Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 12:56
Как интересно изучать собственное Отечество!

Нарва — Эстония Сентябрь 2019

Известно, что Санкт-Петербург и Ленинградская область (область не поменяла своего названия) имеют границы с Финляндией и Эстонией. С Финляндией действуют восемь пограничных пропускных пунктов, потому что граница длинная и разные пропускные пункты помогают наиболее удобно переехать из страны в страну из самых разных российских пунктов.

Достаточно напомнить, что протяженность сухопутной границы составляет 1271,8 километров, из которой собственно сухопутная — 1091 километр (60,3 — граница речная и 119, 8 — озерная). Цифры впечатляют!

Все пропускные пункты — автомобильные — пройти границу пешком запрещено, хотя на велосипеде можно. Только если вы на велосипеде, то обязаны именно ехать, а не идти, держа велосипед за руль. Велосипедисты могут пройти границу быстро, вместе с пассажирами очередного пассажирского автобуса и этим благом некоторые пользуются, а вот мотоциклисты приравниваются к автомобилистам и должны стоять в общей автомобильной очереди.

В отличие от русско-финской границы, граница с Эстонией имеет такую привилегию, как возможность перейти границу пешком: из Ивангорода в Нарву. В то же время автомобильное прохождение этой границы всегда сопряжено с очередями, и тут ничего не поделаешь — наиболее удобный путь для тех, кто проживает в Санкт-Петербурге — (не ехать же на псковщину!)

Протяженность границы России с Эстонией не такая большая, как финская, она составляет 466,8 километра, при этом действуют три пограничных пункта, но наиболее популярное направление все же Нарва. Здесь пропускным пунктом пользуются и петербуржцы, и москвичи, а это большой поток.

В Эстонию пешком

Этой осенью я «ходила» в Эстонию дважды, о чем и хотела бы сейчас вспомнить.

Первое посещение состоялось 29 сентября — последнее воскресенье сентябрьского осеннего месяца, а это по традиции время проведения в Усть-Нарве (эстонское название Нарва-Йыэсуу) традиционного «Фестиваля миноги». Минога — рыбка, которую обожают в Эстонии, да и в Питере тоже.

Я о фестивале подзабыла, а потому на границе встретилась с невиданной очередью. И хотя время было уже послеполуденное, но желающих побывать в тот день в Эстонии, было много, так что вначале даже была мысль отказаться от задуманной прогулки в другую страну («прогулки» — неплохо звучит!) Однако потом все же утвердилась в желании не менять планы.

В Эстонию пешком

Рядом стояли автобусы из Петербурга — люди купили туристические туры на праздник в Усть-Нарву и, мне кажется, они были не на шутку расстроены тем, как двигается их автомобильная очередь — пешеходы все же имели более радужные перспективы.

Во времена СССР, границы между Россией и Эстонской республикой не было, а недлинный мост через реку Нарову, называли мостом Дружбы.

В Эстонию пешком

Сейчас мост потерял свою привлекательность, так как это нейтральная зона, которую нужно проходить «без лирики», а между тем, виды с Моста открываются очень красивые.

Так распорядилась история, что две древние, когда-то вражеские крепости оказались совсем рядом — их разделяет только река. И должна сказать, что это сегодня потрясающая достопримечательность, как для Эстонии, так и для России!

Много лет назад, еще во времена единой страны, я сфотографировала обе крепости и скомпилировала на одном снимке (тогда снимала еще фотоаппаратом «Зенит-Е»)

Потом я как-то размещала эту фотографию в блоге, но сейчас уместно ее вспомнить.

В Эстонию пешком

Нарвский замок был построен Датчанами в 13 веке (хотя первое упоминание 1329 год). Впоследствии хозяева менялись: Ливонский орден, Россия, Швеция, Германия, Эстония…

Ивангородская крепость была заложена в царствование ИванаIII на противоположном берегу Наровы в 1492 году, с целью защиты Новгородской земли от западных соседей.

В Эстонию пешком

Так две, можно сказать вражеские крепости оказались на коротком расстоянии друг от друга (в истории таких прецедентов больше нет).

Забавно другое. В 1347 году началась постройка первой части башни Германа — она должна была возвышаться над окружающим пространством, а значит, «помогать видеть» что делается вокруг (в том числе и за стенами Ивангородской крепости). Понимая свою незащищенность от «взглядов врага», ивангородцы стали возвышать стену, загораживаясь от Германа, которого со временем все стали называть «Длинный Герман». Герман действительно длинный, потому что его, время от времени снова «надстраивали» и тянули вверх, чтобы заглянуть к «ивангородцем», а те все достраивали стену, чтобы отгородиться «от ненужного дозора».

В Эстонию пешком

В результате мы сегодня имеем потрясающую достопримечательность и… возможность перейти границу пешком, потому как расстояние очень короткое — мост через реку.

Времени, для того, чтобы вспомнить историю, у ожидающих перехода границы, в тот день, было более чем достаточно, однако, крепости — это все же отдельный рассказ, а наша задача в данном повествовании совсем иная!

Итак, мы в Нарве.

Раньше из Нарвы в Усть-Нарву можно было добраться на общественном транспорте — билеты были недорогими. Сейчас проезд бесплатный. Я не прочувствовала такое благо, так как была доставлена в курортное местечко на автомобиле хороших знакомых, которые сопроводили нас с мужем в тот день на фестиваль.

На авто приехали многие.

В Эстонию пешком

Праздник в 3 часа дня уже пережил свою кульминацию и не вызвал умиления.

Где-то вдали на эстраде звучали русские песни прошлых лет, на лотках, продавцы предлагали различные товары (из Эстонии, Латвии, Литвы).

В Эстонию пешком

Мясные продукты, мёд, конечно же, всяческие сувениры, предметы народных промыслов, — все это в умеренном количестве было разложено на лотках. Рыбы было мало.

В июле в Нарве-Ыйэсуу праздновали тоже традиционный «День Рыбака» и тогда в местной прессе я прочитала, что в последнее время, Эстония страдает от того, что рыбы ловится все меньше — она ушла из Наровы и Нарвского взморья.

Не будем раскрывать причины этого печального явления — оно, очевидно, изучается эстонцами.

Мне же удалось купить банку маринованной миноги и маринованного угря.

В Эстонию пешком

Я не фанат этих деликатесов, но уйти с «Фестиваля миноги» без этих банок, было бы непростительно.

Конечно же, самой большой радостью того дня, как всегда, было общение с морем. Я люблю Усть-Нарвский пляж. Помню и период его запустения. Однако сейчас и Нарва похорошела, и Усть-Нарва развивается в правильном направлении туристического бизнеса.

В курортном городке стало еще больше отелей, в том числе и спа-отелей. Кажется лидером здесь является Noorus Spa Hotel.

В Эстонию пешком

Когда-то бывала здесь на отдыхе, а вот в обновленном, пока не пришлось. Уверена, что все впереди. Ну, а тогда, в тот сентябрьский вечер, мы, за приятной беседой, выпили кофе в баре отеля, и пошли бродить по пляжу.

В Эстонию пешком

Заход солнца на море — это чудо, которое не нуждается в комментариях.

В Эстонию пешком

Здесь нужно молчать и вдыхать эту красоту!

В Эстонию пешком

На этой фотографии вы видите огонь и дым из лесной прибрежной полосы, но не пугайтесь!

Многие любят жарить шашлыки на природе и эстонцы, предлагают это делать в специально отведенных местах, где все для этого приготовлено и где, как раз соблюдены все правила противопожарной безопасности. Мне понравилось такое нововведение, хотя я к шашлыкам на природе отношусь тоже довольно равнодушно. Я люблю чистую природу!

Возвращались в Россию мы также пешком через мост. Я не удержалась и сфотографировала Нарвский замок в огнях — это красиво.

В Эстонию пешком

Решили, что в следующий раз непременно погуляем по Променаду, что не очень давно обустроили по эстонскому берегу Наровы — в темноте виделись только гряды фонарей, освещавших длинную дорогу в обе стороны от моста.

Следующее посещение Нарвы состоялось уже в октябре. Доехали на своей машине до границы, оставили машину, и вновь пошли пешком через мост.

Памятуя огромную воскресную очередь, в этот раз мы с мужем выбрали будничный день, поэтому очереди не было.

Первым делом пошли в крепость.

В Эстонию пешком

Оттуда открываются великолепные виды на Ивангородскую крепость.

Да и на сам город Нарву.

В Эстонию пешком

Неожиданно набрели на удивительное «серебряное» дерево. Оберегая мосты от замочков, которые вешают новобрачные во всех городах Земного Шара, эстонцы придумали вот такое дерево. Купив «листочек» с гравировкой имен влюбленных, можно прикрепить такой памятный листочек на дереве, прикрепить «навечно».

О, как же мне понравилось это дерево! Листочки тихо звенели под порывами ветра и это было почти сказочно. Ну, молодцы, эстонцы! Я и раньше восхищалась выдумкой, творческими идеями и умением местных жителей художественно, со вкусом и неожиданно, организовывать именно небольшие пространства.

В Эстонию пешком

Тихо побродили по улицам, тронутым октябрьским золотом.

В Эстонию пешком

Зашли в Воскресенский собор, где когда-то венчались.

В Эстонию пешком

Я писала об этом храме здесь. Можно вспомнить. https://www.tourister.ru/responses/id_6925

Однако каждое новое посещение неповторимо.

В Эстонию пешком

Сейчас во дворе собора поставили скульптуру Божьей Матери — не видела ее раньше. Скульптура поставлена (как гласит надпись на основании) к 100-летию независимости Эстонии, которое отмечалось в феврале 2018 года.

Зашла в Православную школу, которая также находится рядом с Воскресенским собором. Помню, как эта школа начиналась: тогда набрали всего один класс, а в нашем институте детишкам выделили помещение. Я была в числе первых учителей этой школы и после лекций со студентами, приходила к малышам.

В Эстонию пешком

Было приятно понимать, что благое дело развивается и, конечно же, новая школа уже не помнит то начало — более чем скромное.

Меня провели по классам школы.

В Эстонию пешком

С гордостью показали хорошо оборудованный компьютерный класс.

Показали чистенькую столовую.

В Эстонию пешком

С благоговением открыли маленькую домовую церковь.

Рядом с Воскресенским храмом, можно сказать напротив, раньше находился завод «Балтиец», где некоторое время работал мой муж. К сожалению, этот завод сейчас уже не существует, в том качестве, какое он занимал в бывшем СССР.

В Эстонию пешком

Прошлись мы и мимо библиотеки, где я несколько раз читала лекции, а иногда и сама была слушателем и зрителем интересных мероприятий.

Посидели в ресторане с друзьями. Повспоминали…

У меня не было цели посетить Нарву, как туристический объект. Мне хотелось посмотреть на ее сегодняшнее лицо, оценить: что было — что стало.

В Эстонию пешком

Все меняется. Нарва стала более цивильным и удобным городом (появились хорошие супермаркеты). Но аромат прошлого тоже исчез, хотя это закономерно, и потому не может быть причин для грусти. Всему свое время. Но иногда это время хочется послушать, и тогда мы возвращаемся на старые места и тихо бродим по знакомым и уже плохо узнаваемым улицам, скверам, паркам. Внимательно прислушиваемся — скорее всего, прислушиваемся сами к себе. И море тоже затихает и, кажется слушает…