Турист Юра Н. (yran)
Юра Н.
был 10 февраля 16:45

Петра — Иордания Май 2010

За окном светило полуденное солнце, казавшееся еще более ярким после утренней пыльной бури, по бокам дороги расстилалась пустыня с расположенными то тут, то там необычными скальными массивами кирпичного цвета. За миллионы лет ветер источил их так, что некоторые из них стали напоминать загадочных животных и руины древних храмов. Наш гид, увлеченно рассказывал о своей родной стране, ее политическом устройстве, истории и обычаях местных жителей. А тем временем, цель нашего путешествия становилась все ближе и ближе…

Уже давно, у меня возникла мечта, которая, наверно рано или поздно посещает каждого путешественника — увидеть своими глазами все 7 чудес света. Правда, к тому моменту, я еще не видел ни одного:-) Да и сейчас в копилке у меня их только два. Хотя как показывает мой опыт, есть некоторые места, которые, в реальности, впечатляют еще больше, чем общепризнанные чудеса. Например, храмы Любви в Индии и храмовый комплекс Та-Пром в Камбодже. И вообще — семь, это слишком малое число, чтобы вместить все дошедшие до нас потрясающие творения древних цивилизаций. Ну, я отвлекся, поэтому возвращаюсь к рассказу… Посещение Иордании стало первым шагом к исполнению этой мечты. Перед поездкой я перерыл весь Интернет в поиске информации об этом затерянном городе. На тот момент информации я нашел очень мало, хотя, казалось бы, это такое раскрученное туристическое место. В основном, я обнаружил фотографии, а об истории Петры так вообще нашел всего пару-тройку абзацев на каких-то заброшенных сайтах. У меня было опасение, что так толком ничего и не узнаю о Петре, но, славу богу, наш гид оказался довольно интересным рассказчиком и много поведал нам об этом городе…

Петру основала древняя цивилизация Набатеев — пустынных кочевников, нашедших приют в естественных пещерах, созданных природой в этих скалах. Даже само название города переводится как «камень» или «скала». Постепенно поселение росло… Но оно так бы и не стало хоть сколько-нибудь значительным, если бы не «Великий путь пряностей», проходящий через эти места. Город, затерянный в скалах стал очень удобным перевалочным пунктом для многочисленных торговых караванов. Он обеспечивал их кровом, водой, продовольствием и, что немаловажно, защитой от разбойников, желающих разбогатеть за чужой счет. За довольно короткое время, Петра стала очень богатым и процветающим городом. Уровень жизни жителей повышался, и, как и в других цивилизациях, при достижении определенного уровня развития и богатства, появились люди пожелавшие увековечить себя в истории. Так и началось строительство тех монументальных сооружений, которыми мы восхищаемся спустя тысячи лет.

Сначала, в скалах стали создавать искусственные жилища и объекты инфраструктуры (например, акведуки и хранилища для различных товаров), затем развлекательные сооружения (к примеру, амфитеатр), потом религиозные сооружения, но, в конечном итоге, вершиной мастерства древних мастеров стали великолепные гробницы, построенные для властителей Набатейского царства.

Торговля, принесла Набатеям не только благополучие и богатство, но и знания. Процветали различные ремесла, градостроительство и искусства. Впитав все самое лучшее из других культур, и адаптировав эти знания для себя, они смогли отразить это в тех скальных сооружениях, о которых я еще расскажу…

А пока, возвращаюсь к описанию своего путешествия… Постепенно пейзаж за окном изменился, и из пустынного превратился в нагромождение скал и утесов. Наш автобус петлял по горному серпантину. Вскоре он остановился у обзорной площадки, с которой мы сделали несколько панорамных снимков:

Легенда о затерянном городе...

Где же Петра, спросите вы? И ответом на этот вопрос станет еще одна история, связанная с ней… Не зря, многие называют Петру затерянным городом…

Как и любую другую Великую цивилизацию, Наботейское царство рано или поздно ждало забвение. Войны и разрушительные землетрясения, следы которых видны даже сейчас, подорвали благополучие Петры. Жители стали покидать разрушенный город, и вскоре он опустел. Многие столетия там никто не жил, и город был постепенно забыт. Остались только легенды о былом его богатстве и величии. Именно эти легенды и привлекали путешественников и авантюристов, которые много раз пытались найти Петру. Возможно, кому-то из них это даже удавалось, но вернуться живыми, чтобы поведать о затерянном городе, так никому и не посчастливилось.

Почему же город не могли обнаружить? Ответом является его уникальное место расположения. Скрытый между скалами, он тысячелетиями оставался совершенно невидим для взглядов любителей легкой наживы. Обнаружить Петру и рассказать о нем европейскому миру удалось только путешественнику и исследователю — Иоганну Людвигу Буркхардту. Который, в 1812 году странствовал в поисках затерянного города. Случайно обнаружив несколько необычных монет, он начал расспрашивать об их происхождении местных жителей, которые посоветовали обратиться ему к одному проводнику, хорошо знавшему местные горы. Вместе с ним Людвиг занялся поисками города, прославленного еще такими известными древними философами, как Птоломей и Эратосфен. Исследуя горы, они наткнулись на необычное ущелье, в котором обнаружили древние гробницы. Позднее, это ущелье получило название Сик. Пройдя по этому ущелью, они повсюду находили следы древней цивилизации Набатеев. Казалось, что ущелье вот-вот закончиться… оно все сжималось и сжималось, и когда казалось, что дальше уже идти некуда, между скал они увидели очертания потрясающего сооружения, которое в легендах считалось ни много ни мало сокровищницей Набатейского царства. Так и была заново открыта Петра — скальный город признанный ныне одним из 7 чудес света.

Наш автобус, наконец-то остановился и гид объявил, что мы прибыли к нашей цели. Оказалось, что мы находимся у начала того самого ущелья, которое, в свое время, обнаружил Иоганн Людвиг Буркхардт. Перед входом в ущелье расположен небольшой городок, в котором можно купить еду, напитки и сувениры. Но задерживаться здесь мы не стали и сразу направились в ущелье.

Легенда о затерянном городе...

Первыми сооружениями, которые мы увидели в ущелье, были необычные обелиски и надгробья:

Легенда о затерянном городе...

Видимо именно на таких сооружениях древние камнерезы оттачивали свое мастерство. Чуть дальше, слева, мы увидели сооружение побольше. Это была так называемая «Обелисковая гробница», выполненная в Египетском стиле. Позже, в других сооружениях, мы еще не раз встречали элементы египетской архитектуры.

Легенда о затерянном городе...

Осмотрев гробницу, мы направились дальше. Местные погонщики предлагали нам проехаться по ущелью на лошадях, верблюдах или осликах, но т. к. мы хотели все внимательно исследовать, то от этого варианта решили отказаться. Кстати, имейте ввиду - несмотря на то, что билет, покупаемый перед входом в ущелье, подразумевает бесплатное пользование этим видом транспорта, на практике погонщики, после окончания поездки, будут настоятельно требовать с вас 20 долларов за услуги. И даже могут устроить скандал.

Легенда о затерянном городе...

Постепенно края ущелья сжимались, и мы подошли к скалам. Через скалы вел узкий извилистый путь. Именно здесь, в свое время случилась трагедия, унесшая жизни французской туристической группы. Им крайне не повезло…, разбив лагерь среди скал, они и не подозревали, что в горах возникла редкая для этих мест буря и выпало много осадков… бурные потоки мгновенно заполнили узкое ущелье, погубив несчастных туристов и их гида. Позднее, во избежание повторения этой трагедии в горах были построены специальные дамбы, препятствующие затоплению ущелья Сик.

Выслушав эту грустную и поучительную историю, мы углубились в ущелье... Дно ущелья представляет собой довольно хорошую дорогу. Еще во времена римского владычества здесь была проложена мостовая, элементы которой сохранились и до наших дней:

Легенда о затерянном городе...

При чем тут Рим, удивитесь вы? С Римом история такая — богатое Набатейское царство долго не давало покоя правителям Великой Римской Империи. Они не раз пытались завоевать его, но силой сделать им этого не удалось. Тогда пошла в ход хитрость - они перекрыли главный источник процветания Петры — «Великий путь пряностей». После того, как торговля превратилась из бурного потока в маленький ручеек, Петра сдалась и сначала вступила в союз с Древним Римом, а потом постепенно попала под ее протекторат.

Если вы захотите прокатиться по этой мостовой на карете, запряженной лошадьми, то имейте ввиду, что вам там вряд ли будет комфортно… Я мог только мысленно посочувствовать пассажирам кареты, т. к. со стороны, казалось, что такая поездка всю душу из тебя вытрясет. Зато я понял, что гонять можно не только на автомобилях, но и на каретах:-) Уж не знаю, как там выживали люди находящиеся внутри, но снаружи надо было здорово постараться, чтобы вовремя отпрыгнуть из-под колес и копыт такого транспортного средства.

Скалы, становились все выше и красивей!!! Стены ущелья буквально пестрили яркими красками и полутонами. Недаром Петру считают чудом света. Тут сложилось два важных фактора — великолепие природной красоты окружающих скал и потрясающие сооружения, созданные человеком.

Легенда о затерянном городе...

Идя по ущелью забываешь обо всем.... Многих так завораживала окружающая красота, что они, заглядевшись на скалы, спотыкались и падали на землю. Так, что будьте осторожны!

Легенда о затерянном городе...

Периодически, на стенах ущелья встречались старинные барельефы и остатки статуй:

Легенда о затерянном городе...

Когда-то это была статуя погонщика, ведущего верблюдов на водопой, но сейчас от нее остался только небольшой фрагмент. Еще, по дороге можно встретить вот такое сооружение:

Легенда о затерянном городе...

Когда-то здесь стоял идол бога Душана и его жены. Правда, что это за бог такой, я так и не понял :-(.

Вдоль ущелья, в древние времена, был проложен акведук, обеспечивающий город водой, которая ценилась в пустыне на вес золота:

Легенда о затерянном городе...

Неожиданно, проводник остановил нас… Собрав вместе всю туристическую группу, он торжественно заявил, что сейчас мы увидим нечто совершенно потрясающее. Вместе с ним мы двинулись вперед. Ущелье стало уже совсем узким…, и тут, между почти сомкнувшимися над нами скалами, мы увидели то ради чего мы проделали столь долгий путь… Со всех сторон послышались восторженные возгласы и щелчки затворов фотокамер. Сделав еще несколько шагов мы вышли на дневной свет… Перед нами во всей своей красоте предстало настоящее чудо — мавзолей Эль-Хезне, пожалуй, самое потрясающее сооружение древнего города.

Легенда о затерянном городе...

Это сооружение, вытесанное в скалах более двух тысяч лет назад, вобрало в себя черты многих культур и народов. Наиболее ярко в нем просматриваются древнеримские и древнегреческие мотивы, но присутствуют и элементы, заимствованные из культур ближнего востока и Египта.

Легенда о затерянном городе...

В сети я нашел очень интересные репродукции Петры, сделанные еще в 1838 году известным шотландским художником Девидом Робертсом. На нескольких из них изображен Эль-Хазне в том виде, каким его увидели первые европейские путешественники. За последние 200 лет, он конечно несколько изменился - с одной стороны, сразу видно, что он был отреставрирован, но с другой стороны заметно, что ветер медленно, но верно стирает старинные статуи, расположенные на стенах мавзолея. Остается только позавидовать путешественникам тех времен, которые могли видеть такие удивительные сооружения в их первозданном виде.

Легенда о затерянном городе...

В верхней части сооружения расположена, так называемая, урна. В свое время бедуины думали, что там скрыты несметные сокровища и стреляли в нее из ружей, думая, что вот-вот на них прольется золотой дождь. Естественно этого не произошло, т.к в реальности Эль-Хазне не был старинной сокровищницей, как гласили легенды, а являлся усыпальницей одного из правителей Петры, имя которого, к сожалению, кануло в лету. Многие были разочарованы, т. к. ходившие веками слухи о несметных сокровищах древнего Египта, спрятанных в Петре, были окончательно развеяны.

Уникален сам способ создания мавзолея… Довольно долго ученые никак не могли понять — как он мог быть создан в те времена. Ведь в мавзолее совсем нет каких-либо элементов выполненных отдельно - все сооружение было создано целиком, за один проход. Сейчас предполагается, что камнетесы начали создавать это сооружение сверху вниз, используя веревки. Постепенно продвигаясь, они уровень за уровнем вытесывали мавзолей из цельной скалы, благо материал этих скал не слишком прочный и легко поддается обработке.

Перед мавзолеем располагается несколько сувенирных лавок, в которых торгуют золотом, серебром и скобяными изделиями. Там есть на что посмотреть, но цены довольно приличные. Оно и понятно, все-таки купить хороший сувенир прямо у Эль-Хазне захочет практически любой турист, побывавший в Петре.

Легенда о затерянном городе...

Мавзолей, хотя и главная, но далеко не единственная достопримечательность Петры. Многие люди приезжают сюда на 3 дня и утверждают, что даже этого времени им не хватило для подробного осмотра этого места. В принципе, Эль-Хазне — это только первый серьезный монумент, который видят туристы в Петре. За ним, ущелье превращается в широкую долину, в которой и располагалась столица Набатеев. Сам город был практически стерт с лица земли двумя сильными землетрясениями, но вот многочисленные гробницы, высеченные в скалах, остались. Первое что вы видите здесь, это так называемая «Площадь фасадов»:

Легенда о затерянном городе...

Здесь располагается огромное количество таких сооружений. С одной стороны они все чем-то похожи, но в то же время каждый такой мавзолей имеет свои уникальные элементы. Естественно, чем сооружение больше, тем более знатный и богатый человек был там похоронен. Жаль, что многие из этих мавзолеев недоступны для осмотра по причине своей труднодоступности.

На противоположной стороне широкого каньона расположены высеченные в скалах жилища Набатеев и их торговые склады:

Легенда о затерянном городе...

Слева от них, в гору поднимается узкая, едва заметная тропа. Она ведет к обзорной площадке над городом. На этой площадке располагается алтарь, где когда-то Набатеи приносили своему богу кровавые жертвы. Правда, приносили, они, славу богу, в жертву скорее не людей, а различных домашних животных.

Легенда о затерянном городе...

Недалеко в скалах вырублен большой амфитеатр, вмещавший более 8 тысяч зрителей. Предположительно, он был создан примерно две тысячи лет назад. Первоначально, он использовался Набатеями при проведении погребальных ритуалов, а во времена Римского господства, в качестве арены для театральных представлений и боев гладиаторов.

За амфитеатром расположено еще множество причудливых пещер, служивших когда-то жилищем для жителей Петры:

Легенда о затерянном городе...

Пройдя еще дальше, высоко в скалах, мы увидели целую гряду величественных сооружений. Пожалуй, самым крупным из них, является гробница одного из римских губернаторов Петры — Секста Флорентина, датой смерти которого считается 140 г. нашей эры.

Легенда о затерянном городе...

А вот так это место было изображено в зарисовках Девида Робертса:

Легенда о затерянном городе...

Обратите внимание, как изменился ландшафт всего за пару столетий… А теперь постарайтесь мысленно представить, как все это выглядело пару тысяч лет назад, когда Набатейское царство было на пике своей мощи. Впечатляет, не правда ли!!!

К сожалению, желание создателей этих гробниц, расположить их так, чтобы их видели все жители города, сыграло с этими монументами злую шутку — солнце и ветер за тысячелетия стали разрушать величественные сооружения. В свое время, возможно, они бы поспорили в своей красоте с Эль-Хазне, но сейчас они находятся в довольно плачевном состоянии. Наиболее ярко, это заметно на примере гробниц, расположенных далее на склоне горы. Там располагаются несколько гробниц. Первая из них — это «Урновая гробница», выполненная в греческом стиле и увенчанная чашей в виде погребальной урны. Вторая — «Шелковая гробница», названная так из-за похожего на нарядную шелковую ткань песчаника ее фасада. Третья — «Коринфская гробница», которая выполнена в своеобразном набатейско-коринфском стиле. Еще дальше располагается «Дворцовая гробница», похожая на классический трехэтажный римский дворец.

Легенда о затерянном городе...

У подножия этих скал, у руин бывшего города, располагается несколько лавок и ресторанчиков, в которых можно отдохнуть, восхищаясь видом на древние монументы. Здесь же можно приобрести симпатичные сувениры, в частности вездесущие стеклянные бутылочки с искусно выполненными изображениями верблюдов, бредущих по Аравийской пустыне:

Легенда о затерянном городе...

Здесь и была конечная точка нашей экскурсии… Счастливчики, приехавшие сюда на три дня, направились дальше, навстречу другим чудесам Петры.

Мы же медленно побрели назад по ущелью, еще раз, по дороге осматривая мавзолеи и подробно фотографируя их.

Видимо от избытка впечатлений и долгого перехода, многие их нашей группы почувствовали сильную усталость, и с трудом преодолели обратный путь, который, к тому же шел в гору. Вниз то было идти легко, а вот назад гораздо сложнее. Те же, кто был уже не в силах добираться обратно пешком, воспользовались услугами погонщиков лошадей и верблюдов. Но мне, в свое время, покатавшемуся вдоволь на верблюдах, такой вариант легким не показался. По мне, так легче идти пешком, чем сидеть на бредущим в гору «Корабле пустыни».

В принципе, на этом можно было бы и закончить рассказ, но я решил напоследок рассказать забавную историю, случившуюся с нами немного позже… После экскурсии нас повезли в ресторан, расположившийся на высоком горном склоне, где нас угощали едой и напитками. Супруга, отведав местных яств, решила пойти в наш автобус, посидеть в прохладе кондиционированного салона. Через несколько минут, я, закончив трапезу, решил к ней присоединиться, но дверь автобуса оказалось заперта. Обойдя автобус сбоку, я увидел как водитель, с характерной внешностью жителя ближнего востока о чем-то беседует с моей женой. Ну, думаю, ладно… решил человек с иностранкой пообщаться, что тут такого… Сейчас он побеседует и откроет двери автобуса, решил я. И действительно, шофер вскоре пошел в водительскую кабину, завел двигатель и… уехал!!! Я с немного ошалелым видом стоял на обочине дороги и смотрел на уезжающий автобус, ожидая когда он развернется и подъедет к ресторану. Но не тут-то было… прошло минут 10, а автобуса все не было видно. Я не на шутку всполошился!!! Как пить дать — жену украли и повезли в чей-то гарем!!! :-) Я подскочил к нашему гиду и попытался выяснить, в чем тут дело, но он неожиданно сделал вид, что забыл русский язык и только бормотал что-то невнятное. Поняв, что похоже «дело дрянь», я почувствовал резкий прилив адреналина, и решил, что пора предпринимать какие-то радикальные меры для спасения моей супруги… Но тут, наконец, из-за поворота показался наш автобус и плавно затормозив, остановился у входа. И, о чудо, там сидела моя супруга — живая и здоровая:-)… Оказалось, что для того чтобы такому большому автобусу развернуться, ему надо было ехать очень далеко в горы, поэтому это и заняло столько времени. Супруга, кстати, тоже где-то в середине этого пути подумала, что ее похищают. Начав подозревать недоброе, она подошла к водителю и попыталась узнать у него в чем дело, но тот ни-бэ-ни-мэ ни по русски, ни по английске… Спасло ситуацию то, что в тот момент они уже доехали до нужного места и автобус стал разворачиваться. Увидев это, супруга сама все поняла и успокоилась. Вот такая забавная история…

Ну, вот собственно и закончился мой рассказ. Удачных вам путешествий, мои дорогие читатели!!!

P. S. При создании этого рассказа использовались репродукции с этого сайта: http://www.all-art.org , а заглавная фотка взята отсюда: http://www.lifeisphoto.ru