Турист Татьяна Заварова (Tat_jana_Zavarova)
Татьяна Заварова — была 24 апреля 20:08
Cumbre o muerte!

Кочабамба — Боливия Октябрь 2019
Тороторо

17—19 октября 2019 года. В Тороторо я брала тур на 2 дня за 120 $ США в турагентстве Кочабамбы, которое находится на центральной площади. В стоимость тура входили все транспортные расходы, жильё, питание и экскурсии по национальному парку. Организация тура была превосходной, хотя цена несколько завышенная. Если делать всё самостоятельно, то выйдет дешевле. Но в тот момент мне не хотелось ничего делать, и я взяла готовый тур. Утром 17 октября за мной в гостиницу заехал представитель турфирмы и проводил на маршрутку до тороторо. Маршрутки отходят не от центрального автовокзала, а от небольшой автостанции на окраине города. Отправляются по наполнению. Дорога занимает 4 часа. Интересна сама дорога — она полностью вымощена булыжниками (сейчас параллельно ей прокладывается новая).

В Тороторо заселилась в Hostel Dinozavrio расположенный в 2 минутах ходьбы от автостанции. Хостел новый, чистый, с рестораном на первом этаже и террасой на крыше.

Тороторо был основан 21 ноября 1883 года. Сегодня это поселок с населением около 10500 человек. Посёлок очень аккуратный, уютный, располагающий к релаксному отдыху. Идя по посёлку, видишь, что дома здесь от самых примитивных — саманных до весьма современных (коих большинство), кирпичных. Ещё в Тороторо очень много отелей разного уровня — гораздо больше чем приезжающих туристов. Есть небольшие магазинчики, банк, рынок, кафе, рестораны.

Тороторо — рueblo и национальный парк

Иногда встречаются и такие отели «премиум класса».

Тороторо — рueblo и национальный парк

Есть в Тороторо и центральная площадь с каменной церковью — Iglesia de Torotoro. Посередине площади стоит огромный памятник динозавру, вокруг которого несколько статуй динозавров поменьше. Так здесь увековечена память о гигантах когда-то обитавших на этой территории.

Iglesia de Torotoro

Кроме церкви на главной площади, в Тороторо есть ещё две.

Тороторо — рueblo и национальный парк

На окраине посёлка зачастую видишь свободно прогуливающуюся домашнюю живность.

В экскурсионную программу первого дня входило посещение участка с отпечатками лап динозавров и каньон. В группе нас было трое я и семейная пара из Франции. Перед выходом мы зарегистрировались в администрации национального парка Тороторо, которое находится в торце здания администрации. Рядом расположено управление культуры, где можно купить билеты для посещения нац парка. Посещение парка официально разрешено только с гидом.

Администрация нацпарка

Экскурсия же началась с осмотра следов динозавров различных видов, недалеко от деревни. Следы лап очень чётко отпечатались на застывающей лаве. Гид между тем рассказывала какие виды динозавров здесь обитали, чем питались, когда вымерли, историю изучения следов палеонтологами. Для наглядности ставила пластиковые фигурки разных динозавров рядом со следами. К сожалению подробности я сейчас уже мало помню. Вроде обитали здесь тиранозавры, брахиозавры, овирапторы 150 млн лет назад. А их следы отпечатались во время бегства от изливающейся лавы. Палеонтологами они были изучены в 80-х годах прошлого века.

После осмотра следов идём дальше в сторону каньона, по дороге любуясь живописными окрестностями. На входе в нацпарк из домика вышел полусонный охранник и даже билеты не посмотрел. Чувствуется, что туристов здесь бывает явно немного.

Вход в нацпарк

Тороторо — рueblo и национальный парк

Большая часть пути до каньона проходила по руслу пересохшей реки. По словам гида, в период дождей эта река становится полноводной, вода здесь устанавливается вровень с верхней кромкой русла. И судя по высоким каменистым порогам очень бурной.

Чудом устоявшее центре реки дерево.

Тороторо — рueblo и национальный парк

Иногда по пути встречаются вот такие живописные места.

Постепенно горная речка начинает переходить в каньон.

Тороторо — рueblo и национальный парк

И наконец, вот он во всей красе — каньон классический.

Смотровая площадка.

Тороторо — рueblo и национальный парк

Спускаемся на дно каньона и идём по дну вдоль маленького ручейка, который в сезон дождей разрастается до полноводной реки и ходить здесь становится невозможно. Через некоторое время доходим до живописного оазиса в виде водопада окружённого зеленью. И если бы не знать, что находишься в горах, то можно подумать, что этот водопад где-то в джунглях.

У водопада у нас был небольшой привал. Погода между тем начала портиться, вдалеке сверкала молния, гремел гром и начал накрапывать дождик. Нужно было идти обратно. Пока выбирались наверх небольшой дождик перерос в ливень, гром громыхал во всю, молния ярко сверкала. Гид даже посоветовала снять с себя все металлические вещи и выключить телефоны. Пока дошли до деревни, вымокли насквозь, на улице меж тем стемнело, а дождь прекратился. Общая протяжённость маршрута около 10 км. По времени 4 часа.

На второй день была экскурсия в пещеру Umajalanta. Французы идти отказались сославшись на плохое самочувствие, и экскурсия получилась индивидуальной. Расстояние от посёлка до пещеры 8 км — я и мой гид Андрес доехали на двух мото такси, которые представляют собой обычные двухколёсные мотоциклы с водителем. Недалеко от входа в эту часть нац парка есть бытовка, где взяли каски, фонари и верёвку. Там же я оставляла свой рюкзачок на хранение.

Недалеко от Umajalanta

Вход в пещеру на расстоянии незаметен из-за деревьев, а также потому, что находится немного ниже поверхности.

Спускаемся, заходим под пещерный свод, какое-то время идём вперёд прыгая по камням.

Вход в пещеру

Затем проход резко сужается до небольшого лаза — нужно подняться метра на два, проползти по пластунски (иначе никак, свод слишком низкий) метров десять по воде и грязи, а затем спуститься с трёхметрового сырого и скользкого откоса, после чего оказываешься в зале со сталактитами и сталагмитами различных причудливых форм. После первого зала была ещё пара-тройка аналогичных.

Тороторо — рueblo и национальный парк

После осмотра залов со сталактитами и сталагмитами, пошли в сторону подземного озера. По пути не раз сворачивали в какие-то боковые ходы, порой пролезая и проползая по очень узким расщелинам похожим на звериные норы, только каменные, что у меня не раз закрадывалась мысль: «А что если застряну?» Наконец изогнувшись и извиваясь как ужи, пролезаем ещё в какой-то лаз и вуаля — вот оно озеро. Озеро небольшое, округлой формы, как и зала в которой он находится. И вроде, по словам, Андреса там даже водится рыба.

Обратно пошли какой-то другой дорогой, более короткой, но не менее запутанной. В одном месте пришлось перейти через глубокую расщелину по доске. И уже почти на выходе было ещё одно не очень приятное место: там нужно было пройти держась за натянутую вдоль стены верёвку упираясь ногами под 85–90 градусов в сырую наклонную градусов под 75 стену, метров 5. Если сорвёшься лететь вниз метра 4–5. А так обидно убиться рядом с выходом — вон уже и свет виден. В общем здесь нужна удобная спортивная обувь с хорошим протектором и желательно перчатки.

Рекомендации для тех кто пойдёт в пещеру: плотная одежда которую не жалко (можно порвать), обувь на хорошем протекторе, перчатки, наколенники и налокотники тоже не помешают.

На вторую половину дня я взяла экскурсию, которая не была включена в мой тур, на кладбище черепах (cementerio de tortugas) с посещением музея за 110 bs. Больше желающих идти туда не оказалось и эта экскурсия тоже оказалась индивидуальной. От деревни до кладбище идти около 3 км. По пути можно наблюдать сценки из сельской жизни, да и просто разглядывать крайне живописную здешнюю природу.

Козы пасутся

Вначале заходим в небольшой музей. В качестве экспонатов здесь представлены окаменелые останки черепах, кости динозавров, окаменелые моллюски, стоят манекены живших в этих местах динозавров.

Тороторо — рueblo и национальный парк

Само же cementerio de tortugas представляет собой огороженный участок земли, где в песчаных отложениях мелового периода мезозойской эры находятся многочисленные окаменелые останки черепах и, гораздо реже, других животных — например кайманов. По словам гида, пока этому месту не было присвоено статуса национального парка, многие окаменелости были расхищены.

Практически все окаменелые животные хорошо сохранили свой прижизненный вид.

Окаменелый кайман

Водились здесь и очень крупные черепахи. Вот например, как та, останки которой видны в срезе склона.

Утром 19 октября я уехала обратно в Кочабамбу. Ждать пока наполниться маршрутка на этот раз пришлось ждать довольно долго. Уехали около одиннадцати, хотя первоначально планировалось часов в 8–9.