Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Камчатские каникулы. Часть 1. Катится, катится голубой «Урал» или Вилючинская Царь-сосулька

Петропавловск-Камчатский — Россия Декабрь 2019

По дороге в потоке огней снующих туда-сюда машин и автобусов двигался огромный бесформенный сугроб. Порывистый ветер сдувал с него снежную пыль, а когда сугроб подскакивал на каждой кочке и шероховатости асфальта, от него отваливались куски снега. По мере приближения к автобусной остановке, где стояла я, сугроб принял очертания очень большой машины. Это был вахтовый «Урал» — та самая машина, которую я и ожидала.

— Галина? Очень рад Вас видеть! — из водительской кабины выскочил веселый мужчина, открыл мне дверь кузова. — Заходите, размещайтесь, где понравится. Вы первая! Я — Иван. Я буду гидом в сегодняшней поездке.

Я забралась внутрь теплой машины. Кто не ездил на «Урале», тому расскажу об устройстве его будки-кузова.

Кузов и кабина водителя разделены. На внутренней стенке кузова, смежной с кабиной водителя, прямо перед моими глазами перемигивалась разноцветная новогодняя гирлянда, повсюду во все щели были затолканы елочные игрушки и прочие радостные безделушки. Да, и телевизор был, правда, пока выключенный.

По пути мы останавливались, чтобы забрать остальных участников сегодняшней экскурсии. Постепенно машина наполнилась веселым народом — с горными лыжами и без, одетыми цивильно и спортивно.

Интуитивно я выбрала место в левом ряду сидений и не ошиблась. Мы двигались на юг, сначала вдоль Авачинской бухты, потом через поселки. И, глядя в свое боковое окошко, я могла наблюдать за рассветом. Увы, он был мутным и тусклым. Солнце изо всех сил пыталось пробиться сквозь плотную облачную пелену, но в итоге сдалось и продолжило свой ежедневный путь где-то там, за облаками. По белесому пятну на небосводе можно было только догадываться, где оно находилось.

В поселке Термальный мы забрали последнюю порцию сегодняшних путешественников, среди которых был мой коллега Саша со своим сынишкой Артемкой. Вскоре встали на технологическую дорогу, ведущую в нужную нам сторону — к Вилючинскому вулкану. Здесь был расположен стенд, наглядно иллюстрирующий то, что нам сегодня предстоит увидеть. «Зайкин ключ», «Зайкин мыс», Вилючинский водопад… Какие места! Какие названия! Песня!

Так называемая технологическая дорога зимой прекрасна! Все ее шероховатости и неровности загладил снег, утрамбованный колесами машин. А их тут шныряет немало. Кроме джипов всех форматов и разновидностей от оригинальных до модернизированных и очень сильно тюнинговых по дороге ездят бензовозы — они возят топливо к Асачинскому золоторудному месторождению.

Справочно:

В 1973 году геолог Успенская Г.И. в бассейне р. Асачи обнаружила кварцевую жилу с содержанием золота и серебра, открыв тем самым Асачинское месторождение. Сегодня это один из основных рудных объектов Южно-Камчатского горнорудного района. Оно находится в Елизовском районе в верховьях левого притока реки Асачи, в 30 км к югу от действующей Мутновской ГеоТЭС. Расстояние от месторождения до поселка Термальный составляет 135 км, до побережья Тихого океана 40 км.

Первую остановку мы сделали у ручья «Зайкин ключ», в народе называемом Серебряный ручей. Он стекает со склонов горы Зайкин мыс. Русло ручья накрыто снежной периной, но когда он выходит на поверхность, то образует озорные проталины.

По пути Иван не пропускал сухие березки на обочинах, присыпанные снегом — они пригодятся для костра! Какой же поход без костра?))) Я еще успела подумать: «Надо, наверное, распилить эти дровины», но Иван просто закинул их на крышу «Урала»:

На мосту через реку Паратунка была следующая остановка. Каждый камешек в реке нахлобучил на себя снежную шапочку. Даже с моста слышно, как на перекатах рокочет разговорчивая река.

Здесь нашу компанию обогнала команда джиперов «Веселый Роджер», движущихся туда же, куда и мы — к Вилючинскому перевалу. Сегодня мы еще не раз встретимся с этими ребятами.

А мы тем временем подъехали к месту, откуда обычно начинается приключение в форме похода к Вилючинской сосульке. Вот она, красавица — голубеет в распадке:

А сам вулкан Вилючинская сопка сегодня был, вероятно, немного не в настроении — спрятался от нас за облаком и никак не желал оттуда выглядывать.

На разведку пути к Сосульке отправился народ — Иван на снегоходе и еще несколько человек пешком. Я увязалась вслед за ними не столько из любопытства, сколько из желания согреться. И ведь мне это удалось! Еще бы! Преодоление пушистой снежной целины, в которую на каждом шаге проваливаешься почти по пояс, разогреет и голого, а не только одетого в серьезную дубленку. Выбираться из этого снежного плена мы помогали друг другу. Надежным спасателями были Саша и Артемка, то и дело вызволявшие меня, когда я просто утопала в пухляке, заваливаясь то на бок, то рыбкой падая вперед. Радостно, весело, озорно!

Откапывать из снега пришлось и снегоход, который капитально застрял среди невысоких кустов. Совместными усилиями мы прокопали и ногами немного утрамбовали траншею, по которой снегоход и выбрался. Хотя разве можно утрамбовать сухой рассыпчатый снег?

В снегу прямо на дороге застряли и джипы. Было просто приятно смотреть, как весело и радостно они буксовали! По одному выбравшись из снежного заточенья, наконец, они выстроились в колонну и дружно поехали в сторону Вилючинского перевала.

Вскоре вслед за ними отправились и мы. Нам тоже надо туда.

Нашему «Уралу» пришлось немало попыхтеть, забираясь по серпантину. Не во все повороты грузная машина вписывалась с первого захода. Иногда приходилось несколько раз сдавать туда-сюда, чтобы окончательно довернуть в нужную траекторию. Мне вспомнился Памир с его такими крутыми склонами и резкими виражами, что машины не поворачивали на них, а ехали по серпантину передом-задом- передом-задом.

Насколько высоко мы поднялись, можно было судить, ориентируясь на дорогу, виднеющейся тонкой белой ниточкой в межгорной долине, откуда мы выехали буквально полчаса назад.

На Вилючинском перевале было ветрено. Ветер периодически разгонял облака, открывая перед нами то одну вершину, то другую. Но сколько я ни просила Вилючинский вулкан открыть «личико», он остался непреклонным, не внял моим мольбам. Только и оставалось, что поклониться ему да в обратный путь пускаться.

Но как выглядит Вилючинская сопка, я показать все же могу. Посмотрите мои фотографии сентября 2013 года, сделанные отсюда же, с Вилючинского перевала:

Справочно:

Вилючинский вулкан (иначе называемый Вилючинская Сопка) расположен к юго-западу от г.Петропавловска-Камчатского, за Авачинской бухтой, на водоразделе рек Вилюча и Большая Саранная, в верховьях реки Паратунки. Это потухший очень красивый и легко узнаваемый вулкан с правильным конусом высотой 2175 м над уровнем моря.

Вулкан Вилючинская сопка является памятником природы, который находится частично на территории Южно-Камчатского природного парка, внесённого в 1996 г. в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО в номинации «Вулканы Камчатки».

Вулкан расположен к юго-западу от г. Петропавловска-Камчатского за Авачинской бухтой. С трёх сторон он окружён долинами рек Вилючи, Паратунки и Большой Саранной.

Вулкан получил своё название от бухты Вилючинская. Ительмены бухту Вилючинскую называли «Ниякшин». В 1830 г. гидрографы П. Ильин и П. Скрыпов переназвали бухту в Вилючинскую, от слова Вилюй. Так получили свои названия вулкан Вилючинский и река Вилюча.

Вы, наверное, помните, что у некоторых участников нашей поездки были горные лыжи? Это ведь как ружье на стене.)) Да, именно так! Отсюда, почти с самого Вилючинского перевала Саша и Женя поехали по целине, что называется freeride. Хотя Иван и дал четкие инструкции, куда ехать надо, а куда ни в коем случае, но, скажу честно — я все равно волновалась. А если мальчики заедут в какой-нибудь распадок, где их трудно будет отыскать? К счастью, все прошло благополучно. Правда, чтобы выбраться на дорогу, находящуюся на некотором возвышении, им пришлось изрядно попопеть и попыхтеть: на коленях они лезли вверх по склону, лыжами прорубая себе ступеньки в снегу по пояс. Да ведь на ногах-то у них были горно-лыжные ботинки…

…На привал мы остановились там, где буксовали джиперы. Отсюда начинается поход к Вилючинскому водопаду, который зимой превращается в огромную сосульку. Скажу сразу — я к сосульке не пошла. Не была готова к такому походу по пояс в снегу. Не готова по форме одежды и обуви. Очень жалею, что не увидела вблизи эту красоту, ругала себя, что гетры от снега остались в гостинице, хотя я их привезла с собой! Пару часов назад я уже попробовала погулять по этому пухлому и глубокому снегу и поняла, что к походу в Сосульке надо быть готовым, чтобы удовольствие не превратилось в испытание. И тогда есть шанс не подвиг совершить, а счастье получить! Сегодня к подвигу я явно не готова. Может быть, зря себя пожалела? Но одной мечтой у меня стало больше — увидеть замерзший Вилючинский водопад. И не ледяную горку, как сейчас, а настоящую Царскую Сосульку, какой она бывает в марте—апреле.

Справочно:

Последнее крупное извержение, которое способствовало росту Вилючинского вулкана, произошло около 10 тыс. л.н. Позднее лава выступала на поверхность в 5 — 7 км к северо-западу от вулкана, тем самым как бы создала падь между вулканом и этими лавовыми выходами. Спустя многие сотни и тысячи лет эти углубления заполнили небольшие ледники, которые в летнее время тают и образуют множества небольших ручьев. Вся талая вода устремляется в один распадок, который в конце имеет резкий вертикальный обрыв высотой около 40 метров. Здесь и рождается водопад, называемый Вилючинским.

С наступлением зимы водяной каскад водопада замерзает, превращаясь в сорокаметровую ледяную скульптуру.

Я осталась у костра кашеварить. Как сказал Иван: «Надо просто сварить воду». Сам он отправился на снегоходе попытаться проложить к Сосульке путь, чтобы по нему челноком туристов перевозить. Увы, не получилось ничего, не пробился он через пухляк. Вернулся к костру, чтобы ушицу успеть сварить к возвращению оголодавших туристов. А то ведь они и похудеть могут!

Вам остается только поверить — уха была божественно вкусной! Я с трудом удержалась от очередной (третьей!) порции.

Все отправившиеся к Сосульке не только дошли до нее, но и вернулись! Довольные, счастливые! Усталые…

На обратном пути в Петропавловск-Камчатский в машине было тихо и сонно. Кто-то дремал, кто-то смотрел кино — про Камчатку, про мишек… Мне казалось, я тоже проваливалась куда-то в сонное беспамятство. Еще бы! 9 часов разницы во времени с Москвой, бессонный ночной перелет накануне…

Я очнулась от оживления, царящего в машине: мы приехали в пос. Термальный, славившийся своими горячими источниками. Здесь расположены многочисленные открытые бассейны. Как же мне не хотелось вылезать на мороз из теплой машины! Но от одного удовольствия я сегодня уже отказалась. Неужели еще раз себя не пересилю?

Быстренько собрала себя в кучку и устремилась за народом, радостно выскочившим из «Урала». Еще несколько минут — и я уже нежилась в горячей воде на очень свежем воздухе! Пар скрывал четкие очертания окружающего мира, но все равно было видно, что вокруг стоят огромные заиндевелые деревья. Перемещаясь по акватории бассейна, можно найти места, где вода теплее или холоднее. Там, где на бортике нарисован значок водопроводного крана — выход горячей воды. В этих местах надо быть осторожным — можно обжечься. Подальше от такого крана — вода в бассейне прохладнее.

Мне тут же вспомнилось, как несколько лет назад во время моей самой первой поездки на Камчатку я побывала в таком же бассейне.

Сегодня на бортиках снега было совсем немного, видимо, его зачем-то смели в сторону. А тогда, в 2012 году, снега было, наверное, больше метра. И я вылезала из горячего бассейна и падала в снежную перину!

Сейчас мы плавали, рассказывая друг другу разные жизненные истории. Я сетовала, зачем, мол, снег убрали, поваляться негде. А Иван и говорит: «А давайте вылезайте вон туда, под елку! Там есть немного снега». А и глазом моргнуть не успела, как оказалась на бортике. Спасибо Ивану за такую веселую фотографию!

…Вода сначала реанимировала мой уставший организм, но потом окончательно отняла последние силы. До гостиницы я добралась уже почти в полубессознательном состоянии и рухнула на кровать… Спать!!!

Ах да, чуть не забыла! Уже почти в полной темноте Вилючинский вулкан все же показал нам «личико»!

В рассказе использованы, в том числе, фотографии участников экскурсии: Свотина Ивана, Бобрякова Вячеслава, Андрея.