Турист Ольга Суслова (Olga_Sirena)
Ольга Суслова
была 18 июня 2023 13:06

Шотландия — Великобритания Май 2017
Горная река Киркейг

07/05/2017 Страткэррон, Торридон, Акнашин, Гейрлок, Пулу, Дандоннелл, Уллапул, Лэрг, Лохинвер, Инверкеркейг.

Пробег 160 Миль

Этот день стал рекордным по пробегу, неожиданным сюрпризам и безбашенности.

Встав пораньше, без удовольствия позавтракав в столовке хостела и помывшись в общественном душе, я выдвинулась в путь. Погода была как по заказу — яркое солнце, голубое небо, теплый и свежий морской воздух. Лучше не бывает. От океанской синевы Эпплкросса уезжать не хотелось, но ветер странствий уже подхватил и понес меня дальше.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Покинув Эпплкросс, я двинулась вдоль атлантического побережья на север Шотландии на своем железном коне

Дорога извивалась змеей между гор и холмов, то поднимаясь, то опускаясь. С одной стороны обрыв, с другой — скалы. Красота неописуемая. Я мысленно пожалела своего нового знакомого Кита, который пыхтит, крутя педали, где-то на этой же трассе. Таких отчаянных, как он, на дороге было много. Иногда приходилось тащиться за велосипедами, потому что дорога была настолько узкая, что не позволяла обогнать даже байк или велик.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Узкая извилистая дорога пролегала между скалами и обрывами
Проезжая по региону Страткэррон, хотелось ежеминутно останавливаться и делать фото
Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Дорога то приближалась к самому берегу, то отдалялась от него
В местечке Акнашин меня заворожил вид горной гряды, вырастающей над озером

В одном месте я заметила скопление народу на обочине. На камнях валялся разбитый мотоцикл, а его владельцу уже оказывали первую помощь. Все-таки на серпантине нужно быть предельно осторожным на любом виде транспорта. Байкер вылетел с дороги на крутом повороте, не рассчитав скорость, и, к счастью, отделался легкими ушибами.

Я ехала медленно, делая остановки на самых красивых видовых площадках. Природа не баловала яркими красками: новая трава еще не выросла, гористые склоны были бурых, серых и желтых оттенков. Такая скудная палитра только подчеркивала брутальность этих земель и напоминала о суровом нраве населяющих их горцев. Невольно вспомнился красавец Дункан Маклауд — бессмертный горец всех времен и народов. Именно из этой природной мощи он черпал свою силу и мужество.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Скудность красок в гористой местности делает пейзаж мрачным и брутальным, но по-своему прекрасным
Монументальная шотландская природа предстала передо мной в своем безмолвном величии
Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Погода стояла на редкость чудесная - солнце и легкие облака
Эта необычная гора, будто зиккурат, состоит их сотни каменных ступеней

По дороге встречались небольшие фермы с пасущимися животными, и я бежала фоткать симпатичных козочек, овечек и лошадок. И все на фоне монументальной природы. Однажды спокойствие нарушил шум большого вертолета, который пролетел низко и завис над какой-то деревушкой.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
В деревне Акнашин я повстречала милых белых пони и коричневых овечек
Необычные овцы цвета молочного шоколада попались мне впервые
Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
На берегу озера Лох-Мари исполинские деревья растут прямо на камнях, цепляясь корнями за белую гальку

Дорога становилась все пустыннее, а чувство голода наоборот росло. Скудный завтрак давно переварился, время ланча подходило к концу (в Британии в этим строго), и надо было срочно что-то искать. Как назло, на пути ничего, кроме одиноких фермерских домиков, не попадалось. Но вот впереди показалась развилка и несколько строений, а это уже было похоже на целую деревню. Увидев надпись «Old Inn» (Старый постоялый двор), я, не раздумывая, свернула туда. При гостинице должен же быть ресторан. Будь у меня время, я бы поискала что-то поинтереснее, но тут уже выбирать не приходилось. Ресторан был маленький и абсолютно не примечательный. Правда, на улице стояла пара столиков с видом на реку и лес, но из-за ветра я решила обедать внутри.

Из меню мне был предложен только рыбный пай. Ну окей, пай так пай, что-то типа пирога наверное, с голодухи сойдет, тем более это местная кухня, которую надо пробовать. Я очень удивилась, когда пай оказался горячим блюдом, поданным прямо в глиняной сковороде. Снизу была картошка, в середине рыба с луком и еще какими-то овощами, и все это было сверху с горкой залито майонезом. Однозначно, не шедевр кулинарии, но вполне съедобно. Хотя больше я таких паев нигде не заказывала.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Остановка на обед в городке Гейрлок, где обнаружилось вот такое уютное местечко на берегу реки

Наскоро подкрепившись и немного переживая за свой желудок, я решила пройтись и посмотреть, нет ли чего примечательного в этой деревне, под названием Гейрлок (Gairloch), посетить которую меня вынудило чувство голода. Оказалось, что деревенька имеет свой порт. Я поняла это, когда увидела возвышающиеся неподалеку мачты с нарядными флажками. Эти флаги привлекли мое внимание, и я направилась на причал посмотреть на корабли поближе.

Еще издали я увидела знакомую морскую форму. Матросы с парусного судна «Юный Балтиец» встречали гостей при полном параде. Это же наши ребята, русские, питерские! Как же было неожиданно и приятно их здесь увидеть. Моряки тоже обрадовались, услышав русскую речь, и пригласили меня осмотреть корабль. Они показали все: палубу, рубку, даже камбуз и кают-компанию, провели целую экскурсию, дали подержаться за штурвал.

Корабль был пришвартован здесь не случайно, а в рамках праздничных мероприятий, в память об Арктическом морском конвое, который курсировал у берегов Британии в годы Второй мировой войны. В окрестностях даже есть музей, посвященный конвою. Сколько всего интересного можно увидеть и узнать, просто остановившись перекусить!

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
В порту города Гейрлок был пришвартован наш Российский парусник "Юный Балтиец"
Моряки встретили меня радушно и устроили экскурсию по кораблю, показали даже рубку
Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Мне разрешили подержаться за большой штурвал на палубе, хотя главный "руль" находится в рубке
Наши бравые моряки обрадовались соотечественнице и любезно согласились сфоткаться

Не знаю, куда подевался капитан, но вскоре к нам вышел то ли старпом, то ли какой другой офицер — человек в возрасте, задорный и общительный. По характерному запаху было ясно, что пока матросы несут службу, командный состав не стесняется «культурно отдыхать».

Этот «старпом» поведал очень занимательную историю. Оказывается, накануне случилось ЧП. В открытом море на подходе к бухте Гейрлок «Балтиец» подобрал водолаза. Заметить человека на воде не так то просто, это большая удача в первую очередь для самого потерпевшего. Водолаз назвался местным рыбаком, который якобы собирал мидии на прибрежных скалах, и его волнами отнесло от берега. И тут наш парусник чудесным образом спас ему жизнь, потому что в холодных водах долго не протянешь даже в гидрокостюме.

Однако, не все так просто, — хитро прищурившись, рассказывал «старпом». Костюм на нем был толстый, профессиональный, слишком дорогой для простого сборщика мидий. К тому же часы и нож были похожи на армейские. И появился он в форватере корабля так далеко от берега вовсе не случайно. Короче, по версии наших моряков, это был заброс шпиона на судно. Не знаю, какие тайны хотел выведать шпион на старом учебном паруснике, тем более на него и так пускают всех желающих. Но эта невероятно захватывающая, почти детективная история, рассказанная из первых уст, меня сильно впечатлила. Водолаза забрали спецслужбы, и он даже не поблагодарил своих спасителей. Вот это вообще ни в какие ворота! Вот это самое подозрительное в деле. Вдоволь наболтавшись с земляками и наслушавшись баек, по уши довольная неожиданной встречей, я поехала дальше.

Находясь еще под впечатлением от общения с моряками, я не была готова к новому сюрпризу. Сначала я даже не поверила своим глазам. В местечке Пулу (Poolewe) прямо на обочине был припаркован советский танк Т-34, на нем сидел советский танкист, рядом сновали наши солдаты в форме времен Второй мировой. С вытаращенными глазами я остановилась, выскочила из машины и побежала к ним.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Очередной сюрприз и подарок к Дню Победы - советский танк Т-34 на обочине города Пулу

«Нашими солдатами» оказались ребята-британцы, реконструкторы, любители истории. Танк настоящий боевой, на ходу, приехал своим ходом! Военная форма тоже подлинная, фронтовая, бережно сохраняемая энтузиастами.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Танк на ходу и в полной боевой готовности, стрелял из подствольного пулемета и дал залп из орудия

Оказалось, что в Пулу проходит празднование дня Победы, и на несколько дней в городке разбит полевой лагерь, где каждый может познакомиться с военными атрибутами стран-союзников, воевавших против нацистской Германии. В русской части лагеря был устроен полевой госпиталь, горел костер, а в котелке дымилась гречка, которую ребята гордо называли по-русски «каша» и угощали желающих.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Выставка под открытым небом в Пулу посвящена союзническим войскам, воевавшим против фашистской Германии
На экспозиции представлена различная военная техника
Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Автомобиль времен Второй мировой войны сохранился в прекрасном состоянии
Людей не много, но каждому посетителю уделяется максимум внимания, "наши" угощают кашей из котелка

Я была так счастлива увидеть, с каким уважением и почтением относятся к памяти советских солдат здесь, в далекой северной Шотландии! Это было невероятно, я с трудом понимала, где нахожусь, и что происходит. А потом всех позвали смотреть, как стреляет танк. Сначала дали очередь из подствольного пулемета, а потом башня повернулась, и громыхнуло само орудие. Конечно, холостыми, конечно, вовсе не страшно, но такое я видела в первый раз в жизни, и наверное, в последний. В небе кружил военный самолет, добавляя антуража всему происходящему.

Британцы-реконструкторы, одетые в нашу форму, смотрелись «как настоящие», клянусь! Даже лица у них были какие-то свои, родные. У кого-то щетина, у кого-то усики, как носили в военное время, а один дяденька с шикарными усами был вылитый Иосиф Виссарионович, его так и называли — «товарисч Сталин».

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Шотландцы-реконструкторы в роли советских бравых солдат и офицеров. В глубине палатки сидит "товарисч Сталин"

Я бродила по лагерю, снимала фото и видео, наблюдала за туристами и другими посетителями, которые с интересом рассматривали все вокруг. Были люди разных возрастов: и дети, и молодежь, и совсем старички. И ведь добрались же они в такую глушь, не поленились! А для городка какое это масштабное событие! Очень, очень круто и здорово! У меня аж слезы наворачивались на глаза. Вот так сюрприз, вот так подарок на 9 Мая! Спасибо тебе, Шотландия! Кстати, реальный подарок «наши» мне тоже сделали — подарили банку отличного местного меда, которую я привезла с собой в Россию. И еще взяла визитку их исторического клуба — мало ли, может пригодится.

С сожалением покидая военный лагерь в Пулу, я двинулать дальше вдоль побережья. День уже клонился к вечеру, а путь был еще долгий, и планов еще было громадьё. Понимая, что надо спешить, я все же не смогла не остановиться и не полюбоваться кристально чистой речкой в районе Дандоннелл (Dundonnell) и не прогуляться по набережной городка Уллапул (Ullapool).

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
И снова остановка, чтобы запечатлеть захватывающие пейзажи Хайленда
В местечке Дандоннелл я случайно обнаружила речку потрясающей красоты
Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Вода спокойная и прозрачная, как отполированное стекло
Зеленая долина словно из мира Толкиена, именно таким я себе представляю Шир в Средиземье
Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Дорога настолько разная и живописная, что невозможно было просто ехать, и я делала фото прямо через лобовое стекло
Еще одно фото из машины, заросли цветущей акации по краям дороги нереально красивые

Кроме того, я сделала приличный крюк, чтобы взглянуть на руины замка Адврек (Ardvreck castle). В золотистых лучах вечернего солнца темные очертания замка выглядели особенно контрастно и завораживающе. К замку я бежала бегом, фотографируя на ходу. Руина, стоявшая на маленьком холмике, окруженном водой, была необычайно живописна. Красота и атмосферность места зашкаливали, казалось, здесть точно должны обитать духи предков, или что-то потустороннее.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Одинокая развалина на берегу озера в местечке Лэрг
Руины замка Адврек на озере Лох Ассинт стоят в полном одиночестве и безмолвии
Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Замок Адврек на фоне солнца, движущегося к закату, выглядит особенно драматично
Замок Адврек совсем крошечный, но очень атмосферный, кажется, здесь обитает привидение

Я буквально плакала, уходя прочь от замка. Времени оставалось катастрофически мало. А все потому, что этой ночью я планировала ночевать в необычном месте и совершенно необычным способом.

На часах было уже 9 вечера, когда я оставила машину на маленькой парковке в местечке Инверкиркейг (Inverkirkaig).

Еще на этапе подготовки к путешествию я посмотрела рекламный ролик Шотладнии, в котором говорилась, что можно ставить палатку где угодно и ночевать под звездами. Не долго думая, я решила попробовать этот «дикий» способ ночевки. Палатку и спальник я привезла с собой из Питера, это добро заняло половину моего огромного чемодана. Пенку, жестяную кружку и сухой спирт я купила уже здесь, в том самом спортивном магазине под Инвернессом.

Сейчас, спустя два года, когда я уже знаю толк в походах, мне смешно это вспоминать. А тогда у меня не было почти никакого опыта в таких делах. Только раз я собрала палатку у себя в квартире, чтобы научиться это делать, взяла старый спальник, ничего не зная о его характеристиках, да еще и постирала его. Еще у меня было с собой термобелье из непонятного материала — подарок от китайской подруги. Но я была полна решимости осуществить задуманное и считала, что я полностью упакована всем необходимым. Еду, воду и даже маленькую бутылочку вина я заблаговременно купила еще в Стратпеффере.

Итак, взвалив на себя походные пожитки, я бодро пошагала по каменистой тропинке вдоль берега речки. Мне хотелось поставить палатку в уединенном и красивом месте, поэтому оно было выбрано заранее. На карте я нашла такое место — водопад на реке Киркейг (Kirkaig Falls). Табличка в начале тропы гласила, что впереди сложная каменистая дорога, и путь до водопада довольно долгий и трудный, и желательно иметь специальную обувь. Ботинки у меня были как раз то, что надо — для горного треккинга, и по камням идти было удобно и не скользко. Но путь был действительно долгий. Я все шла и шла, справа шумела вода, река оказалась очень бурной. Водопада пока не наблюдалось.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Бурная горная речка Киркейг, на которой есть водопад, и на берегу которой я решила переночевать
Река с чистейшей водой шумит и грохочет, извиваясь между камней

Пройдя порядка полутора километров или около того, я все же решила остановиться и поставить палатку, а до водопада дойти налегке. Сказано — сделано. Довольно быстро установив свой двухслойный тент в отдалении от берега среди березовой рощицы, я забралась внутрь и поняла, что уклон слишком большой, и спать будет невозможно. Пришлось искать более пологое место ближе к реке и переносить туда палатку.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Небольшая березовая рощица в лучах закатного солнца, под сенью которой я пыталась найти место под палатку
Поставив свою палатку возле рощи и горной реки, на единственном более-менее ровном пятачке, я двинулась искать водопад

В районе 10 вечера я смогла поужинать, сидя у крошечного костерка рядом со своим временным домиком. На ужин у меня были спагетти в томатном соусе, подогретые прямо в жестянке, и красное вино. Красота!

После ужина, пока солнце еще светило, я решила пройти вверх по течению и все-таки дойти до водопада. Мне казалось, он должен быть совсем рядом.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Бодро прыгая по камням, я устремилась навстречу водопаду Киркейг
Я не совсем представляла, какое расстояние отделяет меня от водопада, и надеялась вскоре его увидеть

Я пошла не по тропе, а по самой кромке воды, фотографируя особенно живописные перекаты и пороги. Постепенно темнело, а водопад все не появлялся. Я продвигалась дальше, прыгая по камням и надеясь увидеть водопад за следующим изгибом речки. Но вдруг обнаружилось, что камни под ногами закончились, прямо передо мной бурлила вода, а слева возвышался поросший кустарником склон. Нужно было срочно возвращаться, уже порядочно стемнело. Я подумала, что на скользких камнях в сумерках можно запросто оступиться и переломать ноги. Поэтому я решила просто залезть наверх и обратно пойти по тропе, как нормальный человек.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Я думала, что обнаружу водопад за очередным изгибом реки, но нет...

Я стала карабкаться, хватаясь за ветки кустов и подтягиваясь на руках. На середине склона кусты закончились, начался мох и вереск. Горные ботинки были не предназначены для мягкой травянистой поверхности и соскальзывали. Ногам было не на что опереться, приходилось рассчитывать только на руки. И вдруг, в очередной раз вцепившись в тонкие вересковые веточки, и попытавшись подтянуться, я поняла, что не могу этого сделать — силы покинули меня. Они просто закончились, резко и внезапно, в самый неподходящий момент. Руки и ноги дрожали от напряжения, я пыталась продвинуться вверх, но ничего не получалось. Совершенно выбившись из сил, я почувствовала, как начинается паника. В голове завихрились мысли: я тут одна, в темноте, вишу на склоне, ухватившись за траву, в любой момент могу сорваться, и никто мне не поможет, не спасет. Что же делать?

Чудом я заставила себя успокоиться, вспомнив фразу из какого-то фильма: главное не паниковать, кто паникует, тот погибает. Я твердила себе — сейчас все будет нормально, я немного отдохну и полезу дальше. Это реально помогло, я отдышалась, сделала несколько рывков и взобралась наверх. Внезапно появившись из ниоткуда, я вспугнула оленя, пасшегося над обрывом. Он шарахнулся и тоже дико напугал меня, и я едва не свалилась обратно вниз. Когда сердце из пяток вернулось на место, я побрела назад на трясущихся и подгибающихся ногах.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 12й
Солнце зашло, а до водопада я так и не добралась

Внизу журчала вода, а меня мучила сильная жажда. Когда появилась возможность подойти к реке, я принялась жадно пить воду, по-звериному стоя на четвереньках. В небе ярко сияла Луна, когда я вернулась к палатке, будучи в полной уверенности, что сразу же усну, обессиленная и уставшая после недавнего приключения. О, как же я ошибалась!

Сначала мне было жарко, и я забралась в спальник в одном термобелье. Вскоре стало холодно. Надела флиску, штаны и носки. Опять холодно. Надела все, что у меня было: куртку, шапку и перчатки, но и это не сильно помогло. Всю ночь я замерзала и сползала в угол палатки. Заснуть было невозможно. Пугали разные шорохи и звуки. Казалось, что вокруг шныряет и копошится куча непонятных существ — гномов или гоблинов.

Однажды палатка затряслась и зашелестела так, будто ее сейчас сорвет с места. О боги, что же это такое? Может, я встала на оленьей тропе, и вожак-олень пытается рогами забодать мой тент? Какие только мысли не полезут в голову от страха. Конечно, это был всего лишь сильный порыв ветра. Пару раз я не выдерживала и выглядывала с фонариком наружу, в попытке увидеть, кто же это шуршит и царапает палатку. Оказалось, что это просто ветки и травинки. Убедив себя, что я в полной безопасности, наглухо застегнув спальник, я старалась уснуть. Это почти получилось, если бы не странный эффект от бурлящего водного потока — слуховые галлюцинации. В монотонном шуме реки мне слышались то жалобные крики, то детский плач, то душераздирающие вопли. Все-таки не стоило ставить палатку так близко к горной речке…

***

Продолжение следует…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия