Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была вчера 21:56
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Будапешт — Венгрия, Венеция, Местре — Италия Сентябрь 2019
Будапештский театр оперетты

Все началось еще в августе:

Первая четверть

Вторая четверть.

Сначала, в июле, мы планировали вернуться домой вместе с дочкой в начале сентября. Забронировали жилье во всех восьми местах… и тут я завздыхала: эх, рано мы уезжаем из Будапешта, там 8 сентября дают «Сильву»… Моя любимая оперетта, я смотрела ее в нескольких российских театрах, но так хотелось увидеть именно в оригинале)) Так оставайся, — сказала дочь, — всё проще, чем когда-то снова лететь в Европу специально! — И то верно.

И я осталась.

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Третья четверть

4 дня я жила в Будапеште в отдельной 2-комнатной квартире — попались очень удобные апартаменты, дешевле, чем комната. Забавный был вход: прямо с улицы, зарешеченная дверь в стене дома, без крыльца. Открыл, 4 ступеньки вниз — и ты уже в комнате. Квартира потрясающе функциональная, предусмотрена каждая мелочь. Даже открытые окна не смущали: во-первых, зарешечены, плюс на ночь задергивала очень плотные шторы; во-вторых, конечно, в цоколе слышны все звуки с улицы. Однако улица была тихая, транспорт не шумел, а разговоры прохожих не напрягали, ибо венгерский все равно непонятен, не приходится невольно вслушиваться. Уходя, закрывала, разумеется, хотя деньки стояли теплые. Жить здесь может даже семья из 4 человек плюс собачка, если кому понадобятся координаты, обращайтесь))

Конечно, дешевая квартира — это явно не рядом с Парламентом. Однако до многих мест я легко добиралась пешком, торопиться мне было некуда. Зато — local life.

С удовольствием вспоминаю 5 музеев, в которых побывала за эти дни. Как всегда, о каждом со временем соберусь написать отдельно, здесь будет просто достаточно краткий обзор. Начну, пожалуй, с Музея торговли и туризма — нам всем это близко, правда?)) Расположен он в района Обуда («Старая Буда»), т. е. рядом с Будой — на площади Korona, 1. Приземистое 2-этажное здание, делится на две части, торговлю и туризм, как нетрудно догадаться)) Наверху — третья, о ней чуть позже.
«Торговая» экспозиция — это почти десяток залов, где множество всяких товаров, а еще — фрагменты лавок, магазинов, затем даже супермаркетов. Все это — в хронологическом порядке, сначала идет капиталистическая Венгрия, затем середина прошлого века, заканчивается это все товарами развитого социализма. Есть даже советские продукты, хотя своих куда больше, что естественно. Помните знаменитые консервы Globus — овощи, фрукты, даже готовые фаршированные перцы… На стенах — рекламные плакаты, старенькие, но интересные.

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Третья четверть

Затем переход с сифоном и стаканами, где, чтобы не приняли сифон за экспонат, так и написано: это для Вас, пейте!)) И пошла экспозиция о туризме. Очень масштабно все показано: отельные рестораны, номера, кухни постоялых дворов и просто кухни в квартирах. Вот официант с подносом, вот горничная с пылесосом… Множество предметов на туристическую и курортную тему типа рюкзаков, походной обуви, купальников и шляпок, фенов и фотокамер. Рассматривать все это можно несколько часов, экспонатов множество!

И наверху временная экспозиция. В сентябре ее тема была — «Курение». Поначалу я решила — где я, а где курение? Ладно, гляну одним глазком. И зависла еще чуть не на час! Кроме ожидаемых трубок-портсигаров-сигарет-спичек-коробков-мундштуков там были самые разные арт-инсталляции из папирос и коробок, журналы и книги с известными всему миру персонами на обложках — разумеется, курящими… картины и фото. В общем, обыграли тему классно!

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Третья четверть

Итак, музей понравится туристам, продавцам, курильщикам… и всем остальным, ведь все мы еще и покупатели, и просто путешественники, которым просто любопытно посмотреть, как жила страна. Музей работает 6 дней в неделю, выходной стандартный — понедельник. Вход стоит около 250 руб. Welcome!

А рядом, буквально в 10 минутах ходу, есть музей Обуды (адрес Fo ter., 1) — посвященный истории этого района. Он вообще бесплатный, но, увы, запрещена фотосъемка — как раз в той части, где размещены исторические экспонаты. Это тоже предметы быта, фрагменты домов и квартир обудайцев, есть даже археологические артефакты. Я люблю музеи на тему не совсем давней истории и в любом городе ищу именно такие. Тем более на слуху до этого как-то были Буда и Пешт, а ведь Обуда вошла в состав Будапешта только в 1873 г., а в X — XVII веках она была столицей Венгерского княжества.
И правая часть музея — это экспозиция фарфора обудайского завода. Я даже не слышала о таком, а ведь изделия очень достойные! По счастью, там фотографировать разрешалось, так что предлагаю несколько снимков.

Еще почему-то люблю почтовые музеи. После музеев почты Вашингтона, Стокгольма и Челябинска интересно было походить по будапештскому. Музей очень неплохой, выглядит современно. Основан он еще в 1890-м, а в это здание переехал 7 лет назад. Здесь 6 залов: почта, телеграф, телефон, радио. Везде акцентируются достижения венгерских инженеров, ученых — это правильно, это хорошо. Экспонатов много (всего вместе с запасниками — 21 тысяча), есть и совсем старые. Подписаны только на венгерском, но мне сразу выдали ламинированные распечатки на английском языке, свою для каждого зала. С ними и ходила. В целом все достаточно понятно, где не очень — смотрительницы подсказывали как могли (не все пожилые венгерки владеют английским). Зато свои залы они знают отлично. Продемонстрировали мне с гордостью пневматическую почту — ой, забавная штука!)) Еще позабавило, как кур пересылали посылками. Посмотреть есть что, это точно. Тем более находится музей близко к площади Героев, на Benczur ut., 27. Вход всего 150 руб. на наши деньги.

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Третья четверть

От почты переходим к полиции. Это тоже бесплатный музей, да еще и смотрительница, как оказалось, очень неплохо владеет русским. Жаль, что узнала это уже после осмотра. Говорит, просто помнит со школы — как по мне, мы английский не все так помним, а ведь практики побольше будет, да и полегче он для нас, чем русский для венгров… Молодец дама, и музей отличный, хоть и посетителей не было — несмотря на воскресенье. Структура музея достаточно проста: слева зал поменьше, история венгерской полиции. Справа — большой зал, посвященный криминалистике. Все, чем пользуются криминалисты, — приборы, химикаты, справочники; средства для расследования преступлений; орудия преступников; дальняя часть — о женщинах-полицейских. Увы, все только на венгерском, а фото интересные! Как рассказала смотритель, в конце Второй мировой много женщин пришло работать в полицию, восполнить нехватку мужчин.
Посетить советую, находится Музей полиции рядом с вокзалом Келети, на Mosonyi ut., 5. Расписание у него стандартное: до 18 ч., кроме понедельника.

Ну и напоследок: конечно, я не могла не побывать в Венгерском национальном музее. Его посещают большинство туристов, это такой концентрат информации об истории страны, а также ее искусстве. Даже адрес говорящий: Museum korut, 14 (korut — бульвар, аллея). Время работы — то же, что и у предыдущих музеев, вход около 400 руб. Увы, пришла я поздновато, задержал стоматолог)) (да, Будапешт запомнился еще и ценами на медуслуги, а что делать! теперь лечу зубы до поездки, а не во время ее). У меня оставалось всего полтора часа, так что Лапидарий в цокольном этаже, затем эпоху турецкого господства, годы правления королей и Средневековье я прошла достаточно быстро, а бОльшую часть времени ходила по залам опять же ХХ века. После прошлогоднего визита в Дом террора интересно было сравнить здешнюю экспозицию. Первая мировая, Трианонский мир, Советская республика 1919 года, Вторая мировая, восстание 56-го, коммунистическая власть… Понравилось множество картин на эти темы и, конечно, самые разные предметы, документы, одежда, товары, плакаты — очень интересно. Думаю, что вернусь сюда еще, Будапешт вообще не исчерпан, смотреть да смотреть!

Еще один мини-музей на тему восстания в 1956 году находится прямо рядом с Парламентом. Раньше я, хоть и гуляла в этих местах, туда не заходила, а теперь времени хватило, спустилась и осмотрела. In Memoriam — «В память» — так называется этот мемориал. В него надо спускаться по лестнице, вдоль которой на стенах видны следы пуль. Внутри, в неярком свете, расставлены и разложены фото, документы, военная форма участников восстания. В режиме нон-стоп крутятся видео, участники и очевидцы рассказывают о событиях 56-го года. Минут за 20–30 можно осмотреть все. Впечатление глубокое, так хорошо подано…

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Третья четверть

Вот так прошли 4 дня, и я отправилась в Театр оперетты — на долгожданную «Сильву»! Театр роскошный, да и кто бы сомневался? Перед входом — скульптура Имре Кальмана, как и следовало ожидать. Билет у меня был распечатан еще дома, кстати, цены вполне лояльные: середина 8-го ряда обошлась мне примерно в тысячу руб. Для сравнения: в Челябинске недели три назад я побывала на этой же оперетте за 700 руб., но Челябинск — не европейская столица))

Описывать само представление — занятие неблагодарное)) Все пели прекрасно, Бони и Стасси, как и в любой постановке, сорвали аплодисменты едва ли не больше главных героев))

Еще до поездки меня спрашивали: а ты поймешь, что там говорят? — Конечно нет! И конечно да)) Кто из нас не знает сюжет бессмертной оперетты? Кроме того, меня манила прежде всего музыка, а не любопытство: женится ли все-таки Эдвин на Сильве? Все-таки венгерская музыка — это что-то особенное. Когда господа во фраках танцуют чардаш — дух захватывает!

Ну и субтитры на английском в чем-то помогли. Читала я их редко, ибо сидела близко, а они бежали высоко, голову задирать неудобно. Однако были моменты, когда прямо очень хотелось понять какие-то отдельные моменты. Например, седого господина все время называли «Фери-бачи». Субтитры поведали мне, что это Uncle Ferry, т. е. «дядя Ферри»)) На моем видео — как раз дуэт Бони и Ферри, знаменитые «Красотки кабаре». Ну все же понятно!))

Заглавную героиню звали, кстати, не Сильва Вареску, как мы привыкли, а Сильвия Варески. «Сильва» по-венгерски — это вообще «слива». И оперетта называется изначально «Королева чардаша», Czardas királynője. Ей уже больше ста лет, и вряд ли она когда-нибудь сойдет со сцен театров всего мира. Я счастливый человек, я посмотрела «Сильву» на ее родной сцене на родном языке))

Красотки кабаре

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Третья четверть

Так замечательно завершился мой будапештский этап этого путешествия.

И я поехала дальше.

Пятый день — дорога. 10 часов автобусом до Венеции — нда, это ненамного уступает 12-часовому перелету до Майами)) И все-таки уступает: две приличные остановки на трассе (не в городах, а именно для того, чтобы размяться и перекусить) снизили градус дискомфорта. И вообще «Фликсбас» не подвел: если до этого, в коротких переездах, Wi-Fi, бывало, барахлил, то здесь я смогла и почитать, и поработать онлайн. Порадовала и незаполненность салона — все, кто ехал в одиночку, в одиночку и сидели.

Ну вот я и приехала в Местре — материковую часть Венеции.

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Третья четверть

Местре был основан как самостоятельный город, и первые упоминания о нем относятся к XII веку. Сейчас это один из венецианских районов, в нем живет около 90 тысяч человек. Жить здесь несравнимо дешевле, чем на острове. На островную часть можно добраться на автобусе.

Я жила минутах в 10 от центральной площади Piazza Ferretto. Это пешеходная зона, гулять здесь очень приятно, вокруг много старинных построек, а самая интересная — это башня Торре дель Оролоджио. Минут за 50 можно дойти отсюда до парка Сан-Джулиано на краю Местре: отсюда уже отлично видна Венецианская лагуна и мост Свободы, по которому идет автобус № 2. Это парк чисто для отдыха, а вот от него еще минут за 20 можно дойти до Forte Marghera — бывшей старинной крепости, где как раз сохранились древние постройки. Подробнее расскажу в последней части обо всех этих местах в «4-й четверти», а сейчас продолжу тему музеев.

Совсем рядом с моей улицей с не самым легким названием — via Circonvallazione — расположен музей М9: очень современный и не очень банальный музей, посвященный истории Италии ХХ века. В чем его небанальность? Обычно о музее рассказывают: столько-то экспонатов. Здесь нет ни одной витрины с каким-то реальным артефактом. И при этом на огромных площадях — около 8000 кв. м. — в 8 залах можно узнать практически все о культурном наследии Италии, о том, какие перемены произошли в прошлом веке с государством. Охвачены все сферы: экономика, политика, городская инфраструктура, общество, технологии, культура, идентичность и мода. Собственно, название М9 обозначает именно «Музей ХХ века» (9 — по-итальянски nove, отсылка к novecento, т. е. ХХ веку).

Дизайн потрясающий и снаружи, и внутри. На месте солдатских бараков стоит стильное здание. Конкурс на лучший проект выиграла в позапрошлом году немецкая фирма Sauerbruch Hutton. Так что музею всего чуть больше года. Из плюсов: работает он в отличие от большинства музеев до 20, а в выходные и до 21 часа. Минусы: недешевый, общий билет на постоянную и временную выставки — 17 евро. Но оно того стоит.

Да, так что же там выставлено, если собственно экспонатов-то и нет? И на стенах (оригинальный монохром, черные стены, а изображения на них — белые), и по всем залам — множество информации в виде рисунков, схем, графиков, видео и голограмм. Демография, социология, градостроительство — обо всем можно почитать, посмотреть видео или даже побывать виртуально. Например, фрагмент зала, рассказывающий об итальянских домах и в частности кухнях: заходишь в мини-кинозал, где крутится фильм. Пять милых итальянок по очереди рассказывают о своих кухнях: начало века, 30-е годы, 50-е, 70-е и 90-е. Каждая с гордостью показывают что-то новенькое: смотрите, у меня есть водопроводный кран! Следующая хвалится холодильником. Еще одна — микроволновкой, и в том же духе. Интересно, что и мужья их со временем тоже «выходят на сцену». Один так и говорит: у нас в Италии принято помогать женам на кухне. И рассказывает, какие гаджеты они прикупили и как это удобно. Говорят все они по-итальянски, но английские субтитры очень понятны. После видео смотрительница предложила мне надеть 3D-гарнитуру и посмотреть кухни самых разных лет воочию. Ой, это незабываемо: я словно сама сидела посреди кухни за столом и вертелась, рассматривая ее со всех сторон! Конечно, самая увлекательная — это кухня начала века. Темная, заполненная всякой утварью… А на кухне конца века уже светло, перчики растут на окне, цветной пластик — красота!))

Начала вспоминать и понимаю, что и об М9 надо создавать отдельный отзыв. Музыкальный зал с мелодиями в самых разных стиль на выбор посетителя, интерактивные игры «Собери Фиат на конвейере», голограммы предметов, появившихся в течение ХХ века (от колготок и фенов до первых ПК) — всего не расскажешь. Покажу немного снимков, жаль, что виртуальные кухни нельзя было сфотографировать))

И временная экспозиция: называется она «Tatoo» и сначала я не хотела ее посещать,. Не скажу, что татуировка входит в круг моих интересов)) Но молодой человек на кассе убедил меня, что посмотреть стоит, к тому же комбинированный билет выходил всего на 2 евро дороже. Ну что, довольно увлекательно и очень зрелищно!

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Третья четверть

Ну, а Венеция? О ней рассказывать под занавес — неправильно. Начну с нее 4-ю часть, здесь обмолвлюсь только о пляже Лидо — дабы поддержать купальную тему)) Ездила туда два дня, и большое спасибо всему нашему сайту и конкретно Сергею: благодаря его публикации проложила маршрут, потому что картам задавать точку «Лидо пляж» бесполезно, я с подобной ситуацией уже столкнулась в Майами))) Там еще хуже — пишешь Miami beach — и получаешь на выходе весь город Miami Beach)))

Да, муниципальный пляж Лидо BlueMoon не разочаровал! Погода, солнце, море, песочек — все на высоте. Дорогие лежаки, однако половина отдыхающих лежит просто на полотенцах на песке. Первый день и я поступила так же. На второй мне очень повезло, но это уже войдет в последнюю четверть рассказа, хронологически так оно и вышло))

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Третья четверть

До чего приятно вспомнить в декабре сентябрьский пляж!.. На этом и закончу сегодняшний рассказ, и спасибо всем, кто его прочел. Приятных путешествий всем, друзья!

Теги: Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм