дней. Но мы овлеклись. Первое упоминание о городе ранее связывали с именем Юрия Несвижского (в некоторых источниках Несвицкого), который со своей дружиной принимал участие в битве при Калке 31 мая 1223 года. В результате сражения он погиб, а созвучие имени князя с названием города стало причиной его идентификации как удельного князя города Несвижа.

Археологические раскопки, проведенные в Несвиже в конце XX века, свидетельствуют об истории города, начавшейся не ранее XV столетия. Версия об удельном княжестве так и не нашла своего подтверждения — не найдено никаких доказательств существования здесь оборонительных сооружений. Стоявший здесь двор был всего лишь центром небольшой волости.

Таким образом, город помолодел практически на два столетия — первое письменное упоминание о нём теперь относят к 1446 году. Несвиж появляется в летописях в связи с передачей местечка от великого князя казимира Ягеллончика Николаю-Ивану Немировичу.

В 1492 году великий князь Александр передал город богатейшему литовскому магнату Петру Кишке. Таким образом, Несвиж перешёл во владение к известному роду Кишек, одна из представительниц которого, Анна, в 1513 г. вышла замуж за Яна Радзивилла по прозвищу Бородатый, который получил город во владение как приданое невесты.

В 1533 году Несвиж окончательно переходит к Радзивиллам.

В 1547 году сын Яна Радзивилла Николай Черный добился присвоения титула «князя Священной Римской империи» для своего рода, а город сделал своей резиденцией, значение которой возрастает в 1586 году после придания ей юридического статуса неделимого наследственного владения (ординации), передающейся по праву наследования только старшему сыну в семье.

Несвижская ординация оставалась в руках Радзивиллов до 1939 г.!Бурный расцвет города начался в XVI в. и связан в основном с именем первого ордината Николя Радзивилла Сиротки — сына Николая Черного.

Получив в наследство от родителя деревянный Несвиж, он проводит огромную работу по его реформированию — постройки заменяются каменными строениями, хаотичность средневекового города реформируется в регулярную квартальную систему, сохранившуюся до настоящего времени.

Не остаётся в стороне от реформ и жизнь горожан.

Вернувшись из путешествия по Средиземноморью и странам Ближнего Востока, Сиротка пропитывается духом перемен и переустройства родового гнезда. Воплощая свои идеи в жизнь, на первом этапе он освобождает мещан от многих феодальных повинностей, ослабляет налоговое бремя и превращает город в типично европейский, привлекая в него торговцев и ремесленников.

Город быстро развивается — в нём открывается школа, строятся баня, парикмахерская и госпиталь. Начинают действовать ткацкий и портняжный, слесарный и скорняжный цеха. Чуть позже, уже в XVIII веке, налаживается мануфактурное производство и мастерская художественного литья.

Город Несвиж и древний замок

В 1583 году начинается строительство Несвижского замка. В XVI—XVII вв. работает арианская школа, где изучаются древние языки, богословие и естественные науки. В 1562 году в городе открывается Несвижская типография, в которой издаются первые на территории Белоруссии книги на бел. языке.

Несвиж также является родоначальником театрального искусства Белоруссии — первый стационарный театр «Комедихауз» открыт именно здесь. Поначалу являясь любительским, театр постепенно переходит в профессиональное русло, превращаясь в придворный, дает представления и за пределами города.

В августе 1584 г. Николай Христофор «Сиротка» оформил отношения с приглашенными иезуитами в виде дарственного листа, по которому иезуитам пожертвовали Липск с 6-ю деревнями.

Таким образом в Несвиже возник иезуитский коллегиум. С 1610 г. при нём с действовала музыкальная бурса, а с 1620 г. — конвикт (интернат) для детей обедневшей шляхты. С конца XVII в. при коллегиуме действовал театр. Библиотека коллегиума насчитывала около 15 тысяч томов.

В 1773 г., в связи с упразднением ордена иезуитов, коллегиум был закрыт и отдан под казармы, а костёл коллегиума был переведён в разряд парафиальных.

Город Несвиж и древний замок

Между тем маршрутка прибыла в город к ратуше Несвижа в 15:00.

Ядром города сейчас, как и в прошлые века, является Рыночная площадь (ныне Центральная), в центре которой стоит ратуша с высокой шестиярусной башней, символизирующей, по всеобщему мнению, магдебургское право, дарованное городу в 1586 году.

В ратуше ранее располагался кабинет бургомистра, магистрат, канцелярия, зал суда, казна и архив, к ней сходились основные городские улицы.

Начиная с XVII века ратуша постепенно «обрастает» торговыми рядами, впоследствии образовавшими замкнутый П-образный контур.

За короткий исторический срок (1584—1616 гг.) при участии белорусских и итальянских мастеров с учётом последних достижений фортификационного искусства были построены город и замок, а само поселение, расположенное поодаль от него, было опоясано рвом и валом.

У въездов в город были построены каменные ворота с башнями — брамы Замковая, Слуцкая, Клецкая и др.

Важным элементом укреплений стали поднятые плотинами воды реки Уша.

Монументальная каменная застройка конца XVI—XVII вв. представлена замком, брамами, костелами, монастырями бернардинцев (1598 г.), бернардинок (1591 г.), доминиканцев (1672 г.);

Город Несвиж и древний замок

иезуитским костёлом (1593 г.).

В это время в городе уже имелась аустерия. В начале XVIII века город становится жертвой Северной войны — в 1706 году он полностью разграблен шведскими войсками.1764 и 1768 гг. Несвиж вновь оккупируется российскими войсками в результате противостояния Екатерины Второй и Пане Коханку. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. владельческое местечко входит в состав Рос. Империи. С 1795 г. становится окружным городом Минского наместничества, но с условием:

… а между тем, приложить старание помянутые местечки приобрести в казну Нашу покупкою или променом, или иными благопристойными для казны выгодными сделками; к чему в рассуждении Несвижа и Слуцка, представляется пособие в имеющемся на влальцев их Князь Радзивил долг казне Нашей, о котором Генерал-Прокурор известит вас обстоятельно; в случае же неудобности в том, изыскать из казенных селений другия, к превращению в уездные города способные, и тогда права городския, как выше в первом отделении сказано, присвоить помянутым городам из местечек, от владельцев приобретаемых, им из казенных селений в таковое новое звание превращаемых.

Город Несвиж и древний замок

В 1896 года население — 10 237 жителей, из них 5692 — евреи, 2890 — правосславные, 1545 — католики, 32 протестанта. В городе действовала синагога и семь еврейских молитвенных домов, два католических прихода, православная церковь.С 1921 г. Несвиж входит в состав Польского государства, в 1939 г. — в состав БССР.

Город Несвиж и древний замок

Архитектурный ансамбль площади претерпел значительные изменения в середине XX века во время её перестройки под современные нужды.

Но пора бы и пообедать.

Город Несвиж и древний замок

Заходим в первое попавшееся кафе где заказываем что-то истинно белорусское. Однако, оказывается что у них на кухне закончилась…картошка! Белорусская кухня без бульбы? Это издевательство! Хлопаем дверью и уходим!

Сегодня рабочий день, но найти окрытое кафе в Беларуси на новогодние нелегко! Делать нечего, отправляемся в сторону замка.

Город Несвиж и древний замок

Памятник Симону Будному в Несвиже установлен в 1982 году в сквере на улице Мицкевича рядом с костёлом Божьего тела и зданием плебании. Симон Будный, которому посвящён памятник, являлся видным гуманистом, публицистом, философом, просветителем, активным участником реформационного движения в Великом княжестве Литовском.С Несвижем связана издательская деятельность Будного. Здесь он в начале 1560-х годов вместе с Кавечинским и Кришковским основал типографию. В ней в 1562 году Симон Будный издал первую на территории Беларуси книгу — «Катехизис» на старобелорусском языке, написанный в форме вопросов и ответов.В Несвиже Будный также издал книгу «Про оправдание грешного человека перед Богом» и ряд других своих произведений.В поднятой книга с солнцем — символ знаний и света.

Костёл Тела Господня в Несвиже — архитектурный памятник маньеризма (по другим оценкам, раннего барокко), первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

Город Несвиж и древний замок

В белорусской и польской литературе несвижский костёл часто называют первым барочным храмом за пределами Рима, однако современные историки архитектуры предпочитают не применять термин «барокко» к зданиям переходного периода, построенным до 1603 года, когда Карло Мадерна завершил фасад церкви Санта-Сусанна, обладающий всеми признаками нового стиля.

19 августа 1584 года Николая Христофор Радзивилл «Сиротка» подписывает акт размещения в Несвиже коллегии иезуитов. Сам костёл построен итальянским архитектором Бернардони в 1584—1593 гг. в комплексе с иезуитской коллегией, просуществовавшей до 1826 г. Прототипом костёла является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 году. Строительство костёла Бернардони не завершил. Он скончался в Кракове в 1605 году. Поэтому купол костёла достраивал один из его учеников — Джузеппе Бризио. Ансамбль росписей Фарного костела является примером значительного использования композиционных схем Рубенса и занимает особое место в истории монументальной живописи XVIII века.

Город Несвиж и древний замок

1 ноября 1593 года в костёле прошла первая служба. Консекрация (епископское освящение) храма была проведена 7 октября 1601 г. папским нунцием Клаудио Ронгони.

Вход на территорию парка начинается у древних ворот, украшенных гербом рода Радзивилов «Трубы».На нём изображены: знак власти — орёл, на груди которого размещается щит с тремя охотничьими рожками и монограмма Антония Вильгельма Радзивилла. Здесь у ворот у входа на мост к парку Несвижского замка мы, наконец, обнаружили работающее кафе, в котором есть не только свободные места, но и местная национальная кухня (из бульбы!).

Город Несвиж и древний замок

Драники из картофеля и колбаски были бесподобны! Наш ребенок капризен в еде и из разносолов признаёт только картошку с огурцами. Они есть и он тут тоже «оторвался».

Город Несвиж и древний замок

На стенах кафе портреты известных господ из рода Радзивиллов, о которых я писал выше.

А это тот самый Пане Кохану, который посмел конфликтовать с Екатериной Великой и из-за которого императрица повелела оккупировать Несвиж.

Кафе названо в честь этого мятежного Радзивилла.

Город Несвиж и древний замок

Прямо рядом с кафе находится касса где продают билеты за 17 руб. (8,5 $) на посещение замка. Внутри замка и музейные экспозиции. И хотя гид нам не достался, но билеты мы купили. Гид стоит дополнительных 28 бел. рублей (15 $) на всю группу. Кстати, большинство «новогодних» туристов приезжали в замок уже со своим гидом и одиночек как мы были тут единицы. Проходим ворота с гербом, и…

за воротами открывается вид на Замковую аллею — дамбу длиной 450 м, окаймлённую посадками вековых деревьев.

Город Несвиж и древний замок

Грунтовая дамба появилась в 1870—1875 гг. До этого времени замок соединялся с городом длинным разборным мостом. Мост имел оборонительное значение, но потеряв эту функцию, был заменён дамбой.

Сама аллея является уже частью парка Антония, названного так в честь Антония Вильгельма Радзивилла.

Озеленение парковой территории началось в начале XIX в. На плане Несвижа1810 г. видно, что дорога, проходившая по внешней бровке рва в трёх местах обсажена деревьями с двух сторон, в четвёртом (северо-восточном) — с одной.

Как отмечал В. Сырокомля, в 1830-х годах на откосах рва росли дикие кустарники и изредка развесистые груши, а в центре парадного двора находилась группа берёз и осин.

На гравюре Г. Гуминского, сделанной позднее, видно, что деревья в центре парка были заменены цветочной клумбой диаметром 15–16 м, а около подъезда к первому крылу посажены декоративные кусты.

Город Несвиж и древний замок

Теперь парк Антония включает подъездную дамбу и территорию, непосредственно примыкающую к замку.

Город Несвиж и древний замок

Характер пейзажа практически не меняется к мосту, переброшенному через ров к башенным воротам замка. В парке в 1961 г. был разбит скверик и установлена скульптура «Спутник» в честь первого искусственного спутника Земли. Тут растёт единственный в Несвиже экземпляр гледичии трёхколючковой. Озеленение призамковой территории выполнялось на трёх уровнях: по бровке рва, по гребню вала и во внутризамковых двориках.

Памятник погибшим при освобождении замка и города летом 1944 г.

Город Несвиж и древний замок

Главный корпус азмещён на одной оси с въездными воротами и является центром дворцовой композиции, главный корпус, вход в который сделан в виде выносного тамбура на ширину ризалита. Над тамбуром — широкая терраса с металлической оградой. Два боковых прямоугольных корпуса размещены под углом к главному, с которым соединены трёхэтажными угловыми вставками. В торцовой части правого корпуса возвышается двухъярусная шестигранная башня со шлемоподобным куполом с ротондой

Средневековый феодальный замок после нескольких перестроек превратился в дворцово-парковый ансамбль с большим открытым двором, окружённым монументальными постройками.

Город Несвиж и древний замок

В нём переплелись множество архитектурных стилей, что свидетельствует об использовании художественных достижений разных исторических эпох.

Украшенный стройными башнями и башенками, комплекс приобрёл романтическую привлекательность, а вода в прудах и яркая зелень ландшафтного замка завершили формирование дворцово-замкового комплекса, одного из лучших в Восточной Европе.Архитектурный ансамбль Несвижского замка в настоящее время представляет собой историко-культурный музей-заповедник.

С 2005 года вместе с расположенным в стороне Фарным Костёлом внесён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.О том что мы увидели внутри замка читайте в следующем альбоме. Вошли мы в замок в 16:35, а в 17:25 уже вышли наружу. Без гида часа на осмотр за глаза

Город Несвиж и древний замок

Когда вышли из замка, то уже стемнело. До вокзала дошли к 18:00.И тут засада. Оказывается вечером из Несвижа в Городею единственный автобус уходит в 19:00 и идет он не 20 минут как написано в отзывах в интернете, а все 25–30 минут. Так сказала кассир на автовокзале. Таким образом мы рисковали опоздать на скоростную электричку в Брест, что останавливается на ст. Городея в 19:33.Пришлось вызвать такси с телефона кассира.

Такси обошлось нам 14 руб. Кстати, мы не догадались спросить на автовокзале Несвижа можно ли было на чём-то уехать в Барановичи. А в Барановичах останавливались все поезда в Брест, не то что в этой Городее. По дороге молоденький таксист хвалился что зарабатывает на арендованном авто аж 400 руб/час чистыми. Это в 2 — 2,5 раза больше чем в Минске или любом российском областном городе, если даже таксист ездит на своем авто и ему не надо набирать за смену на аренду!

Такие высокие заработки в Несвиже у таксистов потому что Яндекс-Такси пока не пришёл в этот городишко. И вряд ли придёт, так как у пожилых людей в Несвиже нет крутых смартфонов и нет возможности, желания и ума скачивать приложения. Так что для таксистов прогресс — это зло!

Город Несвиж и древний замок

Мемориальная доска на ст. Городеи в честь большевиков подпольщиков боровшихся с панской Польшей.

Нам досталось два последних!!! билета на электричку. На сына билета не было. Не было даже взрослого третьего билета. С 2-х до 5-ти лет положена скидка 50%.

Но перед самым прибытием поезда нам повезло. Откуда-то появился третий билет, который мы сразу схватили. Этот билет был в другом вагоне. В итоге я ехал по детскому билету в другом вагоне, пришлось уговаривать проводниц. Вот такие прелести путешествия по новогодней Беларуси. Я даже не представляю как бы мы выкрутились, если бы не появился третий билет. Видимо, я бы отправил своих, а сам заночевал в Городее или Несвиже. А в Бресте у нас уже была оплачена на эту ночь квартира на Эр Эн Би. Поезд в Городее остановился чёрт знает где, он стоял всего минуту и мы бежали к нему с чемоданами. Ох уж этот бело-сервис! В Бресте были в 22:00.

В подготовке материала использованы сведения из Википедии