Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 18:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Елец — Россия Декабрь 2019

Прибыв вместе с клубом «ОТКРЫВАТЕЛИ» на реконструкцию Елецкой наступательной операции декабря 1941 года, мы решили часик прогуляться по центру Ельца.

Тем более что экскурсия в музее народных промыслов и ремёсел была нам назначена только через час. Раньше я уже был в этом городе неоднократно и Вас с ним знакомил. Но в этот раз я не узнал центральные улицы этого провинциального райцентра Липецкой области. Центр этого города реально поменялся, похорошел.

В городе проживает 100 тысяч населения.

Короткая прогулка по Ельцу...

А может причиной этому предновогоднее убранство города? Считается, что старый Елец был основан Юрием Рязанским.

Первое упоминание о старом Ельце в летописных источниках относится к 1146 году (на год старше Москвы).Именно, в Никоновской летописи под 6653 годом от сотворения мира (то есть 1146 годом) упоминается, что через Елец проезжал Святослав Ольгович (в то время — князь белгородский).

Короткая прогулка по Ельцу...

Под 6654 годом (1147 год) в той же летописи говорится, что в ЧЕрнигов из Ельца прибыл Андрей Ростиславович, внук Ярослава Святославовича Муромского. Историки А. Насонов и Б. Клосс, изучавшие запись под 6654 годом, считают её поздней вставкой составителя Никоновской летописи, аналогичная позиция отражена в БРЭ.Предполагается, что город Елец в XIII веке мог входить в состав Черниговского княжества, а в конце XIV века был зависимым от Рязанского княжества.

В 1156 году (6664 от сотворения мира) по Никоновской летописи половцы пришли на Рязань и грабили по Быстрой Сосне. На обратном пути половцев догнала погоня. Половцев истребили, пленных отбили. Данная запись показывает места по реке Быстрая Сосна под властью рязанского князя.

В 1389 году елецкий князь по приказу великого князя рязанского Олега Ивановича встретил посольство митрополита Пимена, направлявшееся в Константинополь, недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон (в «Сказании о Мамаевом побоище» упомянут елецкий князь Фёдор, но достоверность этого упоминания сомнительна).

Короткая прогулка по Ельцу...

В 1395 году Елец (подобно таким золотоордынском городам, как Сарай, Маджар, Булгар) был разрушен отрядами Тимура хромца, а князь Фёдор был пленён.

Рядом с Вознесенским собором, с его северной стороны расположена часовня над братской могилой ельчан, погибших при нашествии Тимура, открытая и освящённая в 1801 году.

В 1414 году елецкие земли разорили татары; елецкий князь был убит, а жители бежали в Рязань.

На протяжении большей части 15–16 веков город Елец не упоминается.

Короткая прогулка по Ельцу...

В конце 1591 г. по указу царя Фёдора Ивановича начинается строительство новой крепости Елец. Строительство велось на незаселённой территории служилыми казаками, стрельцами и детьми боярскими, набранными и присланными сюда из Данкова, Епифани, Новосиля, Черни, Ливен, Тулы и других южнорусских городов.

Первоначально город был населён служилыми людьми, нёсшими воинскую службу. Вместе с городом возникает Елецкий уезд.

В короткое царствование Лжедмитрия Первого Елец был превращён в военную базу для готовившегося похода на Крымское ханство.

В 1606 году ельчане выступали против царя Василия Шуйского на стороне Ивана Болотникова.

Город был осаждён царскими войсками, однако Истома Пашков разбил их.

Во время польско-литовского похода 1618 года город был сожжён гетманом Сайгадачным.

В августе 1618 году под Ельцом гетманом Сагайдачным схвачено царское посольство, которое везло 30000 рублей из царской казны на подкуп крымского хана.

В XVII–XVIII веках Елецкий уезд активно заселялся.

Большинство населения уезда составляли потомки служилых людей, называвшиеся сначала «детьми боярскими городовыми», а затем «помещиками-однодворцами». Меньшую часть населения составляли казаки и крепостные крестьяне.

Короткая прогулка по Ельцу...

Основой экономики города становится торговля хлебом.

Страшным бичом города в XVIII веке были пожары, особенно в 1769 году, когда сгорел весь город со слободами. После этого город отстраивался по новому генеральному плану, вместо концентрической планировки вокруг крепости создаётся новая — прямоугольная, а сама крепость исчезает.

В 1874 году строится участок Узловая — Елец Сызрано-Вяземской железной дороги.

В Ельце появляется одноимённая станция и вагонное депо. До настоящего времени сохранилось здание железнодорожного вокзала, депо и несколько казарм для служащих дороги.

Короткая прогулка по Ельцу...

В Ельце на пересечении улиц Коммунаров и Мира недалеко от центральной площади, 12 сентября 2008 года, к 100-летию Жукова был открыт памятник, который сразу же стал настоящей городской достопримечательностью.

По замыслу скульптора Александра Михайловича Тарытанова и архитектора Михаила Корси художник изображён, пишущим с натуры портрет девочки. Рядом стоит мальчик с мячом, который оценивает сходство рисунка с оригиналом. В руках у мальчика дневник с именем и фамилией «Никита Михалков». Михалковы и Жуковы дружили семьями.

Трогательная девочка с косичками, которую рисует Жуков — любимая дочь художника Арина. Памятник появился благодаря её стараниям. Идея и концепция памятника тоже принадлежат Арине Жуковой.

Детские и юношеские годы Жукова прошли на Елецкой земле.

«В 1935 году к художнику пришла настоящая слава. В Лондоне проходил конкурс на лучший рекламный плакат „Интуриста“. Конкурс был анонимным, до награждения никто не знал имена авторов и страну их проживания. Жуков отправил пять своих работ. И когда члены жюри стали вскрывать конверты, оказалось, что четыре работы победителя принадлежат одному и тому же человеку!..» (Источник topwar.ru) и https://myslo.ru/club/blog/gulbarij/RaSjAocfTEiirPg_-DPNuw

В годы войны Жуков служит солдатом в артиллерии, потом работает в редакции армейской газеты на Калининском фронте и одновременно военным корреспондентом «Правды».

Создаёт фронтовые плакаты: «Отстоим Москву!» (в соавторстве с В. С. Климашиным), «Выстоять!», «Бей насмерть!», «Они не пройдут!…" .

На страницах газеты «Правда» публикуются его рисунки: «В гостях у защитника Сталинграда», «Спасибо, родная!», «Автобат на привале», «Вперёд!», «Героическая смерть Лизы Чайкиной» и другие.

Короткая прогулка по Ельцу...

После войны газета «Правда» направила Жукова своим корреспондентом на Нюрнберском процессе, где он сделал более 400 рисунков и познакомился с писателем Б. Н. Полевым, а потом иллюстрировал его книгу с 1946 по 1950 год «Повесть о настоящем человеке».

В 1968 году и в 1973 году побывал в Италии, где работал на графической серией портретов участников итальянского движения Сопротивления.

Стараниями дочери художника Арины в декабре 1992 года был организован единственный в России дом-музей Н. Н. Жукова (Елец, ул. 9 Декабря, 42).

Умер художник в 1973 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

В стране уже забыли об авторе упаковки папирос «Казбек», известной каждому заядлому курильщику и давно перешедшей в разряд раритетов.

А в Ельце о Жукове помнят!

Я уеду жить в Лондон…

От души!

Соцреализм…

Интереснейший экспонат эпохи СССР с масштабным мозаичным панно во всю стену.

Сталинский ампир.

• 1941, 3 декабря — выход фашистких войск на окраины Ельца. После двухдневных уличных боёв советские войска оставили город.
  • 1941, 9 декабря — освобождение Ельца частями 13-й Армии в ходе Елецкой наступательной операции правого крыла Юго-Западного фронта маршала Тимошенко. Во время оккупации Орла немецко-фашистскими войсками Елец исполнял функции областного центра.

Полностью город освобождён от фашистов только в 1942 году.

Короткая прогулка по Ельцу...

8 октября 2007 года Ельцу присвоено звание «Город воинской Славы».

Короткая прогулка по Ельцу...

Пожарная каланча XIX века — до сих пор действующая пожарная часть.

Здание на удивление в прекрасном состоянии, ухоженное.

Городской парк.

Раньше, лет 25 назад, там проводились дискотеки и я на одной из них присутвовал лично!

Короткая прогулка по Ельцу...

Самая крутая гостиница советского времени «ЕЛЕЦ».

Деревянная архитектура в центре города.

Короткая прогулка по Ельцу...

Такое ощущение что я прогуливаюсь по купеческому городу.

В позапрошлом веке Елец был крупнее и известнее моего Липецка.

А сейчас это райцентр Липецкой области.

Короткая прогулка по Ельцу...

В этом доме останавливался маршал Константин Константинович Рокоссовский.

Если город отреставрировать, то он может соперничать с Суздалем или Коломной.

Улица Ленина (Манежная).

Туристам тут рады.

Видимо проблема алкоголизма в городе актуальна.

Короткая прогулка по Ельцу...

Деревянная церковь Михаила Архангела в Ельце была построена в 17–18 веках.

Каменная церковь была построена в 18–19 веке.

Храм неоднократно перестраивался, и до нас дошел в полуразрушенном состоянии.

Храмовая часть церкви выстроена в русско-византийском стиле, колокольня Архангельского храма — в стиле раннего классицизма.

Короткая прогулка по Ельцу...

А сейчас полюбуйтесь на восстановленную колокольню.

До самого храма руки (деньги) пока не дошли, к сожалению.

Следующий храм только реставрируется:

Короткая прогулка по Ельцу...

Однако, с противоположной стороны уже восстановлен. А может это и правильно — с одной стороны старина и разруха, а с другой — лубочный новодел? Это Храм Успения Пресвятой Богородицы.

Архитектор проекта не установлен.

Строительство храма начато в 1815 году строительством часовни возле места возведения храма в центре города на пересечении улиц Советской и Маркса.

Короткая прогулка по Ельцу...

1823 г. — закончен первый этаж и освящены престолы.

1829 г. — построен второй этаж.

1833 — 1841 гг. — возведена колокольня (русский поздний классицизм).

Высота — 79 метров.

Вторая пол. XIX в. — с юга и с севера пристроены небольшие притворы.

Храм построен как памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.

К Успенской церкви было приписано 3 часовни.

Короткая прогулка по Ельцу...

Усадьба первой половины 19 века рядом с храмом.

Магазин знаменитых елецких кружев в том же здании.

Современные модницы и история в одном месте…

Короткая прогулка по Ельцу...

Кружева тут на каждом углу.

На углу улиц Октябрьской и Соборной богодельня (дом Призрения).Русановский странно-приимный дом (больница-приют для нищих и калек) В. П. Россихина.

Первая половина 19-го века.

Короткая прогулка по Ельцу...

Банкетный зал кафе «Олень».Почему такое странное смешное название? Оленями в 90-х обзывали недотёп. Дело в том что олень фигурирует на гербе Ельца.

За основу современного герба муниципального образования «Город Елец» взят исторический герб города Ельца Орловской губернии, утвержденный 16 августа 1781 года, подлинное описание которого гласит: «В белом поле, красный олень, под зеленой елью (Старый герб)».

Серебро в геральдике — символизирует чистоту, благородство, мир, взаимосотрудничество.

Красный цвет — символ мужества, красоты и жизни.

Зеленый цвет — символизирует весну, радость, надежду, природу, и здоровье.

Источник: https://geraldika.ru/symbols/6680

Короткая прогулка по Ельцу...

Между тем сделав круг мы прибыли к симпатичному зданию музея народных ремесел и промыслов города Ельца.

Который и посетили в составе банды из клуба «Открыватели».

Здание построено из красного кирпича (до 1918 года) по проекту архитектора Вильфорта, в стиле модерн.

На нем в качестве декора используется майоликовая плитка, панно — пеликан над гнездом — символ материнства и детства, т. к. здание строилось под ясли-приют для детей работниц табачной фабрики.

Но это уже совсем другая история…

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия