Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 7:22
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Маалула — Сирия Ноябрь 2019

Петру Аркадьевичу Столыпину приписывают фразу: «России за десять лет меняется всё, а за двести лет ничего не меняется." Примерно всё то же самое можно сказать и про Ближний Восток.

Прежде чем говорить про сирийскую Маалюлю, сделаем небольшой экскурс в историю.

В 909 году на территории Египта образовался Фатимидский халифат (до 972 гг. Кайруан являлся столицей).

Фатимиды — династия исмаилитских халифов, потомков двоюродного брата и одновременно зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба и Его дочери Фатимы (отсюда название). Их государство в Северной Африке просуществовало с 909 по 1171 г.

Ближний Восток во все времена представлял собой смесь из людей разного вероисповедания. Назначая на должности, халифы старались соблюсти баланс. Фатимиды были людьми высокообразованными, чего при всём желании не могли привить большинству подданных.

Во времена воцарения Аль-Хакима (правил с 996–1021 гг.) паритет был резко нарушен в пользу христиан, занявших основные административные посты. Стоит отметить, когда Хаким взошёл на престол, ему было всего 11 лет и 5 месяцев. Соответственно, христианская группировка этим воспользовалась, нарушив вековой баланс.

Любое действие рождает противодействие — с 1008 по 1015 г. в халифате произошли гонения на христиан. Два христианских источника утверждают, что в это время был разрушен Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

В противовес подобному иерусалимские документы показывают, что произошла простая передача управления храмом от традиционных христианских конфессий к несторианам и яковитам.

Был ли Храм частично сломан или подвергся реконструкции, сказать сложно. В любом случае, в 1048 г. строительные работы завершились.

И тем не менее слухи о разрушении Храма Гроба Господня достигли Европы, где одну из первых скрипок в агитации Крестового похода (1096–1099) сыграл некий Пётр Пустынник. Являлся ли он вменяемым человеком, историки до сих пор спорят, но зажечь толпу энергией у него получалось великолепно.

Пётр родился в 1050 году, и в качестве паломника посетил Палестину. Если снос Храма в Иерусалиме случился в 1009 году, то Пётр побывал там минимум в 1070, максимум в 1090 годах. Спрашивается, что он лично мог видеть?

Однако, увы, именно так начинаются войны! Вспомним пробирку, которую тряс в руках Колин Пауэр.

* * *

Во время первого посещения Сирии Маалюля оставила самые яркие впечатления. То горькое известие, которое раструбили в декабре 2013 года СМИ, произвело шок! Маалюлю захватили боевики Джабхат ан-Нусры. Они не только надругались над религиозными святынями, но ещё и взяли в плен монахинь из монастыря Святой Фёклы.

В 2005 году нам очень сильно понравился монастырь, и мы купили там сразу несколько иконок. Запомнился источник, возле усыпальницы Святой. Мысленно я неоднократно проходил через гору, что раздвинулась от Её молитвы. Вспоминался и сам городок.

Я внимательно следил за новостями. В марте 2014 г. при посредничестве международных организаций были освобождены монахини, а через месяц сама Маалюля. Вроде как радостное событие, но те разрушения, что устроили в городе боевики, оказались чрезвычайными.

После освобождения городка прошло более пяти лет, и вот я, вместе с друзьями и гидом, вновь еду в Маалюлю.

Маалюля расположилась неподалёку от трассы Алеппо — Дамаск. Сворачиваем по указателю, проезжаем через вполне обычный сирийский городок, названия которого я не запомнил. И вот перед нами частично разрушенная арка, обозначающая, въезд в Маалюлю.

Как и в первый раз, глядя на примостившийся у подножия горы городок, испытываешь чувство восхищения. Уж больно красивы здешние места! Верхняя часть горы голая и необжитая, вершина обрамлена шапочкой или скорей короной. С середины тянется нарезка в виде зелени и человеческого жилья. Гора представляется огромным существом, позволившим людям разместиться на своей нижней половине.

Присмотревшись внимательней, замечаем большое количество разбитых строений. Блочные здания, подобно ослеплённым праведникам, чернеют пустыми глазницами дверей и окон.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Маалюля одно из древнейших поселений Сирии. В окрестных пещерах найдены артефакты 50–60 тысячелетней давности. Маалюля известна в мире как одно из мест, часть населения которого говорит по-арамейски (на западном новоарамейском) — на языке Иисуса Христа, при этом слово Маалюля обозначает — вход или проход.

Это действительно так! Заполнив образовавшуюся щель, городок раскинулся строениями от коронованной Создателем горы до противостоящего массива.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

В прежние годы сюда приезжало большое количество автобусов с паломниками и экскурсантами. Маалюля пестрела вывесками хостелов и гостиниц, кафешками и уличными торговцами. Автобусы и машины с трудом разъезжались по узким улочкам… Теперь же по поруганному поселению мы движемся в одиночестве.

Дорога, огибая Маалюлю, поднимает на гору. Когда достигаем верхней точки, взгляд упирается в собратьев по несчастью: уничтоженную гостиницу и разбитые коттеджи.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Маалюля занимает стратегически важное место. Трасса Алеппо — Дамаск совсем рядом, городок на возвышенности и отсюда в трёх-четырёх километрах поддержавший оппозицию Ливан.

Наше детальное знакомство с Маалюлей начинается с монастыря Мар Саркис. Его построили на высоте 1790 метров слева от ущелья.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Монастырь основан в честь святых Сергия и Бахуса. Римский легионер Сергий и его брат Бахус, уверовав в Христа, отказались приносить языческую жертву и за это были казнены.

Мощи святых мучеников Сергия и Вакха, первоначально находившиеся в Ресафе, давно покинули этот опустевший город (в XIII веке он был оставлен жителями). В настоящее время мощи находятся в Венеции. Русская Православная Церковь отмечает день памяти Сергия и Вакха 7 (20) октября. Именно 7 октября был пострижен в монашество преподобный Сергий Радонежский. Он получил своё монашеское имя в честь мученика Сергия.

Мар Саркис принадлежит Римско-Католической епархии.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

На контрасте с разрушенными зданиями действующая церковь представляется настоящим чудом. Её фасад и одиночный купол с расходящимся на четыре стороны крестом были восстановлены сразу после освобождения.

Зайдя на территорию монастыря, слегка пригибаем голову в узком проходе церковного здания, после чего оказываемся в закрытом дворе.

Пройдя обрамлённым арками портиком, попадаем в святилище. Древний храм сохранился подобно младенцу в утробе матери. Здание многократно перестраивалось и переделывалось, однако внутренняя начинка дошла до нас с минимальными изменениями.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Здесь тот случай когда кирпичи в буквальном смысле дышат историей. Деревянным сваям примерно 2 тыс. лет.

Храм построен в 313–325 г. на месте языческого храма Аполлона во времена правления Константина Великого.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Сохранились два уникальных алтаря в виде стола. На подобных плитах язычники приносили жертвы богам. Единственное отличие, у здешних нет канавок для стока крови, нет и изображений жертвенных животных.

В IV веке от подобной формы алтарных столов христиане отказались, но эти уничтожать не стали.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Плиты-алтари простояли 1700 лет и вот теперь одна из них игиловцами разбита. Под алтарём устроена усыпальница. Ворвавшись в церковь, бандиты стали искать золото, сбросили алтарный стол и осквернили усыпальницу.

После освобождения служащие церкви склеили расколотый алтарь и установили на место. На плите теперь видна трещина.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Самые нарядные иконы написаны художником с Крита в 1813 г. специально для этого храма.

Ещё две иконы XVII века — подарок командующего польской армией генерала Андерса. Его армия была сформирована на территории СССР в 1941–1942 годах, после чего её переправили в Ирак и Иран, где поляки охраняли британские нефтепромыслы. Далее англичане армию Андерса переформировали во 2-ой польский корпус и отправили на Итальянский фронт.

В 1943 г. Владислав Андерс некоторое время жил в Маалюле, где был частым гостем монастыря Мар Саркис. Ради справедливости отмечу, по отношению к СССР Андерс занимал непримиримую позицию.

Гид пообещал, что для нас прочтут «Отче наш» на арамейском. Так оно и произошло. В церковь зашла одна из служительниц, вид коей с монастырём никак не ассоциировался. Её пышные формы и распущенные волосы, настраивали на греховное… Но как только женщина начала читать молитву, греховное улетучилось. Мы с удовольствием вслушивались в знакомо-незнакомые слова, поражаясь певучестью арамейского.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

На плазменной панели нам показали, как был разбит монастырь и как его восстанавливали. Лишённый креста купол пробили из гранатомёта, теперь же следов варварства не видно.

Мы посетили церковную лавку. Она соседствует с небольшим музеем, где представлена монастырская утварь.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Нас угостили кагором, налив каждому по маленькой стопке.

Я хотел что-то присмотреть, но так ничего и не выбрал. Католические иконы покупать в подарок не хотелось, и потому я просто пожертвовал.

Осмотрев Мар Саркис, направляемся в сторону монастыря святой Фёклы.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

По пути сворачиваем с дороги, дабы полюбоваться на город с обзорной точки.

Над монастырём возвышается крест. До погрома, раскинув руки по сторонам, на его месте парил Спаситель.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

32-метровая скульптура, выполненная Александром Руковишниковым, была подарена Россией жителям Маалюли, для укрепления связи христиан и мусульман. Напомню, мусульмане почитают Христа как одного из пророков. Но, так как в исламе запрещено изображать человека, радикалы статую взорвали.

Гид обращает внимание на ущелье, которым нам предстоит пройти и на вытесанные в камнях усыпальницы язычников.

Ещё раз повторюсь, Маалюля место древнее, в здешних скалах учёные периодически находят всевозможные артефакты. И тем не менее в христианском мире Маалюля ассоциируется с жителями, говорящими на арамейском, а также со святой Фёклой.

Фёкла жила в первом веке в городе Иконии (Конья). Она собиралась выйти замуж за знатного юношу, но, заслушавшись речами апостола Павла, решила посвятить себя служению Богу. Узнав о подобном, правитель города посадил Павла в тюрьму, а Фёклу решил сжечь на костре, чему помешал внезапно начавшийся дождь.

Позже Она бежала из города. Павел тоже сумел уйти. Вместе они отправились в Сирию. Апостол благословил Фёклу проповедовать слово Божье.

По легенде отец-язычник, желая вернуть дочь, послал за ней солдат. Они её почти догнали, но тут скалы раздвинулись и помогли спастись от погони.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Позже Фёкла сюда вернулась, поселившись в пещере, проповедовала христианство, молитвами исцеляя безнадёжно больных и калек. Второе значение Маалюля от слова «маалиль» — по-арабски больные.

Если в научном мире любой факт требует подтверждения, то в религии подобное не важно. Уверовал, что скалы раздвинулись, ибо Господь решил спасти Фёклу, значит именно так и было.

Атеисты будут утверждать, что ущелье Аль-Фаджж проточено сточными водами, стекающими вниз именно этим путём. Они тоже будут правы.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

В любом случае, шагая тропой Фёклы, ощущаешь некую добрую ауру. Казалось бы, узкие скалы должны угнетать, создавая чувство опасности и ощущение страха. А вдруг с гор сойдёт мощный поток и устремится своим накатанным руслом?… Нет, шествуя по тропе, о подобном не думаешь.

Через некоторое время ущелье расширяется, образуя ложбинку, где по бокам в скалах большое количество рукотворных пещер,

вырезанных усыпальниц

и один домик, наподобие монашеской кельи.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Спускаемся ещё ниже и упираемся монастырь. На его стене плакаты с изображениями солдат, погибших при освобождении Маалюли.

Не смотря на богатую и древнюю историю, большинство строений возведены в XIX веке.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Монастырь святой Фёклы женский, относится к Антиохской православной церкви. До войны здесь действовал приют, где монашки воспитывали девочек-сирот. После разгрома, учинённого боевиками, приют переехал куда-то в более спокойное место.

Поднимаясь по ступеням лестничного прохода, мы видели осквернённые иконы. Их специально выставили для общего обозрения.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Внутреннее убранство главного храма довольно скромное.

Над входом фрески,

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

стены и алтарная часть каких-либо повреждений не имеют.

Во всяком случае, я ничего подобного не заметил.

Чуть выше в скале обустроена пещера, где жила Святая и где находятся Её мощи. Поднимаемся по лестнице и попадаем в просторный зал пещеры, огороженный от внешнего мира арочным перекрытием.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Из камня сочится вода и стекает по сводам, вследствие чего потолочная часть пещеры покрыта травой и небольшим кустарником. Снизу, желая коснуться кроной собратьев, тянется вверх чудом проросшее среди камней дерево.

В некоторых случаях приходится читать, что боевики в монастыре Святой Фёклы взорвали часовню. Насколько я понимаю, часовня на месте, боевики её не взрывали.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Свой нынешний облик пещера начала принимать во времена Византии. Люди приходили на место, где жила Святая и просили о помощи.

Возле усыпальницы Фёклы со стен капает вода, наполняя естественный каменный резервуар. Трудами почитателей источник благоустроен 1700 лет назад, и, если верить сирийцам, дошёл до нас в неизменном виде. Как и 14 лет назад я вновь попил из святого источника.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

Перед входом в усыпальницу снимаю обувь, оставляю фотоаппарат и захожу внутрь небольшой часовни. Её алтарная часть украшена резным белым мрамором, за которым покоятся святые мощи. На стенах иконы, часть старые, но есть и много новых.

Здесь чувствуется особый дух! Кажется, что ты не один, ты под защитой и рядом с тобой кто-то знакомый и добрый.

Святая Фёкла в христианском мире особо почитаема. Её именем названо множество монастырей. Один из таковых у нас, в Калужской области.

В Сальвадоре есть город Санта-Текла, названный в честь его покровительницы святой Фёклы. Также почитается как святая покровительница испанского города Сиджес. В честь Фёклы назван астероид (586) Фёкла, открытый в 1906 году.

Часть мощей святой Фёклы на Кипре в одноимённом монастыре, глава в миланском соборе Дуомо в приделе Её имени, ещё одна часть замурована здесь в скале.

Боевики усыпальницы не тронули. Даже если учесть, что здешние монахини поддерживают идеальный порядок, следов разрушений не видно.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

В сентябре 2013 г. радикалы на два дня захватывали Маалюлю, но их отсюда быстро выбили и никакого ущерба христианским святыням они не нанесли. К сожалению, всё и везде контролировать правительственные войска попросту не могли. В самом конце декабря посреди ночи боевики повторно приехали в Маалюлю, заняли высоты и открыли по городу ураганный огонь.

Христиане Маалюли, бросив свои дома, бежали в соседний городок, где их приютили мусульмане. Так что говорить, что мусульмане воевали против христиан в корне неправильно, а у бандитов нет ни национальностей, ни вероисповедания!

В Маалюле боевики ИГ основательно закрепились. Чтобы обезопасить себя, 16 монахинь в качестве живого щита были взяты в плен.

Сирия. Ч - 11. Истерзанная Маалюля

По словам женщин, обращались с ними хорошо, и тем не менее в заложниках они пробыли 100 дней. По прошествии 5 лет многие из бывших пленниц продолжают служить в монастыре.

Мне трудно дать объективную оценку содеянному. Но я отмечу, до поездки в голове крутилась более страшная картина. С другой стороны, выполнять роль Петра Пустынника, тоже не хочется…

Не стоит представлять боевиков ИГ пещерными варварами. Что-то они взрывали и уничтожали демонстративно, но при этом ценность захваченному осознавали. Большое количество икон и церковной утвари оказалось украдено. Позже, как сообщают СМИ, часть похищенного, при посредничестве президента Асада и международных организаций, удалось вернуть. Скорее всего бандитам заплатили выкуп…

Спустившись вниз, мы прошлись по магазинам, наблюдая за робкой городской жизнью.

Женщины Маалюли традиционно окутывают себя длинными белыми платками. В 2005 г. от подобных одеяний рябило в глазах. Теперь же людей почти нет, но двух дам в белом мы всё же видели.

Если мир установится в Сирии окончательно, народ начнёт в свои дома возвращаться более активно. Градообразующими предприятиями Маалюли являются монастыри. Чем быстрее потянутся паломники — тем скорее вернутся в Маалюлю беженцы, говорящие на арамейском, на языке Христа.