Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был 21 апреля 22:38

Калининград — Россия Декабрь 2019
Калининград. Рыбная деревня.

«Такой город, как Кёнигсберг на Прегеле, можно признать подходящим местом для расширения знания и человека, и света. Здесь и без путешествия [в чужие страны] можно приобрести такое знание». (Надпись с изречением Иммануила Канта на скамейке рядом с площадью Победы)

Неожиданно в канун Нового Года довелось съездить в командировку в Русскую Балтику. За десять дней, что мне было отведено, посетил Калининград, болота близ посёлка Романово, один раз вышел к морю в Светлогорске (где меня чуть не сдуло ветром) и ещё поужинал на набережной в тёмном Зеленоградске незабываемой ухой. Купание в Балтийском море в декабре вряд ли доставит удовольствие. Я даже подумал, что в такую погоду и рыбы в отчаянии могут выброситься на берег. Но зато погода благоприятна для сборщиков янтаря.

Светлогорск. Балтийское море.

К сожалению, из десяти дней, что я там провёл, только один день выдался идеально солнечным и безветренным. Все остальные — это просто жесть! Погода менялась каждый час, балансируя около нуля. Сначала тихо и спокойно. Потом, вдруг резко холодало. Непонятно откуда взявшийся дождь с порывами ветра до 20 метров в секунду переходил в ледяной и мгновенно превращал куртку в подобие панциря черепахи. Оставалось только с криком — «Кавабанга!» — бегать, чтобы не замёрзнуть, в окружении таких же жалких собак. Ну и, естественно, в единственно свободный день погода выдалась тоже пасмурная и дождливая. Но всё-таки я терпеливо ждал этого последнего дня, чтобы познакомиться с городом в светлое время суток.

Здесь надо бы сделать небольшое отступление о пользе изучения географии в школе. Дело в том, что объект, куда я и мои сотрудники, были командированы, находится в непосредственной близости от Балтийского побережья. И вместо того, чтобы снять гостиницу в ближайших курортных городках Светлогорске или Зеленоградске (где в декабре это ничего не стоит) некая барышня, занимающаяся бронированием и, видимо, страдающая топографическим критинизмом, умудрилась снять номер в гостинице Пруссия, что находится на юге Калининграда в районе Понарт. Гостиница очень хорошая, но сам район — это Калининградское гетто. Издревле жители этого района славились буйным нравом и независимостью. Традиции сохранились до нынешних времён. За порядком в районе постоянно следят патрули, которые в вечернее время ходят туда-сюда-обратно и после 20 часов район словно вымирает. Так вот, нам приходилось ежедневно на арендованном микроавтобусе рано утром по темноте через пробки выезжать с юга Калининграда на север области (40 км), а вечером, снова по-тёмному, и опять в пробках, возвращаться обратно. Вот бензину нажгли! С точки зрения логистики это не есть хорошо.

Конечно же, за один день город не осмотреть. Многие сохранившиеся достопримечательности из-за разрушительной войны оказались хаотично расположенными по всему городу и, чтобы увидеть максимальное количество объектов, перемещаться с одного места на другое выгоднее на автомобиле. Но за предыдущие девять дней я так накатался на машине, что хотелось просто погулять пешком под дождём, и подгоняемым ветром.

Накануне я набросал в голове план. В целях экономии времени я сразу отсёк все музеи, вместо них я решил посетить местную пивоварню, но уже когда стемнеет. А свой маршрут решил закольцевать — начать с Рыбной деревни, потом погулять по острову Канта, затем снова через Рыбную деревню пройти к Литовскому Валу, обойти Верхний пруд, погулять по старому району Марауненхоф, и через Штайндамм вернуться к Кафедральному собору.

На картинке это выглядит примерно так.

Чтобы вы представили масштабы города, скажу, что такая прогулка неспешным шагом с остановками у достопримечательностей у меня заняла почти четыре часа.

От гостиницы «Пруссия» я доехал на маршрутке до района Форштадт и по набережной реки Преголя подошёл к пешеходному Юбилейному мосту, построенному в 2005 году к 750-летию Калининграда. Об этом сообщает табличка на правой колонне.

Рыбаки на набережной реки Преголя.
Юбилейный мост.

Красивый мост. Подтверждением народного признания моста можно считать обильную увешанность всех его перил свадебными замками. Молодожёнов даже не смущает тот факт, что мост разводной. При прохождении негабаритных судов средний пролёт разводится. Юбилейный мост украшен ажурными фонарями и оградой.

Свадебные замки на Юбилейном мосту.

Перейдя мост, сразу попал в новый историко-этнографический комплекс «Рыбная деревня». На этом месте раньше был рыбный рынок. Деревня своим внешним видом напоминает любую среднеевропейскую набережную в центре старинного городка у реки. Достаточно красиво, не смотря на серый фон многоэтажек по соседству. Когда её достроят, она действительно будет радовать глаз. Сейчас там гостиница, смотровая площадка на башне «Маяк», рестораны, магазины по продаже янтаря, сувениров и картин. На башню я решил не подниматься, в такую погоду с моросью как-то без удовольствия. Но янтаря прикупил. Целую сумку. Ведь Новый Год скоро! Опять придётся выступать в роли Деда Мороза.

Рыбная деревня.

Янтарь — это «солнечная» гордость всей Русской Балтики. Музей янтаря, дворец спорта «Янтарный», янтарный комбинат, улица Янтарная, поселок Янтарный и многое другое. В каждом названии этот край представляет себя в качестве мировой столицы «солнечного камня».

Из Рыбной деревни на остров Канта можно пройти по Медовому мостику. Это один из семи мостов старого Кёнигсберга. Почему такое странное название? Я не знаю. Может быть, это название он получил из-за медового месяца, начало которого молодожёны отмечают на мосту.

На ограде моста местные мастера усадили дедушку-хомлина по имени Карл — домового, занимающегося на досуге обработкой янтаря. Хомлин всегда одет по погоде — местные жители полюбили его и не дают ему замёрзнуть. «Мостовёнок» благополучно сторожит вверенное ему хозяйство. Из-под его носа с острова ещё ничего не своровали. И, главное, его самого не украли. Хочется верить, что так будет всегда, потому что его видят только добрые и хорошие люди. У дедушки-хомлина есть бабушка Марта, но она сидит (вернее, стоит) в другом месте. Они не одиноки. У них даже есть внучок Витя. Латунные фигурки размером с ладонь, как и основные памятники архитектуры, рассредоточены в разных частях города, и пытливый турист может при желании все их найти, проложив свой индивидуальный маршрут по этому городу.

Дедушка-хомлин Карл.

Главной достопримечательностью бывшего Кёнигсберга и нынешнего Калининграда, является Кафедральный собор, расположенный на острове Канта. Первое упоминание о нём в 1333 году. В ходе второй мировой войны собор сильно пострадал в результате налёта британской авиации, но снесён не был, может быть потому, что у его стены был похоронен Иммануил Кант. Немецкий философ, автор «Критики чистого разума», родился в Германии, умер и похоронен в Германии, а его могила находится в России. Парадоксы истории.

Кафедральный собор.

Кант является безусловным символом региона, который некогда назывался Восточной Пруссией, а в послевоенные годы стал Калининградской областью. Именем Канта названы остров, музей, университет, медицинский центр и другие общественные места. Удивительно, что во время последнего голосования аэропорт назвали именем «весёлой императрицы» Елизаветы Петровны, а не именем Иммануила Канта, который в течение нескольких лет, как раз при Елизавете, был подданным Российской империи.

Открытая колоннада с могилой И. Канта.

Остров Канта до войны был плотно застроен. Где-то читал, что есть такая версия, что когда Пётр I прибыл в Кёнигсберг, то жил он в одном из частных домов Кнайпхофа (так тогда назывался город на этом острове). Сейчас же кроме восстановленного Кафедрального собора и парка скульптур на острове ничего нет. Из скульптур привлекает внимание группа «Эпоха Возрождения». На гранитном блоке, поддерживаемом с одной стороны атлантом, с другой — кариатидой, портреты деятелей эпохи Возрождения. Я жалею, что не попал в Кафедральный собор на концерт органной музыки. Они проводятся там ежедневно. Ведь Кант, орган и янтарь — три самые главные достопримечательности Калининграда.

Скульптура Эпоха Возраждения.
Скульптура "Эпоха Возраждения".

Во время прогулки по острову над головами раскрывается целый мир из омел. Пожалуй, это придаёт городу большую долю романтики. В Европе на Рождество многие украшают дома и квартиры ветками омелы. Случайно оказавшиеся под этим растением люди по старой доброй традиции должны целоваться. Мне было не с кем. В Калининграде омелы повсюду. В городе почти не осталось деревьев, незаражённых этим полупаразитным кустарником.

Парк на острове Канта.

Далее мне надлежало вернуться по Медовому мосту и через Деревянный мост перейти реку Новая Преголя. У Деревянного моста сохранилось старое название, хотя он давно уже не деревянный. В кадр попал трамвай. Любопытно, что я встречал в городе множество трамвайных путей, а самих трамваев мало. Потому что в городе остался только один маршрут № 5. Многие маршруты ликвидированы, а рельсы закатаны в асфальт. Любопытно, что калининградский трамвай имеет метровую колею. Трамвайная система города очень старая, ей 125 лет. Если бы она была целиком восстановлена, то, безусловно, только бы украсила город. Если её полностью уничтожат, к чему и идёт — будет очень печально.

Хорошо, что трамвай прикрыл собой самое безобразное здание города — Дом Советов, и мне теперь можно о нём ничего не рассказывать. Как и о других стекло-бетонных монстрах, портящих общее впечатление от города…

Затем я дошёл до улицы 1812 года, одной из самых старых улиц города. Здесь расположено очень старое пожарное депо, которое и сейчас используется по прямому назначению. Это пожарно-спасательная часть № 1. Здание отреставрировано, сложено из красного кирпича, трёхэтажное, с мансардой. На первом этаже находится гараж для пожарных машин. Перед зданием стоит один действующий гидрант и четыре стильных старинных кёнигсбергских гидранта — раритеты довоенного и послевоенного времени. В пожарном депо проводятся экскурсии по предварительной договорённости. Там, видимо, и внутри много интересного.

Старое пожарное депо.

Сама улица очень приятно выглядит. Очень хотелось зайти в антикварный мебельный магазин (если не купить, то хотя бы полюбоваться), но он был закрыт.

Улица 1812 года.

Вышел на улицу Литовский Вал, явно сохранившую своё историческое название, и спустился вниз до Закхаймских ворот. Все старые кёнигсбергские ворота стоят на оживлённых перекрёстках и их не очень удобно фотографировать. Машины то в кадр попадают, то норовят тебя сбить.

На следующем пересечении Литовского вала с другой улицей стоят Королевские ворота, которые внешне напоминают маленький замок.

Королевские ворота.

Затем ноги привели меня к важным историческим объектам старого Кёнигсберга, а именно к казарме Кронпринц и бастиону Грольман. И вот тут-то я понял, что у меня два варианта: или я зависаю здесь на неопределённое время с риском не успеть посмотреть всё намеченное, или всё же иду дальше, чтобы погулять по Марауненхофу — старому немецкому району с хорошо сохранившейся гражданской застройкой. Выбрал второе, сфотографировав лишь редюит бастиона Грольман.

Редюит бастиона Грольман.

Далее улица Литовский Вал упёрлась в кольцевую развязку, рядом с которой стоят Россгартенские ворота, башня Дона, в которой находится музей янтаря, и ров наполненный водой.

Россгартенские ворота.

Далее я потерял ориентировку в пространстве, заряд на смартфоне показывал минимальные значения, а мне ещё предстояло фотографировать. Местная жительница мне подробно объяснила, куда мне следует идти дальше и, пройдя какими-то улицами и дворами, я вышел прямо к Верхнему пруду. Пруд очень живописно выглядит, дорожки по периметру выложены плиткой, гулять вокруг одно сплошное удовольствие. Но не в такую погоду.

Набережная Верхнего пруда.

Я перешёл пруд по Лебединому мосту и сразу оказался в районе Марауненхоф — одном из самых красивых и дорогих районов города. Район застраивался частными виллами, и большая часть немецкой застройки сохранилась. Вот некоторые из них.

Город с двумя именами

Выйдя из Марауненхофа по улице Тельмана с булыжной мостовой и старой заброшенной метровой трамвайной колеёй, снова оказался на берегу Верхнего пруда рядом со скульптурой «Грация».

Улица Тельмана.
Скульптура «Грация».

Ну, а потом стало смеркаться, световой день заканчивался, и пришло время посетить пивоварню «Хмель», которая находится по адресу: площадь Победы, 10. Отдельно отзыв об объекте писать не буду, но очень рекомендую. Пиво шести сортов: светлое фильтрованное, царское светлое, яровое пшеничное, боярское красное, цыганское чёрное и резаное пиво. Попробовал все сорта и все очень вкусные. Стоимость любого пива за 500 мл — 147 рублей, 300 мл — 107 рублей.

Сидя за стойкой бара, я разговорился с барменом по поводу названия города. Кёнигсберг или Калининград? Переплетение немецкой истории с советской и российской. На одной стороне улицы лютеранская кирха, на другой — православный храм. Для старожилов Кёнигсберг — оплот фашизма и филиал ада на земле. А молодёжь больше называет город не иначе как Кёниг. Каждая сторона приводит свои аргументы, и каждый по-своему прав.

Советская власть постаралась, чтобы имя города соответствовало действительности: сровняли бульдозерами старинные кварталы и частично уничтожили и не сохранили то, что досталось нам по решению Потсдамской конференции 1945 года. Но ещё есть целые улицы, которые сохранили дух прошлого. И пока чиновники будут уродовать центр города, строя торговые центры, офисные здания ради наживы и всякие Дома Советов, не будет Кёнигсберга, а будет один сплошной Калининград…

Из «Хмеля» я вышел под хмельком и обнаружил, что город погрузился во тьму.

Снова дошёл до острова Канта, мысленно попрощался с великим философом, заглянул в Рыбную деревню и поехал в своё гетто, чтобы назавтра вылететь из аэропорта имени императрицы Елизаветы Петровны в «Большую Россию».

Кафедральный собор.

В качестве постскриптума и для полноты картинки. Мне ещё довелось побывать на болотах близ посёлка Романово, что всего лишь в десяти километрах от Балтийского моря. И теперь то я знаю, что этот край не совсем янтарный. Я был на условно «закрытой» территории, где война оставила за собой многочисленные следы. Видел остатки бетонных построек с колючей ржавой проволокой, непонятные и таинственные знаки, следы от авиационных неразорвавшихся бомб и, однажды, в потёмках пнул ногой противотанковую гранату РПГ-40. Сначала подумал, что это старый использованный масляный фильтр от грузовой машины, а потом внимательно посмотрел и обомлел.

По первому льду. Пруд у посёлка Романово.

Таковы мои первые впечатления об этом крае.

Какие выводы я сделал из этой поездки?

Первое. Город Калининград мне очень понравился и я в него ещё обязательно вернусь, ведь я ещё не был в его музеях и не попробовал кёнигсбергских клопсов — любимого блюда Иммануила Канта. Но этот интереснейший город требует значительного времени для вдумчивого осмотра и предварительной подготовки для понимания увиденного.

Второе. В Калининграде, с его темпоритмом жизни, видимо, хорошо пенсионерить. Поговорив с некоторыми местными жителями, я узнал, что многие сюда переехали, отработав долгие годы на Севере и в Сибири. Но это только если вы погоданезависимы. Дожди тут идут большую часть дней в году. Нехватку солнечного света жителям, видимо, компенсирует «солнечный камень» — янтарь.

Третье. Есть такое мнение, что если эта область хорошенько выучит иностранный язык, то она пойдёт шататься по Европе. Правда, если забудет русский язык — тут же пришлют учителей. Это не я придумал, а местный житель, но я с ним полностью согласен.

Четвёртое. Название города — Калининград — ему совершенно не подходит. И я его вчера переименовал в Кантбург.