Турист Ольга Суслова (Olga_Sirena)
Ольга Суслова
была 18 июня 2023 13:06

Шотландия — Великобритания Май 2017
Руины замка Стром

06/05/2017 Стратпеффер, Стром, Эпплкросс. Пробег 75 Миль

Проснувшись в своем уютном гнездышке и раздвинув шторы, я на секунду ослепла от яркого солнца. Очередной день обещал стать волшебным и звал навстречу приключениям.

Завтрак у Фионы был такой же чудесный, но мне уже не терпелось двинуться в путь, покорять новые горизонты, ведь по плану мне нужно было пересечь Шотландию с востока на запад и к вечеру оказаться на атлантическом побережье.

Но сначала я наметила себе посещение двух исторических объектов по соседству.

Первым делом я отправилась пешком к Орлиному камню (Eaglestone). Я узнала, что он буквально у меня под боком совершенно случайно, из брошюры, взятой в пансионе. Это судьба, не иначе. Такие камни, сохранившиеся с пиктских времен — большая редкость, они есть только в Шотландии, на родине пиктов. Если вспомнить, в «Храбром сердце» гибсоновский Уильям Уоллес появляется с устрашающим синим лицом в одной из битв. Это дань памяти предков, пиктам — народу, испокон веков населявшему север Британских островов. Также в фильме «Король Артур» Кира Найтли изображает Гвеневру, пиктскую воительницу-лучницу с синей росписью на теле.

К сожалению, от загадочного народа очень мало что осталось — ни письменности, ни ценных артефактов, только камни в резных узорах. Орлиный камень в Стратпеффере относится к 4–6 веку, то есть ему около полутора тысяч лет. Я не могла в это поверить, не могла осмыслить гигантскую толщу времени, отделяющую меня от человека, который высек на большом валуне подкову и орла, даже когда прикоснулась к ним. Трудно было заставить себя отойти от камня, уйти прочь из этого места, настолько он показался мне магическим и притягательным. Казалось, камень живой, все видит и все знает. Казалось, пикты владели колдовством и наделили Eaglestone потусторонней силой, которую он излучает сквозь века и тысячелетия. И снова меня накрыло чувство, что я нахожусь в сказке, и все вокруг волшебное…

Орлиный камень в Стратпеффере
Многие шотландцы держат лошадей в качестве домашних питомцев

Вторым объектом, достойным внимания, стал замок Леод (Leod Castle). Машину пришлось оставить на дороге и идти пешком по длинной и прямой, как струна, тенистой аллее, примыкающей к замку. Парк выглядел немного запущенным, но видно было, что деревья подрезают, траву косят и за дорожками ухаживают. Хотя вокруг не было ни единого человека.

На подходе к замку красовалась табличка: прохода нет, частное владение. Хм… вот так сюрприз. Я уже почти у цели, а тут такое. Оглядевшись по сторонам, я убедилась, что нигде никого нет, и ни одной машины возле замка. Ни-ко-го! То есть, если я пройду, то никого не побеспокою. Утешая себя этой мыслью, я все-таки двинулась по направлению к замку. Ничего страшного, думала я, если меня остановят, извинюсь, в крайнем случае буду тупить и делать вид, что плохо понимаю по-английски.

И вот я уже стою у стен здания. Замок из розового камня небольшой и аккуратный, с маленькими симпатичными башенками, уже 500 лет принадлежит клану МакКензи. Интересно, каково это — быть владельцем такой недвижимости? Если что-то отвалится, требуется не ремонт, а реставрация. Конечно, на содержание огромной территории и замка уходит куча денег, а времена нынче не феодальные, когда можно было пойти войной на соседа, все отнять и обогатиться. В наше время аристократам приходится выкручиваться, кто как умеет.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
Маленький флигель на въезде во владения клана МакКензи
Замок Леод
Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
Немного пофоткала такую красоту с близкого расстояния
Замок Леод построен в 14-м веке и до сих пор в нем живут
Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
Каменный барельеф над воротами стерся от времени
Прекрасный замок Леод, владельцы большие молодцы, что сохранили его таким

Пофоткав каменные фасады Леода под звучащую в голове тревожную музыку из «Mission impossible», я покинула частные владения, так никого и не встретив.

Попрощавшись с милым викторианским Стратпеффером, я отправилась на запад, где меня ждал замок Стром (Strome Castle).

В живописном месте, на берегу фьорда, передо мной предстали не менее живописные руины. Три уцелевшие стены и груды поросших травой камней. Многострадальный замок был полностью разрушен еще в самом начале 17 века, в ходе клановых междоусобиц МакКензи и МакДональдов. На берегу озера Лох-Каррон, которое впадает в Атлантику, уже чувствовалось теплое дыхание океана. Бухту заполняли рыбацкие лодки и крики чаек.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
Озеро Лох Каррон (Loch Carron)
Замок Стром
Эти живописные руины - все, что осталось от замка Стром
Руины замка Стром

В замке Стром со мной произошло небольшое приключение. На узкой тропинке дорогу мне преградил красивый черный пес с палочкой в зубах и ни в какую не давал пройти. Пришлось кидать эту палочку до тех пор, пока псу не надоело. В какой-то момент к замку подошла женщина с собакой и спросила, дружелюбен ли мой питомец. Я ответила, что это не моя собака, а местная. Просто пришла ко мне и заставила с ней играть, потому что ей тут одиноко. Пока мы смеялись, собаки тоже пообщались.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
Милый пес, с которым мы подружились в замке Стром
Шотландский пес приносит палочку и просит с ним поиграть
Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
Озеро Каррон - это морской залив, и здесь уже чувствуется дыхание теплого океана

У этой истории есть продолжение. Спустя месяц, уже в России, у меня появилась точно такая же большая черная собака. Просто пришла из ниоткуда и осталась навсегда. Но это отдельная тема. Мистика это, или обычное совпадение, но я уверена, что шотландский пес был предупреждением от Вселенной, намеком или знаком. Судьба часто посылает нам знаки, нужно лишь научиться их видеть. А еще, глядя на свою черную собаку, я иногда вспоминаю «шотладского пса», а затем и всю страну, и свое путешествие, а это всегда поднимает настроение!

Моя собака Джульетта - копия шотландского пса

После замка Стром мне предстояло преодолеть горный перевал, чтобы оказаться на западном краю Шотландии, в местечке Эпплкросс (Applecross). Дорога извивалась вдоль холмов, которые становились все выше, местами переходили в скалы. Начался серпантин с крутыми подъемами и резкими поворотами. Узкая дорога пролегала по живописным местам, но смотреть нужно было только вперед, а не по сторонам. Все потому, что на однополосной дороге двум машинам не разъехаться, и при появлении встречной нужно было пропустить ее на специальных более широких участках, либо встречная тормозила на таком «островке» и ждала, пока я проеду. Дорога через перевал была довольна оживленной, особенно трудно было разъезжаться с караванами — домами на колесах, поэтому я смотрела в оба, постоянно оценивая ситуацию. Такая езда была для меня в новинку, ведь я все еще привыкала к левостороннему движению, и самым большим страхом для меня было сдавать задом по узкому серпантину.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
Дорога постепенно идет вверх к перевалу
Пейзажи становятся гористыми
Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
Местность становится более холмистая, скалы окружают дорогу
Холмы, поросшие травой, переходят в более высокие каменистые горы
Пейзажи Хайленда завораживают

Все же удержаться от спонтанных остановок было невозможно. От горных пейзажей захватывало дух! Холмы еще не покрылсь зеленью, и вокруг были только бурые и серые краски. Передо мной раскинулся суровый и завораживающий край, словно Средиземье из «Властелина колец». Да и сами названия регионов, по котрым я ехала: Росс-шир (Ross-Shire), Вестер Рос (Wester Ross), были из мира фентези.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
Нереальные, фантастические пейзажи захватывают дух
Нужно преодолеть небольшой горный хребет, чтобы оказаться на побережье Атлантики
Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
Дорога настолько живописная, что хочется запечатлеть как можно больше видов

Здесь начался мой путь по маршруту — Норд Кост 500 (North Coast 500). Это кольцевой маршрут протяженность около 500 миль из Инвернесса вдоль побережья всей северной Шотландии. Этот путь очень живописен, постоянно меняется природа и погода. Ландшафты самые разные — от лесов и полей, до скал и обрывов. Быть может, логичнее было бы ехать по нему с востока на запад — из холода в тепло, но я выбрала вариант двигаться по часовой стрелке.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
Брутальные черные горы встают на моем пути
Океан уже близко
Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
За этими горами - атлантическое побережье

Натерпевшись страху на перевале, я прибыла в Эпплкросс. Дорога вывела меня на самое побережье. Забыв обо всем, я побежала на пляж, к воде. Волн почти не было, и, не смотря на ветер, было тепло и солнечно. Песчаный пляж раскинулся широкой полосой в небольшой уютной бухте. Можно было загорать, и даже искупаться на мелководье. Но увы, купальника с собой у меня не было. Трудно было ожидать настолько теплой погоды от северной страны в начале мая. Соленый бриз создавал ощущение южного курорта, и все из-за Гольфстрима. Благодаря этому теплому течению природа на западном побережье сильно отличается от северного и восточного.

Вот он, атлантический берег, а на горизонте - остров Скай
Начинается прилив

Бегая по берегу, я заметила, что начинает прибывать вода — ручейки бегут по сухому песку, словно живые, постепенно затапливая пляж. Океанские приливы сильные и порой бывают очень стремительными. Чтобы не замочить ног, пришлось отступить с пляжа, но я решила вернуться сюда на закате.

Выбор гостиниц в Эпплкроссе был невелик, и я заранее забронировала ночлег в молодежном хостеле. Я взяла отдельную комнату, и она была больше похожа на монашескую келью — крошечная, мазанковые стены выкрашены белой краской, узкое окошко за синей шторой, железная койка с икеевким бельем, вешалка на стене, вот и все убранство. Душ-туалет на этаже. Пожалуй, это было худшее размещение за всю поездку, но не из-за самого номера и отсутствия удобств, а из-за постоянного шума и хлопанья дверей на лестнице, потому что слышимость была ужасная. И еще завтрак был полный отстой: растворимый кофе и пара тостов, все в большой столовой в режиме самообслуживания. Видимо, меня избаловали королевские завтраки у Фионы, к хорошему ведь быстро привыкаешь!

Моя "келья" в хостеле в Эпплкроссе

Заселившись в комнату, я поспешила на прогулку, так как время было еще раннее, и до ужина я вполне успевала осмотреть окрестности. Первым делом я обнаружила небольшую церковь в окружении кладбищенских крестов. Все очень древнее. Информационный стенд содержал массу полезной информации об этом месте, но только на гэльском языке. И ни слова по-английски! Такое я встретила здесь впервые.

Старое кладбище в Эпплкроссе

Далее я вышла к берегу небольшой тихой речки с кристально чистой водой. Ветви деревьев свисали над водой, солнце просвечивало сквозь весеннюю едва распустившуюся листву, искрилось в прозрачной воде. На дне был виден каждый камушек, маленькие шустрые рыбки сновали взад-вперед. Рыбки были, скорее всего, мальками атлантического лосося, которого здесь разводят и выпускают в дикую природу. Интересно, что лосось нерестится в пресной проточной воде горных рек, и там же вырастают мальки. Окрепнув, они возвращаются в океан и превращаются в огромных и очень вкусных промысловых рыб.

Кристальная форелевая речушка
Нежные распускающиеся деревья, щебет птиц и прозрачная тихая река - весна!
Чарующая красота весеннего леса

Тропа шла вдоль реки, затем прошла по вырубке. На месте срубленных деревьев были бережно посажены новые. Каменистую пустошь окружали черные скалы. Это даже были не скалы, а исполинская каменная гряда, вырастающая из земли, словно крепостная стена.

Лесными тропками
Черные каменные скалы похожи на крепостные стены

Мне повстречались пасущиеся за ограждением кони и коровы. А еще стадо оленей, которые гуляли сами по себе. К оленям можно было подойти не ближе чем на 15–20 метров, и фотографировать было трудно, потому что они почти сливались с бурой прошлогодней растительностью.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
И снова милые лошадки, которые дали себя погладить
Олени пасутся повсюду в Эпплкроссе

Я вспомнила о времени уже ближе к 9 вечера. Нужно срочно найти место для ужина, и у меня было одно такое на примете. На карте я обнаружила ресторан под названием «Секретный сад», как раз где-то неподалеку от моего хостела. Но я не ожидала, что этот сад окажется и вправду секретным. Я ходила и бродила по дорожкам, навигатор показывал, что вот он тут должен быть. Но ничего похожего на ресторан не было. И не было ни одного человека, у кого можно было спросить. Я уже начала нервничать, потому что очень хотелось кушать, и перспектива остаться без ужина была пугающей. Наконец я увидела какое-то непонятное сооружение и курящую рядом девушку. Я бросилась к ней, и оказалось, что я пришла к ресторану с черного входа, а девушка — официантка. Она проводила меня внутрь через кухню. Таким образом, настоящий вход в секретный сад так остался скрыт от меня.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
В ресторане "Секретный сад"

Внутри было оживленно — вот, оказывается, где все люди! Несколько столиков стояло в закрытой части ресторана, за ними ели и пили дружные компании, а я заметила свободный столик на улице, на залитой солнцем полянке, в окружении зеленых стен из аккуратно подстриженных кустов. Наконец-то я буду кушать! И еще хотелось пива. Не успев изучить меню, я заметила, как мужчине за соседним столом принесли большую тарелку дымящихся крабовых ножек. Это было так красиво и пахло так вкусно, что я немедленно заказала то же самое. Крабов принесли быстро, пиво еще быстрее. Вот оно — пиршество! Чем не повод отпраздновать преодоление перевала и завершение длинного насыщенного дня?

Обменявшись одобрительными кивками по поводу выбора блюд и отсалютовав друг другу пивными бокалами, мы с соседом «по крабам» завязали непринужденную беседу. Все-таки иногда хочется с кем-то пообщаться, поделиться своими впечатлениями и узнать что-то интересное от другого путника. Мужчина по имени Кит оказался шотландцем, который решил преодолеть 500 миль по северному побережью в одиночку на велосипеде. Вот уж, поистине, отчаянный путешественник. Крутить педали по серпантину, практически без вещей, в дождь и в зной, преодолевая крутые подъемы, сопротивление ветра и неприязнь к быстрым автомобилистам — такое удовольствие понять мне было не под силу.

Восхитившись самоотверженностью Кита и пожелав ему удачи в пути, я попросила счет, чтобы скорее рвануть на пляж и увидеть закат. Выяснилось, что Кит уже давно ждет свой счет, но официанты куда-то запропастились. А мы все сидели и ждали. На улице стало холодать, солнце уже почти зашло, а счетов все еще не принесли. Не знаю, в чем там было дело, Кит даже ходил разбираться на кухню, но это не сильно помогло. Когда нас наконец рассчитали, встречать закат на пляже было уже поздно. Вот так порой нелепые случайности рушат наши идеальные планы.

Выйдя из секретного сада, мы попрощались, еще раз пожелав друг другу приятного путешествия. Кит сел на свой велик и умчался, вот она прелесть двухколесного друга — можно выпивать. А я потопала пешком к своему дому на эту ночь, по пути наблюдая прикольные облака в форме НЛО, а у самого хостела снова встретила оленей и каких-то птиц, типа куропаток. Было светло почти как днем, небо розовело закатными лучами, хотя на часах была половина двенадцатого.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 11й
Стадо оленей расположилось на ночлег прямо рядом с хостелом
Закатное небо и облака в форме летающих тарелок