Турист Елена (sonnenschein)
Елена — была 26 марта 17:01
Отпуск закончился, начались суровые будни.

Кьюза — Италия Август 2019

Сегодня по прогнозу дождь, значит едем осматривать городок Кьюза и монастырь Сабиона. Ехать всего ничего, 6 км, но гугл навигатор решил усложнить задачу и проложил нам дорогу через виноградное поле. Один из съездов Вельтурно был перекрыт на ремонтные работы, навигатор нашел нам «короткую дорогу». Сначала это была дорога, потом тропа и мы оказались на винограднике, под углом 60 градусов. Как мы с него сползали на основную дорогу это отдельная песня, я просто влипла в сиденье и молилась, чтоб нам на встречу не выполз трактор. Немного покружили и выехали на трассу к Кьюзе. Припарковали свою машинку и пошли знакомится с городом.

Городом можно назвать Кьюзу с большой натяжкой, скорее городок с одной центральной улицей и населением чуть больше пяти тысяч.

И снова в горы. Кьюза

Поселение Кьюза впервые упоминается в 1027 году в связи с епископским замком на горе Себенер. Кьюза и ее окрестности вошли в 1000 году в епископат Себен. В 1308 году Кьюза получила статус города. «Золотая пора» Кьюзы пришлась на 1350–1550 года, город разбогател и разросся благодаря найденным запасам серебряной и железной руды.

Город находится в самом центре ущелья Айзак (немецкое название), Изарко (итальянское название) и разделен на две половины рекой Изарко.

Замарашка Изарко

Миниатюрная Кьюза, или немецкий Клаузен была на слуху еще сто лет назад, когда сюда приезжали именитые художники. Тогда Кьюза именовалась, как «город Дюрера». Знаменитый немецкий художник посетил Кьюзу в 1494 году. Предание гласит, что он взошел на гору Цанберг, которая возвышалась над городом и запечатлел с нее пейзаж Клаузена. Картина «Grosse Glück» была утеряна, но, где работал Альбрехт Дюрер стоит камень его имени. В XIX веке через эту местность была проложена австрийская железная дорога и потянулись сюда художники в поисках «дюрерских» пейзажей.

Мал, да удал-это про Кьюзу. Она вошла в ассоциацию красивых деревень (малых городов-борго) Италии. Что, по моему мнению, совершенно оправдано. Зубчатые фасады, широкие эркеры, росписи на стенах и старинные вывески очень украшают город. Центр Старого города вымощен порфировым камнем. Также Кьюза родина менестреля Вальтера фон дер Вогельфейде, его памятник стоит на центральной площади в Больцано.

И снова в горы. Кьюза

На центральной площади Кьюзы стоит готическая, с элементами барокко церковь святого Андрея. Он покровитель города.

На выходе из города находится Апостольская церковь. При желании можно посетить городской музей и посмотреть на сокровищницу Лорето.

Апостольская церковь

Плюс к этому, красоту Кьюзе добавляет, величественно возвышающейся замок Бранцоль и монастырь Сабиона.

Если Вас и это не убедило, то напомню о тирольской кухне и гостеприимстве. В городке много хороших ресторанов, очень рекомендуемых на Трипадвизоре.

И снова в горы. Кьюза

Но, и это еще не все! Любителей хорошего вина здесь не обойдут вниманием. В конце июня проходит фестиваль «Белого вина долины Изарко/ Айзак» Eisaktaler Weissweinfestival/ Sabiona. Видела в интернете фотографии с этого мероприятия. Столы накрыты по всей улице, вход на пробу стоит 20 евро. В следующие дни эстафету праздника перехватывают Вельтурно и Фунес. Больше десяти ресторанов, винотека и Джаз Банд развлекают гостей.

Гуляют с размахом, целых десять дней. Не успели на праздник, тоже не беда, винотека «Eisaktaler» к Вашим услугам, она находится на выезде из города, в сторону Брессаноне.

И снова в горы. Кьюза

Кьюза находится в низинке, окруженная со всех сторон виноградниками, каштановыми рощами и лесами. У меня в планах осмотреть монастырь Сабиона. Пару лет назад я читала замечательный рассказ нашей туристерки и гида Женечки Чех и с того момента загорелась идеей подняться к монастырю.

Оставила мужа в кафешке за чтением южно-тирольских новостей, сама по настоянию хозяйки кафе переодела сандалии на кроссовки двинулась в путь. Дорога к монастырю начинается с Säbener Promenade и дальше по крутой улочке Via Crucis. Я на всякий случай сфотографировала дорогу, но заблудится нереально, везде стоят указатели.

И снова в горы. Кьюза

Круговой маршрут на 1,5 часа. Дорога крутая, на мое счастье китайцы поднялись на первый десяток ступеней, поцокали языками, сделали селфи и ретировались. Тропинка местами узкая и разойтись с группами туристов сложно. Со мной шли по дороге немногочисленные немецкие пары, все чинно и спокойно.

И снова в горы. Кьюза

Сначала вышли к замку Бранцоль (Branzoll), он же Капитанская башня (Capitano del Torre). Замок был построен, как форпост между Больцано и Брессаноне по Бреннерской дороге. Я читала в интернете, что сейчас замок находится в частной собственности и для посещений закрыт. Хотелось хоть одним глазком взглянуть во внутренний дворик, но глухая стена и грозная табличка не нарушать покой нашу немецкую группу отпугнула.

Погода стояла пасмурная, но парило и периодически срывался дождь. Даже такая погода не умалила красоты пейзажа, открывающегося отсюда. Вся дорога покрыта булыжниками и я была рада, что одела кроссовки. Хотя и они немного скользили на мокрых булыжниках, да и крутой наклон не облегчал путь на гору.

Священная гора, или гора Себенер, над которой возвышается монастырь Себен, или Сабиона. Вся дорога, ее называют дорога на Голгофу со станциями (часовенками) занимает минут сорок вместе с фотографированием. Вход бесплатный.

Церковь Богородицы

Монастырь Сабиона возвышается, как замок на скале, которая была заселена в эпоху неолита. В раннем средневековье 800–1000 годах был построен епископский замок, на руинах дохристианского храма. Позже епископ перебрался в Бриксен (Брессаноне). В 1686 году епископский замок на горе освятили как бенедиктинский монастырь. С 1678 года Сабиона-монастырь строгого затворничества бенедиктинского ордена. Сюда переселились монашки из зальцбургского Ноннберга. В 1699 году получил статус аббатства и избрал Марию Агнесс Цейллерин первой настоятельницей. Здесь и сейчас живут монашки по обету святой Бенедикт из Нурсии: «молись, работай и читай святое Писание».

И снова в горы. Кьюза

Сам монастырь закрыт для посещения, но церкви доступны. Первая на моем пути церковь Богородицы и рядом капелла Марии. Я знала, что барочная церковь Богородицы работает только в определенные дни, при мне была закрыта. В этой церкви находится старинное распятие, но оно сильно повреждено. Заглянула в капеллу Марии и пошла по дорожке через монастырский сад к основным строениям. Вокруг все дышит миром и покоем. Останавливалась на фотографирование виноградных террас.

Моя цель Монастырская церковь и Церковь Святого Креста. Бенедиктинские монашки живут в строгом уединении, но все же принимают паломников на постой, а летом открывают дополнительный пансион для страждущих.

И снова в горы. Кьюза

Пока гуляла по монастырским церквям монашек я не увидела, только немногочисленные туристы периодически составляли мне компанию.

В церкви Святого Креста очень красивые и необычные фрески.

На потолке, парящий Иисус Христос. От фрески веет такой энергией и любовью, что я затаила дыхание и какое-то время не могла двигаться. Чудилось, что Иисус сейчас спуститься на Землю, обнимет меня и все в моей жизни будет хорошо. Настенные фрески написаны в манере перспективы. Прочла в Википедии, что это работы Джованни Батиста Делеи из Скарии.

Итальянский сайт утверждает, что вероятно это все же работы местного художника Иоганна Баптиста Хюбера.

Пора возвращаться. На обратный путь я выбрала панорамную дорогу, она более пологая.

И снова в горы. Кьюза

Прогулка по ней скорей напоминала посещение маленького ботанического сада. Много табличек с названием деревьев на немецком, итальянском и латинских языках. Щиты с гербариями, скульптуры. Много панорамных точек для фотографирования города и окрестностей.

В отличие от первой дороги большая часть маршрута проходит в тени деревьев, что значительно облегчает путь в летнюю жару и дождь.

И снова в горы. Кьюза

Вот я и вернулась в милый моему сердцу городок. Для меня, Кьюза-это шаловливая девчушка, чем брутальный Клаузен. Цветочки, горшочки, веночки и флажки это женские атрибуты. И характер у нее девчачий: веселый, праздничный, а охраняет ее суровый красавец Капино дель Торре.

В этом городе мне было очень уютно. В кафешке, в компании хозяйки мы просидели почти два часа. Пообщались, посмотрели на стайку, пробегающих китайцев, попробовали домашний тирамису.

И снова в горы. Кьюза

В таких местах не стоит искать чего-то сверхъестественного, лучше присесть на лавочке и почувствовать атмосферу города, тогда как и у нас день получится хорошим.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия