Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:25
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Хомс — Сирия Ноябрь 2019

В 2005 году моё путешествие по Сирии было вполне стандартным. Осмотрев Дамаск, мы направились в Крак-де-Шевалье и дальше в Пальмиру, где заночевали. Теперь ситуация изменилась. В Пальмире ночевать негде. Нам предстояло две ночи провести вблизи Крак-де-Шевалье.

Знаменитый старинный замок находится в провинции Хомс. Сам Хомс довольно большой город и со столицей его связывает скоростная трасса.

По утреннему холодку выезжаем из Дамаска. После Старого города настроение благостное и тут на тебе… К действительности возвращают руины. Справа и слева на протяжении длительного времени начинают мелькать ужасы войны в виде сирийского Сталинграда. Это Хараста-эль-Басаль городок спутник Дамаска, где не осталось ни одного целого здания.

По словам гида, в этом месте располагалось множество автосалонов, которые летом 2012 г. оказались разграблены. Война началась резко и сразу. 15 июля 2012 года отряды оппозиции подступили к Дамаску.

Окружить город полностью не удалось. Сирия воевала на порядок дольше, нежели СССР в Великую Отечественную. Столицу под полный контроль правительственные силы возьмут 23 мая 2018 года.

22–23 марта 2018 года 4979 боевиков «Ахрар Аш-Шам» и членов их семей были перевезены из Хараста-Эль-Басаля в провинцию Идлиб. Саперы Сирийской арабской армии (САА) сразу после освобождения города от террористов начали разминирование домов и улиц.

Как и кто будет восстанавливать Сирию? Лично я не понимаю. Второй момент: если справа и слева разруха, то сама дорога выглядит вполне прилично? На мой вопрос, гид отвечает, дорога нужна была всем, поэтому по её не бомбили.

Даже теоретически поверить в подобное сложно. Что-то случайное на трассу так или иначе должно было упасть. Однако, увы, заплаток я не заметил, и ограждения дорожные возле Хараста-Эль-Басаля тоже целы. Запишем в загадки…

Двигаясь в сторону Холмса, мы совершили всего одну остановку на трассе. По правилам безопасности, которые гид и водитель обговаривают в МВД, подобное запрещено.

Глядя на придорожные городки и посёлки, в глаза бросается отсутствие населения. Раньше и бедуины со своими барашками вдоль дорог попались, и в земле кто-то рядом копошился… Сирия теперь совсем не та, чем прежде… Впрочем, мы это сразу почувствовали, как только пересекли границу.

В 2007 году примерно таким же маршрутом перемещался Олег Набровенков. В своём рассказе Ближний Восток становится ближе г-н Набровенков сообщает следующее:

Дорога до Хомса заняла чуть больше двух часов. В Хомсе, выйдя с вокзала, я без особого труда нашел немного говорившего по-английски таксиста, который знал, такое название — Крак де Шевалье, и дорогу туда. После долгого торга мы договорились, что за 1500 фунтов он отвезет меня до замка, подождет 2–3 часа, и отвезет обратно.

При средней скорости в 120 км/час около замка мы были через полчаса.

Мы в Хомс не заезжали, город остался в стороне. В последующем рядом проскакивали несколько раз. Я разглядел пустующие здания новостроек. Завершить строительство сирийцы не успели, а теперь не до этого. Хомс стал одним из первых городов, где в мае 2011 г. вспыхнуло восстание. Там всегда были сильны антиправительственные настроения.

Это крупный промышленный и транспортный центр. Он имеет стратегическое значение. Бои за город продолжались с мая 2011 по май 2014 года. У правительственных войск сил на всё не хватало, однако нефтезавод возле Хомса они контролировали. Последний, при взгляде со стороны, разрушений не имеет и потому пыхтит трубами.

Свернув возле Хомса с основной трассы, через полчаса мы уже стояли возле КПП, где наш гид по имени Номан, собрав паспорта, предъявил их солдатам вместе с разрешающими бумагами. Ребята записали фамилии в журнал и пожелали нам счастливого пути.

По прошлой поездке помню тот серпантин, что ведёт к цитадели госпитальеров. Гора, облепленная домами, была наполнена жизнью. Дабы кого-то обогнать, водитель постоянно сигналил.

Увы, подобное в прошлом. Мы поднимались вверх в абсолютном одиночестве. Прилегающий к замку Эт Талле оказался полностью разбит.

Дома у подножия война пощадила.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Чем выше, тем картина становилась всё более и более ужасающей.

Цитадель в этом месте появилась не просто так. Кто владел Крак-де-Шевалье, тот контролировал выход к морю. По прилегающей долине проходит дорога на Латакию. Соответственно, что во времена крестоносцев, что сейчас, Эт Талле имел стратегическое значение. До войны здесь проживало 60 тыс. человек.

Боевики заняли город в 2013 году, откуда, после массированных обстрелов и бомбёжек, согласились уйти в марте 2014 года.

Увы, мирным жителям возвращаться некуда. Эт-Талле мелькает за окнами как страшный сон. Какие-то бедолаги среди развалин ютятся, но таковых не много.

Достигнув обзорной точки, останавливаемся. Очень хорошо помню это место! В мой первый визит мы любовались отсюда на крепость, на горные склоны и на долину.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Перед войной некий предприниматель выстроил ресторан. Приезжающие туристы, сидя возле больших окон, обедали, глядя на крепость.

Но это происходило раньше, в той, в другой жизни…

Остов здания остался цел, чего не скажешь о внутренней начинке. Будем надеяться, что к полноценной жизни ресторан ещё вернётся, как и туристы…

Возле Крак-де-Шевалье люди жили издавна. О подобном красноречиво говорят горные склоны, разрезанные на террасы. Почва горы довольно каменистая, приведение её в порядок стоило больших усилий. Теперь, увы, никто не высаживает на отвоёванной земле ни картошку, ни помидоры.

Что касается крепости, она по прежнему прекрасна. По главному символу страны правительственные войска не стреляли. На подобное существовал строгий приказ Президента.

Замок кажется живым существом, захватившим вершину горы, у которого происходит сложный процесс перерождения, и потому внутри, над одними стенами тянутся вверх другие.

Ты стоишь, вглядываешься в башни, переворачивая в мозгах историю крепости, она же в этот самый момент наблюдает за тобой, решая, допустить тебя до своих тайн или нет.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Микроавтобус останавливается возле главного входа. Именно здесь, в непосредственной близости от могучих стен, начинаешь понимать грандиозный масштаб сооружения. Внешне замок выглядит вполне пристойно, следов обстрела не видно.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Арабская лапша украшает входные ворота, сообщая, что великий и могучий султан Бейбарс 8 апреля 1271 г. завладел крепостью и велел её восстановить.

Силы крестоносцев на Святой Земле к тому моменту истощились. Располагая пятилетним запасом продовольствия, количество защитников составляло 300 человек. После тяжёлых боёв султану удалось преодолеть первый рубеж обороны. Рыцари укрылись во втором, ещё более неприступном замке, захватить который не представлялось возможным.

Бейбарс пошёл на хитрость. Он изготовил фальшивое письмо от магистра ордена и через надёжного человека передал госпитальерам приказ сдаться. Рыцари крепость оставили и были султаном отпущены. Именно таким образом за всю историю Крак-де-Шевалье оказался один единственный раз взят осаждавшим его противником.

При госпитальерах Крак-де-Шевалье отбил множество атак мусульман. Возле его стен много раз назначалась встреча рыцарей, выступавших в поход. В 1163 г. султан Нур ад-Дин потерпел возле этих стен сокрушительное поражение.

В 1188 г. грозный Салах ад-Дин разбил лагерь на холме напротив замка, простоял рядом три месяца, но даже не попытался атаковать.

Судя по всему, лагерь полководца располагался на месте опустевшего ресторана.

Вместе с сирийской семьёй мы единственные посетители. Входные ворота по сравнению с мощными стенами кажутся непропорционально маленькими и узкими. Нет, это не так, облачённые в доспехи всадники, на лошадях проезжали вполне свободно.

Изучая внутренние ступени, понимаешь, что они рассчитаны под ход коня, тогда как потолочные окна, из которых в закрытый коридор спускается мягкий свет, имели ещё одно назначение. Если противник врывался в замок, защитники сверху должны были облить его кипящим маслом.

В той комнатке, где ранее восседала стража, разместилась билетная касса. При боевиках крохотное помещение выполняло роль тюрьмы, и об этом далее ещё пойдёт речь.

Поговорим про историю создания крепости.

Кто первым поставил в этом месте укрепление, доподлинно неизвестно. Её возраст принято отсчитывать от 1031 года. Здесь находился небольшой арабский форт, известный как Хисн Аль-Акрад.

Во время Первого крестового похода его захватил граф Тулузский, Раймонд де Сан Гиле. Рыцарей в первую очередь интересовал Иерусалим. Сил, дабы везде и всюду расставить гарнизоны, у них не было, и потому крепость пришлось оставить.

В 1110 году крепость была повторно занята Танкредом, князем Галилеи, а в 1142 году Раймунд II, граф Триполи, передал Крак-де-Шевалье ордену госпитальеров, чтобы они охраняли рубежи от возможных набегов Занги ибн Ак-Сонкура, начальника тюркского гарнизона в Мосуле и Алеппо.

С этого момента начинается история Крак-де-Шевалье, того рыцарского замка, что дошёл до нашего времени. Госпитальеры восстановили и укрепили прежние арабские стены, построив внутри ещё одну цитадель.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Их система обороны была продумана до мелочей. В замке появилось множество дополнительных помещений. Крак-де-Шевалье превратился в грозный оплот крестоносцев на Святой Земле.

Госпитальеры носили сперва чёрный, а после красный плащ с белым крестом. Вступая в орден, рыцари приносили обед целомудрия. У ордена имелся собственный флот и дипломатическая служба. Внутри царила железная дисциплина, доходившая до фанатизма. Магистр ордена подчинялся Папе Римскому.

Со временем жаждавшие денег и власти феодалы на Святой Земле расслабились. В противовес им госпитальеры и тамплиеры сделались ударной силой крестоносцев.

Передвигаясь по длинному виляющему коридору, изучаем окрестности замка через бойницы. Права стена есть ни что иное, как первоначальный форт мусульман. Глядя на круглые камни катапульты, кажется, что их положили вчера или позавчера.

Номан советует, перемещаться по крепости по принципу часовой стрелке. Следуя за гидом, выходим во двор между внутренней и внешней стеной. Последняя кажется неприступной. Более того, у её основания искусственный водоём длиной 72, шириной от 8 до 16 метров. Рыцари брали оттуда воду для технических нужд.

Ну, а та башня со львами, откуда мы вышли, считается последним строением госпитальеров. Её закончили возводить как раз накануне штурма крепости Бейбарсом.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Сириец обращает наше внимание на какую-то развальню. Далее выясняется, что там располагались бани. Они чуть ниже и потому вода из водоёма поступала самотёком. Спуск в хамам затруднён, один из шатровых куполов развалился.

Заходим в огромный зал, служивший конюшней. По моим подсчётам, здесь могло разместиться более двухсот лошадей. В середине зала существовала потайная дверь, выводившая как на верх башни, так и вниз. В настоящем проход завален.

После конюшни, осматриваем северо-западную часть замка. Сиё место самое уязвимое. Если с других сторон возле стен у горы естественный обрыв, то здесь подобного нет. Более того, здесь к крепости подходил акведук, питавший её водой. Первое, что должен был сделать противник, разрушить акведук.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Бейбарс начал штурмовать именно западную стену, тогда как его мамлюки ворвались с востока, через главные ворота. Султан считал взятие Крак-де-Шевалье одной из главных своих побед.

После его смерти, свергнувший его детей и ставший султаном Калаун, в 1288 г. на какое-то время перенёс в Крак-де-Шевалье свою резиденцию. Вот какое значение придавали крепости мусульмане.

Внутренняя цитадель и самая высокая башня замка (башня генерала) с западной стороны выглядят особо величественно.

Но если с мамлюками и крестоносцами всё более менее понятно, то с последней войной разобраться сложнее.

Всезнающая Википедия, частично ссылаясь на публикацию в газете Труд, пишет следующее:

В 2013 году крепость была захвачена террористами.

В марте 2014 года во время гражданской войны в Сирии правительственные войска заняли крепость, уничтожив десятки террористов, а выживших вынудили бежать в Ливан.

Ранее во время одного из авианалётов сирийских ВВС у замка была разрушена одна из его башен. По некоторым сведениям, башня была уничтожена вылетом бомбардировщика Су-24 МК с полученной из России управляемой авиабомбой. Высокоточный боеприпас проделал брешь в укреплениях, которой воспользовались сирийские войска.

Этот шаг позволил сохранить историческую крепость; обычный для сирийской армии многодневный артобстрел превратил бы её в руины.

Речь здесь идёт об угловой северо-западной башне. Дырку, пробитую ракетой, мы видели. Но что это дало, не совсем понятно? Скорее всего, разведка доложила расположение боевиков, авиация наносила удар в нужное место, и это их надломило. Либо просто попадание ракеты информационно обыграли в свою пользу.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

В любом случае, это чисто сирийские дела. Россия разместила свои ВВС на территории страны в августе—сентябре 2015 года.

Изучив внутреннее строение, поднимаемся вверх на западную стену.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

В её центральной части возвышается квадратная башня. Она построена госпитальерами и реконструирована мусульманами. В 2003 г. на российские экраны вышел сериал Баязет. Он снимался здесь в Крак-де-Шевалье. В одной из серий есть эпизод, как осаждённые защитники крепости с этой башни, спускают на верёвках гонца, который должен пробиться к своим.

Неподалёку от башни на каменной брусчатке табличка с цифрами — 1936. Они обозначают год, когда началась реставрация замка.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

До этого момента в Крак-де-Шевалье жили люди.

По внешней северной стене перемещаемся на восток.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

С этих башен госпитальеры, при помощи огня, подавали сигналы своим собратьям тамплиерам (храмовникам). Их крепость Кастель Бланш находилась в 18 км.

Внутренняя цитадель с этой стороны не менее интересна. Номан указывает на квадратную башню, созданную по византийским канонам. В народе её называют башней принцессы. Откуда это пошло, никто толком не знает. В любом случае название романтическое.

Одна из твердынь внешней стены называется мельничной башней. По некоторым данным, здесь у рыцарей стояла ветряная мельница.

С крепостной стены спускаемся во двор, после чего по переходу перемещаемся в цитадель внутреннюю, где сразу обращает на себя внимание так называемый Большой зал.

Он построен в 1250 году в стиле ранней готики. Зал служил местом собраний, на которых рыцари вырабатывали определённое решение. Тем, кто не обладал правом голоса, оставалось через большие окна вслушиваться, о чём говорят старшие товарищи.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Когда реставраторы в 30-х годах прошлого века принялись за восстановительные работы, Большой зал оказался почти под крышу забит навозом, что вело к разъеданию камней. До 1936 года в Крак-де-Шевалье жили обычные крестьяне, и замок они использовали соответствующе…

По мнению одних, отверстие в верхней части свода Большого зала служило креплением для колокола, другие полагают — для вентиляции.

Основная хозяйственная деятельность была сосредоточена здесь, во внутренней цитадели. Вдоль крепостной стены идёт галерея, где можно видеть зернохранилище, круглые выемки цистерн, куда заливалось масло, водоотвод кухни и саму кухню.

Пища готовилась на всех в едином котле, который разогревался дровами. Мы же, по габаритам выемки, можем представить размеры котла, раскидав мысленно его содержимое на порции. В лучшие годы гарнизон крепости доходил до 5 тыс. человек.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Ради справедливости отмечу: по другой версии, никакой котёл сверху не ставился. На круглом фундаменте стояла печка, выпекавшая хлеб.

У госпитальеров существовали самые разнообразные запасы еды.

Рыцари имели большие стада овец и баранов, которые в случае опасности загонялись в крепость.

Во время первого визита меня особенно поразили туалеты. Таковых четыре и находятся они рядом друг с другом. В прошлые годы на камни можно было сесть, теперь же, после войны, они завалены мусором.

В 1170 г. в Сирии произошло страшное землетрясение. Большинство христианских и мусульманских фортов оказалось разрушено. Это случилось в день Св. Петра и Св. Павла. В часовне замка шла служба. Потолок обрушился, отчего многие погибли. Позже госпитальеры часовню перестроили, расширив пространство.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Когда мусульмане взяли Крак-де-Шевалье, часовню они переделали в мечеть, вырезав в стене михраб и установив минбар. Последний в романский стиль явно не вписывается. В добавок к этому, часть окон мусульмане заложили. Мы же теперь, глядя на остатки фресок, о росписи часовни можем только домысливать.

По узкой лестнице поднимаемся на верхнюю площадку, где попадаем в башню принцессы. Из её узких и высоких окон в хорошую погоду можно видеть море, которое отсюда в 30 км.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

В прежнее времена на близлежащей площадке стояли катапульты. Здесь сохранилось подобие круглого стола, где заседал магистр и его приближённые.

Гид обратил наше внимание на приспособление по утрамбовыванию камней. Его применяли как в средние века, так и сейчас.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Если сравнивать с рыцарями, мусульмане строили попроще, без изысков. Соответственно, госпитальерская кладка в глаза бросается сразу.

Самой высокой среди собратьев является башня генерала, куда мы далее направляемся.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Занырнув в её винтовое нутро, поднимаемся по лестнице. Стены и ступени дошли до нас в идеальном состоянии.

Генеральская построена мусульманами и потому, зубчатого обрамления не имеет.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Виды с самой верхней точки потрясающие! Я стоял и не мог оторваться от панорамы гор, долины и нависающего над ними неба…

По своему прошлому визиту помню колодец. Когда я бросили туда камень, судя по звуку, он достиг воды через 5–6 секунд. Как пишут в справочниках, глубина колодца 27 метров. В этот раз мы прошли мимо, но настаивать на возвращении я не стал.

Делаю последнюю фотографию, сажусь на место, едем обедать.

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

Тут выясняется, трапеза состоится в непосредственной близости от замка. Один местный предприниматель возродил былой бизнес: гостиницу и ресторан.

Как звали этого достойнейшего человека, я не запомнил. При боевиках ему очень крепко досталось. За поддержку Асада, мужчину два месяца продержали в заложниках. Сидел он в замке, в том месте где ныне билетная касса. За освобождение родственники собрали огромную сумму и передали её боевикам.

И что здесь особенно важно, по вероисповеданию мужчина суннит. Таким образом, радикалы держали в заложниках условного единоверца!

Сирия. Ч - 6. Крак-де-Шевалье — бывшее гнездо госпитальеров

После обеда мы прошли по возрождающейся гостинице. Хозяин показал номера, часть из которых имела балкон, либо просто окно с обязательным видом на крепость.

Последняя, подобно полководцу, чьё войско погибло, с грустью смотрит на окружающую действительность. Для столь древнего замка 10 — 30 лет срок небольшой, но рана здешним местам нанесена серьёзная.

Возвращались мы из Крака по южному склону, более крутой дорогой, вдоль которой мелькали прежние разрушения. Как и кем будет восстанавливаться Эт Талле? И будут ли его вообще восстанавливать? Вопросов больше чем ответов.

Самое удивительное, в соседнем городке в 5 км. мы застали абсолютно другую, богатую и достойную жизнь. Рассказ об этом в следующей заметке.