Турист Игорь (Goga1968)
Игорь
был 15 апреля 21:38

Национальные парки Хорватии или "Дышите глубже!"

Загреб, Шибеник, Задар, Плитвицкие озера — Хорватия Октябрь 2019

Плитвицкие озера

Неутомительный перелёт из российской столицы, оперативное оформление арендованного авто, и вот мы уже мчимся по шикарному автобану, которому могли бы запросто позавидовать его немецкие коллеги, на юг от хорватской столицы. Первая точка притяжения — главная жемчужина Хорватии — Плитвицы.

Бросив вещи в Hotel Jezero (очень кстати, приличном во всех отношениях пристанище), не желая торопить события и отложив на завтра свидание с прекрасным национальным парком, мы совершили легкую прогулку по окрестностям, что гармонично корреспондировалось с легкой усталостью после нашего автопробега. При желании в лесу легко можно было бы накидать не одно лукошко ядреных опят в самом соку.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Разочарование посетило нас там, где мы уж точно не ждали. О чем мечтает рядовой путешественник кроме отличной погоды и удобной кровати по ночам для восстановления сил? Конечно же, о приличной трапезе. А вот с этим в Плитвицах явные проблемы. В послеобеденное время, когда согласно информации Остапа Бендера в Берлине подают то ли поздний обед, то ли ранний ужин, плитвицкие рестораны явно не ждут голодных гостей. Уделом последних становится скромная еда в быстропите. Ситуацию спасает только местное сухое Grasevina. Изготовители сего животворящего напитка явно занижают значение оборотов на этикетке. И теперь — хоть в бой!

Посещение Западной Европы очень располагает к утрешним прогулкам благодаря хоть незначительной, но существующей разнице в часовых поясах. Привычная российская побудка даёт массу преимуществ перед туристами-европейцами. Но палка, как мы понимаем, о двух концах. Есть народы, ежедневное пробуждение которых случается намного раньше нашего. И представители одного из них, кажется, ждут открытия ресторана на завтрак ещё с вечера. С гонгом сотни жителей Поднебесной мчатся поглощать калории, напоминая забеги в столовку в мои былые школьные годы.

И сразу куда-то девается присущая мне толерантность, ты их уже начинаешь тихо «не любить». Ну что я, собственно, о земном…

Отоварившись в кассе перед входом в парк в числе первых посетителей, мы буквально с первых шагов широко открыли рот от низвергнувшихся на нас красот, да так и не закрывали его до выхода.

Необыкновенно трудно описать «привычными» словами увиденное. Давайте вместе ещё раз полюбуемся.

Великая нация вновь громко заявила о себе на подступах к Velki Slap, который на деле оказался никаким не Velki, особенно после того, что мы увидели вскоре на верхних озёрах. На узких тропках, петляющих в лабиринтах бесконечных водопадов и водопадиков, порой трудновато бывало протиснуться сквозь рой наших восточных друзей, неторопливо селфяших себя на фоне местных красот. Палками-моноподами, они, кажется, пытаются как рапирой проткнуть соперников по созерцанию природных красот. Так что с ними особо не зазеваешься.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Запечатлев на добрых нескольких сотнях кадров потрясающие природные шедевры на нижних озёрах, мы устремились к оставшимся, пробороздя водную гладь самого крупного озера Kozjak на туристическом кораблике. Не выкидывайте раньше времени билетики, приобретённые на входе в парк: их проверяют на палубе, иначе для вас эта водная прогулка станет небесплатной.

Со станции 3 уже без ног мы спустились на бесплатном шаттле к нашей базе.

Задар

Навигатор (maps.me) в этот раз приятно обманул нас, гарантируя двухчасовое путешествие до приморского Задара. А мы без особого напряга всего за полтора часа сменили яркую осеннюю палитру Плитвиц на приморский бриз с ароматом душистых пиний.

Затарившись всем необходимым в супермаркете, в отличие от многочисленных наших собратьев предлагающего бесплатные (!) тележки, мы заселились в шикарные апартаменты Unique luxury designers apartment.

Подземная парковка, просторная кухня, упакованная новенькой утварью и гостиная с видом на морской залив. Жильё, более подходящее для огромной компании. В не сезон цены на такой первоклассный товар были доступные.

Несколько порекомендованных гостеприимной хозяйкой местных ресторанчиков, расположенных неподалёку, уже впали в зимнюю спячку. Нам повезло с оставшимся на плаву — Konoba Rafaelo. Безграничное спасибо радушному официанту, посоветовавшему нам не брать к заказанным нами мясным блюдам никаких стартеров. Принесённые минут через 20 порции временно заставили нас онеметь. Stuffed pork loin (огромный кусище мягчайшей свинины, в которую зафарширован местный сыр) & Skewered meat «Mu» (6 говяжьих шматов состояния medium, на шампуре, вперемежку с сочным сладким перцем) с горами картофеля фри запросто могли стать украшением праздничного ужина персон на шесть. В наших голодных (после утомительной многочасовой прогулки в атмосфере, пропитанной озоном, по умопомрачительным природным сокровищницам Плитвиц) желудках эти кулинарные шедевры под кувшинчик местного красного исчезли со свистом.

Как оказалось позже самым примечательным в Задаре является Кухня. Именно её, с большой буквы, мы и продегустировали в один из дней. Выбранная точка на карте — ресторан Foša, отмеченный звёздами Мишлен.

Нагуляв за день приличный аппетит, вдыхая свежий бриз Адриатики, мы готовы были к приему пищи значительно раньше большей части наших конкурентов на трапезу. Но оказались в состоянии полнейшей растерянности при виде пустых столиков в приглушенном светом зале. К нашей радости, кроме выдающейся кухни заведение может похвастаться и своей клиентоориентированностью: несмотря на официальное открытие в 19–00, для нас сделали приятное исключение, и мы стали в этот вечер его первыми посетителями на пол часа раньше графика. Бойкий официант, очень прилично лопочущий на English, мгновенно принёс нам меню на слегка тормозящих гаджетах.

Умопомрачительный карпаччо из белых сортов рыбы с тончайшими слайсами пармезана, нежным лимонным соком, кусочками клубники под бокал эндемичного белого сухого буквально унёс на небеса. Усугубили ситуацию тонкие аристократические нотки крем-супа с сезонными трюфелями. Окончательно добили довольно скромные кусочки филе белой рыбы (sea bass&sea bream), один из которых поджарен в тонкой сырной корочке над мелкопорезанными овощами, приправленными нежным сладковатым соусом. Официант долго пытался объяснить нам разницу между sea bream & dorado и явно не преуспел в этом. Резюме: ресторан для тех, кто не голоден, но готов отведать умопомрачительные (и далеко не дешевые) блюда местного шефа.

Остальные воспоминания о городе ограничены оригинальным морским органом (утробные звуки которого больше настораживают, чем привлекают, посетителей), Церковью Святого Доната, строительство которой началось аж в IX веке, традиционной барахолкой фактически вокруг культовой постройки, да начищенной до блеска мостовой центрального променада.

Корнаты и Телашчица

Осенние туристы, кроме неоспоримых преимуществ, сталкиваются, к сожалению, и с рядом проблем. Нам не без труда удалось заказать нужную экскурсию в Корнаты: большая часть фирм, контакты которых предоставлены на официальном сайте, отвечали гулким молчанием. Только после многочисленных попыток с одним из «агентов» удалось договориться и забронировать тикеты. Если бы знать, что и с утра можно купить билет прямо перед отправлением туристических корабликов, базирующихся рядом с Задарским пешеходным мостом в старом городе! 350 кун за 8-часовую морскую прогулку с напитками, да и приличной жареной рыбой типа скумбрии (в добавках пассажиров никто не ограничивал!) — очень достойная цена.

Понимаю контрастирующие отзывы туристов, размещённые в инете, о совершённом морском трипе.

Морской вояж до архипелага Корнаты продолжался порядка двух часов, в течение которых чуть ли не единственным развлечением стали виражи пожарного гидроплана в непосредственной близости от нашего плавсредства. Понять замысел пилота, наполнявшего цистерны и сбрасывающего весь объём воды по достижении оборота вокруг нас, никто не смог.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Сам природный парк облюбован многочисленными любителями яхтинга и представляет собой сотни островов, разбросанных в море мелкой россыпью.

По дороге домой кэп пришвартовался в живописном заливе острова Dugi Otok. Остров примечателен наличием Jezero Mir и шикарным утёс Cliff Dugi Otok.

Солёность в озере даже выше морской, да и температура в зависимости от сезона различна: летом — озерная прогревается сильнее, в холодное время года — намного быстрее остывает. Любители острых ощущений смогли окунуть в нем свои чресла.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Проход к морю от периметральной дорожки представляет из себя обширную выставку каменных рунов.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

На обратной дороге — короткая остановка в деревне Kukljica, в которой и в горячий сезон кроме церкви в самом центре и разнообразных катеров и лодок, смотреть не на что. А сейчас деревня буквально вымерла. Хоть какую то движуху ей создают разномастные кошаки, целыми выводками греющиеся под осенним ласковым солнышком и выклянчивающие у заезжих туристов на набережной чего-нибудь пожрать.

Крка

Родной Gismeteo обещал на весь день в Задаре пасмурную погоду и дождь без перерыва. Свои планы — посетить очередной природный парк Крка — мы решили не менять. Будь что будет. Обещанный отечественными синоптиками дождь оказался настоящим стихийным бедствием в Задаре. По узким улочкам бурлящие потоки воды устремились к морю, уровень которого у петляющей набережной был, казалось, всего на пол метра ниже уровня проезжей части. Полная иллюзия широченной проезжей части! В условиях практически нулевой видимости, как ни старались автомобильные дворники, наша Антилопа так и норовила нырнуть в мутные воды Адриатики, благо препятствий в форме ограждений на набережной не было никаких.

Наконец-то вырвавшись из плена громовержца Перуна, мы, преодолев «стольник» по великолепной трассе всего за час, оказались в объятиях ласкового осеннего солнышка.

Оставив приготовленные куртки и зонтик в авто на бесплатной (!) парковке и раскошелившись на 100 кун за входной билет, мы шагнули в очередное национальное достояние.

В тёплое время года в парке организовано курсирование бесплатных шаттлов от входа до самого длинного и наиболее популярного водопада Skradinski buk. Мы, как нормальные туристы, решили размяться.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Туристическая тропа, ведущая к водопадам, погружена в немного сладковатый, но интеллигентный спокойный запах лесных цикломенов, отвоевавших себе жизненное пространство в соперничестве с многовековыми камнями.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Если у вас будет возможность при посещении Хорватии сначала посетить Крка, а только позже — Плитвицы, решение будет идеальным. После умопомрачительных нескончаемых красот последних — «неухоженные» водопадики Крка не идут, конечно ни в какое в сравнение с Плитвицкими. Прогулка по деревянным мосткам длиною почти 2 км достаточно монотонна и не ярка. Скрадинский бук, виды которого присутствуют на всех рекламных проспектах парка, к сожалению, закрыл свои воды для купания с 1 октября. А так хотелось погрузиться хоть и в не глубокие, но чистейшие и бурные его воды.

Намного ярче стали впечатления от путешествия на кораблике за 130 кун.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Под мерный шум маломощного дизеля так хорошо можно было прикемарить. Ведь впереди нас ждали целых 4! часа такого неторопливого путешествия. Да и погодка, что-то разладилась. Неприветливое небо наседало серыми тучами, обещанными Gismeteo ещё с утра. Редкие проблески голубоватых прогалов явно не позволяли получить достаточную порцию осеннего мягкого ультрафиолета.

В начале вояжа туристы посещают Францисканский монастырь XVII столетия на крошечном острове Висовац в самом центре реки Крка. Пол часа свободного времени. Бесконечно притягивали фотки в интернете, сделанные с высоты птичьего полёта в солнечный денёк.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

На месте всё оказалось, прямо скажем, иначе. Прав был поэт: «Большое видится на расстоянии»! Крохотный музей, церковь и скромный сувенирный магазин, заглянуть в который пришлось, чтобы переждать хлынувшие с неба как их ведра потоки воды.

Открытием для меня стали впервые в жизни увиденные огромные деревья хурмы с недоспелыми плодами, подернутыми легкой дымкой. В путь!

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Гномики Gismeteo, видимо, всё-таки решили меня проучить: как только мы добрались до конечной точки нашего маршрута и вступили на тропу вокруг Roski slap, который местные называют ожерельем, припустил приличный дождь, под аккомпанемент которого мы прошли большую часть из 1,5 км- маршрута.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Вся окрестность засажена неокультуренными фиговыми деревьями, плоды которых по размеру запросто влезут в горлышко молочной бутылки советских времён.

Времени «высадки на берег» хватит с лихвой, чтобы не только обозреть окрестности, в которых снимались фильмы о знаменитом Виннету, но и заглянуть в колоритную кафешку с тремя столиками внутри, которые полностью оккупировали аборигены.

Аутентичность обстановки с вековыми керосиновыми лампами и грубыми колокольчиками для скота подчеркивает глубокий и яркий вкус хамона, рождённого, кажется в позапрошлом столетии. Скромная чашечка бодрящего espresso под аккомпанемент нудного осеннего дождика напоминает нам, что ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!

Рыбалка

Дружелюбный капитан Славко радушно встретил нас на борту своего небольшого катерка и отчалил от ближайшей к нам пристани, унося жаждущих впечатлений россиян в морскую синь. Полнейший штиль в отличие от крепкого ветерка пару дней назад на фоне сюрреалистического малиново-фиолетового предрассветного неба являл собой абсолютно идиллическую картинку.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Бранко, приятель нашего капитана, с которым мы собственно и договаривались о рыбалке, готов был предложить любые развлечения на морских просторах. Характеризуя Славко, как полиглота, он явно ему льстил. Последний не преуспел в изучении иностранных языков. Да и зачем ему это. После наших непродолжительных попыток изъясниться на языке Шекспира, мы перешли на наш родной. Его хорват понимал не хуже островного. Рыбалка в здешних местах не отличается особой замысловатостью и движухой: обыкновенная закидуха с двумя солидными крючками, оснащёнными мелкопорезанным кальмаром или сардинкой. Вся спортивность ограничивается подъемом снасти (желательно с уловом) с глубины 25…35 метров. Дело для нас было новое; после привычного спиннинга на наших речных просторах — это показалось буквально детской забавой. В любом деле главное — правильно настроиться на результат! В этом нам помог наш сегодняшний кэп: самопальная ракейка как ничто лучше зарядила на позитив. И мы, люди сугубо трезвые, поплыли… В смысле — стали искать, где глубже, ориентируясь, в первую очередь, на глазомер бывалого капитана, а уж потом — на показания эхолота. Ограниченный «рыбный ассортимент» в наших среднерусских речках и практически безошибочное (после первых нескольких вращений катушки) определение вида клюнувшей потенциальной добычи (ещё скрытой в речных глубинах) не имеют никакого отношения к рыбалке морской. Разве можно спутать у нас повисшего на крючке «кирпичем» клыкастого судака или потрепывания окуня- матросика? А здесь очередная поклёвка норовит принести тебе неизведанный экземпляр морских глубин. Как безгранично, оказывается, морское царство! Каждая следующая наша добыча добавляла в наш шорт-лист всё новые и новые записи. Десятки сортов рыбы — практически на одном месте ловли.

Вот только некоторые из них, запечатлённые на камеру.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Красная скорпена. По заявлению капитана — самая вкусная рыба, но очень редкая в ресторанах. У скорпены, которую частенько называют морским ершом весьма характерный не очень приятный облик: укорочённое тело, непропорционально крупная голова и большие круглые глаза. Широченный рот сплошь покрыт мелкими зубами.

Красавец Морской петух. Синяя бахрома на плавниках переливается перламутром.

Эту рыбку местные зовут Bukva (хотя по-научному, это боопс большеглазый, что означает глаз быка). Прогонистая рыбка отряда окунеобразных. Вырастает, если верить, бывалым, до 40 см и 600 г. Нам такие весомые особи, к сожалению не попались, но рыбка дружная. Если успеете нарваться на стайку — ужин вам обеспечен.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Морской паук (он же, морской скорпион): на спинке возвышается первый спинной плавник из семи колючих лучей с вырабатывающими яд железами. Но ему этого явно мало: дополнительная порция — на шипах жаберных крышек. Обычно морской скорпион, напав на добычу, вонзает в нее свои шипы, впускает в добычу яд, который парализует ее, и она быстро умирает. Эта рыба очень опасна и для человека, так как укол ее шипов может вызвать очень болезненные аллергические реакции. Благо, попался паук первым нашему кэпу, что спасло нас от возможным проблем. Наш проводник в мир морской рыбалки снимал с крючка этого зверя специальной палочкой, не дотрагиваясь руками.

Загреб

Самое яркое впечатление от хорватской столицы оказалось связано у меня, отнюдь не с туристическими достопримечательностями (да простят меня бывалые и не очень туристы).

В самом центре старого города я встретил женщину…

Президента…

В нашем понимании эти два слова не имеют ничего общего. Как узковато мы мыслим! Мелькнувшая на телевизионных экранах в финале Чемпионата мира по футболу в окружении хорватских футболистов очаровательная блондинка поразила многочисленную армию мужской аудитории не столько своей демократичностью, сколько выдающейся внешностью. Колинда Грабар-Китарович по праву (могу это засвидетельствовать) считается одной из самых ярких женщин-политиков современности.

Фото из интернета

И вот эта выдающаяся во всех отношениях женщина, прогуливается по центру столицы в компании немногочисленных заезжих гостей, сопровождаемая исключительно скромной парой телохранителей! Извините, но я не рискнул запечатлеть всю процессию на фото.

В целом, здешняя столица, конечно, не входит в топ-5 европейских достопримечательностей, и достаточно милый верхний старый город, внушительный, но слегка облезлый кафедральный собор не выделяет Загреб в бесконечном списке старинных городов Европы.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

Загреб поразил тягой местных жителей к мясу. Мясоедство тут, видимо, в крови. То, что я увидел на местном рынке, безгранично расширило мои представления о мясных продуктах. Такого обилия я не видел пока нигде. Даже если вы пришли сюда абсолютно сытым, немыслимые ароматы и непрекращающиеся слюноотделение заставят вас найти подходящее местечко, чтобы снова подкрепиться.

Национальные парки Хорватии или Дышите глубже!

И попробовать в одном из аутентичных ресторанчиков, например, бифштекс по-татарски. Пол кило отборного мясного фарша, обильно приправленного специями, позволит вам понять вкус настоящей телятины, взращённой на экологически чистых пастбищах, продуваемых свежим воздухом с Адриатики.

Вот ради такой простой казалось бы кухни, замечательных природных красот, дружелюбных людей, исключительно похожего на наш языка и стоит вернуть в Хорватию. До встречи, Republika Hrvatska.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Рыбалка, Самостоятельные путешествия