Турист Valeriy Laptev (Valeriy_Laptev)
Valeriy Laptev
был 23 мая 2023 6:24

Джайпур — Индия Октябрь 2019

На следующий день после подробного знакомства с фортом Амбер и другими многочисленными достопримечательностями Джайпура нам предстоял довольно долгий переезд в Агру.

Но совсем рядом с Джайпуром находится еще одно интереснейшее место — храмовый комплекс Галтаджи. Галтаджи это центр паломничества с несколькими храмами, развалинами древней крепости и источником святой воды.

Храмовый комплекс Галтаджи располагается примерно в 10 километрах к востоку от Джайпура. Храм Галтаджи не так известен, как остальные достопримечательности Джайпура, в основном из-за своей удаленности от города. Тем не менее, это очень интересное место, которое стоит потраченного времени. Поэтому гид завез нас сюда на пару часов, а нам это место так понравилось своей невероятной атмосферой, что мы решили удостоить его отдельного рассказа.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Храм Галтаджи или Обезьяний храм, расположенный между двумя скалами, привлекает туристов необычной архитектурой, священными бассейнами и целой популяцией обезьян.

Дорога к храму Галтаджи, расположенного в окружении живописных гор, вьется среди зеленых рощ и заканчивается на возвышенности.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Стены старинного культового сооружения из розового песчаника придают необыкновенный колорит комплексу. Полукруглые арки, изящные колонны, витиеватые решетки, стены павильонов, украшенные резной росписью, органично вписываются в архитектуру строений. Дополнительное очарование комплексу придает живописный ландшафт.

Согласно легенде, недостаток воды в прошлом был бичом жителей окрестных сел. Мудрец Галав, почитаемый индийцами, много лет молился божествам. Его глас был услышан, и засушливый край наполнился водными источниками. В благодарность святому Галаву жители возвели храм, напоминающий о его благодеяниях. Священные воды сосредоточены в семи резервуарах — кундах. Самый главный из них — Галта-Кунд — оформлен в виде рта коровы. Он ассоциируется с мостом, из которого вытекает река Ганг. Кроме центрального храмового сооружения, посвященного мудрецу Галаву, на территории находятся храмы Кришны, Ханумана, Ситы, Рамы и Баладжи.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Стены зданий, необыкновенный оттенок которым придает розовый песчаник, украшены сюжетами из жизни индуистских божеств.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Основной храмовый комплекс Галтаджи построен в узком проходе, между холмами Аравалли. Комплекс состоит из нескольких храмов, расположенных на разных уровнях, а также из ряда священных бассейнов — кундов.

Самый большой бассейн носит название Галта Кунд. Считается, что этот водоем никогда не высыхает.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

С XVI века храм Галтаджи являлся приютом для индуистских аскетов из секты вайшнавизма. Дошедший до нашего времени храм был построен в XVIII веке Рао Крипарамом, одним из придворных правителя царства Амбер.

Главным зданием храмового комплекса Галта является Храм Галтаджи (храм святого Галава), построенный из розового камня. Стоит отметить, что розовый камень стал своеобразным символом Джайпура: самые известные здания города построены именно из этого материала.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Храм Галтаджи состоит из нескольких павильонов с круглыми крышами, резными колоннами и стенами, украшенными фресками с изображением богов Брахма, Вишну, Парвати и Ганеша.

Храмовый комплекс Галтаджи, построенный рядом с естественным источником, который и наполняет семь водоемов комплекса, является местом паломничества индуистов. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников, чтобы искупаться в бассейнах храма. Паломники верят, что омовение в водах благоприятно сказывается на карме и на здоровье.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Из нескольких бассейнов для омовения сейчас функционируют только два. Один из них, с небольшим водопадом, используется паломниками.

Второй — служит местом купания обезьян, которых, как говорят, насчитывается здесь не менее пяти тысяч. Они забавно плещутся в бассейне, оглашая громкими звуками окрестности.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Соседство любопытных животных возможно несколько уменьшает благоговение перед святым местом, но отнюдь не смущает многочисленных монахов и приехавших паломников.

Священные источники Галтаджи привлекают множество паломников.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Главная цель паломничества — окунуться в воды святых храмовых источников.

Гид рассказал нам, что во время важных праздников паломники не просто купаются в бассейнах, но и прыгают в водоемы с близлежащих утесов и стен, несмотря на то, что установлены специальные ограждения.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Храм Галтаджи часто называют «Обезьяньим храмом» из-за большой популяции обезьян, которая обитает на территории храма. Здесь можно увидеть таких обезьян, как резус-макаки и лангуры. Они вольготно чувствуют себя, им покровительствует храм Ханумана. Обезьяны здесь — настоящие хозяева, они совершенно не боятся людей.

В Галтаджи трудно сделать хотя бы одну фотографию без того, чтобы какая-нибудь обезьяна не попала в кадр.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Легенда гласит, что в Галтаджи жил и нес покаяние святой Галав. В награду за аскезу боги благословили место Галава, и в этом иссушенном солнцем месте появилась вода. В честь этого чуда был построен храм Галтаджи.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Этот небольшой храм стоит непосредственно в том месте, где жил и молился святой Галав. Внутри это место выглядит вот так:

Местный священник провел нам небольшую церемонию, прочел молитву и повязал каждому из нас на руку красную нить. Имеет большое значение, на правой руке или на левой она завязывается. Мужчинам ее повязывают на правую руку, женщинам (замужним) — на левую.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Эту красную нить, повязанную вокруг запястья, можно увидеть практически у каждого жителя Индии. Эта нить в традиции индуизма считается священной и называется калевой (или маули, чараду). Хлопковые нити калевы — в основном красного цвета, иногда в них примешаны нити желтого цвета, хотя существуют и другие комбинации.

Важность нити заключается не в материале и цвете, а в заложенном намерении и энергетическом заряде. Калева повязывается почти во всех религиозных местах Индии священником на запястья людей, участвующих в молитве (пудже).

Пуджа является как ежедневным ритуалом, так и частью крупных духовных праздников. Пуджа — это проявление благоговения перед божественным. В пудже калева символически означает единство — объединение людей, творящих молитву, в единое целое. Она напоминает о связи с божественным, установившимся через ритуал, предшествующий повязыванию веревочки.

Красная нить может даваться как прасад (освященный предмет). Она повязывается наставником как знак инициации или передачи энергии. Калева дается для того, чтобы привлечь благословение богов. Также популярно поверье, что священная красная нить защищает человека от болезней, врагов и других опасностей.

Красный цвет калевы — символ веры в Бога, он означает не только чистоту, это также божественный цвет, цвет материнского аспекта божественной энергии, цвет Силы.

Около храмового комплекса можно купить фрукты и орехи, чтобы покормить обезьян. Конечно же мы тоже решили покормить обезьянок. Это оказалось еще веселее, чем мы думали поначалу:

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Обратите внимание, как обезьянка это делает: одной рукой она держит вашу руку (!), чтобы пока орешки не закончились вы и не думали их убрать и спрятать, а другой — спокойно, неспеша отправляет по одному в рот. :) Вот это сноровка!

Ну, а вообще, начали кормить обезьянок — будьте готовы к любым неожиданностям:) :

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Одна обезьяна, молниеносно усевшись на плечо, контролирует сверху, чтобы ни одного орешка от них не утаили, а вторая спокойно «собирает урожай». :)

Наблюдать за этим милым весельем и участвовать в нем можно целый день — не надоест.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Если же вы пришли с пустыми руками, то не стоит держать их в карманах: обезьяны подумают, что у вас есть для них еда, и тогда вам будет сложно отвязаться от навязчивых попрошаек.

Несмотря на внешнюю доброжелательность обезьян, следует помнить, что все-таки это дикие животные, что это их территория, и проявлять определенную осторожность.

На территории храма Галтаджи можно встретить и покормить не только обезьян.

Индия. День 3-ий. Галтаджи — город обезьян

Нам уже было пора ехать, но уходить реально не хотелось. Невероятное место, невероятная атмосфера.

Посещение города обезьян и храмового комплекса Галтаджи стало одним из самых незабываемых впечатлений за всю нашу поездку в Индию.

Мы едем дальше — в сторону Агры.

Продолжение следует…

Другие части рассказа про наше путешествие в Индию: