Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 4:17

Кишинёв — Молдавия Сентябрь 2019

Кишинев для меня город давно знакомый, впервые увидела его после окончания института, приехав к тете, к тому времени переселившейся в Молдавию. Затем приезжала не раз, а в 80-е годы бывала ежегодно: в Тирасполь переехал брат, и летом мы отвозили к нему с севера сына. Я любила Молдавию, мне нравилась ее столица, с её широкими зелеными проспектами, в те годы выглядевшими современно. После развала страны была здесь может быть однажды, обычно из аэропорта уезжала, не заезжая в город.

Один день в Кишиневе

В этот раз в Кишинев я приехала после путешествия по Румынии маршруткой из Ясс. Поскольку изначально не знала, чем буду добираться, выбрала гостиницу на полпути между вокзалом и автовокзалом. Искала, чтобы было недорого и пристойно, подошла гостиница «Кишинев». Позже решила ехать автобусом. Информация в сети по этому вопросу очень убогая и далеко не полная. Изучив ее, увидела, что нужный мне маршрут на центральный автовокзал Кишинева прибывает примерно в 21–30. До гостиницы порядка 1,2 км, по темноте спотыкаться желания не было, стала искать что-то поближе к автовокзалу. Нашла скромный мотель Bazar, но с очень хорошими отзывами.

Тут хочу предупредить, вдруг кому-то еще пригодится: маршрутки Яссы-Кишинев ходят гораздо чаще, чем выдает интернет, особенно в первой половине дня, можно не покупать билет заранее. В результате я уехала утром, а не вечером, как собиралась.

Итак, мотель «Базар». Название гостиницы говорит о том, что она находится рядом с рынком. Так оно и есть, рядом центральный рынок Кишинева, который располагается сразу за домами главной столичной улицы — бульвара Штефана чел Маре (Штефана Великого). Все улицы, ведущие к рынку от бульвара, и вокруг рынка, заполнены торгующими. У меня был легкий шок, мы такое прошли в 90-х, может быть, в отдельных района в первую пятилетку нашего века. В таком массовом варианте торговлю с рук и на ящиках не видела уже давно. Я не осуждаю, люди пытаются как-то выживать.

Один день в Кишиневе

Мотель Bazar рядом с рынком, на параллельной улице в гуще этого безобразия, но оно нисколько не мешает: в номере тишина, белоснежное белье и полотенца, есть чайник и холодильник, прекрасно работает Wi-Fi. Внешне скромно, но и всего 25 евро в сутки. Я нисколько не пожалела, что там остановилась.

Устроившись в гостиницу, пошла искать знакомые места на бульвар Штефана чел Маре (Стефана Великого), до 1990 года это был проспект Ленина. Поменять деньги зашла в банк, причем пришлось постоять в очереди. Обменники на каждом шагу, но лучше все же пользоваться услугами банка.

Рада, что остался на своем месте памятник Григорию Котовскому, установленный в 1954 году. Для меня он своего рода символ Кишинева, с него каждый раз начиналась встреча с городом по пути с вокзала.

В Кишиневе красивый вокзал, его строили после войны пленные немцы. Читала, что главным консультантом при строительстве был знаменитый Алексей Щусев. Когда-то здесь было более оживленно, регулярно отправлялись дизели в сторону Одессы.

На площади перед вокзалом установлен Памятник жертвам сталинских репрессий — «Поезд боли». На постаменте люди, тесно сбившиеся в одну колонну, слившись, они образуют поезд.

В районе вокзала у меня был еще один интерес: в каждом городе стараюсь не пропускать интересные объекты стрит-арта. Масштабный исторический мурал «Колонна нации» украшает стену здания Дворца культуры железнодорожников со стороны бульвара Децебала, автор — художник Раду Думбравэ. Здесь изображены три исторических личности: Буребиста — царь Дакии в I веке до н. э., Штефан чел Маре и Дмитрий Кантемир.

На стене здания напротив также работа этого художника — «Стена славы», где изображен Децебал, тоже дакийский царь, только I век н. э., и три его воина. В честь него и названа эта улица. Эти муралы должны напоминать людям о личностях, важных для истории молдавского народа.

бул.Децебал д.2 «Колонна нации».

Бульвар Штефана чел Маре начинается от площади Объединенных наций, которая до 1995 года называлась площадью Освобождения. В центре стоит памятник, установленный в честь освобождения Молдавии от немецко-фашистских захватчиков. Были желающие его снести, но отстояли, а в августе этого года открыли после реставрации.

Под № 1 на бульваре — Академия наук Молдавии (здание справа). Слева — гостиница «Кишинев» (Chisinau), где я изначально собиралась остановиться. Пройдя этот участок бульвара, я поняла, как правильно поступила, поменяв гостиницу. Перейти через бульвар можно только по подземному переходу, а он в таком состоянии, что вечером я побоялась бы туда спуститься, причем таких переходов на пути два.

Часть бульвара до улицы Тигина застроена в 1970-80-е годы, типовая застройка, сейчас уже не интересная. Гостиница «Интурист», позже переименованная в «Националь», стоит заброшенная. Этот 17-этажный отель, введенный в эксплуатацию в 1978 году, когда-то был одним из лучших в стране.

Эта улица появилась на картах города в 1817 году, не раз меняла название, но вдоль нее всегда строили самые важные городские здания. Во время Великой Отечественной войны город был разрушен, уничтожено порядка 70% жилого фонда. Генеральный план восстановления Кишинева был разработан под руководством академика А. В. Щусева.

Без карты города на бульваре Штефана чел Маре сложно найти нужный дом. Здесь, например, дом № 77 стоит рядом с № 115, а № 64 с № 124. Причина в том, что когда восстанавливали город, за сохранившимися зданиями оставляли старую нумерацию, а рядом строили новые. Послевоенную застройку — солидные жилые, административные и общественные здания узнаешь сразу.

Здесь располагаются многие государственные учреждения, построенные в 1950-е годы. Например, республиканское Министерство внутренних дел и соседнее здание Генеральной прокуратуры.

Министерство внутренних дел.

Единственное здание, построенное в советский период (1954 г.) и внесенное в список памятников национального значения, — Национальный театр имени Михая Эминеску, который до 1994 года носил имя А. С. Пушкина.

Один день в Кишиневе

Через скверик от него — Органный зал, памятник архитектуры начала XX века.

Здание Органного зала строилось для Городского банка. Проект был выбран на основании конкурса, который выиграл инженер Михаил Чекеруль-Куша. Из-за финансовых трудностей строили с 1903 до 1911 года. Во время войны здание банка практически не пострадало. Концертный зал был здесь открыт в 1978 году после реконструкции для этих целей.

Между театром и органным залом расположен сквер, в котором продают картины местные художники, торгуют своими изделиями и сувенирами местные умельцы. В центре сквера установлен необычного вида памятник молдавскому поэту Михаю Эминеску, именем которого назван Театр. Поэт изображен в образе героя его знаменитой поэмы «Лучафэрул».

Пожалуй самое красивое здание на проспекте Штефана чел Маре — Примария (Мэрия). Оно было построено в 1902 году для Городской управы по проекту архитекторов М. Эллади и А. Бернардацци, в честь которого на стене висит мемориальная доска.

Один день в Кишиневе

Свернем на параллельную улицу у здания Главпочтамта. Говорят, что до землетрясения 1976 года вход в здание украшал стеклянный глобус, а само здание построено по образцу московского главпочтамта.

На улице Митрополита Варлаама, параллельной бульвару, напротив скромного здания Русского драматического театра им. Чехова мне понравилось «зеленое» здание охранной службы МВД. Только сейчас увидела, что у входа стоит рыцарь в доспехах.

Улица ведет к скверу Кафедрального собора. Красивый сквер, неудивительно, его заложили в 1836 году, в год окончания строительства собора.

Кафедральный собор Рождества Христова в стиле русского классицизма построен в 1830–1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова. В войну пострадал от бомбежек, восстанавливали до 1950-годов, в 1962 году взорвали колокольню, а в храме разместили выставочный зал.

Храм вернули верующим в 1989–1991 годах, снова реконструкция, которую завершили в 1996 году, а через год построили колокольню.

Напротив колокольни на проспекте Штефана чел Маре в 1840 году построена Триумфальная арка в честь победы в Русско-турецких войнах.

Один день в Кишиневе

А сейчас свернем с бульвара на улицу Пушкина, которая за свою жизнь меняла называние трижды, но с 1899 года носит имя русского поэта. Когда Бессарабия была частью Российской империи, это была одна из главных городских улиц, на ней в те времена построено много солидных зданий. Например, здание Губернского правления (1904 г.).

Интересного много, но фотографировать здания на старых улицах Кишинева сложно, мешают деревья и ужасные провода троллейбусных линий. Пешеходов здесь не любят, главное — автомашины, занимающие большую часть тротуаров.

В конце XIX века построено здание Часовни первой женской земской гимназии по проекту архитектора А.Бернардацци. Сейчас это кафедральный собор Святой Феодоры Сихлской Румынской православной церкви.

Немало интересного на улице 31 августа 1989 года. На перекрестке с улицей Пушкина — красивое здание Национального художественного музея. Оно построено в 1901 году по проекту архитектора А.Бернардацци для женской гимназии.

Один день в Кишиневе

Неподалеку еще один музей — Национальный музей истории Молдовы. Здание музея — современное, построенное в 1987 году. На этом месте находилось историческое здание Кишиневской детской гимназии № 1 (1833 г.), разрушенное землетрясением 1977 года и не подлежащее восстановлению. Его заменили новым, сохранив внешний вид исторического памятника и частично интерьеры, после этого разместили в здании музей.

Перед зданием музея на постаменте статуя Капитолийской волчицы. Первую копию римской статуи подарил Кишиневу еще в 1921 году муниципалитет Рима как символ романского происхождения коренного населения Бессарабии. Такие статуи мы видели во многих городах Румынии.

Перед зданием Национальной библиотеки Молдовы стоит памятник поэту и драматургу Василе Александри.

Один день в Кишиневе

А на стене соседнего здания — великолепное произведение стрит-арта, напоминающее национальный молдавский ковер.

На улице Михая Когэлничану находится комплекс зданий Молдавского государственного университета. Есть современные корпуса, есть корпуса конца XIX века. Например, факультет права занимает бывшее здание Богословского училища. На противоположной стороне улицы также несколько зданий XIX века.

Со двора к корпусу бывшего Богословского училища в 1880 году пристроена церковь Сретения Господня, которая с 1945 по 1990 году была университетским спортзалом.

Еще одна достопримечательность Кишинева — Водонапорная башня необычной формы, построенная в 1892 году по проекту архитектора А.Бернардацци. В этом ценном памятнике промышленной архитектуры в стиле эклектики сейчас размещается Музей города Кишинева.

Один день в Кишиневе

Теперь отвлечемся от домиков и погуляем по самому, пожалуй, известному парку Кишинева. Это бывший парк «Комсомольское озеро», а теперь парк «Валя-Морилор» (Долина мельниц). У входа в парк установлен памятник Дойне и Иону Алдя-Теодорович, заслуженным артистам Молдавской ССР, погибшим в автокатастрофе.

К озеру в парке ведет длинная лестница. Вообще это не природное озеро, а пруд и назывался он Комсомольским, потому что был вырыт практически вручную комсомольцами города в 1951–1952 годах.

Парк — отличное место для прогулок, вокруг озера проложена кольцевая аллея длиной 2,5 километра.

Сейчас сложно представить, что более пяти лет в парке была полная разруха. В 2006 году озеро спустили для чистки и углубления, так как накопился осадок толщиной до 5 метров, из-за недостатка кислорода начала гибнуть фауна. Работы затянулись по разным причинам, только в 2011 году пруд начали заполнять водой. Как видите, сейчас здесь ловят рыбу.

Здесь есть парк аттракционов «Авентура», детский городок, лодочная станция и много интересного. Летом работает пляж, а сейчас купальный сезон закрыт — середина сентября, хотя на улице еще +30. Пока в воде радостно плескалась собачка.

Из парка вышли по красивой каскадной лестнице с работающими фонтанами. Ее восстановили совсем недавно — в октябре 2016 года. Скорее не восстановили, а воссоздали заново, в таком жутком она была состоянии.

Один день в Кишиневе

Лестница ведет к ротонде и клумбам, с установленными в центре каменными вазами.

На обратном пути встречались памятники архитектуры, различной степени сохранности, небольшая церковь Серафима Саровского, где строительство еще не закончено, а службы уже идут.

Жилой дом середины 1870-х годов по проекту архитектора А. Бернардацци.
Городской особняк купца А.В. Мими (конец 1870-х), с 1912 года здесь была детская больница.

Не могла пропустить еще один знаменитый кишиневский объект стрит-арта — «Длинный Гулливер», плененный лилипутами. Длина изображения на стене стадиона «Динамо» со стороны улицы Сергея Лазо — 120 метров, кроме Гулливера есть и герои различных мультфильмов. Сфотографировать это можно только по частям.

По пути встретился памятник Михаю Эминеску у книжного магазина, вроде здесь же рядом находится молдавский Союз писателей, еще пара памятников жертвам коммунистического режима.

И снова бульвар Штефана чел Маре, здесь еще много интересного. Вот Храм Преображения Господня, построенный 1898—1902 гг. в русско-византийском стиле. Это была часовня гимназии № 2 для мальчиков, а в 1962–1990 годах — городской планетарий.

Один день в Кишиневе

Следом важные государственные здания — Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности, Президентский дворец, а на противоположной стороне улицы за деревьями скрывается Здание Парламента.

Президентский дворец построен в 1990 году, архитектор Ю. Туманян.

Рядом с президентским дворцом — Национальный театр оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу. Театр основан в 1956 году, а это здание для него построено в 1980 году.

Работают фонтаны, на лавочках можно отдохнуть в тени под деревьями, но вся территория превращена в парковку.

На противоположной стороне бульвара — кинотеатр «Патрия-Эмиль Лотяну» (Родина), открытый в 1952 году. Памятник знаменитому режиссеру установлен у кинотеатра.

Кишинев очень зеленый город, здесь два десятка парков. В центре города находится один из старейших городских парков — Парк Стефана Великого, основанный в 1818 году. Во времена Молдавской ССР он назывался парком А. С. Пушкина. Я погуляла по его двухсотлетним аллеям. В центре парка интересный фонтан, пара львов по обе стороны от центральной аллеи.

Один день в Кишиневе

Парк пересекает Аллея классиков, где установлены бюсты молдавских писателей и деятелей культуры. Но, главный памятник, конечно, это памятник А. С. Пушкину, установленный в парке в 1885 году. Присмотритесь, не кажется вам это изображение поэта знакомым? А ведь это верхняя часть памятника Пушкину работы А. М. Опекушина, установленного в Москве.

Когда к скульптору обратились с просьбой изваять для города памятник поэту, он работал над памятником для Москвы и предложил Кишиневу бюст с головой того же размера и той же модели, что и у московского памятника. Памятник поэту установлен на деньги, собранные жителями Кишинева.

У входа в парк установлен памятник Штефану чел Маре, Стефану Великому, молдавскому господарю, который 47 лет правил Молдавским княжеством и все годы боролся за его независимость.

Один день в Кишиневе

Закончим прогулку у здания Правительства Республики Молдова, где развевается государственный флаг. Здесь установлен мемориальный камень «в память о жертвах советской оккупации и тоталитарного коммунистического режима». Камень давно должен был заменить памятник, в 2012 году даже объявляли конкурс на его разработку, но камень все стоит.

Не хочу делать никаких выводов и пересказывать старую и новую историю, но для справки: Кишиневу 583 года, городом он стал в 1818 году, после присоединения Бессарабии к Россиийской империи после русско-турецких войн.

Оставим в стороне политику, здесь я просто хотела показать, что увидела в городе за один день, что понравилсь, а что — не очень. Конечно, один день очень мало, но он позволил мне вспомнить город, который я не видела четверть века.