Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была сегодня 14:11
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Казань — Россия Ноябрь 2019

Казанское ханство, Иван Грозный, чак-чак, Универсиада… Так или иначе, этот город близок каждому россиянину, он на слуху: в школе — в историческом контексте, во взрослой жизни — по рассказам друзей и новостям. Третья столица России…

О Казани я мечтала давно, но, как это зачастую бывает, то, что более осуществимо, то откладывается на второй план. Так было с Казанью, с Прагой, с второй поездкой в Италию… Латинская Америка перекрыла собой все, я растворилась в ней, позабыв о других планах. Но этот год стал, наверное, своеобразным воплощением всего, до чего не доходил черед: летом я совершила итальянский вояж, погуляла по Праге. А вот Казань так и оставалась не охваченной.

В сентябре, успев влиться в будничную колею и погрузившись в работу, я не думала ни о чем из путешествий, творческий сезон, как обычно, закружил сразу и на полную. Но уходящий год не хотел заканчиваться без осуществления последней мечты из разряда давних: в ноябре хореографический коллектив нашего культурно-досугового центра решил поехать на конкурс именно в Казань, и, недолго думая, я решила присоединиться к ним. Когда еще подвернется такая возможность?

Идея среди сезон вынырнуть из суеты и бесконечной рабочей гонки куда-то в дальние дали меня греет каждый год. После спонтанной поездки в Армению и Стокгольм два года назад это стало хоть и редкой, но традицией. И такую возможность я упустить не могла! На работе все решилось в лучшую сторону: засчитали мои отгулы, так что поехала, ничего не теряя в деньгах, хотя ради путешествия была готова к небольшому материальному ущербу.

Билеты были взяты на поезд примерно за месяц, и то выбор уже был небольшим: популярное направление! По 3500 руб. в одну сторону. Поскольку ехала я с подругой (педагогом коллектива), то взяла верхнюю полку и туда, и обратно — вспомнить детство. В этом поезде СПб — Казань (фирменный поезд «Поволжье») цены на верхние и нижние места не отличаются по цене, а впечатлений масса: верхняя полка, сутки в пути и все прелести дорожной жизни.

Ноябрь у нас выдался теплым: все еще была зеленая трава, что при облетевших деревьях хоть немного скрашивало серость улиц и неба. Поскольку отпуск у меня только летом, всегда интересно поехать куда-то в другое время года. Но прогноз погоды был неутешительным: при + 10 в Казани обещали дожди… Ну, живя в Петербурге, нас дождем не испугать! Хотя, конечно, хотелось солнышка…

…И вот уже проезжаем Волгу. Огромная водная артерия! А на небе свинцовые тучи… Ну, что ж…

В Казань мы приехали в 14.00, сразу встретили организаторы конкурса и повезли в отель. Дети и родители (всего около 20 человек) бронировали АМАКС Сафар-отель — большой 16-этажный отель на противоположном берегу реки Казанки (притока Волги). Дети в силу возраста и насыщенного концертного графика бронировали полный пансион — завтрак, обед и ужин, все — «шведский стол». Мне же это было не нужно, целью были прогулки, поэтому забронировала только завтраки и ни разу не пожалела. Вышло 2700 руб. за ночь, всего две ночи. Но отель того стоит! Вообще я редко в них останавливаюсь, все больше предпочитаю бюджетные хостелы, так что можно позволить. В центре, кстати, масса гораздо более дешевого жилья и с хорошими условиями, но я решила не отрываться от коллектива.

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

Заселившись в отель, мы разделились: дети с педагогом поехали на открытие конкурса, а я пошла гулять. Темнеет в Казани на удивление быстро: даже для ноября это был рекорд — в 16.00 уже темнота. Но хоть серого неба не видно, а на смену ему пришла яркая подсветка. Вперед!

Приятным бонусом стало то, что роуминга нет, и интернет (Гугл-карты) были со мной всегда, без поиска вай-фая. Все-таки путешествовать по России удобно! Без труда нашла станцию метро «Козья слобода», она расположена минутах в 10–15 от отеля. В метро стоят автоматы для продажи жетонов, оплатить можно как мелочью, так и картой: стоит проезд всего 27 рублей, после питерских 45 это было просто сказочно. Всего одна станция, и ты у цели, на станции «Кремлевская».

Еще до выхода в город я окунулась в восточную ауру. Станция метро украшена мозаичными панно, иллюстрирующими сцены из казанских легенд. На стенах выложены сюжеты сказок, а с потолка на тебя смотрит огромный дракон Зилант — символ города. И на выходе из метро — тоже он. К нему мы еще вернемся, но первое впечатление — внушительное.

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

Выходов из метро — аж пять, и все они так или иначе ведут к Кремлю. Выйдя наугад, я оказалась на небольшой площадке, прямо в начале знаменитой улицы Баумана — туристической пешеходной артерии Казани. Но она осталась позади: огнями манил Кремль и символ города — мечеть Кул-Шариф. Их я увидела впервые и сразу в зареве огней!

Напротив мечети и крепостных стен расположен новострой — комплекс «Пирамида», где сосредоточены магазины и рестораны. В вечерней подсветке он выглядел не менее роскошно.

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

С трудом оставив на время Кремль и его красоты, я развернулась и пошла все же по главной пешеходной улице, которая спрятала немало чудес.

Вопреки ожиданиям, туристов здесь немного: то ли будний день сказывается, то ли сезонность. Гулять было приятно и спокойно, а заодно и весело: молодежные компании и туристы с детьми задавали ритм.

Улица Баумана — сердце старой Казани, ее протяженность — почти два километра. Здесь сосредоточены все сувенирные магазины, продуктовые лавки, где можно приобрести национальные продукты — знаменитый чак-чак, колбаса из конины, восточные сладости и многое другое. Также улица Баумана является центром гастрономии в плане кафе и ресторанов: здесь есть все — от бюджетной столовой до самого фешенебельного ресторана. Цены тоже соответствующие.

Все здесь пронизано духом востока: даже не успеваешь понять, как приходят ассоциации со Стамбулом. Он тоже еще не охвачен и тоже имеет статус «давней мечты» в моем списке тревел-желаний, но, видимо, Казань должна была быть первой. Значит, и до Турции немного осталось…

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

В Казани дух востока пронизывает сразу, стоит только зайти в метро: стоишь в советском вагоне, вокруг вроде бы наши соотечественники, и вдруг из толпы появляется восточная красавица в хиджабе. А выходишь из метро, в глаза бросаются надписи на татарском языке. И всюду запах специй, выпечки и чего-то восточного! Это сбивает с толку поначалу, но становится навсегда первой и самой красочной ассоциацией с городом и воспоминанием о нем.

Даже сувенирные лавки поддерживают этот дух: наравне с матрешками и расписанными хохломой ложками продаются куклы в народных татарских костюмах, восточные сладости, статуи-копии мечети и множество приятных мелочей. А какой выбор расписной посуды! Она изготавливается на заказ в Турции, но с местными казанскими узорами. Кофе- и перцемолки, чашки из бронзы и латуни, десертницы для сладостей и масса резных сказочных изделий приковывают внимание сразу и не оставляют шансов пройти мимо. Цены все доступные, а качество хорошее, поэтому без подарков родным уехать не удастся!

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

Не менее красочно магазины сувениров и кафе оформлены снаружи: почти у каждого входа расположена статуя из татарского эпоса или какой-либо символ города, иногда — даже статуи самих жителей в национальной одежде. Это придает улице Баумана еще больший колорит и призывает зайти в каждый магазин, пусть даже просто посмотреть и походить, как по музею.

Но и это еще не все. Пешеходная улица буквально наполнена красочными арт-объектами. Одним из таких является знаменитый Кот Казанский — памятник, установленный посередине главной артерии города. С ним связана легенда о том, что в XVIII столетии императрица Елизавета Петровна узнала, что в Казани нет мышей, их уничтожают коты «особой ловкости и породы». Она приказала доставить лучших котов для отлова мышей в Зимнем дворце. Считается, что их потомки и поныне служат в Эрмитаже. Памятник коту представляет собой алюминиевый шатер, внутри которого вальяжно лежит упитанный кот, как будто «почивая на лаврах». Более того, коты стали со временем настоящим и главным символом столицы Татарстана. Они присутствуют везде — на сувенирах и магнитах, на улицах у входа в местные кафе и магазинчики. Кажется, что усатые-хвостатые заполонили город, тем самым придав ему еще большего уюта и тепла. А вот живых котиков я так и не увидела: наверное, прятались от прохлады и сырости.

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

Еще один сказочный и одновременно исторический памятник ждет далее по ходу улицы: это карета Екатерины II. Императрица посетила Казань в 1767 году, и город ей очень понравился. В награду за теплый прием она подарила в числе прочего свою парадную карету, которая до сих пор хранится в городском музее. А на улице Баумана памятник появился в конце XX века как напоминание о посещении города и просто красивый арт-объект. Карета металлическая, но является точной копией оригинала. В нее можно забраться и сдеать массу интересных фото. И действительно: отбоя от туристов нет, чудом удалось запечатлеть ее без людей.

Есть также фонтанчики с лягушками и голубями. И те, и другие представлены также в виде статуй. Расположены такие объекты недалеко друг от друга, по ходу улицы Баумана. Одна эта улица уже может создать красочную картинку в сознании и наяву.

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

Дойдя до ее конца, я срезала путь, пошла обратно по параллельной идущей улице к Кремлю. И это получилось ходом ва-банк: не подозревая этого, я вышла на нижнюю смотровую площадку, откуда Кремль и мечеть видны, как на ладони. Настоящая восточная сказка!

А на пути к ним есть несколько красивых инсталляций. Например, такие сердца-арочки, сквозь которые мечеть смотрится просто волшебно!

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

Здесь я провела остаток вечера, обойдя стены почти по периметру и всякий раз застывая перед красавицей из сказок Востока. Внутрь Кремля не пошла намеренно, потому что в последний день пребывания у нас была намечена обзорная экскурсия по Казани с посещением Кремля и гидом, о чем впоследствии не пожалела ни разу.

Ужин в городе-сказке был с элементами национального колорита: пусть и в недорогой столовой, но с местным главным лакомством — пирогом эчпочмак. Это треугольный пирожок с начинкой из картофеля, лука и рубленого мяса. Вкусный и сытный. Ему даже установлен памятник в городе. Цены в столовой на улице Баумана тоже сказочные: на 200 руб. я наелась на весь вечер: эчпочмак, кофе, морс и большая порция салата с курицей, все свежее и вкусное.

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

На утро, когда встретились с юными танцорами и их родителями, меня ждал сюрприз: вся группа попросила показать им город! Я поначалу опешила, но уже через полчаса после сытного «шведскостольного» завтрака мы шли к метро. Накануне я на обратном пути попала под жуткий ливень, вымокла насквозь за те 10 минут, что бежала до отеля. Зато сейчас тучи разошлись, и нам всем предстал город утренний, свежий и бодрящий, как чай с пряностями. Кстати, казанцы — поклонники именно чая, кофе они пьют, но чай считается национальным напитком. И даже когда делают фото, кричат не пресловутый «Сыр!» или что похлеще, а «Чай!».

Мои конкурсанты — дети и родители — были очень ограничены во времени, поэтому мы сразу пошли гулять под стенами Кремля и по улице Баумана. Они видели это впервые, я же — в свете дневном. И это два совершенно разных восприятия! Утренняя Казань безумно красива и ничуть не уступает вечерней…

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

При выходе с другого конца станции «Кремлевская» попадаешь на ту самую нижнюю улочку, откуда и видела я вчера восточную сказку с подсветкой. А утром она казалась не менее красивой…

Я показала группе те самые сердца, на фоне которых мы устроили веселую фотосессию. А рядом оказался павлин — еще одна красота: большая статуя птицы, а вместо хвоста — огромная клумба, которая в теплое время года засаживается цветами и превращается в настоящий павлиний хвост. Но даже осенью он смотрелся волшебно на фоне крепостных стен.

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

Оказавшись на улице Баумана, группа быстро рассредоточилась по магазинам и арт-объектам, в результате в назначенный час они еле успели в отель, но добрались обратно самостоятельно, а я снова принялась бродить по городу, меняя маршрут. Новостройки в Казани тоже очень интересные и привлекают внимание. Например, на площади Тукая — главной площади города — есть торговый центр «Кольцо» с огромным кольцом по периметру, а также отели и здания в стиле хайтек. Такая себе смесь прошлого и настоящего.

Еле добредя обратно до отеля, я дождалась группу. С конкурса они вернулись аж в 21:30, уставшие и измотанные, но с победой! Мы взяли Казань и завоевали звание Лауреата I степени! Пока дети с родителями ужинали и ложились, обессилившие, спать, мы с подругой и ее дочкой побежали гулять: она-то не видела вечерней сказки…

Путь мы начали с нашего берега и недалеко от отеля. Здесь расположился ЗАГС, ставший символом города. Он построен в форме гигантского казана — именно того, в котором готовят плов. Казан — символ семейного очага и тепла. А рядом с ним — драконы, сразу четыре. Пройти туда можно по пляжу, у кромки воды. Осенью это стало настоящим приключением: людей нет, пляж закрыт, вокруг — кромешная тьма, и лишь река шуршит приливом… Но длилось это недолго: стоило выйти к ЗАГСу, как вновь засияли огни. Все-таки какая у города роскошная подсветка! И видно на противоположном берегу Кремль и его огни…

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

Вдоволь нафотографировавшись, мы заказали такси и рванули в центр. Гуляли, пока у дочки подруги не кончились силы… Из-за усталости они так и не увидели мечеть с подсветкой, но в первом часу ночи, весь день посвятив конкурсу и волнениям, им было уже не до этого… В результате из всей нашей группы смогла погулять по городу только я… Без спешки и суеты. И то мало!

В начале прогулки мы заглянули в Замок сладостей — магазин, выполненный в стиле средневекового замка. Именно там мы отпраздновали победу.

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

На следующее утро, уже с вещами, мы загрузились в автобус, и началась обещанная обзорная экскурсия. Нашим гидом стала настоящая татарка, с корнями волжских булгар, мусульманка Ханума. Эта женщина — прирожденный рассказчик. Историк по образованию, она читает на иврите и арабском языке. Именно она стала нашим проводником в мир традиций, быта и истории, а также религии. С ней мы посетили мечеть Кул-Шариф, Кремль и многие достопримечательности города, куда сами бы не добрались в силу ограниченности времени. Включила она в тур и монастырь, ге хранится главная православная реликвия — икона Казанской Божьей Матери. Мы смогли приложиться к ней, поставить свечи и приобрести маленькие иконки на память.

Ханума рассказала о Казани столько, что не уместится ни в одном путеводителе. Но главное, что она хотела передать, это единство 114 народностей, которые живут в мире и согласии на этих землях испокон веков, уважая традиции и веру друг друга. И эта мысль стала основной в ее рассказе, основным призывом…

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

Мечеть внутри оказалась еще краше, чем снаружи. Мы слушали пение муллы, а Ханума переводила суры Корана. Оказывается, читает он без передышки почти двое суток. За это время пропевает все 602 страницы священной книги мусульман. Это была моя первая мечеть в жизни и прикосновение к другой, восточной культуре. Впечатления невообразимые!

А напоследок мы погуляли по городу, увидели старо-татарскую слободу, озеро Кабан и кукольный театр, а также Кремль во всех деталях.

Казань ноябрьская... Путешествие в сказку

Казань стала для меня не просто очередным посещенным городом, а настоящим окном в другой мир, расположенным на стыке Востока и Запада, древности и современности. Это удивительный город, который никого не оставит равнодушным! Кстати, за все время дождь шел всего один раз (тот ливень, под который я попала), дальше погода радовала, пусть не солнцем, но красивым небом и теплом, дав возможность погулять от души. Но все-таки не нагуляться! Многое я еще не видела и хотела бы приехать сюда летом. Уверена, это будет совсем иное восприятие, следующее по счету. Казань всегда разная, но неизменно приятная. И я говорю ей, по традиции: «До новых встреч!»