Турист Valeriy Laptev (Valeriy_Laptev)
Valeriy Laptev
был 23 мая 2023 6:24

Абанери — Индия Октябрь 2019

На третий день нашего путешествия рано с утра мы выехали из Джайпура, в котором до этого провели целый день, и направились в сторону Агры, куда мы должны были приехать к вечеру. Уже по дороге мы сначала ненадолго заехали в храмовый комплекс Галтаджи (Обезьяний храм), а потом направились к городку Абанери.

Прямо у дороги расположены статуи индуистских богов: слева с трезубцем — Шива, а прямо перед нами — Хануман.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Далее мы остановились возле очень красивого храма, посвященного Кришне.

Кри́шна — одна из форм Бога в индуизме, восьмая аватара Вишну, часто описывается как один из наиболее популярных индуистских богов. В монотеистической традиции кришнаизма почитается как верховная и изначальная форма Бога.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Согласно индуистским священным текстам, в конце IV тысячелетия до н. э. Кришна снизошёл на землю из духовного мира, родившись в городе Матхура. Его миссией было восстановление религиозных принципов и явление Своих духовных игр. В текстах священных книг Кришна предстаёт в различных образах: очаровательного и игривого Бога-ребёнка,
весёлого и беззаботного мальчика-пастушка коров, идеального возлюбленного, божественного героя-воина и верховного божества.

В индуистском искусстве Кришну изображают как мальчика-пастуха, играющего на флейте в компании своей возлюбленной пасту́шки Радхи

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

или как молодого воина-принца.

Кришну обычно изображают как чёрного или темнокожего юношу, в особенности это характерно для мурти Кришны в индуистских храмах.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

В изобразительном искусстве Кришна часто предстаёт как мальчик или юноша с кожей голубого или тёмно-голубого цвета. Одет он в дхоти жёлтого цвета и, играя на флейте, стоит в характерной
ему расслабленной позе со скрещенными ногами; на шее у него гирлянда из цветов, в волосах павлинье перо. Практически всегда Кришна изображается в окружении коров, телят и девушек-пастушек.

Следующая наша остановка была в небольшом городке Абанери, где в 9 веке был построен самый глубокий, самый древний и самый красивый ступенчатый колодец в мире — Чанд Баори.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Чанд-Баори (Chand Baori) — ступенчатый колодец, сооружение древней архитектуры, находится возле храма в городке Абанери, в 95 километрах от Джайпура, штат Раджастхан.

Колодец Чанд Баори — удивительное сооружение древней архитектуры, поражающее своими масштабами. Найти что-либо подобное на нашей планете невозможно: ступенчатые колодцы, которые больше напоминают собой величественные храмы, возводились только в Индии. Глубина этого шедевра настолько велика, что ее можно сравнить с высотой 13-этажного здания.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Историки до сих пор не могут назвать даже приблизительную дату появления в Индии самого большого колодца в мире. Многие из специалистов утверждают, что построен Чанд Баори был примерно между IX и XI веком (официальная в настоящий момент версия), а другие говорят, что огромный резервуар для сбора питьевой воды появился еще за 600 лет до наступления нашей эры. Никаких летописей, в которых бы упоминалось о возведении этого архитектурного чуда, до наших дней, увы, не сохранилось. Правда, существует древнее предание, в которое верит практически все население Абанери: в нем говорится, что колодец Чанд Баори был построен…всего за один день. Естественно, в такие сроки могли уложиться только потусторонние силы: по легенде резервуар для воды возвели демоны. К сожалению, узнать дату появления этого предсказания, также не представляется возможным.

Название одной из самых удивительных достопримечательностей Индии в переводе с хинди означает «ступенчатый колодец короля Чанд», так как колодец строился королем Чанда из династии Никумба для того, чтобы окружающие районы были обеспечены надежным источником воды. Второе слово — «баори» — означает «ступени».

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Гигантское сооружение, напоминающее перевернутую пирамиду, уходит под землю более чем на 30 метров, на трех его стенах в идеальной симметрии расположено 3500 ступеней, по которым можно спуститься к воде — небольшому мутно-зеленому озеру. С четвертой стороны колодца находится несколько помещений, украшенных колоннами и резными скульптурами.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Строение представляет собой огромный ступенчатый колодец, который поражает своей удивительной архитектурой. Спуск к воде представляет собой 13 каменных террас (ярусов) по 7 ступеней в каждом, с общим числом ступеней 3500, которые расположены в идеальной симметрии на южной, восточной и западной сторонах Чанд Баори. Глубина колодца — около 30 метров, это самый глубокий ступенчатый колодец в Индии, а может и во всем мире. Все ступени без ограждений, так что перемещаться по ним небезопасно.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

На северной стороне можно увидеть огромный храм, в котором еще в древние времена совершались религиозные ритуалы. Здесь же две специально спроектированные ниши бережно хранят изображения богини Дурги и бога Ганеши.

Ступенчатые колодцы являются изобретением жителей древней Индии. Их делали такими глубокими, чтобы была возможность добраться до грунтовых вод, особенно в период засухи.

Колодец глубиной 30 метров, около 10 из которых заполнено водой, построен в форме перевёрнутой усечённой пирамиды. Такая глубина колодца объясняется уровнем залегания грунтовых вод в данном месте. Главный расчет строителей заключался в том, что большая глубина и наклонные стены не позволят воде нагреваться и быстро испаряться, сохраняя её питьевые качества длительное время. Этот древний колодец спроектирован так, что в нем всегда есть вода, а по стенам невозможно понять уровень ее колебания.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Строили колодец с вполне прагматичной целью. Регион Раджастхан — один из самых засушливых в Индии, дожди идут только 3 месяца в году, а остальное время царит засуха. Как и другие ступенчатые колодцы, Чанд Баори заполняется дождевой водой в период муссонов и способен сохранить значительную часть воды в течение нескольких месяцев, что в условиях засушливого климата Западной Индии очень важно. Колодец служил для сбора дождевой воды, а в особенно жаркие дни люди собирались на его ступеньках, чтобы отдохнуть в тени от летнего зноя, так как в нижней части колодца температура воздуха на 5–6 градусов ниже, чем в верхней.

В настоящее время Чанд Баори ценится в основном как уникальное и красивейшее архитектурное сооружение, а также как священное место, где совершались ритуальные обряды. Колодцы в давние времена являлись основными источниками воды и имели для людей особое значение. Поэтому спуск к воде представлял собой целое ритуальное паломничество. Соответственно и сами спуски к воде внутри колодца тщательно продумывали и строили, как великие произведения архитектуры. Посмотрите, какая идеальная геометрия!

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Геометрически сложная система из лестниц и ступеней гарантировала, что раджпуты будут иметь доступ к воде со всех сторон в любое время года.

Ступенек намного больше, чем нужно для функционирования колодца, по всей видимости, они в первую очередь имеют архитектурное значение.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Книзу стены колодца заметно сужаются

В древние времена воды колодца использовали также, чтобы искупаться и освежиться в жаркий день.
Было у колодца и ритуальное предназначение. Хранилище питьевой воды было купелью для тысяч паломников, омывающих ноги и руки перед тем, как войти в храм богини счастья и радости — Харшат Мате, который расположен неподалеку от колодца.

Сейчас доступ к воде полностью закрыт. Причём ограждение стоит и сверху, по периметру, и снизу. Такие меры приняты после многих несчастных случаев, когда люди падали в колодец, не удержавшись на крутых ступеньках.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Сама вода сейчас непригодна для питья, плавать здесь также категорически запрещается — по мнению бактериологов, эта вода представляет угрозу для здоровья и способна «убить человека за 2–3 дня», так как является источником различных инфекций и паразитов.

За соблюдением мер безопасности следят смотрители, а чтобы полностью быть уверенными, что ничего не произойдет, резервуар и огражден несколькими рядами заграждений.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Неподалеку от колодца расположен храм, куда толпы паломников приходили испокон веков, чтобы помолиться богине, приносящей мирянам счастье и радость — храм Харшат Мате.

Храм был полностью разрушен и восстановлен сравнительно недавно.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Вокруг него тихо и умиротворённо.

Прежде чем переступить порог этого храма, необходимо было омыть руки и ноги в водах Чанд Баори.

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

После посещения достопримечательностей мы заехали перекусить в обычную кафешку по дороге

и взяли там что-то наподобие нашего «комплексного обеда». Вот как это выглядит в Индии:

Индия. День 3-й. Абанери и Чанд Баори

Рис, тушеные овощи, кусочки курицы в каком-то остром соусе, местный кисломолочный продукт, наподобие нашего йогурта и даже сладкий рисовый пудинг. И, конечно, индийские лепешки. Все очень просто, но вкусно и довольно сытно. Запиваем это все знаменитым чаем масала, получаемым путём заваривания чая на молоке со смесью индийских специй и трав, и можно двигаться дальше.

Продолжение следует…

Другие части рассказа про наше путешествие в Индию: