Турист Татьяна Заварова (Tat_jana_Zavarova)
Татьяна Заварова — была сегодня 5:22
Cumbre o muerte!

Боливия и немного Аргентины — общие сведения, размышления, впечатления

Боливия, Аргентина Октябрь 2019
Оруро.

Идея съездить в Боливию у меня возникла года полтора назад и постепенно начало формироваться все более четкое понимание того, что я хочу увидеть и что сделать. Тем не менее дата поездки по разным причинам все отодвигалась, но однажды я поняла, все, нужно ехать сейчас, и как оказалось не зря. Промедли еще недели две, и такого отличного путешествия уже бы не получилось. Но об этом чуть позже.

Перед тем как купить билеты, я выбирала с какой страной можно совместить свое путешествие по Боливии — Бразилией или Аргентиной? В итоге мой выбор пал на Аргентину, о чем я сейчас нисколько не жалею.

Итак мое путешествие продолжалось с 24.09.2019 по 19.11.2019 и состояло из трех частей: с 24 по 27 сентября — Аргентина, с 27 сентября по 8 ноября — Боливия и, с 8 по 19 ноября — Аргентина. Маршрут складывался следующим образом: Москва-Буэнос-Айрес (через Амстердам и Рио-де-Жанейро)-Санта-Крус-де-ла- Сьерра-Вальегранде-Ла-Игера-Вилла-Серрано-Сукре-Потоси-Уюни-Оруро-Кочабамба-Торо-Торо-Кочабамба-Ла-Пас-Рурренобаке-Тринидад-Санта-Крус-де-ла- Сьерра-Пуэрто-Игуасу (через Буэнос-Айрес) — Кордова -Альта-Грасия-Буэнос-Айрес-Москва (через Амстердам).

Из Москвы до Буэнос-Айреса и обратно я добиралась самолетами своей любимой компании KLM. Билеты я покупала за два месяца до вылета. Цена вопроса в обе стороны 67631 руб (с багажом). Единственным неудобством оказалась длинная стыковка в Рио-де-Жанейро — 12 часов, и поскольку она была в ночное время я забронировала отель недалеко от аэропорта Linx Galeão.

Самолет компании КLM

Отель неплохой, номера чистые, просторные, имеется бассейн, и что очень удобно из аэропорта есть круглосуточный трансфер через каждые 20 минут. Для того чтобы выйти на остановку нужно подняться на второй этаж из зала прилета. Бассейном, к сожалению воспользоваться не удалось (он ночью не работает), а вот завтраком меня накормили гораздо раньше чем по расписанию, поскольку мне нужно было в аэропорт. Хотя, оказалось, что в аэропорт можно было сильно и не торопиться, все прошло очень быстро, да и народу было немного. Приехать часа за два — самое оно, я приехала аж за 3,5 и долго слонялась по залам аэропорта. Аэропорт большой, просторный, есть достаточно много кафе и магазины. Но вот кондиционеры работают больше чем надо — в аэропорту холодно, лучше иметь с собой что-нибудь теплое. Вдалеке из некоторых окон можно увидеть очертания знаменитой «Сахарной головы» — одного из символов города.

Аэропорт в Рио-де-Жанейро.

Также заранее у меня были куплены билеты Буэнос-Айрес-Санта-Крус-де-ла- Сьерра и обратно авиакомпании Boliviana за 26636 руб (с багажом). Про эту авиакомпанию также ничего плохого сказать не могу, все прошло четко по расписанию. И как бонус на выдаче багажа я встретила свой рюкзак заботливо упакованный в большой полителеновый мешок (сдавала неупакованный). И заранее я брала билеты Буэно-Айрес-Пуэрто-Игуасу-Кордова за 12584 руб (с багажом). И вот тут случилось непредвиденное. Из Буэнос-Айреса до Пуэрто-Игуасу все было по графику (авиакомпания Latam), а вот из Пуэрто-Игуасу в Кордову (авиакомпания Follouwing) перенесла рейс на сутки раньше, о чем и сообщила по e-mail за сутки. Но вот в мои планы это совсем не вписывалось и впоследствии пришлось покупать дорогущий билет до Кордовы за 21000 ARS (авиакомпания Aerolineas Argentinas). Больше никаких билетов я заранее не брала, все было по ходу действия.

Аргентина. К сожалению в этой стране я провела очень мало времени и увидела лишь малую часть мест, чем хотелось бы. Но того, что я увидела достаточно, чтобы непременно вернуться сюда и досмотреть. Страна очень колоритная, красивая. Люди доброжелательные, несколько раз на вопрос как лучше дойти до… — меня даже за руку проводили до тех мест куда мне нужно. Еда вкусная, особенно мясные стейки зажаренные на гриле — ммм… мясо мягко, сочное, просто тает во рту. Очень вкусное вино. Пару-тройку раз я разговаривала с аргентинцами на предмет вкуса мяса и вина. Они утверждают, что для вкуса мяса определяющим фактором является климат и образ жизни животного. Климат не должен быть слишком жарким, или, упаси Бог, слишком холодным. Животное не должно много ходить, иначе мясо станет жестким. Для вина, же главный фактор — климат.

Политическая обстановка, в отличие от соседних Боливии и Чили, на момент моего прибывания была стабильной. Кроме двух мирных демонстраций (совпало, что одна была в мой первый день пребывания в Аргентине, а вторая в крайний) с последующими митингами, больше никаких акций протеста я не видела. Первая была демонстрация приверженцев социализма, а вторая сторонников экс-президента Боливии — Эво Моралиса. Во второй участвовало много боливийце — эмигрантов или граждан Боливии — не скажу, не уточняла. А так, демонстрации были абсолютно мирные, в чем-то даже веселые — вдоль тротуаров жарились колбаски (неплохие на вкус), готовились гамбургеры, а в конце второго митинга состоялся вообще небольшой концерт с музыкой и песнями. И вреда от них — перекрытые на несколько часов центральные улицы (если кому надо куда-то уехать — придется искать обходные пути) и повышенная замусоренность (впрочем это быстро убиралось бригадой дворников).

Уровень жизни (на мой взгляд) соответствует российскому, возможно даже немного повыше. Да, в Буэнос-Айресе есть бомжи, а где их нет? И их здесь гораздо меньше, чем в Москве. А например, в небольшом городке Альта-Грасия, в воздухе явно присутствует запах денег. Здесь очень много хороших домов, а зайдя в местный супермаркет, я даже немного обалдела от такого огромного ассортимента. И это в провинции! С населением около 50000 человек. Да и в окрестностях Кордовы городки и деревни явно не нищие. Пообедать стоит от 130 до 1500 ARS в зависимости от того, что и где заказываешь. Жилье есть также разной ценовой категории и его достаточно много, даже в центре города. На улице точно не останетесь. Транспортная система развита хорошо, как авиационная, так и наземная. Цены сопоставимы с российскими.

Боливия. В туристическом аспекте страна очень интересная и неоднозначная, особенно для любителей природы. Здесь есть три разные климатические зоны: горная (Анды), пустынная (Атакама) и тропическая (сельва Амазонки). Животный мир также разнообразен. Мне довелось побывать в двух зонах: Андского высокогорья и Амазонской сельвы. Впечатления незабываемые, просто супер. Если будет возможность съезжу еще раз. Туристов здесь не много, что лично меня очень радовало, не люблю больших скоплений туристов. А из РФ и вовсе единицы, в некоторых местах были крайне удивлены, что в России говорят на русском, а не на английском. Один гид сказал мне, что работает в туризме уже 20 лет, но человека из России видит впервые. Большинство туристов приезжает сюда из Франции и Германии, реже из Израиля, Канады. Боливийцы народ очень дружелюбный, при необходимости мне всегда помогали, никаких эксцессов у меня ни разу не возникало. Что еще радует, то что здесь не принято «выпасать» детей лет до 15. Дети рано становятся самостоятельными, и уже лет в 11–12 потихоньку начинают работать совмещая это с учебой в школе.

Альпаки

С передвижением по стране мне повезло, я успела проскочить до основной волны протестов. Проблемы возникли уже в самом конце путешествия, когда я была в Рурренабаке, Тринидаде и Санта-Крузе. Из Рурренабаке пришлось уезжать на такси-коллективо, из Тринидада в полностью осажденный Санта-Крус — самолетом. А так, я передвигалась на автобусах — недорого и удобно, автобусы ходят часто и сообщение есть почти со всеми городами. По пути очень часто можно было наблюдать строительство новых дорог и замену грунтового покрытия на асфальт.

В ценовом плане страна не дорогая. Например полностью пообедать здесь можно начиная от 12bs. Скажу, что ела везде как в хороших ресторанах, так и в дешевых столовках, и на рынках. Никаких отравлений не было, тьфу, тьфу. Повседневная еда простая, но сытная — в основном это курица, реже мясо, рис, овощи. Радует, что боливийцы не сильно заморачиваются насчет попадания какого-нибудь муравья или волоса в суп и не устраивают истерик по пустякам.

За время моего путешествия по Боливии, а это 42 дня, она мне понравилась настолько, что сейчас мне очень неприятно видеть, как из спокойной страны с более-менее стабильной экономикой и укладом жизни, Боливия погружается в хаос и стоит практически на пороге гражданской войны. И виной всему, как обычно деньги, а точнее запасы лития, добыча которого приносит очень хорошую прибыль со всеми вытекающими. Мне довелось увидеть последние дни режима президента Эво Моралеса. И здесь я выскажу свою точку зрения на происходящее. Когда я еще планировала путешествие, естественно я читала всякую информацию о стране. И что готовятся президентские выборы знала, и у меня возникала мысль, что может произойти какая-нибудь «подлянка», и частично это тоже сподвигло меня поторопиться с выездом, но что дело зайдет так далеко… За время правления Эво Моралеса (22.01.2006–10.11.2019) ВВП на душу населения увеличилось в 3,6 раза, экономический рост составлял 5% в год, количество людей живущих за чертой бедности сократилось на 2/3, количество неграмотных уменьшилось в 5 раз. Лично я сталкивалась с проявлением крайней нищеты только в деревнях амазонской сельвы (недалеко от Рурренабаке и не во всех) и в нескольких деревушках недалеко от Оруро и Потоси. В остальных местах (мной посещенных) жизнь богатой не назовешь, но и нищей тоже. И что меня удивило, почти во всех населенных пунктах, даже самых крошечных деревнях есть спортивные площадки и медпункты. Попрошаек на улицаз замечено гораздо меньше, чем в соседних более благополучных Перу и Аргентине. Моралеса обвиняют в диктаторстве. Но тогда это какой-то очень неправильный диктатор, поскольку акции протеста оппозиции и митинги начавшиеся сразу после объявления результатов выборов и сопровождавшиеся блокированием дорог не подавлялись, вообще никак. Хотя возможно их следовало пресечь еще на корню, в самом начале не дав распространиться. И не было бы тогда дальнейших жертв и полного хаоса. Но, что сделано, то сделано. В итоге под давлением военных Эво Моралес был вынужден подать в отставку, а вместе с ним практически и все правительство. После его отставки, столкновения между сторонниками экс-президента и нынешнего правительства продолжаются. Но теперь уже малой кровью не обходится — если при Моралесе за 20 дней погибло 2 человека (не огнестрел), то после его отставки — за 9 дней от пулевых ранений погибло 33 человека (данные на 25.11.2019). Конец диктатуре?

И по поводу подтасовки результатов голосования 20 октября 2019года — этого факта так и небыло установлено. А вот мнения людей с которыми я общалось разделялось примерно в таком соотношении: процентов 60 сказали, что их устраивает Моралес как президент и процентов 40, что нет.

Остается надеятся, что страна выбереться из сложившегося положения и придет к мирному компромиссу.