Турист Ольга Суслова (Olga_Sirena)
Ольга Суслова
была 18 июня 2023 13:06

Шотландия — Великобритания Май 2017
Форт Джордж

14/05/2017 Форт Джордж, дворец Спайни, собор Элгин и Библейские сады, Банф, Фрейзебург

Пробег 150 Миль

После прощального завтрака в гостеприимном доме в Хилтоне я расплатилась за дополнительные две ночи, и мне показалось, что Алистер взял с меня подозрительно мало денег. Скрудж МакДак упал бы в обморок. В качестве компенсации и в знак огромной благодарности семье я оставила хорошие чаевые.

Обстоятельства, затормозившие мое путешествие, остались позади, и мне не терпелось снова умчаться по неизведанным дорогам навстречу новым приключениям.

По дороге из Хилтона в Форд Джордж

Покинув Хилтон, я ехала вдоль морского побережья, пересекая заливы Кромарти и Морей по длинным современным мостам, что существенно сокращало путь. Моей целью была одна очень интересная крепость — Форт Джордж (Fort George).

Этот форт расположен стратегически идеально - на сильно выступающем мысе, по одну сторону которого залив Морей, а по другую - Северное море. Он был построен англичанами в середине 18 века, после восстания якобитов, чтобы контролировать Инвернесс и прилегающие земли.

Мост над сухим рвом
Главный вход в крепость Форт Джордж

Форт Джорж — это настоящая боевая крепость, она поражает своими размерами еще издалека. Стоящая на открытом пространстве, она огорожена мощными каменными стенами, деревянным частоколом и сухим рвом.

Высокие равелины имеют земляную насыпь, стройные ряды пушек обращены во все стороны. Такой форт захватить не то, что трудно — невозможно. В 18-м веке Англия умела воевать, с этим не поспоришь.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
Интересно, как далеко стреляет эта пушка-толстушка?
Сложная система укреплений в крепости
Гигантская территория форта
Враг не пройдет, и даже мышь не проскочит

Внутри крепости очень просторно, вокруг обширного плаца выстроились аккуратные здания казарм и подсобных помещений. Масштабы, а также четкая и функциональная планировка форта поражают. Это действительно выдающееся фортификационное сооружение.

До недавнего времени, а именно до 2007 года, в крепости располагался армейский гарнизон — 3-й батальон Королевского полка Шотландии, известный как Черный Дозор (Black Watch).

Строгая милитари-архитектура 18 века
Бесконечные ряды казарм для многочисленного гарнизона
Часовня Форт Джорджа
Крепость-звезда, хотя по мне, так больше похожа на кабанью голову

Мне понадобилось два часа, чтобы обойти все объекты: тюрьму, казармы, часовню, конюшни, подняться на стены и осмотреть разнообразную артиллерию. Аудиогида на русском не было, и на английском часть информации осталась для меня непонятной.

Я не фанат военных крепостей, но Форт Джордж мне очень понравился и запомнился. Видимо, еще погода поспособствовала — лазурное небо и пушистые, словно овечки, белые облака.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
Жизнь и был солдат в крепости
Интересно, зачем надо было заморачиваться с круглыми окошками?
Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
Угловая пушка может поворачиваться благодаря рельсам
Вид на часовню с равелина
Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
Внутреннее убранство часовни по-военному простое и строгое
Необыкновенный цвет воды в заливе Морей

После посещения форта я ехала все дальше вдоль побережья, пока не настало время обеда. Наугад свернув на второстепенную дорогу, я двинулась к самой кромке моря. Слева, в небольшом заливе, стояли разные кораблики — большие и маленькие. Должно быть, здесь можно разжиться рыбой и морепродуктами. Деревушки вокруг явно рыбацкие.

Был воскресный день, и на улицах было оживленно. Пользуясь хорошей погодой, окрестные жители целыми семьями приехали сюда, чтобы привести в порядок свои лодки, покататься по заливу или выйти в море.

Мне не терпелось отыскать какую-нибудь уютную таверну и сесть за столик на улице, чтобы наблюдать за движухой на воде. Вскоре такое место нашлось, в меню действительно были морские деликатесы, и я заказала крабов и безалкогольного пива. Крабовое мясо подали интересно — в панцире, с гарниром из свежих овощей.

Насладившись легким обедом, я немного прогулялась по деревне Финдхорн, куда меня случайно занесло, и поехала дальше.

Блюдо называется "краб в крабе", пиво 0% такое себе, но с крабом потянет
Необычные мостовые в деревне Финдхорн

Следующим запланированным пунктом на сегодня оказался дворец Спайни (Spynie Palace) недалеко от городка Элгин (Elgin).

Дворец — это конечно, громко сказано. Такие же развалины, какие я уже не раз видела в Шотландии. Но все же он отличался от замка архитектурой, смутно напоминавшей итальянские палаццо — внушительное прямоугольное здание имело четыре этажа и довольно большие окна. Оно, в отличие от близлежащих строений, хорошо сохранилось. Идеально вертикальные и ровные стены возвышались над зелеными лужайками, кровли и внутренних перекрытий, увы, давно не было.

На подходе ко дворцу Спайни
Вот он, во всей своей красе - епископский дворец
Внутри, конечно, не евроремонт
Такой контраст между сочной зеленью свежей травы и мертвым камнем
Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
По небольшим сохранившимся деталям можно судить о былом великолепии дворца

Можно было подняться на самый верх, откуда открывались великолепные картины — цветущие поля и перелески, некогда принадлежавшие владельцам этого дворца — епископам Морея.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
Вид аккуратно вспаханных и цветущих полей необыкновенно радует глаз
Недалеко от Спайни виднеется маленькое озерцо с тем же названием
Руины, которые, вероятно, помнят Макбета
Это здание когда-то было епископской кухней
Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
Дворец Спайни в лучах весеннего солнца так и просится на обложку исторического журнала

Налюбовавшись руинами Спайни, я направилась на осмотр еще одних выдающихся руин неподалеку.

Это был кафедральный собор Элгина, городка с необычной историей. Еще в далеком 11-м веке здесь был построен замок, в окрестных лесах любили охотиться древние короли Шотландии, и даже небезызвестный Макбет. Поселению было присвоено почетное звание королевского города (Royal Burgh), а епископ Морея избрал Элгин своей епархией и возвел здесь выдающийся монументальный собор.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
От кафедрального собора Элгина немного осталось
Руины храмового комплекса в Элгине
Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
Ажурные каменные узоры - это рукотворные чудеса
Кафедральный собор в городе Элгин

В 14-м веке один из сыновей короля династии Стюартов поссорился с епископом, устроил в Элгине резню, поджег и разграбил город, и собор в том числе. Вот ведь были времена огня, меча и крови!

Во времена якобитов городок тоже отличился — именно здесь расположилась армия Чарли — принца-красавчика перед легендарной битвой при Каллодене. Эта битва положила конец восстанию и попыткам вернуть Стюартов на Британский трон. Горцы были полностоью разбиты, их моральный дух сломлен, а последующие десятилетия притеснений со стороны англичан и вовсе изменили уклад жизни в Шотландии.

Комплекс построек кафедрального собора и прилежащего кладбища огорожен, им можно любоваться только с расстояния. Даже сейчас, практически полностью разрушенный собор, от которого осталась лишь пара фасадов с порталами, поражает. Когда-то он был гигантским, богато украшенным и величественным. Я благодарна религии хотя бы за то, что на протяжении веков строились такие архитектурные шедевры.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
В 13-м веке действительно строили на века!
Один из уцелевших фасадов собора
Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
Надгробья и зеленая трава. Жизнь и смерть все время рядом

Напротив собора я заметила еще кое-что интересное. Табличка на каменном заборе гласила, что за ним спрятан Библейский сад (The Biblical Garden).

Сад оказался действително чудесным. В середине мая тут все уже буйно росло и цвело, порхали птички, для которых в ветвях были повешены кормушки. На небольшой территории садовники устроили множество очаровательных уголков, разных по стилю и краскам. Среди растений скрывались библейские персонажи и садовые скульптуры. Гулять в таком прелестном садике было сплошным удовольствием.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
Библейский сад можно смело назвать райским
Библейский сад создан в 1996 году и поддерживается студентами колледжа садоводства Морея
Библейские скульптуры в саду
Словами не описать - это место нужно увидеть своими глазами

Но пора было задуматься и о ночлеге. Солнце еще светило, и можно было преодолеть миль 40–50 до сумерек. С номерами было туго, и мне с трудом удалось найти подходящий вариант. Вообще я не горела желанием останавливаться в отеле, мне больше нравились гостевые дома, где ты живешь, как в гостях, общаешься с хозяевами, где все уютно и по-домашнему, и ты чувствуешь себя почти что местным жителем, а не иноземным туристом.

Но выбирать особо не приходилось, и я забронировала номер в центральной и, похоже, единственной гостинице городка Фрейзебург.

По дороге, которая вилась вдоль побережья, я сделала еще одну остановку, чтобы полюбоваться панорамой морского берега с ласковыми волнами и песчаными пляжами. Склоны были покрыты вездесущими зарослями колючего дрока (а не акации, как мне любезно подсказали на Туристере).

Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
Солнечный и теплый вечер в местечке Банф
Северное море здесь такое тихое и ласковое, но это обманчивое впечатление
Волшебное путешествие по Шотландии. День 19й
Умиротворяющими морскими пейзажами можно любоваться вечно

Я припарковала свой автомобиль рядом со входом в отель, который находился прямо на центральной площади. Городок Фрейзебург был старинный, как и все прочие, но ничего особо примечательного я там не увидела, поэтому поужинала в ресторане при отеле и поднялась к себе. Номер оказался в брутальных серо-терракотовых тонах, как раз под стать самому зданию. Мебель и сантехника были новыми, современными, кровать удобной. Окно выходило на соседнюю узкую и тихую улочку. Практично и безлико, как говорится, без души. Не гест-хаус, где хозяева из кожи вон лезут, чтобы создать уютную атмосферу, но переночевать сойдет.

Я включила телевизор, наверное, впервые за две недели, а то и больше. Шел какой-то новый боевик с Лиамом Нисоном, и я решила досмотреть до конца. Нисон, хотя сам ирландец, сыграл известного шотландского героя Роб Роя, это был первый фильм про Шотландию, который я видела, и который запал мне в душу, хотя потом его навсегда затмило «Храброе сердце».

Вот так, под звуки настоящего голоса джедая Шиндлера закончился мой очередной волшебный день.

***

Продолжение следует…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия