Турист Олег Иванов (iffoneoff)
Олег Иванов
был 31 марта 17:59
Признание
пользователей

Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Токио, Киото, Нара, Хаконе, Канадзава, Никко — Япония Октябрь 2019
75 84

奇跡 Кисеки/Чудо

— У нас есть выбор — поехать или продолжать надеяться. Автобус через полчаса, а трансфер через полтора. Уедем, побольше сегодня увидим в Киото. Но можем и остаться, вдруг случится чудо.

— А давай всё-таки подождем. Обидно уезжать вот так, правда?

— Страсть, как обидно. Давай подождем, конечно.

И они подождали немного. И еще немного. И вышли пройтись, и нашли какую-то совершенно беспризорную дорожку вдоль озера. И когда по всем прикидкам уже нужно было окончательно разворачиваться и топать в номер, чтобы вовремя успеть к трансферу, она заметила…

— А я её вижу!

Среди деревьев едва проглядывала макушка, но это и вправду была она. Фудзи-сан. Что ни говори, а именно увидеть её было главной целью всей авантюрной поездки в Хаконе. Нет, понятно, рёкан, онсен, традиции, то-сё, но затевалось-то всё ради Фудзиямы.

Фудзи — она как северное сияние. Все знают, что она существует, но никто не гарантирует, что вы сможете в этом убедиться, что называется, воочию. И не сказать, чтобы мы её совсем не видели, еще как видели… три секунды из окна синкасена. И ведь погода с утра была невероятно хороша; пока мы не доехали до вожделенного нашего горного озера, у нас и сомнений не было в успехе предприятия. А как мы могли счесть иначе? На небе ни облачка, ветра не наблюдается, тепло и сухо… Горы, однако, вносят в человеческие планы весомые коррективы. А потому что к моменту нашего прибытия небо заволокло тучками, и хоть с верхней точки канатки, хоть с круизного кораблика не видно было ни шиша.

И всё-таки мы её увидели. Сначала некоторое время гора играла с нами в прятки, то появляясь, то исчезая, будто подмигивая. Зато когда мы добрались до пристани, она показала свою заснеженную макушку, а уж когда мы поднялись в номер за вещами, она открылась во всей красе. И правда, не врет реклама. Сказано было «из каждого номера открывается вид на Фудзи» — получите, распишитесь. Надо же, оказывается мы счастливые люди. Многим Фудзи не показывается в принципе. Говорю же, чудо. Ну, дай бог, не последнее.

22
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Вид на Фудзи из окна нашего номера в рёкане на озере Аши.

Необходимое замечание. Рассказ наш написан, прожит, осознан и представлен вашему вниманию совершенными неофитами и по большей части для неофитов же. Мы были в Японии впервые, всего 10 дней, не претендуем на объективность и не утверждаем, что в тех или иных утверждениях и умозаключениях не заблуждаемся. Тем не менее, в процессе подготовки к путешествию и во время самого путешествия мы поняли, насколько мало в русском сегменте сети структурированной информации об этой волшебной стране, и решили описать наши приключения, злоключения и увлечения максимально занудно подробно и по возможности достоверно, под лозунгом «тем, кто пойдет за нами». Краткими наши записки не назовешь, зато полезного, а порой и уникального опыта в них довольно много. Если же в процессе наших изысканий мы в чем-то ошиблись, если какие-то советы покажутся вам неверными, а какие-то выводы скоропалительными, мы с удовольствием примем критику. Все данные в рассказе верны на начало ноября 2019 года.

Приятного прочтения.

責任 Секинин/Ответственность.

23
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Моя дорогая. Я бы сказал больше, но… еще успею.

Часто ли вы планируете поездку, которой любимая ждала, можно сказать, всю жизнь? Ага-ага, вот и у меня такое было впервые. Нет, конечно, у нас уже случались знаковые путешествия, — венецианский карнавал, недавняя Португалия, но это было немноооожечко не то. Приобретенные мечты, из серии «чего бы эдакого отчубучить». Япония же действительно сопровождала Риту, как она рассказывала, с самого детства. История, культура, живопись, костюмы… ей было интересно всё. И вот пришло время, когда сбычу мечт стало уже совершенно неприлично откладывать «на потом».

12
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Поначалу, честно говоря, я совершенно серьезно боялся где-нибудь облажаться, и думал просто застрелиться пойти в турагентство, подобрать какой-нибудь толковый тур, заплатить и ни о чем не думать. Пусть профессионалы думают, а мы расслабимся и будем получать удовольствие. Да, таков был план. Однако время шло, и я начал понимать, что, видимо, снова не судьба. Потому что хочешь что-то сделать хорошо, в нужные даты, учитывая все хотелки, — сделай это сам, или будет дорого. Причем не просто «дорого», а в диапазоне от «очень дорого» до «вы с ума сошли». Понятие «рыночная цена» в случае организованных поездок в Японию не работает. Складывается впечатление, что специализирующимся на Японии турагентствам и туроператорам выгодно культивировать миф, будто Страна Восходящего Солнца — суть вообще другая планета, там живут акулы, гориллы, большие, злые самураи крокодилы и без помощи гидов вам там по-любому кранты сразу, как сойдете с трапа самолета. И вот как только профессионалам туризма удается вселить в вас неуверенность в собственных силах, начинается финансовый кошмар верхних дыхательных путей. Диапазон стоимости заинтересовавших нас туров на 10–12 дней варьировался от 400000 за двоих (без авиабилета) до миллиона (всё включено). При этом найти в программах путешествий кардинальные отличия, оправдывающие такой разброс аппетитов, мне не удавалось, а голоса в телефонной трубке объяснять не торопились. В общем, хорошо, что я озаботился заблаговременно. Трезво рассудив, что времени у меня так и так вагон, и отдать свои денежки я всегда успею, я засучил рукава и решил попытаться в который раз всё спланировать самостоятельно.

計画中 Кейкаку-чу/Планирование

20
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Хаконе

Поисковый процесс был довольно долог, так что во всех подробностях описывать муки и тяготы планирования я, пожалуй, воздержусь. Ну и про муки и тяготы это конечно преувеличение. Обычно процесс подготовки к поездке мне в кайф и захватывает не меньше самого предстоящего путешествия, просто в данном конкретном случае смотри выше – не хотелось мне где-то проколоться. На кону мечты любимой, а мечты вещь хрупкая, знаете ли. За ненадлежащее исполнение мечт можно и сковородкой по башке получить.

Первый вопрос был — когда ехать. На самом деле для нас этот вопрос был делом решенным, по той простой причине, что всю поездку мы подгадывали ко дню рождения Риты, то есть, к началу ноября. Но вообще в Японии есть два бесспорных времени года, в которые сюда и приезжает абсолютное большинство туристов. Весна, с конца февраля по апрель, в период цветения сакуры, и осень, с конца октября по начало декабря. Это у нас называется багрец «момидзи» или сезон красных кленов. Что предпочесть, решать вам. Говорят, что весна в Японии умопомрачительно красива, но имейте в виду — так считает примерно 80% путешественников, соответственно тому и толпы и цены… Свидетельствуем — осень в Японии это тоже невероятно здорово, мы совершенно не жалеем, что предпочли это время года… Хотя и весной наверняка еще попробуем съездить.

15
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Сезон Момидзи в Никко

Определившись со временем поездки, мы принялись выстраивать общую канву путешествия, и решили, что нам для первого знакомства с Японией будет достаточно, условно говоря, Москвы, Питера и их знаковых окрестностей. Спокойно, я не сошел с ума, просто такая аналогия напрашивается. Сами посудите. Если человек никогда не был в России, вряд ли вы его в первую очередь отправите на Колыму Байкал или на Алтай. Конечно, случаи бывают разные, и места, приведенные мной в пример, уникально красивы, но логичнее для первой поездки будет посмотреть две столицы, добавив к ним Петергоф, Павловск, Сергиев Посад и какую-нибудь Коломну. Логистика ясна, какая-никакая цивилизация, словом — несложно для планирования и яркие впечатления гарантированы.

Таким вот образом в нашем списке появились бесспорные и непременные Токио и Киото. А вот поездки из этих городов по окрестностям вырисовывались постепенно, в процессе курения интернета. Сначала мне очень помог форум Винского. Тамошние энтузиасты-японисты собрали кучу неоценимой ценности материалов, но главное, что мне удалось там почерпнуть — само наличие такого ресурса, как japan-guide.com. Это, доложу я вам, просто сокровища Агры. Впрочем, об этом сайте я уже писал в блоговой заметке, предварявшей поездку, расточал немало дифирамбов и не буду повторяться. Просто еще раз скажу, что сайт нам очень помогал как перед путешествием, так и во время него, там можно гарантированно найти ответ практически на любой возникающий вопрос.

Так стало понятно, что из Киото хочется съездить хотя бы в Нару, а из Токио — в Никко и Камакуру. Эх, а сколько хотелок остается за бортом, ужас… Но пожалуй для первой поездки и этого будет многовато, галопом по европам получается. Ну да ничего, справимся как-нибудь. И всё-таки какого-то необходимого акцента, штриха, изюминки нам долго найти не удавалось… Пока не пришла мысль: «а не переночевать ли нам в рёкане в Хаконе». Ради этого пришлось сдвинуть даты и перебронировать отель в Токио, но это было уже не так страшно. Итак, вся запланированная поездка в итоге выглядела следующим образом:

14
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

День 1. Прибытие, расселение. Так как временное пристанище наше находилось в районе Асакуса, сама собой напрашивалась прогулка по этому району с посещением храма Сенсодзи. По возможности в этот же день успеть подняться на башню Скай Три, ради панорамы Токио. В скобках — разумеется, этот пункт плана был актуален исключительно при хорошей погоде. Ну, а дальше уже ad libitum.

День 2. Берем максимум от Токио, не очень предварительно конкретизируя. Душу грели названия Шибуя, Синдзюку, Гинза, Акихабара, Храм Мейдзи, императорский дворец, но что мы из этого успеем, что будет достойно внимания, а что нет — было непонятно.

День 3. Седлаем синкасен и едем в Хаконе. В этом благословенном городке есть некий комплекс обязательных мероприятий, которые вращаются вокруг традиционного рёкана (гостиница в японском стиле) с онсеном (традиционная же японская баня на горячих источниках) и желания увидеть Фудзи, в относительной близости к которой и находится Хаконе. Поскольку реальные масштабы и расстояния оценить мы можем только на месте, будем стараться впихнуть невпихуемое, а там как пойдет.

День 4. Покидаем Хаконе и, шпорами гремя, мчимся в Киото. Там гнездимся и как минимум бежим смотреть Фусими Инари.

День 5. Глубокое погружение в магию Киото. Конечно, если таковая существует. У нас в головах, да и на бумаге, к тому моменту был запечатлен некий список достопримечтательностей, которые хотелось бы осмыслить, но при взгляде на него становилось слегка нехорошо. Потому как было сразу понятно, что попытка увидеть ЭТО ВСЁ обречена на неминучий провал. Тем не менее. Japan-Guide делил Киото на 5 условных зон — восток-запад-юг-север города и, разумеется, центр. Приоритеты мы расставили, но и только. Разбираться конкретнее решили на месте.

21
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Пагода храма Киемидзу Дера в Киото

День 6. Вокруг Киото много интересного, я бы даже сказал, слишком много. Давай съездим хотя бы в Нару. Тамошний парк и особенно храм Тодайцзы стоят того.

День 7. И еще Киото. Целый день Киото. Забегая вперед, скажу, что, сколько бы вы дней ни запланировали провести в Киото, их будет мало. Ну разве пару недель… Но у нас, ясное дело, никакой пары недель не было.

День 8. Делим день пополам между Киото и Токио. И там и там смотрим то, что не успели.

День 9. Едем из Токио в Никко.

День 10. Камакура. Этот городок в 45 минутах от Токио называют «маленьким Киото», вот и посмотрим, что там и как.

Вот, собственно говоря, и все наши существовавшие до начала поездки гениальные идеи. В целом оказалось всё более — менее логично и неплохо, вот только было бы здорово для полноты впечатлений добавить хотя бы по одному дню в Токио и в Киото соответственно. Увы, у нас их не было по причинам сугубо личным. В любом случае намекаю — план жизнеспособен, берите, пользуйтесь, обращайтесь. Не забудьте перечислить авторские. При этом, разумеется, как всегда бывает в случае самостоятельных поездок, все запланированные телодвижения неизбежно корректировались, не являясь ни в коем случае догмой. Ниже мы увидим, что и как у нас получилось воплотить в жизнь.

恐れ Осоре/Страхи.

4
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

В преддверии хеллоуина на Шибуя, Токио.

Естественно, перед поездкой нам было немножечко боязно. Ну как «немножечко», порой вполне себе множечко. В нашем путешественническом багаже превалируют европейские страны, с предсказуемым менталитетом жителей, понятными поведенческими стереотипами и знакомой едой. А отношений с Азией, предполагающие совершенно иные реалии, у нас почитай что и не было. Ближе всего к Японии мы подобрались в 2008 году, когда провалилась первая попытка свидания со Страной Восходящего Солнца. История давняя, углубляться не буду. Тогда нам удалось оперативно заменить Японию на Китай, воспоминания о котором в нашей памяти остались как восторженные, так и паршивые. К категории паршивости, скажем, относились наши взаимоотношения с китайской кухней. Уж не знаю, следствие то организованной поездки, или причины иные, но то, чем нас там кормили, хорошо запомнилось с плохой стороны. В том смысле, что есть это было нелегко. Спасали завтраки (жили мы в высококлассных отелях, где предлагались на завтрак как сугубо китайские, так и европейские блюда) и изредка встречавшиеся на пути рестораны европейской кухни. Вот вам и первый, самый главный японский страх — что мы там будем есть. Разумеется, предполагалось, что, в случае чего, спасут всякие сетевые МакДональдсы и Старбаксы, но надеялись мы всё-таки на лучшее. Долгое время мы всерьез опасались, что не научимся есть палочками, однако скоропомощной визит Вити и Ани Башкир за неделю до поездки всё исправил и даже вселил в нас некое подобие уверенности в своих силах. Чтобы уже к этому не возвращаться, сразу скажу, что раза три за время поездки нам по умолчанию вместе с палочками приносили вилки, но мы задирали носы и гордо ими (вилками, а не носами, разумеется) не пользовались, хоть и допускаем, что японцы в глубине души веселились над нашими неуклюжими «умениями».

13
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

За усвоением церемониального ужина в рёкане

Чуточку опасались мы долгого перелета и джетлага. Первое как-то пережили, со вторым справились на третьи сутки. Мелатонин, о котором я писал в блоговой заметке «приготовишки», более — менее помогал, хотя его действие мне не очень понравилось. Точнее, действовал-то он как нужно, эффективно вырубая в течение максимум получаса, а вот полноценно прийти в себя и начать что-то соображать лично мне удавалось где-то в течение часа после пробуждения. Рита вроде не жаловалось, а меня пёрло, как удава по пачке дуста. Короче говоря, по пути туда я еще с этими колесами заигрывал, а по пути обратно воздержался. Всё равно окончательно справился с последствиями разницы во времени за те же три дня. Алкоголь, доложу я вам, не менее эффективное седативное средство, примиряющее с действительностью, а отходняк от него и проще и, чего греха таить, привычней.

Опасение запутаться в транспортных артериях Киото и Токио оказалось, пожалуй, наиболее оправданным. И блудили, и плутали, не без этого. Больше всего вопросов вызывали у нас станции Токио, Синдзюку и Уэно. Причем ладно Синдзюку, мы там оказались однажды, с грехом пополам отыскали нужное, перекрестились и забыли… На станции Токио, например, для того, чтобы разобраться в хитросплетении её эскалаторов, нам понадобилось минут 15 в первый раз, столько же во второй и чуть меньше в третий. Рецепт один — не впадать в панику, внимательно… Нет, не так. ВНИМАТЕЛЬНО читать указатели, и главное — знать, что название главной токийской линии метро, кольцевой Yamanote Line (к ней мы еще вернемся в небольшой главке по навигации в Токио), на этих самых указателях встречается далеко не всегда. Ох, мы её обыскались, и когда, уже окончательно отчаявшись, обратились к какому-то служащему, он и открыл нам страшную тайну, что сначала нужно долго следовать указателям «JR Line», а уж в самом конце пути и табличка Yamanote непременно появится.

4
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Станции Уэно нужно бы посвятить много-много изощренных ругательств строчек, но тогда, боюсь, непосредственно к описанию нашего путешествия мы перейдем и вовсе нескоро. Могу увлечься. Скажу только, что, если за строительство основных токийских станций со всеми их уровнями и эскалаторами, ответственны, кажется, муравьи, то Уэно, с её бесконечными тоннелями, ведущими неведомо куда, наверное, строили кроты. Хвостом их по голове. Уэно была ближайшей к нам станцией на кольце линии Яманоте, пересаживались мы там несчетное количество раз и каждый раз умудрялись лазить по новым и новым туннелям. Не спрашивайте, как это удалось нам, спросите лучше, как это можно было спроектировать! В любом случае, раз мы не сгинули в токийском метро и благополучно вернулись домой, значит справиться с этими сложностями можно. Ну, а по понятности навигации сейчас токийская подземка, пожалуй, обгоняет Москву, которой изрядно нагадил Артемий Лебедев, да закончит он дни свои в муках в лабиринте Минотавра, аминь.

Мы тут всё еще о страхах, если кто забыл. Довольно сильно я боялся пресловутых трудностей перевода. Сиречь, невозможности общения. Сложно требовать от нас, чтобы мы знали японский, за исключением нескольких постоянно употребляемых выражений. К чести японцев, они это понимают, поэтому как минимум в местах туристических непременно присутствуют специально обученные люди, иногда даже с табличкой «English» на груди, единственной задачей которых является посильно консультировать иностранцев по любому поводу. Как-то раз мы зашли в информационный центр по ошибке, углядев в окне кофеварку (поиски кофе в Японии были нашим ежедневным спортом), так пожилой дядечка нам очень толково объяснил, где в округе мы найдем чашку вожделенного напитка. Увы, тот кофе в очередной раз оказался говном, но дяденька-то ни при чем, он хотел, как лучше и исполнил свой супружеский долг. Ну и давайте на этом со страхами закончим, плавно перемещаясь дальше по нашим японским впечатлениям. Тем более, нижеследующая заметка как раз начинается с размышлизмов о языке и общении.

4
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

ワンダー Ванда/Удивление

Набрал вот заголовок, и очередной раз удивился. Наверняка это слово — явный англицизм, от wonder. Говорят, таких англицизмов в японском языке очень много, вот и нам попался. При этом встретить человека, говорящего по-английски не по долгу службы, а просто потому, что он знает инглиш, в Японии довольно трудно.

Музыка навеяла.

Колхоз. Поздняя осень, грязь, моросит дождь.
Погода — дрянь.
Мужик в фуфайке, грязный, небритый, подходит к телеге с навозом, впрягается вместо лошади в телегу и тянет. Тянет, падает в грязь, встаёт, снова тянет…
С большим трудом вытягивает телегу на шоссе и останавливается передохнуть. Мимо на большой скорости проезжает Мерседес с дипломатическими номерами, тормозит, сдаёт немного назад. За рулём сидит очень красивая девушка. Она опускает стекло и говорит:
— Do you speak English?
Мужик с глубоким вздохом:
I surely do. А толку?

Поступательно переставляя ноги где-то в северной части Арашиямы (это чрезвычайно популярный у японцев релаксационно-религиозный район на севере Киото), я ощущал себя примерно как в этом старом анекдоте. Что ни говорите, а человеческое общение — вещь великая. Очень способствует познанию страны, в которой ты находишься, открывает её с новых сторон и прочее бла-бла-бла. Здесь с коммуникацией всё-таки довольно сложно. Хорошо еще в ресторанах находятся люди, готовые тебя выслушать и в меру понять, а вот о радостях простого общения оставалось только мечтать. Не беседовать же о смысле жизни, извиняюсь, в отеле на ресепшн?

8
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Иванов в кольце назойливых поклонниц школьниц

— Sorry, sir, do you speak English? Нас с Ритой как-то незаметно окружила потная плотная толпа японских школьниц с огнем в глазах и катанами блокнотами.

Забавно. Желания имеют свойство материализовываться, так?

— Actually, говорю, вообще-то, говорю, да, но толку предупреждаю — my English is very poor, sorry.

Мой уклончивый ответ школьниц не обескуражил. Вот они-то как раз желали общения, причем сугубо на английском, и желали они получить конкретные ответы на свои конкретные вопросы, желали они эти ответы записать и продемонстрировать где-нибудь на уроке английского. Домашнее задание у них, стало быть, такое — взять языка отловить гайцзина (иностранца), допросить по форме и получить необходимую пятерку или как у них там знания оцениваются. И раз уж я сразу раскололся, сознавшись, что понимаю, о чем меня спрашивают, то ок, стало быть, давайте поговорим.

3
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Тортики

Япония удивляет на каждом шагу. Самое поразительное, что удивляет она не тем, чем, казалось бы, должна. В частности, меня не шибко поразил уровень технологического развития этой страны. Поезда-синкасены? Ну да, в конце 60-х это было удивительно, а сейчас скоростных поездов и в Европе много и у нас единично появились. Интернет? Не, ничего необычного, тут мы, пожалуй, выигрываем. Уж во всяком случае, в использовании кредиток мы на три корпуса впереди. Автомобили? О чем речь, если самые красивые тачки на дороге — европейские? Мерседес, BMW. Унитазы с подогревом? Я вас умоляю, без этого спокойно можно обойтись. Я, например, всю жизнь обходился, и в Японии тоже решил не расслабляться. А вот тот факт, что всё у них устроено с любовью к человеку и для удобства человека (разумеется, и унитазы как раз из этой категории) — это да, это удивительно.

Удивляться можно начинать прямо на границе. Три минуты на паспортный контроль. Учитывая, что Боинг 777, которым мы прилетели, вмещает в среднем 400 пассажиров, это, я вам скажу, впечатляет. Паспорт к сканеру, посмотрите в камеру, вклеиваем марочку о прилете — добро пожаловать. Отдельный листок отдаем на таможне и всё, формальности на этом закончены. То, как японцы разбираются с очередями, достойно изучения и всяческого внедрения в нашу повседневную жизнь. Самое при этом любопытное, что японцы стоят в очередях повсеместно, а желающих хоть куда-то пролезть без очереди нам не удалось увидеть нигде и ни разу. Нужно зайти в транспорт? Метро, автобус, синкасен? Японец встает в очередь. Даже для того, чтобы подняться по эскалатору, японец встанет в очередь, уважая тех, кто подошел раньше. Результат — никакой давки, все спокойно проходят и никто не нервничает. В условиях мегаполиса это дорогого стоит. Очереди на вход в музеи и храмы — отдельная история, восхитившая и восхищающая нас до сих пор. Нигде, даже при очень большом скоплении народа, нам не удавалось потратить на ожидание более 3-х минут. Клянусь. Как они этого добиваются, непонятно. Открыто множество касс, плюс билетные автоматы, плюс эффективный контроль. Результат опять-таки огромная экономия времени и нервов. Респект им за организацию огромный и уважуха.

Информативность в транспорте тоже удивляет. Порой она кажется даже несколько избыточной. Скажем, метро. На табло в вагоне последовательно высвечивается название следующей остановки, на какие линии на этой остановке пересадка, время в пути до пяти ближайших станций, возможные задержки и их причины, информация по ключевым линиям синкасенов и наконец, с какой стороны сейчас откроются двери. Вроде я ничего не забыл. Перед автобусным терминалом в Киото стоит информационное табло со списком основных достопримечательностей и номерами маршрутов, с помощью которых до той или иной точки интереса можно добраться. В самих же автобусах на табло постоянно появляется информация «если вы направляетесь в Киемидзу-Дера (для примера), вам нужно выйти на следующей остановке и пройти пешком 5 минут». Удивляет, впечатляет, нам бы так. Наверняка в моей голове по ходу повествования еще не раз всплывут какие-нибудь удивившие нас события, факты, особенности, поэтому не будем на этом сейчас дополнительно задерживаться. Давайте уже наберем в легкие побольше воздуху, ииииииии… ТА-ДАМ! Осознаем, что мы, наконец, ступили на японскую землю и сейчас начнем понимать — насколько нам пригодились все знания, полученные до поездки да и вообще, начнем уже, наконец, наше путешествие. А все полезности, буде мы о каких-либо еще вспомним и сочтем нужным упомянуть, разбросаем уже по тексту, где придется.

Первые соприкосновения с токийским транспортом. Из аэропорта в отель.

4
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Экспресс Keisei Skyliner. Чик, и ты уже на небесах в центре города

Ни в коей мере не призываю вас делать, как мы. Ну по той простой причине, что Токио большой, где вы будете жить и куда вас занесет — непонятно, вариативность огромная. Но о нашем опыте расскажу.

Район для жилья мы для себя подбирали чисто интуитивно. Обычно мы в путешествиях любим немного переплатить за местоположение отеля или квартиры, выбирая жилье поближе к центру. Проблема в том, что Токио не имеет как такового ярко выраженного центра. Какой район ни возьми — там и центр. Синдзюку? Да однозначно. Шибуя? Разумеется. Район подле станции Токио? А как же. Гинза? Да. Роппонги? А то, ведь там офис Гугла. Мы же выбрали район Асакуса и ни разу не пожалели о своем выборе. Один из старейших токийских храмов, Сенсодзи, рядом. До башни Скай Три — 25 минут ходьбы, до корабликов, идущих на остров Одайба — 15 минут, до станции Уэно 5 минут на метро, до станции Токио и прочих центральных станций — в пределах получаса. Нормально. К тому же и логистика прибытия/отправления была изначально простой и понятной. До Уэно из аэропорта Нарита ходит экспресс «Скайлайнер» компании Кейсей. 43 минуты, и ты на месте, да и стоит относительно недорого. Хм… Честно говоря, стоимость общественного транспорта в Японии это головная боль. Вообще вопрос цены это вопрос философский, но мне все время казалось, да и сейчас кажется, что 2 доллара за поездку — дорого. Кстати, указывая цены, я впредь все время буду оперировать долларами, по той простой причине, что 100 йен на данном историческом этапе примерно равны 1 доллару США, нулей меньше и на курс рубля делить однозначно проще, чем делить йены на 1,69. Так вот, «Скайлайнер», разумеется, если вы не начинаете использовать ваш проездной JR Pass сразу по прибытии, обошелся нам в 50 долларов на двоих туда-сюда, при условии, что билеты мы покупали заранее в интернете. Что в целом гуманно. Остальные способы добраться так или иначе дороже и дольше по времени.

Коротенечко о JR Пассах, для тех, кто не читал мои "Приготовишки" в блоге.

1
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

В синкасене

Штука однозначно нужная, в случае, если вы путешествуете между городами, обойтись без нее не получится. Купив себе два таких проездных (А JR пасс это именно что безлимитный проездной на определенный промежуток времени, позволяющий без дополнительных затрат перемещаться на поездах, метро и даже автобусах, обслуживаемых государственной компанией Japan Railways) на неделю, мы в итоге сэкономили 220 долларов на двоих, что, согласитесь, немало. Учитывая, что в Японии нам предстояло находиться 11 дней, двухнедельный пасс у нас бы не окупился, поэтому активировали мы его не с первого дня, а с момента первой посадки на синкасен в направлении Хаконе. Ну и поездку в Камакуру, мы запланировали последней именно потому, что городок этот находится неподалеку от Токио, а значит стоимость билетов туда более-менее щадящая, пусть даже JR пассом она уже и не покрывается.

Увага! Позор! Ахтунг! Купить JR пасс может только иностранец, только с туристической визой, только НЕ НА ТЕРРИТОРИИ Японии. Проверить слухи, что-де-можно это сделать в аэропорту Нарита, нам не удалось. Приобрести ВАУЧЕР на получение вожделенного проездного можно либо в интернете, либо в специально уполномоченном на то агентстве. В Москве таковых агентств несколько штук, о ситуации в вашем городе осведомляйтесь по месту. Цена в йенах теоретически у всех одинакова, на деле же ни фига, потому что курс каждый устанавливает, как бог на душу положит. Мы заказывали в лондонском агентстве, платили в долларах, получили Федексом на третий после заказа день. Вышло дешевле, чем в Москве. Удивительно, но факт. Ваучер нужно обменять на вожделенный проездной в специальных офисах компании JR. Не во всех, а только в тех, где это специально указано. Ух, как мы плутали по станции Токио в поисках того офиса… Впрочем, всё закончилось благополучно.

1
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Автомат по продаже билетов на поезда.

Еще одно, немаловажное. Цена на билеты в японских поездах складывается из двух составляющих. Не всегда, но в случае синкасенов это так. Собственно, цена билета и цена резервируемого места. Как правило, в большинстве синкасенов есть несколько вагонов с возможностью свободной рассадки (кто первый место занял, того и тапки), но есть и поезда только с местами, которые необходимо резервировать в любом случае. ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ JR Pass УСЛУГА ТАКОЙ РЕЗЕРВАЦИИ БЕСПЛАТНА, нужно просто подойти в кассу (не любую, а ту, которая в принципе занимается JR пассами) и попросить зарезервировать места в конкретном вагоне конкретного поезда. Опять-таки внимание: на нужный вам, как воздух, ближайший поезд, мест может не оказаться. Вы это поймете, если на табло поезд высвечивается красным. Ну и логично, если поезд отмечен желтым, мест немного, если зеленым — всё ОК. Уф, ну вроде всё. Вернемся к нашим баранам, покорно ведомым на заклание сидящим в экспрессе «Скайлайнер» и готовящимся доехать до станции Уэно.

Удивительное. Я же сказал, что оно еще будет, вот пожалуйста. Куда бы в Японии вы ни направлялись, ваши кресла всегда будут повернуты по направлению движения. Это не потому, что поезд где-то для вашего удобства разворачивается, это потому, что-либо разворачивается блок кресел целиком, либо, в поездах попроще, просто в нужном направлении вручную перекидывается спинка кресла. Это же гениально, Холмс, это настолько просто и эффектно, что диву даешься, а ведь нигде досель нам ничего подобного встречать никогда не приходилось. Еще один штришок к тому, что всё в Японии максимально продумано и придумано для удобства людей.

6
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Автобусная остановка в Хаконе

Выйдя из экспресса, мы впервые немного поплутали. Всё дело в том, что в Японии существует довольно большое множество компаний-операторов транспорта. Поездов, автобусов, паромов. Все они, чтоб им было пусто, строят в том или ином направлении собственные линии и собственные же станции. В нашем случае это означало, что мы выплываем из недр станции КЕЙСЕЙ Уэно, идем пешком на станцию JR Уэно, ищем там линию метро Ginza Line, и едем по ней в направлении Асакуса 3 остановки. Вам еще не смешно? Помнится, у меня при попытке всё это осознать была истерика. Первая из множества. Ок, разобрались. Кстати, в качестве карты для своих передвижений мы использовали либо Maps.me, либо, в случаях посложнее, карты Гугла. Уууу, тут вообще кайф, спасибо Вите, подсказал. Находясь где угодно (с доступом к интернету, естественно), выбираешь точку назначения и тут же получаешь несколько возможных маршрутов. С номерами автобусов, станциями метро, временем отправления, et cetera.

Три строки о доступе к интернету. Готовясь к поездке, я много слышал и читал о возможности взять напрокат wi-fi роутер прямо в аэропорту Нарита. Да, такие предложения есть и даже много. Посмотрел на цены, посчитал, и понял, что проще и дешевле подключить роуминговый пакет своего оператора. Обходился мне безлимитный интернет в 350 рублей в день, и это были очень толково потраченные деньги, путешественнику без интернета в Японии нелегко.

Транспортные карты.

1
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Для перемещения по Токио существует много разных опций, билетов и возможностей. За все ручаться не можем. Потому как мы, ребята в целом ленивые, выбрали максимально нам знакомый и понятный электронный кошелек. Аналогичный нашей «Тройке» или лондонской «Oyster». Покупаешь ты эту штуку в автомате, обязательно за наличные, наличными же и пополняешь, хочешь в том же автомате, хочешь, через кассу. В Токио продают два вида таких карт. Карта Кейсея называется Pasmo, карта JR называется Суйка, Suica. Никаких функциональных отличий между двумя продуктами конкурентов не обнаружено вообще, берите любую. Мы взяли Пасмо только потому, что автомат, в котором можно было её купить, первым попался нам на глаза. Важно то, что воспользоваться этой картой можно не только в Токио, но и на всей территории Японии. Или не на всей, но нам найти место, где бы её не взяли, не удалось. Помимо проезда в транспорте, деньгами с этого электронного кошелька можно оплатить, например, билеты в музей или (кое-где) напитки и прочую жувачку в вендинговых автоматах. Кредиткой при этом воспользоваться не удастся. Такие вот хитрости. А, да. Если вы вдруг по какому-то стечению обстоятельств начинаете свое путешествие, скажем, с Киото, не ищите ни Пасмо, ни Суйку. Там вы сможете купить только местную карту Icoca и пользоваться ей, как и её токийскими аналогами, везде, где вам заблагорасудится. Некоторые нюансы использования: сама карта стоит каких-то денег, 5 долларов кажется. При этом карта действительна 10 лет со дня последнего пополнения , но уезжая из Японии вы можете карту сдать в офис компании - продавца и получить деньги, которые на ней лежат, взад. Недавно специально для туристов выпустили временную карту, в случае Pasmo она называется Pasmo Passport. Продадут её только туристу, то есть вам, по предъявлению паспорта, карта действительна 28 дней, вернуть деньги, которые на ней лежат, нельзя. В чем смысл такой карты, мы не поняли. На всякий случай намекаем, – у нас дома сейчас лежат и отсвечивают розовым две карточки Пасмо, на которых есть даже какие-то невеликие деньги. Кому надо, дадим напрокат с возвратом. Не за что.

16
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Серебряный Павильон, Киото.

Ну вот, пока я вам тут всё это рассказывал, мы добрались до станции Tawaramachi, в двух шагах от выхода из которой находится наш отель Apa Asakusa Tawaramachi , и, заплатив 20 долларов, получили право зарегистрироваться и заселиться на 2 часа раньше оговоренного срока. Что жлобство несомненное, но сил где-то бродить до трех дня, а потом возвращаться и заселяться, теряя на это время, у нас нет. Ага, на часах 12.30. Однако прошу оценить оперативность. С момента посадки самолета до вселения прошло всего-навсего полтора часа. За эти полтора часа мы прошли паспортный и таможенный контроль, нашли экспресс, получили на него билеты, купили транспортные карты, 43 минуты ехали до Уэно, плутали между станциями, немного ехали на метро. Всё это, замечу, впервые, то есть на чистой интуиции. Офигеть, не уверен, что в Москве такое возможно. Правда нам не пришлось ждать багаж, всё свое ношу с собой, но что-то мне подсказывает, что и эта процедура у японцев обдумана и отлажена с максимальной эффективностью.

9
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Если вы не готовы платить за ваш отель полцарства, будьте готовы к тому, что номер у вас будет маленький, либо очень маленький. При этом в этом номере будет всё-всё-всё маленькое необходимое. Кимоно (ах, пардон, юката. Это такой повседневный вид кимоно) или пижама. Тапочки для перемещения по номеру и тапочки для похода в туалет. Ага, есть и такие. Ввиду крохотных размеров наших комнат, нигде, кроме рёкана, тапочками я не пользовался вообще, но они в любом случае будут мозолить вам глаза и напоминать, чтобы вы ни в коем случае не забыли зайти, куда следует. Во избежание. Зубная щетка, паста, расческа, шапочка для душа, станок для бритья (геля вот правда не обнаружено), накидка от дождя и даже ШТАНЫ от дождя. Блин. В общем, если вы приедете в Японию совсем без средств личной гигиены, никто вам не позволит остаться грязным неумытым поросенком, и не надейтесь, за чистотой ваших ногтей следит специальная ногтевая полиция. Шутка.

18
Приключения Ивановых на планете Ниппон. Часть 1. Предварительные ласки

Пагода храма Сэнсо Дзи из следующей части.

Продолжение следует. В следующей части мы перейдем от полезных слов к не менее полезному делу и отправимся уже наконец гулять по Токио.

Часть 2 тут

Часть 3 тут

Часть 4 тут

Комментарии