Турист Yelena Ptashinskaya (Eptash)
Yelena Ptashinskaya — была 7 марта 4:05
Я продолжаю путешествовать. Но уже больше года я почти перестала об этом писать.

Минск — Беларусь Июнь 2019

Ровно 20 лет назад я уехала из Минска в новую жизнь. Я всегда любила свой город. Но те пару раз, когда я наведывалась туда после моего отъезда в Америку, я как то разочаровывалась, находя всё каким-то убогим, неустроенным, недоразвитым. Меня удручало невоспитанное население и чувство того, что я уже там чужая, что места эти не мои и что в одну и ту же реку, действительно, нельзя войти дважды. Потом, через пару лет все негативные впечатления как-то забывались и мне хотелось приехать опять. Но при наших таких коротких отпусках 3 дня убить на дорогу, долгие перелеты, джэт-лэги, кучу денег. Вообщем — особо не наездишься. Где-то лет 7 назад впечатления моих знакомых, побывавших в Беларуси стали меняться в лучшую сторону. И, планируя новый заморский вояж, наконец-то засобиралась в Минск и я. Навестить могилы предков (коих с годами не уменьшается), ещё важнее навестить всех ещё живых. Благодаря всяким соц сетям, вайберам и скайпам связь поддерживать всё легче, но ничто не заменит этого счастливого чувства, когда большая семья собирается за большим столом. Кроме того, в этот раз я была одержима великой миссией — показать мой город сыну. И не просто показать, а чтобы он понял, прочувствовал и проникся. Чтобы увидел, что мамаша не хухры-мухры, а утонченная столичная штучка, умеющая на фортепьянах и ходившая по таким вот театрам. Ну да, разбежался он. Но я всё равно сняла квартиру в самом лучшем месте, прямо в центре, рядом с метро, на самой красивой улице, но не с самым красивым названием. Улица Ленина. С ней у меня тоже связаны свои сентиментальные воспоминания.

Минск. 20 лет спустя

В этот раз Минск меня совсем не разочаровал. Сейчас у меня и близко не было чувства отчуждённости. Всё стало как то ближе к мировым стандартам. В тот же аэропорт стало не стыдно войти (а раньше было вообще то стыдно). Местные пограничники, в былые времена встречавшие нас с видом: «Чего припёрлись?», превратились в совершенно нормальных людей, хоть и в очень ненормально смешных фуражках, вызвавших полный восторг у моего ребенка. И время года было выбрано удачное, конец Мая. Лучшее время в Минске. Уже не холодно, но ещё не очень жарко. Всё цветет и пахнет. Для нас — техассцев не погода, а мечта. И люди стали вежливее, спокойнее. Может чувствуют себя более расслабленно в преддверии отпусков, а может элементарно вырос уровень культуры.

После всех семейных застолий, охов и ахов, бесконечных трындений про Америку, про политику, про жизнь, про сплетни, про соседей мы наконец то принялись за культурную программу. В самый первый свободный день, по той самой улице Ленина мы и направились в верхний город.

VID_20190529_110707

Играем в видеоблогера

Минск. 20 лет спустя

Все главные достопримечательности были от нас в 15 минутной пешеходной доступности. Верхний город то и раньше был ничего, а последнее время стал ещё лучше. Поражает огромное количество ресторанчиков и кафе. И в них сидит довольно много дюдей. Хоть из моих местных знакомых почти никто в рестораны не ходит. Неужели все посетители ресторанов — туристы? Неужели все из России или ещё откуда-то?

Почти сразу наткнулись на музей денег в стороне от спящей с бодуна разгульной улице Зыбицкой. Там ещё есть музей котов, музей карет, музей старинных утюгов. Наверное скоро там появится музей капроновых чулок.

Минск. 20 лет спустя

Так вот, музей денег «Грошы» — под бережным рассказом местного экскурсовода просто ожил. Обычные разрисованные фантики как будто заговорили разными языками, эпохами и судьбами. Каких только властей и денег не было в Беларуси! Наш гид оказался коллекционером, историком и очень увлечённым парнем. Стельнул у нас несколько американских монет и мы на радостях расстались. Вообщем, рекомендуется к посещению. Не долго, не утомительно. Вышли мы оттуда с четким пониманием того, что денег много не бывает и обратили взоры к природе — отправились в музей котов. Ну это он только называется — музей, а вообще это приют для бездомных котиков, просто в творческом оформлении. Там с ними целый час можно играть. Можно посидеть в кафэ, порисовать и если кто-то очень понравится — усыновить какого-нибудь кота. Мой переросток так там заигрался, что не хотел уходить.

Уголок Гарри Поттера в музее котиков.

После прогулки и двух музеев нам пора было обедать и мы пошли в Кухмистр. Довольно понтовое заведение с белорусской кухней и рядом с домом офицеров. По дороге сфотографировались в Александровском скверике — ещё одном культовом месте моей молодости.

16 лет назад

Вторая половина дня прошла в велосипедной прогулке. Для некоторых чтобы понять город, им надо с ним или в нем переспать. Так вот для нас — надо проехать этот город на велосипеде. И тут Минск опять оказался очень даже ничего. Через весь город вдоль реки проложили велосипедный трэйл. Ну и наличие ценных родственников с электрическими байками оказалось кстати. Сели мы на них возле станции метро Первомайская у стадиона Динамо и поехали вдоль всех основных достопримечательностей. Если просто ехать вдоль реки — не заблудишься. Но мы ещё свернули к Оперному театру, Троицкому предместью и потом выехали на набережную.

Фонтан возле Оперного театра.

Совсем скоро выехали к Комсомольскому озеру, которое в моей памяти было глубоким загородом с лесочками и шашлыками, а теперь вот стало просто центром города. Там рядом показались и новый дворец президента, площадь флага и Дисней Лэнд (ДримЛэнд). К архитектуре дворца у меня особых претензий не было, но не очень-то хотелось его пиарить. А вот площадь флага просто заколдовала моего подростка. Это то где ему просто непременно захотелось заинстаграмиться. У меня она вызвала недоумение — в Минске и так полно широких площадей, зачем им ещё одна? На велосипеде правда, по ней кататься здорово, а добавить несколько пандусов и получится парк для скейтбордистов. Но эта площадь возле дворца — скорее в целях безопасности, чтобы ни одна муха не подлетела незамеченной.

Минск. 20 лет спустя

Еле оттуда уехали и как то быстренько прикатились к нашим курортным Дроздам на Минском море (это то откуда у нас так много теперь всяких морепродуктов). Ну, там тоже теперь всего понастроили, а раньше там были одни санатории и спортивные базы.

Минск. 20 лет спустя

Правда сосновый бор ещё стоит и места для пикников — шашлыков просто отменные. Вот туалет там возле пляжа — платный с табличкой: «Помещение находится под видео наблюдением». За чем именно там наблюдают я выяснять не стала. Как хотите — так и понимайте. Но поездка всё равно удалась, правда это было ещё не всё.

На следующий день мы поехали смотреть на институт, в котором я училась. 15 корпус белорусского политехнического, где в моё время распологался архитектурный факультет. Его очень даже неплохо ремонтируют.

Не могли не зацепить и национальную библиотеку. Снаружи — совершенно несуразное сооружение, но " налицо ужасное — доброе внутри». Ребенок там застрял в отделе музыки, разыскивая какие-то ноты. Библиотекарши перед ним стелились, всё рассказывали, показывали и совершенно его очаровали. Мне их каталог показался каким-то архаичным и громоздким, но мой музыкант счёл его очень даже продвинутым и развитым.

По вон тем рельсам из хранилища доставляются книжки.

Многие люди поднимаются ещё на обзорную площадку библиотеки, но мне не очень захотелось смотреть на эти микрорайоны панельных девятиэтажек сверху. Так что к удовольствию моего сына мы опять поехали в центр на метро. На «после обеда» у нас была запланирована экскурсия по городу. Но не такая, где я всё и так знаю, а типа " альтернативная». Мы записались на Minsk Free Alternative Walking Tour. Обычно платить за такие экскурсии не обязательно, но приличные люди платят сколько считают нужным.

Все встретились на станции метро «Площадь Якуба Коласа». Группа набралась в человек 7, и милый парнишка Богдан повел всех сначала на Комаровский Рынок. Честно говоря, не бог весть какая достопримечательность, но его цель была показать туристам как живут местные жители. Где скупаются и что едят, и какая еда в Беларуси растет сама, а какая привозится.

Возле Комаровского рынка. Последний тренд делать городские скульптуры человеческого масштаба чобы вписать их в толпу пешеходов.

Потом наш гид научил всех экскурсантов покупать билеты на общественный транспорт и показал как выглядят контролёры в трамвае. Тур продолжился по одному из старых районов города — Осмоловке, недалеко от набережной с классическими панорамными видами минска, где снимается много фильмов о послевоенном времени. Там находится послевоенная застройка двухэтажных домов утопающая в зелени. Место для Минска дорогое и был большой соблазн ее снести и воткнуть туда что-нибудь более помпезное. Но, благодаря сознательным горожанам, которые развернули целую компанию за ее сохранение, Осмоловку оставили в покое и пытаются ее раскрутить в том виде, в котором она существовала все советское время. Наездившись и нагулявшись по Минску, про Осмоловку я подумала: «Вот тут бы я жила, если бы остальная часть жизни прошла в Минске».

Минск. 20 лет спустя

Следующая часть экскурсии прошла по старым заводам, которые пытаются приспособить под современные нужды. В Минске сохранилось значительное число предприятий, но, естественно, на прежних советских мощностях рaботать стало невозможно. Очень многие старые цеха опустели. Во всем мире стало модно и романтично делать в них лофты, новое жилье, галереи. В Минске из них пытаются делать тусовочные места. Одно из них — «Песочница» с местными забавными фуд траками и кучками скучающей молодежи. Место в Минске относительно новое и нравится не всем. Подруга сказала что некоторые брезгливо его обходят считая, что Песочница — это для нищебродов. Я лично думаю, что это снобизм. Как можно забыть нищюю студенческую молодость?

Через дорогу от Песочницы нас завели в ещё одно развлекательное место «Центр». Старое советское, заводское административное здание раскрашенное граффити, с открытым пространством внутри для различных арт-перформансов. Деревянная мебель и скульптуры во дворике были прикольные. В середине рабочего дня там было пусто, поэтому насколько это место популярно, судить не берусь. Но вообще было странное ощущение, что старую бабушку заставили накраситься и танцевать рэп. Вроде это замечательно, что в этих депрессивных старых цехах теплится хоть какая то новая жизнь, но на одних граффити далеко не уедешь.

Более приятное «граффити» место в Минске это улица Октябрьская рядом с действующим вино-водочным заводом «Крышталь». Там находятся цеха постарше из красного кирпича построенные ещё в конце 19 века, что делает их как то привычнее и комфортнее для глаза и восприятия, чем советские индустриальные постройки. И именно это место фигурирует в одном из эпизодов фильма «Стиляги». Кстати, у многих современных русских фильмов с Минском свой роман. Прогуливаясь по городу, мы даже заметили пару съёмочных групп. Нам специально на них указали. Минчане к ним уже привыкли.

Похоже, что лофты на Октябрьской предназначены в основном для кафе и баров. Весь этот хипстерский кластер можно обойти минут за 40, но если устроить переползания из бара в бар — можно неплохо провести и целый вечер. Заведения выглядят очень модно. И графитти приятные — тянут на приличный стрит-арт. И даже бюст Ленина на их фоне смотрится как современная инсталляция. Некоторые из них сделаны бразильскими художниками. Одно из них — предмет гордости местных горожан. Говорят, что оно самое большое в мире. Сувенирный магазинчик нам попался тоже ничего себе такой. Прикупили там кой-чего. Не могу сказать, что эти старые цеха прямо стали ещё одним моим любимым местом в Минске, но в свой следующий приезд я пожалуй там опять отмечусь.

Минск. 20 лет спустя

Вобщем, улица Октябрьская — это ещё не Distillery District в Торонто, но имеет неплохие шансы до него подтянутся. Беларусь вобщем то тоже ещё не Канада, но несколько лет назад некоторые места в Торонто действительно напоминали мне Минск. Наверное у этого есть свои основания, в которые я особо не углублялась.

Оставшееся последнее утро в Минске я потратила на покупку сувениров возле ратуши и на прогулку по спящим улицам в районе Немиги. В свое время Комсомольская была моей любимой улицей в Минске, а теперь ее ещё и сделали пешеходной. Может и не надо было. Она как-то немного «присела» в высоте, но гулять всё равно приятно. Близлежащие улицы покрасили, отреставрировали, замостили и там получился какой-то уютный, добропорядочный и мещанский Минск.

Минск. 20 лет спустя

Только вот названия улиц этому не способствуют. Пролетарская, Революционная и все вот в таком духе. Когда я спросила у подруг почему самые красивые улицы оставили с советскими названиями и бюсты Ленина оставили, одна из них мне спокойно так сказала: " А мы историческую память так поддерживаем и бюст поддерживаем». И всё как то сразу стало понятно.

Поддержать бюст — святое дело и нигде вам так не помогут его поддержать как в Беларуси. Там очень хорошее женское белье. И даже если вы одинокий мужчина традиционной ориентации, старайтесь шире смотреть на мир и не уезжайте из Беларуси не купив лифчик. Это самый классный сувенир, который можно оттуда привезти. Национальное достояние. А для того чтобы понять что и где купить, лучше заручиться рекомендациями местных дам. Мне даже сказали что в последнее время можно стало и не ехать по Европам на шоппинг, так как белорусская одежда стала хорошая, модная и недорогая. Я им очень даже верю, но чтобы проверить это самой времени, к сожалению, не хватило.

Даже если это уже и не Минск, стоит хоть коротко упомянуть наш визит в Мир и Несвиж. Самый популярный туристический маршрут в Беларуси, ставший классикой. Если не торопится вернуться в Минск к 6 — 7 часам вечера, то можно за день успеть осмотреть оба замка, но можно ли прилежно, не торопясь пройти весь аудио тур в каждом из них за один день — я не уверена.

Минск. 20 лет спустя

Мирский замок я помню ещё в руинах. В мои школьные годы за неимением настоящих гор в Беларуси, мы его использовали для альпинистских приключений. Во времена нашего студенчества там уже успели отреставрировать одну из башен, но теперь Мирский замок это, пожалуй, главное белорусское must see. Не буду особо нагружать читателей историей, тем более что кроме фамилии Святополк- Мирский остальные как- то вылетают из головы и портреты всех князей и гетманов сливаются в один серьезный и грозный лик шляхтича в меховом жупане.

Минск. 20 лет спустя

Сам по себе Мирский замок мне понравился немного больше Несвижского. Он постарше (16 век) и более характерен именно для Беларуси. Но оба замка они настолько разные, что стоит посетить оба.

В Несвиже больше сама территория с прудом, парком, костелом и старым городом.

Минск. 20 лет спустя

Больше всего нам запомнилось приключение переодевания в исторические костюмы. Я намеревалась было прогуляться в старинном платье по замку, но подобная услуга не предоставлялась. Очень уж ценные эти экспонаты, чтобы упускать их из виду. Поэтому дают только сфотографироваться. И одевшись в этот великолепный наряд, я убедилась, что вряд-ли я дошла в нем хотя бы до ворот. Очень уж громоздкий и тяжелый. Но было весело, красочно, и живописно. В будний день посетителей было немного и мы послужили неплохим развлечением для окружающих.

До Второй мировой войны замок принадлежал Радзивиллам и потомки его владельцев сейчас живут в Польше. В советское время там был санаторий и я ещё помню старые черно-белые семейные фотографии где дедушка среди большой группы партийных чиновников в зимних шапках — пирожках стоят в парадном дворе замка. Санаторий там был и в 90-е, но тогда уже он у всех вызывал отторжение и мы понимали что все эти медсестры торчащие в окнах, вся эта казенная и холодная атмосфера убивающая прошлое, скоро исчезнут вместе с эпохой.

Альшбета Радзивилл выросшая там в 30-е года в свое время была приглашена на открытие музея после окончания реставрации и многое там не узнала. Так что, что убило в замке " настоящее» прошлое — можно рассуждать очень долго.

Знатоки белорусской истории архитектуры страшно ругают то, как там всё восстановили, но для людей непосвящённых это обычное барокко с залами, зеркалами, портьерами, головами охотничьих трофеев, старинным оружием. Думаю, что живые картинки из людей в старинных костюмах очень оживили бы эти нарядные залы, но у менеджмента полет фантазии пока не совпадает с моим.

Минск. 20 лет спустя

Наша семья немного разбросана по Беларуси, так что пришлось немного покататься и по провинции. Гомельская область, Светлогорск, Красный берег. Везде чисто, ухожено, спокойно. В Красном береге — интересная усадьба Козел-Поклевских. Заехать стоило, музей нам понравился, но то ли там история не богатая, то ли экскурсовод не очень грамотный, но она просто ходила за нами и ничего не рассказывала. Может просто следила, чтобы мы ничего не сперли и не сломали, но на вопросы отвечала. Осмотр всего дома занял у нас минут сорок и мы двинулись дальше.

Усадьба Козел-Поклевских. Монументальная лестница.

Поля, березы, сосны, деревни и, наконец, Березина — река где я в свое время научилась плавать и где проводила каждые летние каникулы. В Светлогорске даже имелся городской пляж, а сейчас там рядом очень даже благоустроенная набережная.

Светлогорск. Оцениваем городской дизайн.

Молодежи много даже в провинции и от этого исходит хоть какой-то оптимизм. Хотя тот фактор, что страна не Евросоюзе, не позволяет ребятам разбежаться по Европам. Мам с колясками тоже достаточно. В стране существуют субсидии на жилье для многодетных семей и очень щедрые по времени декретные отпуска. На вид даже не скажешь что Беларусь входит в десятку вымирающих стран Европы.

Общие впечатления о поездке — это тихо, чисто и спокойно. Возможно это даже одна из самых чистых стран Европы, но надёжнее полагаться на мнение и более сведующих экспертов. И даже если жизнь населения может быть проблематична, то что люди содержат свои города в порядке — вызывает определённое уважение. Но самое главное, моему сыну настолько понравился Минск, что он захотел туда поехать и пожить там какое-то время. Ну что же, похоже моя миссия удалась и пусть у него всё получится.

А что до меня, то выражаясь по американски, я могу сколько угодно уезжать из Минска, но он наверное никогда не уедет из меня. И я, как персонаж известного фильма, всё время буду говорить моим минчанам: «I’ll be back».

P.S.

Через год в 2020 случились белорусские выборы с последующим озверением властей и еще через год после захвата литовского самолета Беларусь внесли в красный список стран куда нужно "не ездить". Так что я возможно " will never be back".

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия