Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 16:37
На Кипре

Икике — Чили Январь 2012

На этот раз передо мной стояла непростая задача — организовать мини-поездку на четыре-пять дней без ущерба для бюджета, который уже и без того трещал по швам от обилия купленных билетов по разным направлениям на полгода вперед. В результате долгих метаний и исканий мы остановились на Икике. Недорогой авиабилет из Сантьяго в районе 160 дол и большой выбор бюджетных пансионов в самом городе сыграли решающую роль в выборе этого направления. А поехать куда-нибудь надо было просто обязательно, не сидеть же дома в день рождения Марио! У нас уже давно стало традицией отмечать дни рожденья в разных местах, но обязательно не дома! Лететь до Икике из Сантьяго совсем неблизко — больше двух часов. Как-никак это Большой Север Чили, Первый Регион, провинция Тарапака! По дороге из аэропорта в город за окном мелькали необычные пейзажи — песчанные горы-дюны,

Про Икике без прикрас. Часть первая

узкие полоски высушенной земли и океан.

Все четко по перспективе — три составляющих пейзажа! За дюнами начиналась пустыня, еще дальше за ней высокогорное альтиплано.

Остановились мы в небольшом семейном пансионе, который назывался «Дом учителя», «Casa del profesor».

Про Икике без прикрас. Часть первая

Заправляла там всем пожилая хозяйка, бывшая преподавательница, в компании с великовозрастным сыном. Гостиница представляла собой большой деревянный дом прошлого века в типичном георгианском стиле, во внутреннем дворике которого хозяева понастроили отдельные блоки для постояльцев.

Скромный завтрак подавали здесь же в саду, на свежем воздухе. Чем-то мне все это напомнило наш Крым, когда в советские времена снимали комнаты у хозяйки и питались в саду под навесом. Удобства здесь, безусловно, были индивидуальные, но номер оказался таким малюсеньким, что мы с трудом в нем расходились! Но учитывая мизерную стоимость такого номера в 50 дол за двоих, я решила, что не буду капризничать и жаловаться!

В самый первый день со мной произошел забавный эпизод, о котором хочу рассказать. Узнав что я русская, хозяйка вцепилась в меня мертвой хваткой! «Помоги найти моему сыну русскую невесту!» — истово взывала она ко мне! Оказалось, они подошли к этому вопросу вполне серьезно и даже обращались в агентства по подбору невест, но высокие комиссионные этих агентств оказались им не по зубам. «Может какая подружка твоя захочет с ним познакомиться, сын у меня хороший, работящий, скромный!» — продолжала атаку хозяйка. Однако узнав, сколько мне лет, подружек-ровесниц отбросили в сторону и стали прикидывать, а может у кого дочка есть до тридцати лет. Я с трудом сдерживалась от смеха и одновременно от возмущения! Это ведь какое невежество, смешанное с глупостью, наглостью и наивностью! Сын хозяйки не отличался ни привлекательностью (и это очень мягко говоря!), ни обеспеченностью, ни интеллектом, однако запросы у него были ого-го какие! Он хотел русскую невесту — молодую, красивую, работящую, хозяйственную, то есть чтобы она приехала и помогала работать в гостинице буквально за тарелку супа. Больше ему предложить было нечего! В результате нашего разговора я их сильно разочаровала, разъяснив, что русские женщины все очень требовательные и вряд ли кто поедет сюда на таких условиях. «Как жаль, видимо нас неправильно информировали» — разочарованно сказала мать. На том и разошлись, а я еще долго возмущалась и кипятилась от подобной наглости!

Пошли гулять по городу, благо что гостиница была очень удобно расположена, почти в историческом центре. Погода в Икике стояла великолепная — градусов 25, с легким ветерком. Этот город еще называют «городом вечной весны», средняя дневная температура не поднимается летом выше 25 градусов, а ночная не опускается ниже 20. Это так называемый тропический сухой климат. После жаркого и душного Сантьяго здешний климат привел нас в восхищение. Чего не скажешь о местном населении — живут в этой провинции в основном потомки индейцев аймара, люди сами по себе крайне некрасивые — приземистые, смуглые, бесформенные, также много перуанцев и боливийев, ведь до границы с Боливией совсем близко, около 200 км, до Перу — немного дальше!

В результате нашей прогулки по центру города мы увидели хорошо отреставрированную пешеходную улицу Бакедано, что-то наподобие нашего Арбата.

Про Икике без прикрас. Часть первая

Разноцветные домики в георгианском стиле с террасами, пилястрами, баллюстрадами и балясинками смотрелись очень мило и нарядно!

Все здания построены в период с 1820 до 1920 г.

Самое знаменитое здание города — Дворец Асторека (Palacio Astoreca), построенный в 1904 из орегонской сосны все в том же типичном георгианском стиле.

Про Икике без прикрас. Часть первая

Дом принадлежал семье Дона Хуана Асторека, владельца предприятий по добыче селитры. Ведь эта зона богата залежами селитры, нитратов и йода, а в конце 19 века здесь был настоящий селитренный бум, на селитре создавались целые состояния. Расцвет города пришелся именно на этот период. Но, увы…., чуть отойдешь в сторону от туристической тропы и видишь убогость и бедность — хибарки и лачуги, построенные непонятно из чего, слепленные наскоро, один на другом, наподобие скворечников.

И это очень странно, ведь уровень жизни в Икике весьма высокий. И связано это с тем, что здесь много рабочих мест, безработица полностью отсутствует. Вокруг города находится много селитренных предприятий и медных рудников, где работает мужское население города. Средняя зарплата простого рабочего на таких предприятих составляет пять тысяч долларов. У техперсонала, соответственно, еще выше. Что здорово скрашивает городской пейзаж, так это горы-дюны, обступившие город со всех сторон!

В центре главной площадь города Артуро Пратт возвышается красивая ажурная башня с часами, считающаяся символом Икике. На самом деле башня — деревянная, все из той же орегонской сосны, а с виду и не скажешь!

Про Икике без прикрас. Часть первая

Напротив нее — красивое неоклассическое здание Муниципального театра, к сожалению закрытое сейчас на реставрацию.

Сцена этого театра помнит выступления знаменитой Сары Бернар, открывавшей его в 1889 году в период селитренного процветания Икике!

Еще одна достопримечательность Икике — Испанский Центр, в котором сейчас разместился лучший ресторан города. Удивительно красивое здание, как снаружи, так и внутри. Архитектурный стиль мориско, то есть смесь андалузского и мавританского.

Про Икике без прикрас. Часть первая

Я зашла внутрь и ахнула, как будто в мини-Альгамбре оказалась!

Оказывается, в Икике в конце 19 века существовала большая испанская колония, особенно много здесь было андалузцев, приехавших сюда в надежде обогатиться на селитре. Одно из красивейших зданий города, его несомненное украшение! И ресторан — на уровне мировых стандартов, мы потом отлично отметили в нем день рожденья Марио.

А это свидетельство другой волны эмиграции — хорватской.

Про Икике без прикрас. Часть первая

Хорваты приезжали в Чили в основном пониже, в район Антофагасты, но в Икике их тоже было немало.

Город — небольшой, вполне компактный, так что за 20 минут мы неспеша дошли по набережной до главного пляжа Каванча, любуясь по дороге видами на полуостров Каванча, сплошь застроенным отелями и на бурлящий океан.

Волны здесь всегда сильные, настоящий рай для серфингистов.

Про Икике без прикрас. Часть первая

На пляже валялось огромное количество медуз и водорослей, а вода была всего лишь чуть-чуть теплее, чем на Центральном побережье. Градусов 18, наверное, не больше, так что все мои планы вдоволь покупаться рухнули! Народ в основном прыгал у берега на волнах, но в такой холодной воде удовольствие это ниже среднего. Да и народа на пляже было — не протолкнись, даже хуже чем на Коста Браве в августе.

Компенсировали все эти недостатки очаровательные альбатросы, обосновавшиеся на пляжи в больших количествах. Пролетая низко-низко над водой они ловко выхватывали на лету рыбу, а потом рассаживались по пальмам и крышам.

Приятное зрелище, радующее глаз! А каких колоритных тогровцев всяческой снедью мы там увидели! Торговцы зазывно кричали, предлагая отдыхающим вареные яйца, пирожки, севиче из рыбы, сладости, фрукты и прочие явства. Некоторые из них — необычайно яркие персонажи, а уж как кричат и расхваливают свой товар — просто заслушаешься!

Про Икике без прикрас. Часть первая

Здесь мы провалялись на шезлонгах часа три, даже вздремнули, перекусили, восстановили силы, и отправились в обратный путь. Вечером по рекомендации хозяйки пошли в китайский ресторан, которых здесь тоже немало, поскольку в свое время китайская эмиграция в эту зону тоже была очень сильной. В результате смешения гастрономических традиций возникли рестораны-гибриды китайско-перуанской кухни, так называемые chifas. Очень интересная кухня, с необычными гастрономическими решениями! Господи, кого тут только не было, думала я, пробуя очередной шедевр китайско-перуанской кухни — аймара, испанцы, хорваты, перуанцы, боливийцы, китайцы! Какое смешение рас и народов! На этом наш первый день в Икике закончился.

Второй день преподнес нам поездку вглубь провинции Икике. По правде говоря, мы хотели поехать на солончак Уаско (Salar del Huasco), посмотреть соляные озера, где гнездятся фламинго и прочие птицы этой зоны, но увы, и тут нас ждало разочарование! Особенности местного климата не позволили нам осуществить этот план — оказывается в тех местах, на высокогорье наступила так называемая «боливийская зима» с сильными дождями и дороги попросту размыло! Удивительный здесь климат — до боливийской границы всего-то двести с небольшим километров, а такая разница температур! Пришлось довольствоваться стандартным туром по окрестностям Икике. В результате мы посмотрели старинные селитренные предприятия и проехали вглубь пустыни до оазиса Пика. Первое предприятие по добыче селитры Санта Лаура сохранило свой первозданный вид, здесь все, как и было когда то, в конце 19 века.

Показывают весь процесс переработки селитры по старинке. Второй пункт программы — рабочий городок Хамберстон, где воссоздан быт рабочих и их семей в тридцатые годы 20 века.

Про Икике без прикрас. Часть первая

Откровенно говоря, на меня все это не произвело должного впечатления, наверное, потому что тема селитры ну очень далека от меня! Рабочий городок вообще произвел тягостное впечатление, напомнив не то концлагерь, не то гетто!

Но, как известно, в чужой монастырь со своим уставом неходят! Чилийцам это все было очень интересно, ведь это часть истории их страны! Марио, как инженеру в прошлом, тоже было любопытно посмотреть на это традиционное чилийское производство. Так что из всей группы одна лишь я маялась от скуки на дорожках городка, с ужасом взирая на ощерившуюся селитренную установку прошлого века!

Все-таки я слишком эстет, чтобы проявлять интерес к некрасивым вещам! Наверное, это неправильно, но такая уж я есть, что тут поделаешь!

Приехали в поселок Ла Тирана, знаменитый своим ритуальным реигиозным праздником Черной Пасхи в честь Святой Девы Кармен. Это мероприятие проходит здесь в июле и по отзывам очевидцев являет собой весьма красочное зрелище, когда улочки городка заполняются ряженными в масках, танцующими свои ритуальные танцы.

Про Икике без прикрас. Часть первая

Мы, естественно, в январе всего этого не увидели, только зашли в местную деревянную церковь,

где посмотрели свадьбу и местный религиозный ритуал.

Вот счастливые молодожены аймара.

Про Икике без прикрас. Часть первая

И далее — в оазис среди пустыни Пика. Марио сохранил очень теплые воспоминания об этом месте, когда-то давно он здесь был по делам и судя по всему очень неплохо отдохнул в этом оазисе посреди пустыни. Народ здесь живет тем, что выращивает лимоны, грейпфруты, манго и гуайяву. Поселок-сад, приятно посмотреть, как все это растет.

Но жарища там была, градусов под сорок.

Разница с комфортной погодой в Икике здорово ощущалась! Хотели искупаться в местном термальном источнике Коча, так народищу там было столько, что всякое желание сразу пропало!

Про Икике без прикрас. Часть первая

Пришлось заняться дегустацией мороженого из манго и гуайявы и пройтись по местному рынку. Купили манго, но на вкус они конечно, здорово отличаются от привычного нам манго. Осталось ощущение какой-то недоделанности и волокнистости. Не идут ни в какое сравнение с манго из Мексики или Тайланда! А вот джем из манго и гуайявы очень даже ничего!

А это оригинальные украшения из сушеных цитрусовых!

У Марио была мысль остаться в этом поселке на ночь вот в таком уютном пансиончике.

Про Икике без прикрас. Часть первая

Я же его отговорила от этой затеи и очень хорошо сделала, ведь чем там заниматься, совершенно непонятно! Все очень примитивное, простенькое, вечером податься совершенно некуда! Так что я была только рада, что мы оттуда уехали! Пора было возвращаться в цивилизацию!

В нашей группе была интересная пара — немец и чилийка, обоим где-то за пятьдесят. Разговорились с ними за обедом, оказалось, немец часто ездит в Чили в командировки, вот решил познакомиться с севером страны. А его чилийская подруга оказалась преподавателем английского языка из Сантьяго, и действительно очень хорошо говорила по английски, что для чилийцев большая редкость! Было интересно поговорить с ними, обменяться впечатлениями и т. д. Как всегда бывает в поездках, обязательно познакомишься с кем-то интересным, из других стран, остаются приятные воспоминания.

Вернувшись вечером в Икике мы с радостью вдохнули его свежий воздухом, поужинали морепродуктами в уютном ресторанчике,

после чего прогулялись по красиво подсвеченному центру.

Про Икике без прикрас. Часть первая

А такие трамвайчики, к сожалению, сейчас не ходят, их используют в качестве скамеек и как удачный фон для фотографий.

Раньше же трамваи ходили здесь повсюду! Зашли в сувенирный магазин, посмотрели фигурки с ритуальными масками из Ла Тираны,

изделия из шерсти ламы, альпаки,

Про Икике без прикрас. Часть первая

всякую другую типичную всячину этой зоны

и отправились спать в нашу скромную гостиницу!